Профилактика агрессивного поведения ребёнка средствами социально-культурной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:06, практическая работа

Краткое описание

Цель исследования — изучение особенностей агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста и выявление средств его профилактики в процессе социально-культурной деятельности. ДОУ.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие агрессивности и агрессивного поведения на основе анализа зарубежной и отечественной психолого - педагогической литературы.
2. Изучить особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………………8
1. 1. Понятие агрессии и агрессивности в российских и зарубежных теориях………………………………………………………………………………..8
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте и влияние семьи на формирование детской агрессивности……….......20
1.3. Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблем профилактики детской агрессивности и агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......31
1.4. Процесс социально – культурной деятельности, способствующий профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......41
Глава 2. Особенности социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения в профилактике агрессивного поведения ребенка………………………………………………………………………………48
2.1. Состояние проблемы агрессивного поведения старших дошкольников………………………………………………………………………49
2.2. Программа профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности………………………………….59
2.3. Условия результативности реализации программы профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………..........63
Заключение………………………………………………………………………….70
Библиографический список используемой литературы…………………………73
Приложения……………………………………………………………………........77

Вложенные файлы: 1 файл

profilaktika_agressivnogo_povedeniya..._dlya_detskogo_sada..doc

— 527.50 Кб (Скачать файл)

     По мнению  Киселевой Т.Г., социализация личности  начинается в младенчестве и  заканчивается в глубокой старости. Процесс освоения огромного СК опыта предполагает включение личности в систему общественных отношений, ведь каждая социальная роль объединяет множество культурных норм, правил, стереотипов поведения.

     Развитие  человека происходит в процессе взаимодействия в семье, социальной группе или культуре, к которой он принадлежит. На формирование личности и воспитание оказывают влияния среда обитания, ближайшее окружение, нормы, ценности, педагогические воздействия, самовоспитание и саморегулирование поведения.

     Социально-культурная микросреда, ближайшее окружение человека, включает в себя множество составных элементов — микросред досуга и общения. К ним относятся:

- среда общения в  семье; с ближайшими родственниками, с друзьями, соседями по квартире, дому, двору;

- среда личностного  общения в дошкольных учреждениях,  школе, техникуме, вузе; внешкольная,  внеучебная и внесемейная среда  общения; - производственно-трудовая  среда общения; 

-среда внеличностного  общения (влияние средств массовой информации, общение с книгой, искусством, природой, животными и т.д.); круг общения по профессии, а также непрофессиональным интересам, временным увлечениям.

     В настоящее время в социально-культурной деятельности быстрыми темпами развиваются психологические факторы, условия и механизмы.  Они  определяют эффективность и результативность индивидуальных и коллективных занятий участников социально-культурных общностей.         Психология и, в частности, социальная психология, служит той наукой, которая помогает достигать поставленных целей, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения детей и взрослых.

     В ДОУ используются следующие  направления психопрофилактической работы  с агрессивными дошкольниками:

- обучение агрессивных  детей способам саморегуляции,  умением владеть собой;

- обучение дошкольников  приемлемым способам выражения  гнева;

- отработка навыков  общения в конфликтных ситуациях;

- формирование таких  качеств как эмпатия и доверие;

- работа с родителями агрессивных детей.

     Представляется  необходимым на ранних стадиях  развития личности обучать цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, чтобы уже к 5-6 годам у ребенка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.

     Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств оптимизации социально-культурной среды, окружающей его. Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности ребенка может осуществляться в процессе социально- культурной деятельности.

     Именно  в досуговой деятельности дети знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Как известно, отклоняющееся поведение детей является следствием нарушения процесса социализации. И ее коррекция возможна лишь через вовлечение в сферу досуговой деятельности, так как здесь дети более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных ценностей, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.

     При рассмотрении  культурно-досуговой деятельности  как педагогического процесса, важное  значение имеет определение наиболее  эффективных форм и методов  воздействия, составляющих в системе  методику, которая позволяет достигнуть  социально-педагогических целей в работе с детьми склонными к агрессивному поведению.

     Основными  способами снижения агрессивности детей дошкольного возраста  являются  игры, хоровое пение, участие в самодеятельности; творческая деятельность (лепка, рисование, пересказ, придумывание сказок, сочинение стихов); песочная терапия; сказкотерапия, аутогенная тренировка; упражнения на устойчивость к стрессу.

     Упражнения, направленные на развитие устойчивости  к стрессу применяем на занятиях  с детьми данной группы. Перед упражнениями дети должны сделать несколько традиционных упражнений для разминки и настроиться на правильное выполнение упражнений на устойчивость к стрессу. Очень важно настойчиво убеждать дошкольников, что в процессе занятия и после него они будут лучше себя чувствовать, им будет легче дышаться, придут хорошее настроение, спокойствие, поэтому они сами должны стремиться к этому, стараться добросовестно выполнять упражнения и представлять эти улучшения (приложение).

     Агрессивные  дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Поэтому, если агрессор сможет посочувствовать жертве, его агрессия в следующий раз будет слабее. Именно с этой целью  в работе с агрессивным ребёнком используются упражнения по формированию чувства эмпатии.

     Полученные  данные исследователем Холтом свидетельствуют о том, что человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических заболеваний таких, как крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень и др. [17]. Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Важно научиться самим и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослого негативные эмоции, а вслед за этим услышавших о себе что-то приятное – уменьшается желание действовать агрессивно. Помочь детям доступным способом выразить гнев поможет упражнение «Мешочек для криков» или игра «Обзывалки», «Листок гнева».

     Сказкотерапия  как способ преодоления агрессивности  используется в работе с детьми  дошкольного возраста. Сказка - это  образ, принадлежащий и взрослому  миру и миру ребёнка. В каждой  сказке заложен философский, духовный смысл. На занятиях могут использоваться народные или авторские художественные сказки, затем идёт обсуждение по сказке, задаются вопросы.

     Песочная  терапия помогает ребёнку с  помощью построения  песочных  картин отразить все свои переживания, негативные чувства на песке.  Ребёнок выступает организатором среды, где чувствует себя комфортно и безопасно, где у него есть собственное пространство, где он — Творец. Для снятия физического напряжения ребёнка использовать игры с песком, водой и глиной.

     Таким образом,  можно сделать следующие выводы: 

1.  Анализ социальной  работы российских и зарубежных  центров позволяет рассмотреть  практическую деятельность с  агрессивными детьми в различных  направлениях. Общее в работе  с агрессивными детьми основано на повышении принятия себя и других, что способствует снижению индивидуального и группового уровня агрессивности и улучшению здоровья дошкольников.

2.  Важнейшим условием  эффективной профилактики агрессивных  форм поведения является изменение отношения к окружающим людям и выработку социальных навыков решения проблем неагрессивным путём. Такие изменения маленьких агрессоров медленно, но верно ведут к искоренению факторов, предрасполагающих агрессивных детей к опасным выпадам против других людей.

3. Социально- культурная деятельность имеет различные формы при работе с агрессией детей, ведь агрессивные дошкольники нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача специалистов в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку.  Социально-культурная деятельность в профилактике агрессивного поведения детей включает массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, познавательно-развлекательные игры и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности  социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения в профилактике агрессивного поведения ребенка

Задачи:

1. Изучить состояние  проблемы  агрессивного поведения  старших дошкольников в условиях  ДОУ.

2. Разработать  и  апробировать программу профилактики  агрессивного поведения дошкольника   в процессе   социально-культурной деятельности.

3. Определить условия  эффективности реализации программы профилактики агрессивного поведения дошкольника в процессе социально-культурной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Состояние проблемы агрессивного поведения старших дошкольников

     По мере  того, как дошкольники переходят  от преимущественного общения  с родителями к общению со  сверстниками, они испытывают воздействие  самых разнообразных социальных  факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Общество сверстников имеет огромное значение в формировании взглядов, ценностных ориентаций и поведения ребенка. Оно передает своим членам разнообразную информацию, корректирует самооценку ребенка и представляет ему модели для подражания - детское общество способно регулировать поведение детей, оказывать им психологическую поддержку. Социальные ожидания детской группы заставляют ребенка вести себя в соответствии с ними.

Определяя состояние  проблемы агрессивного поведения старших дошкольников, необходимо выделить основные факторы, влияющие на возникновение агрессивного поведения как такового:

- положение ребенка  в системе межличностных связей  группе детского сада;

- внутриличностные факторы;

- стиль воспитательных  воздействий взрослых;

- факторы фрустрации  и др.

     Проведенное  нами исследование позволяет  выявить влияние всех вышеперечисленных  факторов на агрессивность детей  в экспериментальной группе.

     В эксперименте  приняла участие подготовительная  группа в количестве 21 ребенка ДОУ № 19 г. Зеленогорска. В группе испытуемых 10 мальчиков и 11 девочек  в возрасте 6-7 лет и их родители.    

     Для решения  поставленных задач исследования  в констатирующей части , важно  изучить социальную ситуацию  развития детей, то есть,  особенности воспитания их в семье и группе детского сада, особенности воспитательных воздействий родителей и воспитателей, а также систему межличностных связей в экспериментальных группах детского сада.

     Таким образом,  исследование проходило в несколько этапов:

- сбор информации, составление   характеристики семей;

-  изучение  стиля  общения воспитателя с детьми;

- диагностика системы  межличностных связей детей в  группе;

- диагностика агрессивных  проявлений в поведении детей;

- разработка программы профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности;

- выявление результативности  реализации программы.

     Рассмотрим  этап, связанный с диагностикой  состояния проблем поведения   агрессивных дошкольников.

     1) Сбор информации и составление   характеристики семей старших дошкольников, имеющих проявления агрессивного поведения методом беседы, опроса, наблюдения, анкетирования родителей.

     На данном этапе проводилось изучение условий воспитания  ребенка в семье, для чего использовался опрос родителей и детей.

     В экспериментальной  группе в среднем было 75% семей  двухпоколенных  и около 20% трехпоколенных, где проживали бабушки и дедушки.  Причем большинство семей двухдетных 53,5%, однодетных в среднем 43% и 3,5%  трехдетных.

Таблица 2.1.Данные об образовании  родителей

Образование родителей

% соотношение по группе

Высшее у обоих

29%

Высшее у одного из родителей

41%

Среднее и средне-специальное

30%


 

     Материальные  и бытовые условия в семьях  воспитанников в отдельных семьях ниже среднего, так как ДОУ находится в рабочем районе города. Также следует сказать, что 5% воспитанников составляют дети работников этого же сада, материальное положение которых находится на низком уровне.

     Рассматривая  воспитательные меры воздействия родителей по отношению к детям можно наблюдать следующую картину: родители применяют (одни чаще, другие реже) физические наказания и считают их одним из средств воспитания ребенка. Физические наказания от всех видов наказаний составляют в группе  - 30%.

     Необходимо  также отметить, что по признанию  самих детей, физические наказания  применяются в несколько раз  чаще, чем об этом свидетельствуют  сами родители.

    

2) Диагностика системы межличностных связей детей в группе.

    Наиболее полную характеристику дает социометрический эксперимент, вскрывающий групповые межличностные отношения. Этот эксперимент был предложен американским психиатром Дж. Морено [34].

     О положении  ребенка в группе можно судить  на основании его социометрического статуса, который рассматривается Я.Л. Коломенским  как один из важнейших факторов положения личности в подсистеме личных отношений, характеризующихся уровнем эмоционального предпочтения данного индивида по сравнению с остальными членами группы, его популярности и влияния на других (референтности).

Информация о работе Профилактика агрессивного поведения ребёнка средствами социально-культурной деятельности