Профилактика агрессивного поведения ребёнка средствами социально-культурной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:06, практическая работа

Краткое описание

Цель исследования — изучение особенностей агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста и выявление средств его профилактики в процессе социально-культурной деятельности. ДОУ.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие агрессивности и агрессивного поведения на основе анализа зарубежной и отечественной психолого - педагогической литературы.
2. Изучить особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………………8
1. 1. Понятие агрессии и агрессивности в российских и зарубежных теориях………………………………………………………………………………..8
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте и влияние семьи на формирование детской агрессивности……….......20
1.3. Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблем профилактики детской агрессивности и агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......31
1.4. Процесс социально – культурной деятельности, способствующий профилактике агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………….......41
Глава 2. Особенности социально-культурной деятельности дошкольного образовательного учреждения в профилактике агрессивного поведения ребенка………………………………………………………………………………48
2.1. Состояние проблемы агрессивного поведения старших дошкольников………………………………………………………………………49
2.2. Программа профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности………………………………….59
2.3. Условия результативности реализации программы профилактики агрессивного поведения дошкольников в процессе социально-культурной деятельности…………………………………………………………………..........63
Заключение………………………………………………………………………….70
Библиографический список используемой литературы…………………………73
Приложения……………………………………………………………………........77

Вложенные файлы: 1 файл

profilaktika_agressivnogo_povedeniya..._dlya_detskogo_sada..doc

— 527.50 Кб (Скачать файл)

     Характеристика  семьи, как «полная или неполная»,  влияет на формирование детской  агрессивности.  Очень важно   один  или оба родителя живут с ребенком под одной крышей, и каков характер взаимоотношений между ними. Если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями  и они  чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную деятельность, будут злиться  на других детей, сверстники будут отзываться о них как об агрессивных, будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям.  

     Если женщина  в детстве не получала от  матери внимания и ласки, то впоследствии она будет склонна применять карательные меры воспитания и срывать гнев на своих детях.  Согласно теории привязанности маленькие дети различаются по степени ощущения безопасности своих взаимоотношений с матерью. У надежно привязанного ребенка в прошлом – надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери; он склонен доверять другим людям, иметь довольно хорошо развитые социальные навыки. Ненадежно привязанный или тревожащийся по поводу своей привязанности ребенок будет либо резистентным, либо избегающим. Тревожный, избегающий ребенок, в общем, и в целом, избегает своей воспитательницы. Такие дети несговорчивы и сопротивляются контролю. Резистентный ребенок расстраивается при разлуке с матерью, а ей нелегко его успокоить при новой встрече. Такие дети проявляют физическую агрессию, импульсивны, для них характерны эмоциональные вспышки. Ненадежно привязанные дети оцениваются своими сверстниками как участвующие в большем числе драк, чем надежно привязанные [37].

     Необходимо  рассмотреть характер семейного руководства, то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко и  сознательно придерживаются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая, приемлемо или неприемлемо его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают за принятое в обществе поведение [37]. 
     Наряду с прямыми поощрениями и наказаниями родители преподают своим детям урок на тему агрессивности непосредственной реакцией на детские взаимоотношения. В нескольких экспериментах изучался эффект от вмешательства родителей при агрессии между братьями-сестрами. Психологи утверждают, что подобный шаг со стороны родителей может на самом деле потворствовать развитию агрессии. Поскольку младшие дети на правах более слабых могут ожидать, что родители примут их сторону, они, не колеблясь, вступают в конфликт с более сильным противником. Подобное вмешательство родителей приводит к тому, что младшие дети первыми выходят на тропу войны и в течение длительного времени держат осаду старших братьев и сестер. Отсюда несколько неожиданный вывод, что без родительского вмешательства агрессивные взаимоотношения между их детьми редки по причине неравенства сил, обусловленного разницей в возрасте. А также дети редко ведут себя агрессивно, если родители не наказывают никого из детей, и часто проявляют агрессию, если наказывают старших [37].

     Итак,  на  агрессивность ребенка  влияют  не только взаимоотношения в  семье, но и стиль семейного воспитания, а также взаимоотношения ребенка с братьями и сестрами.

     Существует ряд факторов, специфических для семьи как социальной группы, ответственных как за формирование в ней      атмосферы близости и поддержки, так и за существующий потенциал атмосферы близости и поддержки, так и за существующий потенциал агрессивности и злоупотребления силой. Члены семьи постоянно взаимодействуют; они вовлечены в широкий круг совместной деятельности, что требует от каждого высокой самоотдачи. Можно предполагать, что кто-то из родственников сочтет своим правом и даже обязанностью воздействовать на поведение других, на их убеждения и ценности. Семья предоставляет множество возможностей для негативной взаимозависимости. За продолжительное время, проводимое членами семьи вместе, накапливается знание о сильных и слабых сторонах каждого, что может быть использовано для нападения на другого в ситуации конфликта. 

     Таким образом,  на основании анализа теоретической  литературы по особенностям проявления  агрессивного поведения ребёнка в дошкольном возрасте и влияния семьи на формирование детской агрессивности можно сделать вывод,  что:

1. Агрессия в человеке  заложена биологически и  выступает в качестве средства достижения необходимой цели, способа психологической разрядки, удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении.

2. Природа возникновения  детской агрессивности складывается  из трёх компонентов: познавательного,  эмоционального и волевого.

3. Особенностями проявления  агрессивного поведения ребенка в дошкольном возрасте  являются: стремление привлечь к себе внимание сверстников; стремление получить желанный результат; стремление быть главным; зашита и месть; желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

4. Среди психологических особенностей  агрессивных дошкольников выделяют: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень саморегуляции, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками, низкую эмпатию и недоверие к окружающим.

5. В основе детской  агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в одном случае - спонтанная демонстрация себя, в другом - достижение своих практических целей, в следующем - подавление и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех детей объединяет одно общее свойство - невнимание к сверстникам, неспособность видеть и понимать их.

6.  Предпочтение ребёнком, как агрессивных, так и неагрессивных моделей поведения является непосредственным отражением процесса социализации.

7. Часто жертвами агрессии  в семье становятся близкие  люди – родные, друзья и пр. Это своего рода процесс   «самоотрицания», поскольку такие  действия направлены на разрыв  кровных связей – жизненной  основы существования человека.

8. Вседозволенность в  воспитании  приводит к тому, что  дети перестают (вернее, не умеют)  проводить необходимую грань  между допустимым проявлением  агрессии и непозволительным  – у них не хватает практики. Реакция родителей и собственный страх от содеянного научат ребенка в дальнейшем соизмерять силу своей агрессии.

 

 

 

 

1.3. Взаимодействие педагогов и родителей в решении проблем профилактики   детской агрессивности и агрессивного поведения ребенка дошкольного  возраста

 

 

     Проблема взаимодействия образовательного учреждения и семьи отражена в работах Андреевой Г.М. [3], Семенова В.Д. [43], Мудрика А.В. [35], Титова Б.А.  [48],  Щекиной О.А.

     В ходе организации  воспитательного процесса в детском  саду актуальной задачей, по мнению научного руководителя Щекиной Ольги Александровны,  является обеспечение эффективными способами взаимодействия в различных ситуациях (ребенок -  ребенок, ребенок -  родитель, родитель - воспитатель), коррекция агрессивных проявлений детей, обучение их эффективным способам взаимодействий. Для этого необходимо установить открытые добрые и доступные отношения для понимания друг друга, создать ребенку позитивный образец для подражания.

     Ребенок постепенно  начинает входить в мир взрослых, в мир взаимоотношений между людьми. Он как бы присматривается к взрослым. Он впитывает окружающую действительность, воспринимает любую информацию и положительную и отрицательную.

     Понятие взаимодействия рассматривается в философской, психологической, педагогической, социальной   литературе.

     В философии  понятие «взаимодействие» описывается  как форма развития, осуществляемая  в определенном пространстве.  Взаимоде́йствие как философская категория,  отражает  процессы воздействия  объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.

     Взаимодействие — объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы [22].

     В социальных науках  данное понятие раскрывается как многофункциональная, совместная деятельность; в психологии описывается источник саморазвития структур, как причина и следствие взаимодействующих сторон; в педагогике показываются  субъективные связи и отношения, как организация деятельности ребенка, анализируется согласование целей, методов, способов воспитания (дошкольного, школьного и семейного).

     Изучение явления  «взаимодействия» в психологии  анализируется  с точки зрения  трех основных направлений: взаимодействие  как процесс деятельности (Г.М.Андреева, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, Л.Рубинштейн и др.); взаимодействие как процесс общения (В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев,  М.И.Лисина, Б.Ф.Ломов и др.); межличностные отношения в процессе взаимодействия (Н.В.Кузьмина, В.Н.Мясищев, Н.Н.Обозов, К.К.Платонов, В.В.Рубцов, Г.П.Щедровицкий). 

   Исследуемая проблема подробно  анализируется  в педагогических  исследованиях. Она  рассматривается  с одной стороны как особый  вид совместной деятельности  и учебное сотрудничество (Л.И.Айдаровой,  В.В. Давыдовым, В.К.Дьяченко, В.А.Кольцовой, В.Л.Ляудис, Х.И.Лийметс, Е.В. Цукановой и др.).   С другой стороны,  как объективно существующие отношения субъектов и объектов деятельности (Ю.К.Бабанский, А.Е. Кондратенков, И.Я.Лернер, Б.Т.Лихачев, Ю.М.Орлов, Н.Ф.Родионова, В.А.Ситаров и др.).

     Авторы книги «Дошкольная  педагогика» Козлова С.А. и  Куликова Т.А. раскрывают проблемы  взаимодействия  как:

а) неготовность к взаимопониманию  педагогов, авторитаризм в стиле  общения,  недостаток педагогической культуры,  неумение реально оценить воспитательные возможности семьи, недостаточная коммуникативная культура родителей, низкая общая педагогическая  культура,  недооценка роли сотрудничества,  безответственность в вопросах воспитания,  иногда, аморальное поведение;

б) правовая некомпетентность субъектов;

в) недостаточная информированность  субъектов о деятельности  учебного  заведения – необходимость единого  информационного  пространства[24].

     Взаимодействие родителей  и педагогов в воспитании дошкольников  рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом, психическом и социальном здоровье [24].

     К сожалению, в  практике работы детского сада  с семьей ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей используется чаще, чем поддерживающее и развивающее взаимодействие. Ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей характеризуется  четко очерченными границами и формальностью общения.

      Взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых является поддерживающим взаимодействием (или поддержкой).

     По мнению научного  руководителя Щекиной Ольги Александровны,  взаимодействие детского сада  и семьи – это двусторонний, циклический процесс, разворачивающийся по спирали. Переход от ограничивающего к продуктивному взаимодействию (от низкого к высокому уровню спирали) в системе «детский сад – семья» возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: с момента поступления ребенка в детский сад и до его выпуска в школу.    А взаимодействие в зоне ближайшего развития детско-родительских отношений в семье, предупреждающее возникновение проблем «отцов и детей» и направленное на освоение продуктивных способов взаимодействия педагогов и родителей, является развивающим, продуктивным. Важными характеристиками продуктивного взаимодействия детского сада и семьи являются ответственность и активность. Ответственность родителей и педагогов обусловлена требованиями общества и выражает степень их участия как в собственном развитии, так и в воспитании, образовании и развитии детей, а детские праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут привлекательным местом семейного отдыха.

     Критериями качества  взаимодействия детского сада  и семьи являются:

- ценностное отношение друг  к другу (открытость к взаимодействию  через развитие демократического  климата в детском саду; согласие, толерантность (терпимость, принятие  культурных отличий); принятие самоценности субъектов взаимодействия (детей и взрослых);

- информированность сторон об  особенностях развития систем  воспитания (семейной и общественной), о развитии систем, трудностях  и перспективах диалога мира  детства и мира взрослости; о достижениях систем в воспитании дошкольников; об услугах, оказываемых в детском саду и о возможности оказания услуги детскому саду семьей;

- включенность в совместную  деятельность (совместное выявление  специалистами и родителями достижений  и трудностей в семейном и общественном воспитании ребенка; совместная проектная деятельность детей и взрослых в контексте актуальных проблем; совместное создание плана деятельности с прогнозируемыми результатами для каждого субъекта (ребенка, родителя, педагога) и его реализации) [1].

     Известно, что любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух  направлениях: информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих) 
и обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.

Информация о работе Профилактика агрессивного поведения ребёнка средствами социально-культурной деятельности