Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:41, курсовая работа
Психическое состояние - интегральная характеристика системы деятельностей - индивида, сигнализирующая о процессах их реализаций и их согласованности друг другу. Психические состояния принято характеризовать как положительные и отрицательные. Раскрывают характеристики состояния такие понятия как активация, тонус, напряжение и стресс.
Психические состояния дошкольников характеризуются быстрой сменяемостью, кратковременностью, зависимостью от воздействий окружающей среды. Причина, на наш взгляд, связана с большой слабостью, возбудимостью, неуравновешенностью нервной системы детей.
а) преодолением
инертности предыдущего
б) периодом накопления (суммации) функциональных сдвигов, возникающих, например, в процессе работы, до «верхнего предела», по достижении которого организм начинает включать защитные, или компенсаторные, механизмы;
в) временем, необходимым для формирования функциональной системы, реагирующей на возмущающее воздействие, и др [8].
Состояния имеют свою внутреннюю структуру. Она описана в работах В. А. Ганзена и В. Н. Юрченко, Ю. Е. Сосновиковой и других ученых [4, 32]. Ганзен и Юрченко выделили четыре структурных уровня:
1. социально-психологический,
2. психологический,
3. психофизиологический
4. физиологический.
Экспериментальные
исследования подтверждают важную роль
в структуре состояния
В состояниях всегда есть и ситуативная, и трансситуативная составляющая. Силу влияния каждой из них трудно измерить в долях или процентах. Определенные события или условия текущей ситуации могут надолго «потеснить» трансситуативную составляющую и в значительной степени определить многие параметры состояния, ограничивая их возможное разнообразие. Например, заключение в концлагере, тюрьме, тяжелая болезнь, трагические события жизни являют собой ситуативное обусловливание, которое может охватить длительный период времени, определяя актуальное состояние. Т. Иолов предложил описывать ситуативные особенности психики в виде дроби, в которой числителем является сила события, а знаменателем — трансситуативные особенности психики и способы деятельности [10].
От анализа
природы состояния как
1.3. Виды и характеристики психического состояния
Состояния имеют характеристики различной степени обобщенности: общие, видовые, индивидуальные. Общим для всех состояний является то, что они имеют временные, эмоциональные, активационные, тонические, тензионные параметры, включают в себя ситуативную и трансситуативную составляющие. У разных групп состояний на передний план выходят разные параметры. Это дает возможность разделять состояния на долговременные и кратковременные (по временному параметру), а также на эмоциональные, активационные, тонические или тензионные — в соответствии с тем какой именно параметр является ведущим, определяющим остальные параметры. Таким параметром или такой характеристикой может быть эмоциональная - доминирование той или иной эмоции. Может выступать на передний план активационная характеристика - уровень мотивации, полное включение в ситуацию, поглощенность происходящим или, наоборот, отчужденность, отгораживание от жизненных событий.
Тот или иной тонус организма, энергетические ресурсы также могут обусловливать многие другие параметры психических состояний, являясь определяющим. Тонус, в свою очередь, зависит от здоровья субъекта, биологических ритмов, характера деятельности, ее продолжительности, от некоторых условий среды.
Наконец, в любой
момент времени человеку свойственно
то или иное напряжение. Оно может
быть обусловлено внутренними
Поскольку состояние — многомерное явление, то любое состояние может быть описано широким спектром параметров. Анализ различных описаний показывает, что отдельные характеристики состояния используются особенно часто. Такие характеристики могут быть оценены как основные.
К таковым можно отнести следующие:
Обратимся к более подробному рассмотрению перечисленных характеристик состояния.
Активация и тонус. Понятие активации широко используется в нейрофизиологии, где оно обозначает уровень функционирования центральной нервной системы, мозга. На психологическом уровне рассмотрения повышенная активация проявляется в ясности сознания, скорости действий, движений и психомоторных реакций, энергичном поведении, в желании находить решения, в стремлении изменять ситуацию в желаемую сторону и преодолевать трудности. В большинстве случаев уровень активации обусловлен силой актуализированных потребностей и мотивов, оптимистическим отношением к жизненной ситуации, верой в свои возможности. В шкале активации на одном полюсе: возбуждение, подъем, повышение интенсивности психических процессов, темпа действий и движений, а на другом — торможение, спад, снижение интенсивности и темпа.
В физиологии термин тонус (лат. tonus происходит от греч. tonos — напряжение) обозначает постоянную активность нервных центров, некоторых тканей и органов, обеспечивающую готовность к действию. Тонус, как и активация, — стержневая характеристика состояния. Поэтому необходимо рассматривать его психологические аспекты. К ним неоднократно обращались различные исследователи. Так например, Ю. Е. Сосновикова включает общий тонус в число основных структурных компонентов психического состояния [32].
На психологическом уровне состояния тонус имеет несколько иную трактовку. Тонус ощущается как наличие или отсутствие энергии, большой или малый ресурс сил, возможность продвигаться к поставленным целям, активно реагировать на возникающие трудности и преодолевать их. Для повышенного тонуса свойственна повышенная готовность к работе (в том числе длительной), субъективные ощущения внутренней собранности. Пониженному тонусу свойственна низкая работоспособность, усталость, несобранность, вялость, инертность, склонность проявлять астенические реакции на возникающие трудности.
Напряжение. Напряжение является одной из важнейших характеристик состояния. Ее целесообразно называть «тензионная» (от англ. tension — напряжение). Введение нового термина по мнению Л.В. Куликова позволяет в описаниях отделить соответствующий параметр состояния от вида состояния. Тензионная характеристика присуща любым состояниям - не только тем состояниям, в названии которых фигурирует термин «напряжение». В осуществлении любого поведения и деятельности в той или иной мере требуется волевое регулирование. Его роль - в преодолении конкурирующих ценностных ориентации, мотивов, целей, эмоционального притяжения к различным объектам. Без освобождения приоритетных побудителей и сдерживания остальных поведенческая активность невозможна. Чем больше конкурирующих побудителей, чем ближе они по силе к ведущей ценностной ориентации, мотиву, цели, эмоциональному притяжению, тем больше нагрузка на волевую регуляцию, тем выше напряжение и все связанные с ним проявления сниженного настроения [13].
В шкале напряжения на одном полюсе: раскрепощенность, раскованность, расслабление, внутренний комфорт, непринужденность в действиях и поведении, а на другом - закрепощенность, зажатость, внутренний дискомфорт, вынужденность поведения, переживания несвободы.
Обратим внимание на существенное различие между активационными и тензионными характеристиками. Если активация детерминирована потребностно-мотивационной сферой личности, то напряжение — актуальными особенностями эмоциональной и волевой сфер.
Что касается определения «эмоциональное» напряжение, то оно в данном плане не добавляет какой-либо точности. При любом виде напряжения (физическом, сенсорно-перцептивном, мыслительном) с его повышением возрастает и сила эмоциональных реакций, глубина переживаний. Напряжение достаточно выраженное, но одновременно «безэмоциональное» — трудно себе представить. В сфере чувств и эмоций интегрированно отражено все происходящее в организме, внутри личности и в ее связях с миром.
Во многих случаях интенсивные переживания и ощущения напряжения вызываются внешними или внутренними (мотивационными, ролевыми...) конфликтами, повышенной нагрузкой, дефицитом времени, помехами и барьерами, монотонней или депривацией (информационной, социальной) и т. д. Именно эти факторы являются действительной причиной напряжения, а не вызванные ими переживания, являющиеся закономерной реакцией на ситуацию. Поэтому с трактовкой эмоций как причины напряжения трудно полностью согласиться. Роль эмоции достаточно точно определена А. В. Запорожцем, писавшим: «Эмоция представляет собой не самый процесс активации, а особую форму отражения действительности, при посредстве которого производится психическое управление активацией или, вернее было бы сказать, осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения» [7].
Эмоция, таким
образом, - это процесс, соединяющий
в себе две основные функции психики
- функции отражения и
Еще раз подчеркнем, что то или иное напряжение свойственно человеку в различных психических состояниях, которые обычно не называют состояниями напряжения по той причине, что в них доминируют другие характеристики, иные феномены. Та или иная степень напряжения часто является фоном других психических состояний. Это и дает основание говорить о напряжении как стержневой характеристике состояния, имеющейся у доминирующих и актуальных состояний, эмоциональных, волевых, интеллектуальных и т.д. Как одна из главных характеристик она тесно связана с основными параметрами текущего статуса индивида - с особенностями его адаптации (степенью адаптированности - дезадаптированности).
В. Д. Небылицын к экстремальным (чрезвычайным) условиям относил такие предельные, крайние значения элементов ситуации, которые в средних своих значениях создают оптимальный «фон» или, но крайней мере, не ощущаются как источники дискомфорта. Он обращал внимание на то, что экстремальность может быть создана путем выхода за пределы диапазона оптимальных условий не только в сторону их максимализации, но и в противоположную сторону. Неблагоприятным фактором, повышающим напряжение, является как перегрузка информацией, так и недогрузка информацией [20].
Вероятно, для некоторых факторов напряжения в определении силы нагрузки могут быть использованы статистические оценки (например, средние величины), но для подавляющего большинства они или невозможны, или лишены смысла. Даже если сила действия фактора может быть измерена, значение имеет не его величина, а соотношение этой величины и общей толерантности личности к нагрузке, а также специфической толерантности (к конкретной характеристике данного вида нагрузки).
Многие авторы обращались к рассмотрению
временных характеристик
По степени постоянства В. Л. Марищук выделяет:
А) доминирующие
(наиболее характерные для
Б) промежуточные (переходные) состояния [17].
Ю. Е. Сосновикова разделяет
-продолжительные.
-относительно
-кратковременные [32].
Е. П. Ильин пишет о состояниях:
Из числа хронических
По динамике протекания различают
два основных вида стресса: острый и
затяжной (хронический). Второй вид
чаще всего связан с повседневными
стрессорами. В Большой медицинской
энциклопедии отмечается, что «…особенности
эндемического (хронического) стресса
изучены мало. Под ним понимают
состояния психического напряжения
разной выраженности, вызываемые у
современного человека комплексом повседневно
действующих разнообразных
Сложность феномена состояния предполагает многокомпонентность его структуры - существование различных частей и структурных единиц. Есть составляющие, различающиеся степенью динамичности: более быстро и менее быстро меняющиеся. Текущие актуальные состояния более изменчивы, динамичны, они относятся к одному участку временной шкалы психических состояний, к более узкому масштабу, а преобладающие, доминирующие, — к более широкому. Последние можно было бы называть трансситуативными, но при этом мы неявно утверждали бы, что все ситуации кратковременны. Понятие ситуации довольно широко, жизненные ситуации могут иметь разные временные масштабы: и малые, и большие.