Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:06, практическая работа
Цель исследования — изучение особенностей агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста и выявление средств его профилактики в процессе социально-культурной деятельности. ДОУ.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие агрессивности и агрессивного поведения на основе анализа зарубежной и отечественной психолого - педагогической литературы.
2. Изучить особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте.
Введение………………………………………………………………………….......4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………………8
1. 1. Понятие агрессии и агрессивности в российских и зарубежных теориях………………………………………………………………………………..8
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте и влияние семьи на формирование детской агрессивности……….......20
1.3. Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблем профилактики детской агрессивности и агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......31
1.4. Процесс социально – культурной деятельности, способствующий профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......41
Глава 2. Особенности социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения в профилактике агрессивного поведения ребенка………………………………………………………………………………48
2.1. Состояние проблемы агрессивного поведения старших дошкольников………………………………………………………………………49
2.2. Программа профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности………………………………….59
2.3. Условия результативности реализации программы профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………..........63
Заключение………………………………………………………………………….70
Библиографический список используемой литературы…………………………73
Приложения……………………………………………………………………........77
На основе
полученных данных можно
1. Изучив состояние
проблемы агрессивного
2. Разработанная и апробированная программа профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе СКД способствовала снижению агрессивного поведения дошкольников. Она строилась на взаимодействии педагогов и родителей в ДОУ и способствовала профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста при повышение эмоционального благополучия ребенка в семье и группе детского сада, учете индивидуальных особенностей эмоционально когнитивной регуляции поведения ребенка, освоение педагогами и родителями социально приемлемых способов разрешения конфликтов, реализации средств СКД по профилактике агрессивного поведения.
3. Соблюдая условия эффективности по профилактике агрессивного поведения ребенка в процессе СКД и изменении отношения ребенка к окружающим людям, выработку социальных навыков решения проблем неагрессивным путем были достигнуты положительные результаты:
выявлено, что 28,57% детей имеют слабый уровень агрессивности, 71,43% средний, 0% высокий и 0% повышенный уровень агрессивности и данная программа по работе с агрессивными проявлениями детей позволила снизить уровень проявления агрессивных тенденций в детском коллективе. Таким образом, если процессы социально-культурной деятельности строятся на взаимодействии педагогов и родителей в ДОУ, то проявления агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста идут на снижение.
Важнейшим
условием эффективной профилакт
Проведенное исследование по теме «Профилактика агрессивного поведения ребенка в процессе социально-культурной деятельности» было направлено на изучение особенностей агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста и выявление средств его профилактики в процессе социально-культурной деятельности ДОУ.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи.
В ходе решения первой задачи осуществлен анализ большого числа работ зарубежных и отечественных авторов, который показал, что проблема агрессивности и агрессивного поведения рассматривается многими исследователями, представляющими различные взгляды на понятие агрессии, ее механизмы и возможные причины. В данном исследовании рабочим понятием является определение агрессии как формы поведения, включающей в себя угрозу, желание напасть, враждебность, а также насильственные действия, наносящие вред объектам нападения, не желающих подобного обращения.
При изучении
особенностей агрессивного
Решение третьей задачи было направлено на определение понятия взаимодействия ДОУ и родителей. Было выявлено, что взаимодействие ДОУ и семьи представляет собой целостный процесс согласования, взаимного влияния и интеграции целей, ценностей, смыслов, опыта семейного и дошкольного воспитания. Педагогическое взаимодействие ДОУ и семьи предполагает создание условий для успешной самореализации ребенка, обеспечение его личностного роста, формирования мотивации к учению,
сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации с целью построения единой системы воспитания ребенка в детском саду, семье, социуме.
Анализ
теоретической литературы в
Важнейшим условием эффективной профилактики становления агрессивных форм поведения является изменение отношения к окружающим людям и выработку социальных навыков решения проблем неагрессивным путём. Такие изменения медленно, но верно ведут к искоренению факторов, предрасполагающих агрессивных детей к опасным выпадам против других людей.
В ходе решения пятой задачи, изучив состояние проблемы агрессивного поведения старших дошкольников в условиях ДОУ, в ходе первичной диагностики были выявлены следующие проблемы детей с агрессивным поведением: враждебность, гнев; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся; мало общительны; погружены в себя, а также обозначилась необходимость обучения детей открытому проявлению своих чувств, переживаний, способам как общения детей друг с другом, так и выхода из разных негативных эмоциональных состояний.
Шестая задача по разработке и апробировании программы профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе СКД включала следующие направления: провести программу профилактики и определить ее результативность. Программа способствовала снижению агрессивного поведения дошкольников и строилась на взаимодействии педагогов и родителей в ДОУ, что способствовало профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста.
Программа
профилактики агрессивного
1. Алексеева Л.С.
2. Алябьева Е.А. Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994, - 87-89 с.
4. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник – М.: Юрист, 1996. – 366 с.
5. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования.- М., Просвещение, 1984, - 16 с.
6. Бандура А. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. СПб.: Речь, 2007. – 236 с.
7. Басс А.Г. Психология агрессии. Вопросы психологии. – М.: ТЦ Сфера, 1967, №3. – 204 с.
8. Берковиц Л. Агрессия:
причины, последствия и
9. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. – М.: Институт РАН, 1995. – 368 с.
10. Бреслав Г.М. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с.
11. Бреслав Г.М. Педагогическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и диленантов. – СПб.: Речь, 2007. – 144 с.
12. Бреслав Г.М. Эмоциональные
особенности формирования
23. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. - Московский государственный университет культуры и искусств, 2004. - 621 с. 24. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Акудемия», 2002. – с. 416
27. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Уч.пособие. - М.: МГУК, 1993.
28. Кудрина Е.Л., Рудич Л.И. Система планирования в организации социально-культурной сферы. - М., 1999.
29. Кузыщин Г.М. Проектирование социально-культурных процессов: Уч. пособие. - Пермь, 2001. – 458 с.
30. Культура и образование. Проблема взаимодействия. Вопросы философии. - 1997. - № 2. – 142 с.
32. Левитов Н.Д. «Психологическое состояние агрессии», - М., 1999., - 74 с.
33. Лешли Д. Работать
с маленькими детьми, поощрять
их развитие и решать проблемы.
40. Руманцева Т.Г. Агрессия и контроль. Вопросы психологии. 1992, №5,6.- 236 с.
41. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. Вопросы психологии.1991. №1. – 94 с.
42. Сельченок К.В. Психология человеческой агрессивности. – Мн., 1999. – 158 с.
44. Сигимова М.Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников: игры-занятия. – Волгоград: Учитель, 2009. – 166 с.
47. Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен: Уч.пособие. - СПб., 2003. - 208 с.
48. Титов Б.А. Электронный вариант книги, 338 с.
49. Холостова Е.И. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. – М.: РГСУ, 2002., с. 205
Приложение 1
Понимание агрессивности старшими дошкольниками
ВОПРОС |
ОТВЕТЫ агрессивных детей |
ОТВЕТЫ неагрессивных детей |
1.Каких людей ты считаешь агрессивными? |
Маму и папу, потому что они ругаются, бьют, дерутся (50% опрошенных детей) |
Индейцев, бандитов, охотников, потому что они убивают людей и животных (62% мальчиков, 81% девочек) |
2.Как бы ты поступил,
если бы встретился с |
Дрался, ударил бы (85% мальчиков, 26% девочек), Обрызгала, испачкала (46% девочек) |
Прошёл бы мимо, отвернулся (84% мальчиков, 40% девочек) Позвала бы на помощь знакомых (60% девочек) |
3.Как бы ты поступил,
если бы встретился с |
Стал бы драться (91% мальчиков, 59% девочек) Убежала бы (41% девочек) |
Ушёл бы, убежал (82% мальчиков, 53% девочек) |
4.Считаешь ли ты себя агрессивным? |
Нет – 87% мальчиков, 56% девочек Да – 13% мальчиков, 44% девочек |
Нет – 91% мальчиков, 100% девочек Да – 9% мальчиков |