Психические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Психическое состояние - интегральная характеристика системы деятельностей - индивида, сигнализирующая о процессах их реализаций и их согласованности друг другу. Психические состояния принято характеризовать как положительные и отрицательные. Раскрывают характеристики состояния такие понятия как активация, тонус, напряжение и стресс.
Психические состояния дошкольников характеризуются быстрой сменяемостью, кратковременностью, зависимостью от воздействий окружающей среды. Причина, на наш взгляд, связана с большой слабостью, возбудимостью, неуравновешенностью нервной системы детей.

Вложенные файлы: 1 файл

инфо по курсовой № 4.docx

— 129.05 Кб (Скачать файл)

Например, неприятный разговор с сослуживцем  может вызывать состояние напряжения и занимать вполне определенное, небольшое  время. Но ситуация конфликта с близким  человеком или, конфликта внутреннего (например, конфликта роли матери и  роли ученого) может вызывать длительное напряжение. Многие жизненные ситуации имеют широкие временные рамки, в них включены многие люди, события  и разноплановые обстоятельства (экономические, политические, социальные, экологические и т. д.).

Текущее состояние всегда зависит  от факторов конкретной ситуации, но если бы оно было полностью обусловлено  только этим, то его динамику можно  было бы сравнить с чем-то постоянно  колеблющимся и неустойчивым. Тогда  ни в психодиагностике, оснащенной научными методами, ни в обыденной  жизни было бы невозможно прогнозировать поведение и переживания человека, результативность его деятельности и многое другое.

В контексте обсуждения личностной регуляции психических  состояний термин «трансситуативное» имеет недостаток: в нем излишне выражено звучание независимости от ситуации, более точным является термин доминирующее состояние.

Доминирующие  состояния характерны для личности в протяженном диапазоне ее настоящего, то есть в более широком масштабе времени, чем актуальный момент, определенный особенностями данной ситуации. Они в меньшей степени обусловливаются обстоятельствами актуальной, текущей ситуации с достаточно определенно очерченными временными рамками и в большей степени — факторами социально-психологического уровня личности. Разумеется, при таком ракурсе рассмотрения в структуре психического состояния необходимо выделять не только «доминирующую», но и «ситуативную» («текущую») составляющую. Доминирующие состояния являются фоном, на котором формируются и существуют актуальные (текущие) состояния.

Так, например, на фоне доминирующего состояния страха за жизнь близкого человека, длительное время находящего в условиях, угрожающих его жизни, могут возникать актуальные состояния иного плана: состояние радости, вызванное приятными новостями или успехами других близких людей. Человек на фоне доминирующего состояния тревоги или страха может не терять способности переходить в состояние сосредоточенности или переживать состояния трудового подъема, вдохновения.

Говоря о тесной связанности  устойчивых состояний с социально-психологическим уровнем личности, необходимо обратиться и к другому аспекту — рассмотрению настроений как состояний личности. На верхнем уровне ее регуляции. В самом деле, состояние невозможно  представить как простое психическое явление — оно имеет многокомпонентный состав. В нем могут быть обнаружены различные феномены, для каждого из которых характерны свои закономерности, относящиеся к различным сферам и уровням психики.

Можно считать  весьма распространенной точку зрения, что психическое состояние представляет собой сложное единство противоположных переживаний. Смех может быть смехом сквозь слезы, радость - сопровождаться печалью, а гневу - сопутствовать радость. Для обозначения двойственности переживаний существует специальный термин, предложенный Э. Блейером - «амбивалентность чувств». Он интерпретируется как внутренне противоречивые эмоциональные состояния и переживания, связанные с двойственным отношением к человеку или явлению. Например - принятием и отвержением, удовольствием и неудовольствием, симпатией и антипатией. В этих случаях лишь выявление ведущей, доминирующей эмоции позволяет отнести их к группе положительных или отрицательных психических состояний.

Эмоциональные характеристики психических состояний тесно  связаны с таким параметром состояния, как его полярность (знак). Во многих случаях нетрудно отнести эмоциональные состояния к «приятным» или «неприятным», включающим переживание удовольствия или неудовольствия, однако так бывает не всегда. Возможность однозначно оценить полярность состояния является спорным вопросом с более чем вековой историей. Еще в конце прошлого века Т. Рибо, сопоставляя различные точки зрения на существование «средних, безразличных, свободных от всякой примеси приятного или неприятного» состояний, пришел к выводу, что, вероятно, вопрос о том, существуют ли таковые, неразрешим. Однако существование средних, нейтральных состояний не может являться препятствием к тому, чтобы использовать такую характеристику, как полярность, то есть преобладание приятных (положительных) или неприятных (отрицательных) эмоций. Она необходима в теоретическом обсуждении и весьма полезна для решения практических вопросов (диагноза, прогноза, экспертизы) [29].

Весьма существенное значение для описания психического состояния имеет интенсивность переживаемых эмоций - их сила, яркость. Количественные различия эмоций в значительной мере определяют качественную специфичность психического состояния.

Таким образом, описание психического состояния не может  быть полным без указания его эмоциональных характеристик, к основным можно отнести широту спектра переживаемых индивидом эмоций, доминирующую эмоцию, интенсивность эмоций, полярность — преобладание приятных (положительных) или неприятных (отрицательных) эмоций.

Общий эмоциональный  фон не следует представлять как  некоторый статистический баланс или математический интеграл отдельных влияний разного знака эмоций и чувств. Такую картину нельзя было бы представить, даже если анализировать эмоции, исходя только из их биологического смысла. «Биологический смысл отрицательных эмоций, сопровождающих любые неудовлетворенные потребности, состоит в том, что они побуждают организм к преодолению препятствий, мешающих удовлетворению существующих потребностей. Удовлетворение потребности приводит к возникновению другого крайнего состояния организма — положительной эмоции» [1]. Субъективно оно сопровождается ощущениями удовлетворенности, наслаждения, радости.

Фон аффективной  сферы человека является синтезом множества  эмоций и чувств, переживаемых человеком. Их возникновение и протекание обусловлено многими потребностями и мотивами, их сложным соотношением. Естественно, что в большинстве случаев удовлетворение различных потребностей в каждый момент времени находится в различной стадии. Более того, многие человеческие потребности по самой своей природе не могут быть исчерпаны на стадии удовлетворения (насыщения), подобно основным витальным потребностям. Поэтому для человека характерна смешанная гамма чувств и эмоций, далекая по своей динамике от алгебраического суммирования, в котором положительные эмоции и чувства гасят (или ослабляют) отрицательные, и наоборот. Бывает так, что сквозь слезы прорывается смех, к радости примешивается печаль...

Это подтверждают и результаты исследований с использованием факторного анализа. Двухфакторная структура аффективного пространства построена таким образом, что по одной ортогональной оси располагается позитивный, а по другой — негативный аффект. Многие термины, относящиеся к настроению, являются смешанными выражениями этих параметров. Так, приятное настроение определяется сочетанием высокого позитивного и низкого негативного аффекта; неприятное — сочетанием высокого негативного и низкого позитивного аффекта. Факторы позитивного и негативного аффектов выделяются при факторном анализе данных, полученных в многочисленных исследованиях по самооценке настроения.

В. Д. Небылицын считал, что своеобразие эмоционального облика человека может быть охарактеризовано локализацией точки в трех- (или более) мерном пространстве, образованном основными модальностями - качественно определенными переживаниями. Эти модальности представляют собой биполярные континуумы, в которых индивиды размещаются неравномерно: близко к полюсам немногие, а большинство - с неявно выраженной эмоциональной характеристикой. Развивая эту мысль, А. Е. Ольшанникова и Л. А. Рабинович провели исследование индивидуальной специфики эмоционального облика — устойчиво доминирующих эмоций. Они исходили из того, что индивидуальная специфика может проявляться как в острых эмоциональных условиях, так и в относительно нейтральных, то есть в условиях, где отсутствуют очевидные объективные причины, обусловливающие эмоции той или иной модальности. Эмоции в таких условиях характеризуют исходный эмоциональный фон субъекта, его устойчивые эмоциональные особенности. В сходных по объективным параметрам стрессовых ситуациях у людей возникают качественно различные эмоции. Те из них, кто и раньше обнаруживал склонность к гневу, проявляют гнев, у склонных к страху возникает страх. Авторы пришли к выводу, что значительную роль в детерминации устойчивых индивидуальных качественных особенностей эмоциональной сферы играют индивидуально-типичные отношения между эмоциями разного качества [21].

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Проблема психических состояний, впервые выделенная Н.Д. Левитовым, до настоящего времени остается недостаточно разработанной. В науке психическое состояние рассматривается как психическое явление, достаточно сложное по структуре, отражающее взаимодействие человека с жизненной средой. Гармоничность и уравновешенность этого взаимодействия являются критериями оценки психического состояния человека.

Таким образом, гармоничным мы можем  назвать такое взаимодействие человека с жизненной средой (другими людьми, миром природы и т.д.), при которых  сохраняются здоровье человека, его  способность к адекватному поведению  и деятельности, а также появляются возможности для полноценного личностного  развития. Всё это справедливо  и для детей. Тем более важным становится наблюдение за психическим  состоянием ребёнка, как родителями, так и воспитателями детских  садов, учителями в школе.

Психическое состояние - интегральная характеристика системы деятельностей - индивида, сигнализирующая о процессах  их реализаций и их согласованности  друг другу. Психические состояния принято характеризовать как положительные и отрицательные. Раскрывают характеристики состояния такие понятия как активация, тонус, напряжение и стресс.

 Психические состояния дошкольников характеризуются быстрой сменяемостью, кратковременностью, зависимостью от воздействий окружающей среды. Причина, на наш взгляд, связана с большой слабостью, возбудимостью, неуравновешенностью нервной системы детей.

Типичными психическими состояниями  дошкольников являются эмоциональные, состояния общения и деятельностные, незначительное место принадлежит  волевым, мотивационным и интеллектуальным.

 

Глава 2. Организация  и методы диагностического исследования и коррекции психического состояния детей дошкольного возраста

2.1. Организация  исследования

Во второй главе нашего исследования нам необходимо изучить степень положительного или отрицательного психического состояния у детей дошкольного возраста, разработать программу  психолого-педагогической коррекционной работы и провести занятия по этой программе с детьми, у которых выявлено отрицательное психическое состояние.

В связи с этим в эмпирической  части нашего исследования нами была поставлена следующая гипотеза:

Мы предполагаем, что с  помощью методов групповой психолого-педагогической коррекционной работы с детьми дошкольного  возраста возможно улучшение их  психического состояния.

Цель нашего исследования: гармонизация  психических состояний дошкольников с использованием методов психолого-педагогической коррекции.

 В соответствии с  гипотезой исследования, нами были сформулированы следующие задачи:

  1. Выбрать базу исследования в соответствии с целью и гипотезой исследования.
  2. Подобрать методы психологического исследования и диагностические методики для проведения исследования.
  3. Проективным методом и методом наблюдения определить психическое состояние детей дошкольного возраста.
  4. Обработать и проанализировать результаты, полученные с помощью психодиагностических методов.
  5. На основании анализа результатов проведенного исследования разработать программу коррекции отрицательного психического состояния для детей дошкольного возраста.
  6. По завершению проведенной психолого-педагогической коррекционной работы с детьми, с целью оценки ее эффективности, провести диагностическое исследование по психическому состоянию.
  7. Провести сравнительный анализ результатов исследования до и после проведения коррекционной работы с детьми.
  8. На основании полученных результатов подтвердить или опровергнуть гипотезу нашего исследования

В соответствии с целью  и задачами исследования была разработана  программа нашего исследования, состоящая из следующих этапов:

I этап: изучить степень положительного или отрицательного психического состояния у детей дошкольного возраста.

Использовались следующие  методы  и методики исследования:

    • Методика «Паровозики» (А.О. Прохоров, С.В. Велиева);
    • Методика «Часики» (А.О. Прохоров, С.В. Велиева);
    • Методика «Кинотеатр» (А.О. Прохоров, С.В. Велиева)

II этап: провести коррекционную работу с использованием методов психолого-педагогической коррекции с детьми дошкольного возраста с целью гармонизации психического состояний детей.

III этап: проверить эффективность коррекционной программы, сравнив анализы результатов диагностического исследования до и после проведения коррекционной работы, с помощью метода математической обработки данных Т-критерия Вилкоксона. 

Информация о работе Психические процессы