Профилактика агрессивного поведения ребёнка средствами социально-культурной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:06, практическая работа

Краткое описание

Цель исследования — изучение особенностей агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста и выявление средств его профилактики в процессе социально-культурной деятельности. ДОУ.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие агрессивности и агрессивного поведения на основе анализа зарубежной и отечественной психолого - педагогической литературы.
2. Изучить особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………………8
1. 1. Понятие агрессии и агрессивности в российских и зарубежных теориях………………………………………………………………………………..8
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте и влияние семьи на формирование детской агрессивности……….......20
1.3. Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблем профилактики детской агрессивности и агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......31
1.4. Процесс социально – культурной деятельности, способствующий профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......41
Глава 2. Особенности социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения в профилактике агрессивного поведения ребенка………………………………………………………………………………48
2.1. Состояние проблемы агрессивного поведения старших дошкольников………………………………………………………………………49
2.2. Программа профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности………………………………….59
2.3. Условия результативности реализации программы профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………..........63
Заключение………………………………………………………………………….70
Библиографический список используемой литературы…………………………73
Приложения……………………………………………………………………........77

Вложенные файлы: 1 файл

profilaktika_agressivnogo_povedeniya..._dlya_detskogo_sada..doc

— 527.50 Кб (Скачать файл)

- учить детей активно  воспринимать предложения «инициатора»: высказывать свое отношение к предложению, соглашаться словами благодарности или в корректной форме выражать свое несогласие и объяснять его, то есть формировать позицию партнера;

- формировать заинтересованное  отношение к деятельности партнеров как участников общего дела (оказать помощь, дать совет и т.д.);

- формировать умение  высказывать и отстаивать свое  мнение; развивать эмпатию.

     1.Система  игровых занятий.

     Приведенные  ниже занятия рекомендуется проводить  один раз в неделю со всеми детьми или в триаде, начиная со знакомства детей с положительными эмоциями.

     Цель данных  занятий:

- знакомить детей с  разными эмоциями: радостью, любовью,  злостью, гневом, страхом, завистью;

- учить детей различать  эмоции по схематическим изображениям (пиктограммам);

- учить понимать свои  чувства и чувства других людей,  уметь говорить об этом;

- учить детей активно  воспринимать предложения «инициатора»: высказывать свое отношение к  предложению, соглашаться словами  благодарности или в корректной  форме выражать свое несогласие и объяснять его, то есть формировать позицию партнера;

- формировать заинтересованное  отношение к деятельности партнеров  как участников общего дела (оказать  помощь, дать совет и т.д.);

- формировать умение  высказывать и отстаивать свое  мнение;

- развивать эмпатию.

Занятие 1. Радость. Упражнения: прослушивание пьесы Чайковского  П.И.; выражение радости в танце.

Занятие 2. Радость (рисование  красками).

Занятие 3. Любовь. Упражнения: построение пирамиды любви; рисование.

Занятие 4. Злость. Упражнения: рисование, физические упражнения на расслабление.

     2. Система  тематических занятий с детьми.

     Выражение  чувств радости – горя. Чтение  отрывка произведения К. И.  Чуковского «Федорино горе».

     Выражение  чувства злости. Чтение отрывка  из произведения Корнея Ивановича Чуковского «Мойдодыр».

     3. Система  работы с родителями.

     Система  работы с родителями включает  обучение их и проведение совместно  – в ДОУ с детьми, а в домашних  условиях родители с детьми - такого  метода как аутогенная тренировка.

     Аутогенная  тренировка (AT) - метод психотерапии, основанный на самовнушении. Aутогенную тренировку желательно проводить под медленную приятную музыку.

     Дети сидят  на стульях в произвольной  удобной позе или лежат на  кроватях. Глаза должны быть закрыты. Многие фразы повторяются два раза. AT имеет четыре фазы: 1) расслабление мышц и расширение сосудов; 2) сюжетное воображение; 3) самопрограммирование; 4) закрепление.

Эффективней проводить AT перед сном.

      Как  показала практика, очень хорошие результаты дает совместная терапия ребенка и родителя. Для детей подготовительной группы целесообразно проведение совместной игротерапии. После беседы ребенку предоставляется возможность самостоятельно поиграть, а в это время специалист может проводить обсуждение разных проблем со взрослыми. Потом игра проводится вместе с родителем и специалистом. Темы для совместных игр выбирается по инициативе ребенка. Взрослые создают эмоциональный фон для игры и участвуют в ней на «равных» с ребенком. Игра может происходить за столом или небольшой ширмой, по обе стороны которой располагаются участники. Специалист старается, чтобы один из персонажей был из сказки, в которых мальчишки отличаются агрессивным поведением (Петрушка, Буратино  и пр.). Затем играют в игру, предлагаемую родителем. В этом случае игра может воспроизводить некоторые семейные проблемы и специалист незаметно направляет игру так, чтобы эти проблемы прозвучали. После обсуждения этой игры специалист предлагает свою игровую ситуацию и видно, как игра отражает агрессивное поведение героев, хотя персонажи действуют более адекватно и успешно, чем в повседневной жизни.   Так же важно, чтобы, проигрывая ситуации, родители и дети менялись ролями, ведь это помогает лучше понять свое поведение в повседневной жизни и способствует развитию у всех членов семьи не только навыков руководства, но и подчинения. 

     После совместной  терапии родители относятся к  детям более спокойно, внимательно,  адекватно и последовательно,  что приводит к решению проблемы  агрессивного ребенка, производится коррекция отношений между ребенком и родителями, а заодно – и между самими супругами. Объединяющим семью фактором становится совместная деятельность всех ее членов, направленная на помощь ребенку: семейные праздники, участие в конкурсах, День Матери, День Семьи, посещение театров, музеев, спектаклей, библиотек, выставок и др.

      Оказывается психолого-педагогическая помощь родителям: консультирование, беседы, род собрания, диспуты, «круглые столы» и др.

     Программа  строилась на основе развития  взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ, что способствовало профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста при соблюдении следующих условий: повышение эмоционального благополучия ребенка, учете его индивидуальных особенностей, освоения педагогами и родителями приемлемых способов разрешения конфликтов, использовании средств СКД для профилактики агрессивного поведения ребенка.

2.3. Условия результативности реализации программы профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурно – деятельности

 

По итогам  реализации программы профилактики агрессивного поведения ребенка в процессе социально-культурной деятельности была проведена вторичная диагностика.   Цель   - определить эффективность использования  программы профилактики агрессивного поведения в процессе социально-культурной деятельности, достигнутой путем повышения эмоционального благополучия ребенка, учета его индивидуальных особенностей, разъяснения родителям способов разрешения конфликтов и использовании средств СКД.

      Вторичная  диагностика включала следующие  методы:  

- анкетирование   родителей  (анкета разработана Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.),

     Результаты  повторной оценки  уровня агрессивности  детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 38%детей имеют слабый уровень агрессивности,  52% средний, 10% высокий, а повышенный  уровень агрессивности не выявлен (см.  диаграмму 2.4).

 

 

    

 

 

    Диаграмма  2. 4. Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников

на контрольном этапе  эксперимента

- повторное  структурализированное  наблюдение за детьми, проводимое  воспитателем (методика диагностики  агрессивного поведения детей,  разработанная Лаврентьевой Г.П.).

 

     Таблица  2.3. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике  Лаврентьевой Г.П.  на контрольном этапе эксперимента

Уровень агрессивности

Слабый

Средний

Высокий

Повышенный

7 детей 

14 детей

     -

   -

33%

67%

     -

   -


 

     Рассмотрим  диаграмму 2.5, которая показывает  оценку уровня агрессивности детей-дошкольников на контрольном этапе эксперимента.

 

     Диаграмма  2.5. Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников

по методикам на контрольном  этапе эксперимента

     По результатам  проведения  диагностики агрессивного поведения детей на контрольном этапе эксперимента: было выявлено, что 28,57% детей имеют слабый уровень агрессивности, 71,43% средний, 0% высокий и 0% повышенный уровень агрессивности.

     По результатам  контрольного этапа эксперимента можно сделать вывод, что из 21 ребенка у четверых выявлен слабый уровень агрессивности.

     Средний  уровень агрессивности - у семнадцати    детей.

     Дети, имеющие  на констатирующем этапе эксперимента  высокий и повышенный уровень  агрессивности на контрольном этапе показали средний уровень.

     Высокий  и повышенный уровни агрессивности  на контрольном этапе не были  выявлены у детей данной экспериментальной  группы.

     По результатам экспериментальной  работы можно сделать вывод, что агрессия естественна для людей, а адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания, особенно в групповом коллективе.

     Педагоги и родители пришли к совместному решению, что если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

  Взрослым необходимо  вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей. В процессе работы педагоги и родители старались своим поведением показать образец конструктивного поведения и направляли его на снижение напряжения в конфликтной ситуации. Использовали следующие приемы:

  1. нерефлексивное слушание;
  2. пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
  3. внушение спокойствия невербальными средствами;
  4. прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
  5. использование юмора;
  6. признание чувств ребенка.

      Как  показала практика, дети довольно  быстро перенимают неагрессивные  модели поведения. Главное условие  – искренность взрослого, соответствие  его невербальных реакций словами. 

      Были  ситуации, когда приходилось использовать сохранение положительной репутации ребенка, которому очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него – публичное осуждение и негативная оценка. Дети стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения. Для сохранения положительной репутации мы старались:

  1. публично минимизировать вину ребенка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
  2. не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить наше требование по-своему;
  3. предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

     Если взрослый  будет настаивать на полном  подчинении (то есть на том,  чтобы ребенок не только немедленно  сделал то, что вы хотите, но  и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв  агрессии.

   Анализировать  поведение надо после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

     В процессе  реализации программы профилактики агрессивного поведения детей было выявлено, что наиболее эффективным является  метод установления с ребенком обратной связи в беседах, играх, трудовых поручениях, в занимательной деятельности и пр. Для этого использовались следующие приемы:

  1. констатация факта («ты ведешь себя агрессивно»);
  2. констатирующий вопрос («ты злишься?»);
  3. раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
  4. обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
  5. апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

     Устанавливая  обратную связь с агрессивным   ребенком, взрослый человек должен  проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя,  касается только конкретного проступка, ребенок должен понять, что родители или педагоги любят его, но против того, как он себя ведет.

     Таким образом, реализация программы профилактики с агрессивными проявлениями детей в процессе социально-культурной деятельности, построенной   на взаимодействии педагогов и родителей в ДОУ, позволила снизить уровень проявления агрессивных тенденций в детском коллективе.

Информация о работе Профилактика агрессивного поведения ребёнка средствами социально-культурной деятельности