Профилактика агрессивного поведения ребёнка средствами социально-культурной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:06, практическая работа

Краткое описание

Цель исследования — изучение особенностей агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста и выявление средств его профилактики в процессе социально-культурной деятельности. ДОУ.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие агрессивности и агрессивного поведения на основе анализа зарубежной и отечественной психолого - педагогической литературы.
2. Изучить особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………………8
1. 1. Понятие агрессии и агрессивности в российских и зарубежных теориях………………………………………………………………………………..8
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте и влияние семьи на формирование детской агрессивности……….......20
1.3. Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблем профилактики детской агрессивности и агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......31
1.4. Процесс социально – культурной деятельности, способствующий профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......41
Глава 2. Особенности социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения в профилактике агрессивного поведения ребенка………………………………………………………………………………48
2.1. Состояние проблемы агрессивного поведения старших дошкольников………………………………………………………………………49
2.2. Программа профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности………………………………….59
2.3. Условия результативности реализации программы профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………..........63
Заключение………………………………………………………………………….70
Библиографический список используемой литературы…………………………73
Приложения……………………………………………………………………........77

Вложенные файлы: 1 файл

profilaktika_agressivnogo_povedeniya..._dlya_detskogo_sada..doc

— 527.50 Кб (Скачать файл)

 

С.А. Филимонова

 

 

 

 

 

 

Профилактика агрессивного поведения  ребёнка средствами социально-культурной деятельности

 

Собственное методическое исследование

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 Содержание 

Введение………………………………………………………………………….......4

Глава 1.  Теоретическое обоснование  проблемы агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста   в процессе  социально-культурной деятельности…………………………………………………………………………8 
1. 1.  Понятие агрессии и агрессивности в российских и зарубежных теориях………………………………………………………………………………..8

1.2. Особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте и влияние семьи на формирование детской агрессивности……….......20

1.3. Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблем профилактики   детской агрессивности и агрессивного поведения ребенка дошкольного  возраста………………………………………………………………………….......31

1.4. Процесс социально – культурной деятельности, способствующий профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......41

Глава  2. Особенности  социально-культурной деятельности  дошкольного образовательного учреждения  в профилактике агрессивного поведения ребенка………………………………………………………………………………48

2.1.  Состояние  проблемы  агрессивного поведения старших  дошкольников………………………………………………………………………49

2.2.  Программа   профилактики  агрессивного поведения дошкольников  в процессе  социально-культурной деятельности………………………………….59

2.3. Условия  результативности  реализации программы профилактики агрессивного поведения дошкольников  в процессе  социально-культурной деятельности…………………………………………………………………..........63

Заключение………………………………………………………………………….70

Библиографический список используемой литературы…………………………73

Приложения……………………………………………………………………........77

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

    

 

 

 

     Введение

     Актуальность исследования.

     Современное  состояние российского общества, характеризующееся  изменяющейся социальной структурой, неблагоприятной экономической ситуацией, дифференциацией стилей жизни различных социальных групп обуславливают появление все более возрастающего интереса к положению детей, к особенностям процесса их социализации, к содержанию детства и направлениям его изменения.

     Детство, особый период жизни человека, особая фаза не только в психофизическом, но и социальном созревании, когда определяются основные линии развития индивида, формируется и закладывается фундамент личности, это время становления ребенка как полноценного члена человеческого сообщества.

     Повышенная  агрессивность детей является  одной из наиболее острых проблем.  Проявляющихся в период детства  не только для педагогов и  психологов, но и для общества  в целом, ведь она является  отражением тех кризисных явлений,  которые переживает семья и все общество в целом. 

     Проблема агрессивного поведения ребенка находит свое отражение в теоретических исследованиях.  Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения и  его психологических механизмов, но  ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми.

     Те или  иные формы агрессии характерны  для большинства детей. Однако  известно, что у определенной  категории детей агрессия как  устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

     Особенно  важным изучение агрессивности  является в 6-7 летнем возрасте, когда эта черта находится  в стадии своего становления  и когда еще можно предпринять  своевременные корригирующие методики по ее профилактики  в процессе  педагогической, психологической и социально-культурной деятельности.

     Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью объяснения природы агрессивного поведения детей  и выявления методов и технологий  профилактики данной проблемы развития ребенка  в процессе социально-культурной деятельности .

     Цель исследования — изучение особенностей агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста и выявление средств его профилактики в процессе   социально-культурной деятельности. ДОУ.

     Объект исследования — процесс социально-культурной деятельности ДОУ.

     Предмет исследования - особенности профилактики агрессивного поведения ребенка 6-7 летнего возраста  в процессе  социально-культурной деятельности.

     В соответствии  с целью, объектом, предметом и  гипотезой исследования поставлены  следующие задачи:

     1.  Определить  понятие агрессивности и агрессивного  поведения на основе анализа  зарубежной и отечественной психолого - педагогической литературы.

     2. Изучить  особенности проявления агрессивного  поведения ребёнка в дошкольном  возрасте.

     3.  Определить  специфику взаимодействия ДОУ  и семьи при   решении проблем  агрессивного поведения ребенка  дошкольного возраста.

     4. Выявить  особенности  процесса социально – культурной деятельности, способствующего профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста.

     5. Изучить  состояние проблемы  агрессивного  поведения старших дошкольников  в условиях ДОУ.

     6. Разработать и апробировать программу профилактики агрессивного поведения дошкольника   в процессе   социально-культурной деятельности.

     7. Определить  условия  эффективности реализации программы профилактики агрессивного поведения дошкольника в процессе социально-культурной деятельности.

     Гипотеза исследования: если процесс социально-культурной деятельности  ДОУ строится на взаимодействии  педагогов и родителей, то это может способствовать профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:

     -  повышение  эмоционального благополучия ребенка  в семье и группе детского  сада;

     - учет индивидуальных  особенностей  эмоционально когнитивной  регуляции поведения ребёнка;

     -  освоение  педагогами и родителями социально приемлемых способов разрешения конфликтов.

     - использование  в деятельности ДОУ системы методов и технологий СКД как средств в профилактике агрессивного поведения.

    

Методы исследования.

1. Контент - анализ  педагогической, психологической литературы по теме исследования;

2. Целенаправленное наблюдение  за агрессивными проявлениями  старших дошкольников по отношению  к сверстникам в естественных  условиях  группы детского сада.

3. Психологические и педагогические  методы исследования системы межличностных связей в группе детского сада и определения положения каждого ребенка в ней (тесты, беседы);

4. Опрос родителей с целью изучения особенностей их воспитания детей в семье.

     База исследования: ДОУ №19 города Зеленогорска, подготовительная группа в составе 21 человека и их родителей.

     Практическая  значимость исследования заключается в разработке и апробации программы профилактики агрессивного поведения ребенка  в процессе   социально-культурной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Теоретическое обоснование  проблемы агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста   в процессе  социально-культурной деятельности

Задачи:

         1.  Определить понятие агрессивности  и агрессивного поведения на  основе анализа зарубежной и отечественной психолого - педагогической литературы.

2. Изучить особенности  проявления агрессивного поведения  ребёнка в дошкольном возрасте.

3. Определить специфику взаимодействия  ДОУ и семьи при   решении  проблем агрессивного поведения  ребенка дошкольного возраста.

4. Выявить особенности   процесса социально – культурной деятельности, способствующего профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Понятие агрессии  и агрессивности в российских  и зарубежных теориях

 

 

     Изучению  и анализу проблемы агрессивности  человека посвящены многочисленные  зарубежные исследования ( А. Адлер,  А. Бассу, А. Бандура, Л. Берковиц, Дж. Доллард, З.Фрейд, К. Лоренц, М.Зильман, Э.Фромм).

 Проявления агрессии  у людей бесконечны и разнообразны.  Рассмотрим данные понятия с точки зрения А. Бассу:

- агрессия – это любое поведение,  содержащее угрозу или наносящее  ущерб другим;

- агрессия – это  действия, включающие в себя намерение  обиды или оскорбления;

- агрессия – это попытка нанесения  другим телесных или физических повреждений;

- агрессия – это враждебное  поведение в отношении окружающих  людей;

- агрессия – это  любая форма поведения, нацеленного  на оскорбление или нанесение  вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. 

     По мнению  А. Г. Бассу агрессия бывает  двух типов: физическая и вербальная.

 Физическая агрессия  бывает:

- активная - прямая (применение  силы по отношению к другому  человеку, нанесение телесных повреждений,  избиение, ранение огнестрельным  или холодным оружием и  активная – непрямая (направленная на другое лицо окольными путями);

- пассивная – прямая (стремление с помощью физической  силы не позволить другому  человеку достичь желаемой цели) и пассивная – непрямая (отказ  от выполнения необходимых задач: отказ уходить с улицы в конце прогулки).

     Вербальная  агрессия бывает:

- активная – прямая (словесное оскорбление, критика,  унижение другого человека) и   активная – непрямая (распространение  злой клеветы, сплетен о другом  человеке);

- пассивно – прямая (отказ разговаривать с человеком, отвечать на его вопросы) и пассивно – непрямая (отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения) [7].

     Необходимо  проанализировать наиболее известные  теоретические подходы изучения  агрессии, отраженные   в теории: З. Фрейда и его дочери А. Фрейд,  К. Лоренца,  Дж. Долларда, Л. Берковица, А. Бандуры, К. Лоренца, А. Адлера, М. Зильмана.

     Огромного  внимания заслуживает теория  влечения (психоаналитический подход), основоположником которой является   Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежное. В человеке существует два мощных инстинкта: сексуальный (либидо), когда энергия направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни и инстинкт влечения к смерти, когда энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение.

     Продолжателем идей З. Фрейда стала  его дочь А. Фрейд, уделившая большое внимание проблемам детской агрессивности. На богатейшем клиническом материале А. Фрейд конкретизировала основные положения классического психоанализа о детском развитии, обогатив их психоаналитическим учением о сознании или, в терминологии А. Фрейд, психологическом «Я» ребенка.

     Этологический  подход представлен в работах  К. Лоренца, который придерживался  эволюционного подхода к агрессии, что совпадало с позицией З.Фрейда. Он считал, что агрессия берет  начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание и агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Функциями развертывания агрессивных действий будут количество накопленной агрессивной энергии и наличие стимулов, облегчающих разрядку агрессии.

Информация о работе Профилактика агрессивного поведения ребёнка средствами социально-культурной деятельности