Проектирование деятельности педагога-психолога по развитию восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: эффективность развития восприятия, вероятно, будет повышаться, если использовать дидактические игры.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность и особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Выявить и охарактеризовать методы развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………..6
Развитие восприятия у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………................................................................6
Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………..14
Методы развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………...19
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по развитию восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…..28
2.1 Диагностика уровня развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………………...28
2.2 Педагогический проект по развитию восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………....34
Заключение……………………………………………………………………….52
Список литературы………………………………………………………………55

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая моя!!!.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

Педагог показывает любую фигуру и рассказывает, как  можно ее обозначить тремя различными картинками (если это большой красный  треугольник, то под ним размещаются  следующие картинки: мама, флажок, зонтик).

Вариант первый: каждый играющий получает какую-либо фигуру для обозначения. Выигрывает тот, кто быстро и правильно выполнит задание.

Второй вариант: обратная задача. Играющие обозначили фигуру, перевернули ее, поменялись местами и отгадывают, какая фигура была у соседа. После отгадывания проверяют правильность ответа, перевернув карточку с фигурой.

Третий вариант: играющие не выкладывают, а только называют, какими картинками можно обозначить ту или иную фигуру.

Первый раз  необходимо проверить результат  работы ребенка, чтобы убедиться, что  условия игры приняты и выполнены. В случае ошибки задание объясняется еще раз.

Переходить  к устному варианту обозначений  можно только при полной уверенности, что ребенок усвоил принцип замещения. “Какая фигура спрятана, если выложены картинки - мама, слива, домик?” или

“Какие картинки надо выложить, если у нас имеется маленький красный кружок?” Можно предложить ребенку самому придумать, какими другими картинками можно обозначить каждую фигуру.

Таким образом, методом развития восприятия могут  являться дидактические игры, т.к. ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. В них развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильное.

 

Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по развитию восприятия у детей дошкольного  возраста с общим недоразвитием речи.

2.1 Диагностика  уровня развития восприятия у  детей дошкольного возраста с  общим недоразвитием речи.

Описываемые далее  методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя  одновременно с характеристиками самих  перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации.

Методика  «Чего не хватает на этих рисунках?»

Суть этой методики состоит в том, что ребенку  предлагается серия рисунков, представленных на рисунке 1(Приложение 1). На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий  психодиагностику с помощью секундомера  фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Оценка результатов:

10 баллов –  ребенок справился с заданием  за время меньшее, чем 25 секунд, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов – время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 секунд.

6-7 баллов –  время поиска всех недостающих  предметов заняло от 31 до 35 секунду.

4-5 баллов –  время поиска всех недостающих  предметов составило от 36 до 40 секунд.

2-3 балла –  время поиска всех недостающих  предметов оказалось в пределах  от 41 до 45 секунд.

    1. балл – время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 секунд.

Выводы об уровне развития:

10 баллов –  очень высокий.

8-9 баллов –  высокий.

4-7 баллов –  средний.

2-3 балла  - низкий.

    1. балл – очень низкий.

Все дети справились с заданием за время больше, чем 45 секунд. В связи с этим можно  сделать  вывод, что у детей  очень низкий уровень восприятия. Из-за недоразвития восприятия дети на рисунках видят, что все детали присутствуют. Исходя, из этого можно сделать вывод о том, что ребенок видит рисунок полноценным, не обращая внимания на недостающие детали.

Методика «Узнай, кто это»

Прежде чем  применять эту методику, ребенку  объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Психодиагностическое  обследование при помощи данной методики проводится следующим образом. Ребенку показывают рисунок 2(Приложение 1), на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводится 10 секунд. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 секунд – ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке.

Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему  пришлось просмотреть прежде, чем  принять окончательное решение.

Оценка результатов:

10 баллов – ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее чем 10 секунд, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака.

7-9 баллов –  ребенок установил, что на данном  рисунке изображена собака, только  по фрагменту изображения «б»,  затратив на это в целом от 11 до 20 секунд.

4-6 баллов –  ребенок определил, что это  собака, только по фрагменту «в»,  затратив на решение задачи  от 21 до 30 секунд.

2-3 балла –  ребенок догадался, что это  собака, лишь по фрагменту «г»,  затратив от 30 до 40 секунд.

0-1 балл –  ребенок за время, большее чем  50 секунд, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев  все три фрагмента «а», «б»  и «в».

Выводы об уровне развития:

10 баллов –  очень высокий.

8-9 баллов –  высокий.

4-7 баллов –  средний.

2-3 балла  - низкий.

0-1 балл –  очень низкий.

Дети не смогли догадаться, что за животное, просмотрев все  три фрагмента «а», «б» и «в». Каждый ребенок затратил на это время  больше чем 50 секунд. Таким образом, дети по отдельным частям рисунка  не воспринимают целый предмет. Соответственно, они не воспринимают части предмета.

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько  контурных рисунков, в которых  как бы «спрятаны» многие известные  ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок 3(Приложение 2) и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел  полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что  ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 3, составляет 14

Оценка результатов:

10 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 секунд.

8-9 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 секунд.

6-7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 секунд.

4-5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 секунд.

2-3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 секунд.

0-1 балл – за время, большее чем 60 секунд, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития:

10 баллов –  очень высокий.

8-9 баллов –  высокий.

4-7 баллов –  средний.

2-3 балла  - низкий.

0-1 балл –  очень низкий.

Дети больше чем за 60 секунд не смогли найти все 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка, они преждевременно переходят от одного рисунка к другому. Исходя из этого, наложенные друг на друга предметы не воспринимаются детьми.

Методика  «Чем залатать коврик?»

Цель этой методики – определить, насколько ребенок  в состоянии, сохраняя в кратковременной  и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая  наглядные задачи. В данной методике применяются картинки, представленные на рисунке 4(Приложение 2). Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Оценка результатов:

10 баллов –  ребенок справился с заданием  меньше чем за 20 секунд.

8-9 баллов –  ребенок решил правильно все  четыре задачи за время от 21 до 30 секунд.

6-7 баллов –  ребенок затратил на выполнение  задания от 31 до 40 секунд 

4-5 баллов – ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 секунд.

2-3 балла –  время работы ребенка над заданием  заняло от 51 до 60 секунд.

0-1 балл –  ребенок не справился с выполнением  задания за время свыше 60 секунд.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов –  высокий.

4-7 баллов –  средний.

2-3 балла  - низкий.

    1. балл – очень низкий.

Дети не справились с заданием за время свыше 60 секунд. Можно сделать вывод, что детям не удалось соотнести то, что они увидели с недостающей частью. Исходя из этого, у детей возникает проблема с соотношением целого и части предмета.

У детей дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи зрительное восприятие отстает  от нормы. Недостаточно сформировано восприятие целостного образа предмета и отдельных  его частей: увеличивается время восприятия предмета, неуверенность в правильности выполнения задания, ошибки опознания предмета и его частей.

 

 

2.2 Педагогический  проект по развитию восприятия  у детей дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи.

Аннотация проекта:

Дошкольный  возраст – это важный этап в  развитии психики ребенка, который  создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период не какой-то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития. Для развития любого психического процесса существует «свой» сенситивный период. Очень важно не пропустить благоприятный момент развития у ребенка того или иного психического процесса. Созданный мной педагогический проект ориентирован на работу по развитию восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Цель  проекта: обучение детей основным действиям и правилам восприятия, развитие умения различать отдельные свойства предметов, их особенностей и назначения.

Задачи:

  1. Учить детей объединить свойства предметов в целостный образ предмета.
  2. Учить узнавать знакомые предметы, замечать их отличия и сходства.
  3. Продолжить ознакомление с новыми незнакомыми предметами и явлениями, применяя на практике перцептивные (обследовательские) действия.
  4. Развивать восприятие формы, цвета, величины, пространства.
  5. Расширять кругозор детей.
  6. Обучать детей действиям с предметами, помогать обнаруживать основные свойства предметов, их назначение, особенности.
  7. Формировать познавательную активность, любознательность.

Учитывая своеобразие  развития психики детей этого  возраста, особенности восприятия, непроизвольность развития психических  процессов, в частности, внимания, мною использованы следующие блоки занятий.

Блоки занятий:

  1. Вводные занятия.
  2. Занятия на развитие восприятия формы.
  3. Занятия на развитие восприятия цвета.
  4. Занятия на развитие восприятия величины.
  5. Занятия на развитие мелкой и общей моторики.

Информация о работе Проектирование деятельности педагога-психолога по развитию восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи