Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:45, курсовая работа
Цель исследования: дать теоретическое обоснование методам развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: эффективность развития восприятия, вероятно, будет повышаться, если использовать дидактические игры.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность и особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Выявить и охарактеризовать методы развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………..6
Развитие восприятия у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………................................................................6
Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………..14
Методы развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………………………...19
Глава 2. Проектирование деятельности педагога-психолога по развитию восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…..28
2.1 Диагностика уровня развития восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………………...28
2.2 Педагогический проект по развитию восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи………………………………………....34
Заключение……………………………………………………………………….52
Список литературы………………………………………………………………55
В предложенном проекте цели игр, развивающих восприятие формы, цвета, величины – не указываются, т.к. на всех занятиях, учитывая возраст, данные цели схожи.
Для каждого вида восприятия (цвета, формы, величины) разработана, подобрана система дидактических игр, которые постепенно усложняются в соответствие с уровнем развития перцептивных действий.
Длительность занятий 15-35 минут в зависимости от настроения группы, утомляемости, количества детей и т.д.
Тематическое планирование занятий:
Блоки занятий: |
Занятия: |
Количество часов: |
Блок I: Вводные занятия. |
Занятие 1 |
20 минут |
Занятие 2 |
15 минут | |
Занятие 3 |
20 минут | |
Блок II: Занятия на развитие восприятия формы. |
Занятие 6 |
20 минут |
Занятие 7 |
20 минут | |
Занятие 8 |
20 минут | |
Блок III: Занятия на развитие восприятия цвета. |
Занятие 4 |
20 минут |
Занятие 9 |
20 минут | |
Занятие 10 |
30 минут | |
Блок IV: Занятия на развитие восприятия величины. |
Занятие 9 |
20 минут |
Блок V: Занятия на развитие мелкой моторики и общей моторики. |
Занятие 5 |
15 минут |
Занятие 7 |
20 минут | |
Итог: |
3 часа 20 минут |
Содержание занятий:
Занятие 1.
Цель: создание эмоционального благополучного микроклимата в группе, закрепление умения детей представиться незнакомому человеку, продолжение ознакомления с геометрическими фигурами.
Игра «Волшебный мяч»
Цель: закреплять умение становиться в круг, создавать эмоциональный комфорт для общения взрослого с детьми, учить в процессе общения называть свое имя и фамилию. Вызывать чувство радости и собственной значимости.
Взрослый просит детей стать в круг. У него в руках мяч: «Ребята, сегодня утром в своем кабинете я нашла этот мяч. Он волшебный. Он умеет разговаривать. Когда мячик узнал, что я иду к вам в гости, то стал проситься взять его с собой. Поэтому мы сегодня к вам вдвоем пришли. Я знаю, как вас зовут, а мячик не знает. Мы сейчас с ним познакомимся. Приготовьте ручки. Кому в руки я дам волшебный мячик, тот громко и четко скажет, как его зовут». Взрослый обходит с мячом по очереди всех детей.
Пальчиковая гимнастика, сидя в круге на паласе.
Игра «Спрятались от дождика» (форма)
Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.
Игровая ситуация: «В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?»
Дети: «Под зонтики».
Взрослый: «Верно, но посмотрите, под красным зонтиком спрячем только круги, под зеленым – квадраты, под синим – треугольники».
Дети по одному выполняют действия.
Игра «Собери капельки в стакан» (цвет)
Перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Попросить детей собрать капельки в стакан, но перед этим взрослый положил в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек». На этом занятии используются цвета: красный, синий, желтый.
Игра «Грибочки и ежик» (величина)
На фланелеграфе – лес, три грибочка разного размера. Появился ёж. Он просит детей помочь ему разобраться где самый большой, где большой, а где маленький грибок. Детям необходимо назвать, показать и поставить по порядку.
Итог занятия: Ёжик благодарит детей за помощь, называя их по именам.
Занятие 2.
Цель: создание благоприятного эмоционального фона; формирование восприятия отдельных свойств предметов: формы, цвета и величины.
Игра «На что похожа эта фигура»
Цель: учить детей группировать предметы по форме.
Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).
Игра «Помоги рыбкам» (на фланелеграфе)
На фланелеграфе – море, большие рыбки – мамы трёх цветов (желтого, красного, синего) и много маленьких рыбок тех же цветов. Взрослый рассказывает детям, что мамы выплыли с детками на прогулку, вдруг на море поднялся ветер, море зашумело, заволновалось, маленькие рыбки запутались в водорослях и потерялись. «Ребята, давайте поможем малькам найти своих мамочек. Какого цвета мама рыбка, такого цвета и мальки».
Игра «Большой и маленький предмет»
Цель: развивать восприятие величины, учить сравнивать.
Детям показывают парные предметы, которые отличаются по величине, называя её: Это большой мячик, это маленький мячик (стол, грибок, кубик, кукла, ведерко, лопатка и т.д.)
Взрослый:
Пальчиковая гимнастика
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Упражнения:
Совместное рассматривание картинок в книге «Где мы были летом» серии «Крапуз»
Цель: расширять знания детей об окружающим мире, активизировать речь и внимание детей, развитие эмоционального мира детей.
Вопросы:
Итог занятия: словесное поощрение каждого ребенка, слова благодарности.
Занятие 3.
Цель: закрепление знаний о признаках осени, полученных на речевых занятиях; учить называть цвета, закреплять умение сравнивать предметы по цвету.
Беседа об осени
Взрослый:
Расправив широкие
крылья,
Над желтым простором полей.
Плывет в небесах эскадрилья
Спешащих на юг журавлей.
Осенний старательный ветер
Листву по дороге разнос.
И серые тучи на небе
Прольются осенним дождем.
Вопросы:
Игра «Подбери шарик» (цвет)
Педагог: «Ребята у нас сегодня праздник, прекрасное настроение, давайте украсим нашу группу. Возьмите каждый по флажку (вырезанные из цветного картона). А теперь подберите воздушный шарик по цвету схожий с вашим флажком. Назовите какого цвета у вас шарик и флажок. Давайте украсим группу».
Игра «Посади на свою скамеечку» (форма)
Заранее приготовленные геометрические фигуры и скамеечки из картона (на столе).
Педагог: Дети, пока мы вами украшали группу, кто-то тут у нас расшумелся. Давайте подойдем поближе и посмотрим, что здесь происходит. А-а, мне все стало понятно. Это геометрические фигурки вышли на прогулку, бегают, прыгают, резвятся. Кажется они уже устали, давайте мы им предложим отдохнуть на скамеечках. Треугольники посадим на эту скамеечку, кружочки – на другую скамеечку, квадраты – на третью. А теперь каждый возьмет по фигурке и «посадит» на ту, на которой сидят точно такие же геометрические фигуры.
Игра «Выбери пуговки» (величина)
Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.
Рассказываем стихи руками.
Цель: снятие напряжения, монотонности речи, соблюдение речевых пауз; формирование правильного произношения; развивать воображение; активизировать мыслительную деятельность детей.
Веточки на яблоньке повисли от печали |
Руки вверху, «дерево», наклоны туловища и рук в стороны на каждое слово |
Яблоки на веточках висели и скучали |
Руки вверху, кисти рук свободно опущены вниз, взмахи кистями рук на каждое слово |
Девочки и мальчики ветки раскачали |
Наклон туловища вперед, руки делают размашистые движения в стороны (как маятник) на каждое слово |
Яблочки о землю громко застучали |
Полуприседая хлопаем ладонями по коленям |
Занятие 4.
Цель:
Материал к занятию: разноцветные елочки разной высоты, цветы разного цвета, в центре которого геометрические фигуры, карточки для определения цвета цветка и формы геометрической фигуры, бланки с наложенными друг на друга контурными изображениями диких животных (2 контурных изображения, отличающиеся друг от друга цветом), калька, фломастеры, карандаши.
Игра «Волшебный лес».
Дети заходят в кабинет, видят на полу разноцветные елочки разной величины и разноцветные цветы, в центе которых нарисованы геометрические фигуры. Педагог спрашивает:
Дидактическая игра «Угадай цветок и найди животное».
Педагог раздает детям карточки, на которых обозначен цвет цветка и геометрическая фигура, которая находиться в центре этого цветка. Каждый ребенок сначала называет, какой цветок ему нужно найти, а потом находит его среди множества цветов.
Перевернув цветок, дети по контурному изображению узнают животных, которые живут в этом лесу.
Дидактическое упражнение на развитие слухового восприятия «Голоса диких животных». Дети слушают фрагменты голосов диких животных и угадывают их.
Дидактическое упражнение «Ау». Педагог предлагает детям встать в круг, повернуться спинами друг к другу, закрыть глаза и угадывать, кто из детей по сигналу педагога будет говорить «Ау».
Продуктивная деятельность. Обведение через кальку или на аппарате наложенных друг на друга изображений (дети выбирают то животное, которое дети узнали на своем цветочке).
Физкультминутка: имитация движений диких животных, которых рисовали дети.
Занятие 5.
Цель: развитие тактильного восприятия детей.
«Поймай киску»
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.