Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:06, практическая работа
Цель исследования — изучение особенностей агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста и выявление средств его профилактики в процессе социально-культурной деятельности. ДОУ.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие агрессивности и агрессивного поведения на основе анализа зарубежной и отечественной психолого - педагогической литературы.
2. Изучить особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте.
Введение………………………………………………………………………….......4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………………8
1. 1. Понятие агрессии и агрессивности в российских и зарубежных теориях………………………………………………………………………………..8
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте и влияние семьи на формирование детской агрессивности……….......20
1.3. Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблем профилактики детской агрессивности и агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......31
1.4. Процесс социально – культурной деятельности, способствующий профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......41
Глава 2. Особенности социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения в профилактике агрессивного поведения ребенка………………………………………………………………………………48
2.1. Состояние проблемы агрессивного поведения старших дошкольников………………………………………………………………………49
2.2. Программа профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности………………………………….59
2.3. Условия результативности реализации программы профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………..........63
Заключение………………………………………………………………………….70
Библиографический список используемой литературы…………………………73
Приложения……………………………………………………………………........77
Лоренц
отмечал, что кроме
Обращает
на себя внимание
Основные положения:
- фрустрация всегда
приводит к агрессии в какой-
- агрессия всегда является результатом фрустрации.
Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации из-за угрозы наказания и происходит «смещение», в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека. Агрессивное поведение человека можно контролировать.
Новое звучание эта тема получила благодаря работам известного ученого Леонарда Берковица, который является соавтором фрустрационной теории агрессии и выдвигает предположение о том, что фрустрация вызывает озлобленность и эмоциональную готовность реагировать агрессивно.
Фрустрация, от латинского frustratio, - это психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности или желания при наличии непреодолимых или труднопреодолимых преград, сопровождающееся различными отрицательными переживаниями: раздражением, разочарованием, тревогой, отчаянием и др. Фрустрация не является следствием лишения желаемого, а возникает в результате глубокого расхождения между уровнем запросов и реальных достижений человека [22].
Если человек действовал по задуманному плану и ему помешали, то он ощущает большую досаду (фрустрацию), которая проявляется в гневе, враждебности, в агрессивных действиях по отношению к препятствующему человеку или объекту [8]. В более поздних своих работах Л. Берковиц подверг пересмотру свою теорию и пришел к выводу, что в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии лежат эмоциональные и познавательные процессы; признает, что агрессия бывает импульсивной, не подвластной контролю рассудка.
Заслуживает внимания теория социального учения (бихевиоральная модель), где А. Бандура описывает изучение человеческого поведения, ориентированного на образец как: агрессия, приобретаемая посредством биологических факторов (гормоны, нервная система) и учения (например, непосредственный опыт, наблюдение). Агрессия провоцируется:
1) воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание);
2) неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация);
3) побудительными мотивами (например, деньги, восхищение);
4) инструкциями (например, приказы);
5) эксцентричными убеждениями (например, параноидальными убеждениями);
- агрессия регулируется:
1) внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия);
2) викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других);
3) механизмами саморегуляции (например, гордость, вина).
Значит, теория
социального учения утверждает,
что агрессия проявляется
В процессе своей работы Э. Фром рассматривал два разных вида агрессии: оборонительную или «доброкачественную», которая способствует выживанию человека и имеет биологические корни и «злокачественную», это деструктивность и жестокость, которая определяется психологическими и социальными факторами [14]. А нобелевский лауреат Кондрат Лоренц писал, что влечение к агрессии встроено в психику человека, и для своего проявления она не нуждается во внешней угрозе или внутренней фрустрации. Она возникает спонтанно и нуждается в разрядке. Биологическую природу агрессивности, по его мнению, подчеркивают успехи селекционеров, выводящих как агрессивные породы собак, петухов и пр., так и неагрессивные (такие как сембернар, ньюфаундленд) [11].
Таким образом, З. Фрейд и К. Лоренц представили эволюционный подход к агрессии. Дж. Доллард и Леонард Берковец, являясь авторами фрустрационной теории предположили, что у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии и оно может быть перенесено с реального обидчика на другой объект или человека, то есть происходит смещение агрессии. И.Л.Берковец и К. Лоренц признают, что агрессия бывает импульсивной и не подвластной контролю рассудка, возникающей спонтанно и нуждающейся в разрядке. Альфред Адлер и М. Зильман описали, как большинство людей реагируют на провокацию ответной реакцией и чтобы избежать этого необходима выработка конструктивных и неагрессивных привычек. Согласно теории Альберта Бандуры, особенности поведения развиваются путем подражания другим людям и, наблюдая насилие в семье ребенок вырастит агрессивным. Необходимо найти возможности предотвращения агрессии или взять ее под контроль.
Итак, многие
авторы сходятся на том, что
агрессия – это любая форма
поведения, нацеленная на
Для того
чтобы, рассмотреть проблему
агрессии и агрессивного
Как отмечает Асмолов А.Г. агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности) [22].
Л.М. Семенюк
пишет, что встречаются разные
трактовки этого понятия: во-
В отечественной
психологии агрессивность
Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, ведь агрессия считается неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.
Структуру
агрессивного проявления
1) По направленности: агрессия, направленная вовне и аутоагрессия, направленная на себя.
2) По цели: интеллектуальная и враждебная.
3) По методу выражения: физическая и вербальная.
4) По степени выраженности: прямая и косвенная.
5) По наличию инициативы: инициативная и оборонительная.
Н.Д. Левитов
под агрессией подразумевает
вредоносное поведение: злые
- познавательный (ориентировка в ситуации, ее понимание, выделение объекта для нападения, идентификация своих «наступательных» средств);
- эмоциональный (появление
гнева, принимает иногда форму
аффекта, ярости, способствуя утрате
контроля над совершаемыми дейс
- волевой (целеустремленность,
настойчивость, решительность,
Он разделяет агрессию
на инициативную и оборонную, а также
выделяет общественно и этически
оправданное агрессивное
В нашем столетии предметом систематического научного исследования стали криминальные аспекты агрессии. Они раскрыты в работах Ю.М. Антонян, В.В. Гульдман, И.А. Кудрявцева. Ю.Б. Можгинский исследует эмоциональные и кризисные механизмы агрессивного поведения личности, а И.А. Фурмановым проведен теоретический анализ многочисленных концепций и механизмов агрессии и условно определены уровни агрессии. Критерием данных уровней являются субъектно-объектные отношения. По мнению В.Г. Леонтьева агрессия является необычной формой адаптации человека к неблагоприятным ситуациям. Она выражается в вербальной агрессии (частых ссорах с коллегами, друзьями, членами семьи и т.д.), а иногда и в физической агрессии (драках, кусании, пинании ногами). Неконструктивность агрессивных реакций, по мнению авторов, выражается в неумении устанавливать контакты с социальным окружением, в отсутствии гибкости, пластичности при решении любых проблем, в наличии большого количества неразрешенных конфликтов. Для них характерны: высокая эмоциональная неустойчивость, подозрительность, напряженность.
Важную
роль в формировании
Многих
исследователей волнует
В данной проблеме, как указывает А.Г. Асмолов, важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребенку [5].
А.Г. Асмолов в предисловии к книге К. Бютнера «Жить с агрессивными детьми», говоря о росте преступности среди детей, отмечает необычность ситуации, которая состоит в том, что точкой приложения социальных, экономических и педагогических усилий общества становится исправление и профилактика жестокости, а не воспитание миролюбия.
Интересно
мнение Льва Семеновича Выготского.
Он описывал тему насилия в
фантазиях современных детей
и доказал, что агрессивные
воображения формируются под
воздействием увиденных в
Даниил
Борисович Эльконин считает,
Как справедливо
отмечает И.А. Фурманов, тема детской
агрессивности долгое время
Итак, отдельные вопросы изучения агрессии нашли отражение в работах отечественных психологов: Н.Д. Левитова, Т.Г. Румянцевой, В.В. Знакова, К. Изарда, Л.М. Семенюк, В.Н.Мясищева, Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., которые под агрессией понимают состояние, включающее в себя угрозу, желание напасть, враждебность, а также насильственные действия, наносящие вред объектам нападения. Профессор Н.Д.Левитов выделяет в агрессии познавательный, эмоциональный и волевые компоненты, которые требуют понимания ситуации.