Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:06, практическая работа
Цель исследования — изучение особенностей агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста и выявление средств его профилактики в процессе социально-культурной деятельности. ДОУ.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие агрессивности и агрессивного поведения на основе анализа зарубежной и отечественной психолого - педагогической литературы.
2. Изучить особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте.
Введение………………………………………………………………………….......4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………………8
1. 1. Понятие агрессии и агрессивности в российских и зарубежных теориях………………………………………………………………………………..8
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте и влияние семьи на формирование детской агрессивности……….......20
1.3. Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблем профилактики детской агрессивности и агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......31
1.4. Процесс социально – культурной деятельности, способствующий профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......41
Глава 2. Особенности социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения в профилактике агрессивного поведения ребенка………………………………………………………………………………48
2.1. Состояние проблемы агрессивного поведения старших дошкольников………………………………………………………………………49
2.2. Программа профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности………………………………….59
2.3. Условия результативности реализации программы профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………..........63
Заключение………………………………………………………………………….70
Библиографический список используемой литературы…………………………73
Приложения……………………………………………………………………........77
- учить детей активно воспринимать предложения «инициатора»: высказывать свое отношение к предложению, соглашаться словами благодарности или в корректной форме выражать свое несогласие и объяснять его, то есть формировать позицию партнера;
- формировать заинтересованное отношение к деятельности партнеров как участников общего дела (оказать помощь, дать совет и т.д.);
- формировать умение высказывать и отстаивать свое мнение; развивать эмпатию.
1.Система игровых занятий.
Приведенные
ниже занятия рекомендуется
Цель данных занятий:
- знакомить детей с разными эмоциями: радостью, любовью, злостью, гневом, страхом, завистью;
- учить детей различать эмоции по схематическим изображениям (пиктограммам);
- учить понимать свои
чувства и чувства других
- учить детей активно
воспринимать предложения «
- формировать заинтересованное
отношение к деятельности
- формировать умение высказывать и отстаивать свое мнение;
- развивать эмпатию.
Занятие 1. Радость. Упражнения:
прослушивание пьесы
Занятие 2. Радость (рисование красками).
Занятие 3. Любовь. Упражнения: построение пирамиды любви; рисование.
Занятие 4. Злость. Упражнения: рисование, физические упражнения на расслабление.
2. Система тематических занятий с детьми.
Выражение чувств радости – горя. Чтение отрывка произведения К. И. Чуковского «Федорино горе».
Выражение чувства злости. Чтение отрывка из произведения Корнея Ивановича Чуковского «Мойдодыр».
3. Система работы с родителями.
Система
работы с родителями включает
обучение их и проведение
Аутогенная тренировка (AT) - метод психотерапии, основанный на самовнушении. Aутогенную тренировку желательно проводить под медленную приятную музыку.
Дети сидят на стульях в произвольной удобной позе или лежат на кроватях. Глаза должны быть закрыты. Многие фразы повторяются два раза. AT имеет четыре фазы: 1) расслабление мышц и расширение сосудов; 2) сюжетное воображение; 3) самопрограммирование; 4) закрепление.
Эффективней проводить AT перед сном.
Как показала практика, очень хорошие результаты дает совместная терапия ребенка и родителя. Для детей подготовительной группы целесообразно проведение совместной игротерапии. После беседы ребенку предоставляется возможность самостоятельно поиграть, а в это время специалист может проводить обсуждение разных проблем со взрослыми. Потом игра проводится вместе с родителем и специалистом. Темы для совместных игр выбирается по инициативе ребенка. Взрослые создают эмоциональный фон для игры и участвуют в ней на «равных» с ребенком. Игра может происходить за столом или небольшой ширмой, по обе стороны которой располагаются участники. Специалист старается, чтобы один из персонажей был из сказки, в которых мальчишки отличаются агрессивным поведением (Петрушка, Буратино и пр.). Затем играют в игру, предлагаемую родителем. В этом случае игра может воспроизводить некоторые семейные проблемы и специалист незаметно направляет игру так, чтобы эти проблемы прозвучали. После обсуждения этой игры специалист предлагает свою игровую ситуацию и видно, как игра отражает агрессивное поведение героев, хотя персонажи действуют более адекватно и успешно, чем в повседневной жизни. Так же важно, чтобы, проигрывая ситуации, родители и дети менялись ролями, ведь это помогает лучше понять свое поведение в повседневной жизни и способствует развитию у всех членов семьи не только навыков руководства, но и подчинения.
После совместной
терапии родители относятся к
детям более спокойно, внимательно,
адекватно и последовательно,
что приводит к решению
Оказывается психолого-
Программа строилась на основе развития взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ, что способствовало профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста при соблюдении следующих условий: повышение эмоционального благополучия ребенка, учете его индивидуальных особенностей, освоения педагогами и родителями приемлемых способов разрешения конфликтов, использовании средств СКД для профилактики агрессивного поведения ребенка.
По итогам реализации
программы профилактики агрессивного
поведения ребенка в процессе
социально-культурной деятельности была
проведена вторичная
Вторичная
диагностика включала
- анкетирование родителей (анкета разработана Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.),
Результаты повторной оценки уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 38%детей имеют слабый уровень агрессивности, 52% средний, 10% высокий, а повышенный уровень агрессивности не выявлен (см. диаграмму 2.4).
на контрольном этапе эксперимента
- повторное
Таблица 2.3. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. на контрольном этапе эксперимента
Уровень агрессивности | |||
Слабый |
Средний |
Высокий |
Повышенный |
7 детей |
14 детей |
- |
- |
33% |
67% |
- |
- |
Рассмотрим диаграмму 2.5, которая показывает оценку уровня агрессивности детей-дошкольников на контрольном этапе эксперимента.
по методикам на контрольном этапе эксперимента
По результатам проведения диагностики агрессивного поведения детей на контрольном этапе эксперимента: было выявлено, что 28,57% детей имеют слабый уровень агрессивности, 71,43% средний, 0% высокий и 0% повышенный уровень агрессивности.
По результатам контрольного этапа эксперимента можно сделать вывод, что из 21 ребенка у четверых выявлен слабый уровень агрессивности.
Средний уровень агрессивности - у семнадцати детей.
Дети, имеющие
на констатирующем этапе
Высокий
и повышенный уровни
По результатам экспериментальной работы можно сделать вывод, что агрессия естественна для людей, а адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания, особенно в групповом коллективе.
Педагоги и родители пришли к совместному решению, что если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.
Взрослым необходимо вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей. В процессе работы педагоги и родители старались своим поведением показать образец конструктивного поведения и направляли его на снижение напряжения в конфликтной ситуации. Использовали следующие приемы:
Как
показала практика, дети довольно
быстро перенимают
Были ситуации, когда приходилось использовать сохранение положительной репутации ребенка, которому очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него – публичное осуждение и негативная оценка. Дети стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения. Для сохранения положительной репутации мы старались:
Если взрослый
будет настаивать на полном
подчинении (то есть на том,
чтобы ребенок не только
Анализировать поведение надо после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.
В процессе
реализации программы профилакт
Устанавливая обратную связь с агрессивным ребенком, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя, касается только конкретного проступка, ребенок должен понять, что родители или педагоги любят его, но против того, как он себя ведет.
Таким образом, реализация программы профилактики с агрессивными проявлениями детей в процессе социально-культурной деятельности, построенной на взаимодействии педагогов и родителей в ДОУ, позволила снизить уровень проявления агрессивных тенденций в детском коллективе.