Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:45, курсовая работа
Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: эффективность развития восприятия, вероятно, будет повышаться, если использовать дидактические игры.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность и особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Выявить и охарактеризовать методы развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………..6
Развитие восприятия у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………................................................................6
Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………..14
Методы развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………...19
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по развитию восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…..28
2.1 Диагностика уровня развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………………...28
2.2 Педагогический проект по развитию восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………....34
Заключение……………………………………………………………………….52
Список литературы………………………………………………………………55
Существуют разные методы развития восприятия. Одним из них могут быть дидактические игры.
Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил. Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта[7].
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.
Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.
По словам В.Н. Кругликова, дидактические игры – это вид занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения[14].
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя.
Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:
Иногда игры соотносятся с материалом:
Такие группировки игр подчеркивают их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.
Целью ниже приведенных игр является развитие восприятия ребенка, а так же различие и называние геометрические фигуры, их размер, соотнесение их с формой реальных предметов.
Игра “Какой он формы?”
Педагог показывает детям картинку с изображением подсолнуха и спрашивает: “Какой он формы?” Загадывает загадку про подсолнух:
Посадили зернышко,
Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвем.
Много зерен соберем.
Затем педагог предлагает детям посмотреть на свою одежду и найти на ней что-нибудь круглое (например, пуговицы, горошины на платье и т.д.).
Игра “Найди свой домик”.
Педагог кладет на пол два обруча на большом расстоянии друг от друга. Внутри первого обруча он помещает вырезанный из картона квадрат, внутри второго - круг. Детей надо разделить на две группы: у одних в руках квадрат, у других - круг. Затем педагог объясняет правила игры, которые заключаются в том, что ребята бегают по комнате пока играет музыка, а когда она закончится, должны найти свои домики. Те, у кого круг, бегут к обручу, где лежит круг, а те, у кого квадрат, - к обручу с квадратом. Когда дети разбегаются по местам, педагог проверяет, какие фигуры у детей, правильно ли они выбрали домик. При повторном проведении игры надо поменять местами фигуры, лежащие внутри обручей.
Игра “Разложи в коробки”.
Педагог объясняет задание ребятам: надо разложить фигуры по коробкам. Дети сначала должны рассмотреть их (на одной коробке нарисован круг, на другой - квадрат) и определить, в какую коробку, что нужно положить. Затем, по сигналу, раскладывают фигуры: круги - в коробочку с кругом, квадраты - с квадратом.
Игра “Цветные автомобили”.
Дети берут со стола любую из фигур: квадрат или треугольник. Это “номера” машин. Ворота – въезд в гаражи. Педагог предлагает ребятам представить себя машинами, у каждого - свой “номер”. Пусть несколько детей скажут, какой “номер” у них. “Машины” будут ездить по городу. По сигналу педагога: “Машины, в гараж!” - дети должны найти свой
гараж и въехать в него. Для этого надо посмотреть на ворота. Если фигура, нарисованная на них, такой же формы, что и в руках ребенка, можно въезжать. После окончания игры дети должны объяснить, почему они выбрали тот или иной гараж.
Игра повторяется, но необходимо переставить ворота или поменять
фигуры на них.
Игра “Отгадай”.
Дети становятся в круг, в центре которого находится педагог с мячом. Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет, который будет показан.
Вначале воспитатель показывает желтый круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что этот круг похож. Отвечает тот ребенок, которому педагог бросит мяч. Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например, на блин, на тарелку, на мяч, на солнце... Далее педагог показывает большой красный круг. Дети фантазируют: яблоко, помидор...
В игре принимают участие все дети. Для того, чтобы детям был более понятен смысл игры, педагог показывает им иллюстрацию. Так, красный круг - помидор, желтый круг - мяч.
Игра может проводиться со всеми геометрическими фигурами (например, квадрат. Похож на коробку, платок, пластинку жевательной резинки...).
Игра “Найди такую же фигуру”.
Перед детьми на столе геометрические фигуры (разной величины). Педагог показывает большой круг. Ребята должны выбрать и показать точно такой же круг, а затем объяснить, почему именно его они показали. Затем педагог просит кого-нибудь из детей показать любую другую фигуру, остальные также должны найти и показать точно такую же. Тот ребенок, который показывал, проверяет вместе с педагогом, правильно ли выбрали фигуры его друзья. Всегда следует уточнять, какую фигуру показал ребенок, какую и какого размера показали остальные дети. Игра повторяется 2-3 раза.
Игра “Догадайся, что я вижу”.
Педагог выбирает глазами предмет круглой формы, находящийся в комнате, и говорит детям, которые сидят по кругу: “Отгадайте, что я вижу: оно - круглое”. Ребенок, который отгадывает первым, становится ведущим вместе с педагогом. Игра повторяется 2-3 раза. Затем педагог предлагает отгадать детям, что он увидел квадратное и т.д.
Игра “Чудесный мешочек”.
Первый вариант: педагог кладет на стол одну из фигур и предлагает кому-то из детей, не подглядывая, найти такую же в мешочке. Достав фигуру, ребенок называет ее.
Второй вариант: педагог называет какую-нибудь геометрическую фигуру. Например, треугольник. Вызванный ребенок должен на ощупь найти его в мешочке, достать и назвать. Затем фигуру убирают обратно. После этого дети поочередно достают из мешочка геометрические фигуры и называют их.
Третий вариант: педагог предлагает одному ребенку достать из мешочка большой треугольник, а другому - маленький. После того, как дети выполняют задание, необходимо уточнить, какую фигуру достал каждый ребенок, какого она цвета и какой величины. Во время игры педагог может спросить у ребят: знают ли они, что значит “больше”? Объясняет это наложением меньшей фигуры на большую.
Игра “Найди предмет”.
У детей по одной фигуре. Педагог дает задание разойтись по комнате и найти какую-либо игрушку или предмет такой же формы. После чего ребенок объясняет, почему он ее принес.
Игра “Что изменилось”.
На фланелеграфе - геометрические фигуры. Педагог предлагает детям рассмотреть фигуры и запомнить их расположение. Затем просит детей закрыть глаза, а сам в это время убирает одну фигуру. Открыв глаза, дети говорят, что изменилось. Игра повторяется несколько раз, но теперь фигуру прячет ребенок.
Игра “Узнай форму предмета”.
Дети сидят за общим столом. У каждого ребенка карточка с геометрическими фигурами (можно разной величины). Педагог показывает маленький круг. Тот ребенок, у которого есть такая фигура, забирает маленький круг и кладет на свой. Педагог показывает другую фигуру, и снова тот, у кого есть такая фигура, забирает ее себе. И так до тех пор, пока не будут закрыты фигуры в ряду. Кто первый закроет все фигуры, тот и победитель.
Игра “Строители”.
Желательно
расположить столы таким
Педагог дает задание: “Сделайте из фигур домик”. Каждый ребенок делает дом, какой хочет. Педагог: “Возле дома посадите елку. Подумайте, из каких фигур ее можно сделать. Еще посадите ваш любимый цветок”. Во время выполнения заданий педагог спрашивает у детей, из каких фигур они сделали дом, елку. После того как дети выполнят задание, педагог задает вопросы: “Что выше: дом или елка? С какой стороны елка: слева или справа от дома? Что выше: елка или цветок?...”
В конце игры педагог предлагает детям посмотреть, какой дачный поселок получился: какие там дома, цветы.
Игра “Сделай узор”.
Педагог загадывает
детям загадки про
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад. Как зовут его?.. .(квадрат)
Ты на меня, ты на него, на всех нас посмотри,
У нас всего, у нас всего, у нас всего по три:
Три стороны, и три угла, и столько же вершин,
И трижды трудные дела мы трижды совершим.
Все в нашем городе друзья, дружнее не сыскать,
Мы ... семья, нас каждый должен знать, (треугольник)
Без конца, без края - линия прямая.
Хоть сто лет по ней иди - не найдешь конца пути, (круг)
На столе лежит карточка с геометрическими фигурами, на подносе -набор геометрических фигур. Педагог предлагает детям с помощью жеребьевки выбрать ведущего. Тот берет карточку и начинает диктовать узор, который изображен на ней. Например: “Положи большой красный круг, маленький синий треугольник...” и т.д. Дети выполняют задание ведущего. После того, как оно будет выполнено, играющие в паре проверяют, правильно ли выполнен рисунок.
Игра “Коврик для куклы”.
Ребенку предлагается сделать коврик, украшенный геометрическим орнаментом. Кукла Маша объясняет, какой коврик хотела бы получить. Например: “В середине большой круг, сверху квадрат, снизу треугольник, слева овал, справа прямоугольник”. Коврик можно делать из обычного листа бумаги, а фигуры либо рисовать, либо чертить по трафарету или выкладывать готовые.
Сначала ребенку сложно будет в точности выполнить заказ куклы. Ему предлагается повторить ее просьбу и по мере надобности напоминается, что делать дальше. Но, надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам запоминал последовательность действий и выполнял заказ куклы максимально точно. Пусть ребенок привыкнет к такому порядку: сначала следует заполнить середину, затем - верх, низ, левую и, наконец, правую сторону. Постепенно задание можно усложнять.
Игра “Магазин ковров”.
Если дети уже сделали несколько ковриков, то можно будет их “продавать”. Ребенок должен выбрать и купить для куклы коврик, который она попросит (дается описание нужного ковра). После этого ребенок, глядя на продающиеся ковры, объяснит кукле, какой ему нравится больше всего (надо добиваться последовательного описания и правильного употребления слов “в середине”, “сверху”, “снизу”, “слева”, “справа”). Кукла купит для него этот ковер.
Игра “Отгадай фигуру”.
Педагог показывает ребенку набор нарисованных геометрических фигур. Ребенок отмечает, что фигуры разные: есть треугольники, квадраты, круги, прямоугольники, овал... Кроме того, есть большие, а есть и маленькие фигуры и цвет их разный - красный, синий, зеленый.
Затем педагог выкладывает пять больших фигур разной формы и вынимает пять картинок: зонт, дом, мяч, дверь, огурец. Он спрашивает, какая из имеющихся фигур похожа на ту или иную картинку. Аналогично, выкладывая большую и маленькую фигуры (например, треугольники) и, показывая картинки с изображением мамы и ребенка, педагог говорит, что любая большая фигура может быть обозначена карточкой с изображением взрослого человека, а любая маленькая - карточкой с изображением ребенка. Затем объясняется, что если фигура зеленая, то она может быть заменена зеленым листиком, а если красная - красным флажком, а если синяя - синей сливой.