Психические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Психическое состояние - интегральная характеристика системы деятельностей - индивида, сигнализирующая о процессах их реализаций и их согласованности друг другу. Психические состояния принято характеризовать как положительные и отрицательные. Раскрывают характеристики состояния такие понятия как активация, тонус, напряжение и стресс.
Психические состояния дошкольников характеризуются быстрой сменяемостью, кратковременностью, зависимостью от воздействий окружающей среды. Причина, на наш взгляд, связана с большой слабостью, возбудимостью, неуравновешенностью нервной системы детей.

Вложенные файлы: 1 файл

инфо по курсовой № 4.docx

— 129.05 Кб (Скачать файл)

По методике «Кинотеатр»  были получены следующие данные: из 14 детей 9 (64%) показали позитивное психическое  состояние, 5 (36%)  - низкую степень негативного психического состояния (Рис. 4).

Рис.4. Результаты исследования после коррекционно-развивающей работы по методикам «Паровозик», «Часики», «Кинотеатр»

 

Таким образом, результаты диагностического исследования по трем методикам «Паровозик», «Часики», «Кинотеатр» показали, что у детей с преобладающим негативным состоянием до проведения с ними занятий, после коррекционно-развивающей работы психическое состояние улучшилось (Приложение 8). Для подтверждения данного факта нами была проведена математическая обработка данных с использованием Т-критерия Вилкоксона (Приложение 9). 

Результат математической обработки  данных подтверждает наше предположение  о том, что после проведения коррекционно-развивающей работы показатели психического состояния детей дошкольного возраста улучшились, таким образом, наша гипотеза подтверждена.

 

 

Выводы

Таким образом, по результат  диагностического исследования, мы получили подтверждение поставленной нами гипотезе о том, что с помощью основных методов групповой психолого-педагогической коррекционной работы с детьми дошкольного возраста возможно улучшение их  психического состояния.

Изучив особенности психического состояния детей дошкольного  возраста, мы пришли к выводу,  что  почти половина детей дошкольного  в группе испытуемых пребывают в  позитивном психическом состоянии. Также диагностическое исследование показало, что меньше половины детей находятся в негативном психическом состоянии разной степени.

По результатам диагностического исследования с детьми находящимся  в негативном психическом состоянии  была проведена коррекционно-развивающая  работа, направленная на коррекцию  негативного психического состояния, развитие эмоционально-личностной сферы. В программу коррекционно-развивающей работы были включены методы игротерапии и арттерапии, а также в работе с детьми была  применена техника саморегуляции.

По завершению коррекционно-развивающей  работы было проведено диагностическое  исследование с детьми, с которыми проводились занятия, используя  те же методы исследования. Результаты диагностического исследования показали, что у детей дошкольного возраста наблюдалась положительная динамика, то есть психическое состояние детей изменилось, от негативного до позитивного.

Таким образом, в результате нашего исследования мы получили подтверждение  нашей гипотезы.

 

 

 

 

Заключение

В отечественной психологии состояния  начали изучаться в рамках психологии спорта с середины 30-х годов. В  общей психологии состояния начали изучаться с монографии Н.Д. Левитова "О психических состояниях" [14]. Левитов определял состояние как целостную характеристику психической деятельности и поведения за некоторый период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. П.С. Купалов рассматривал состояние как условный рефлекс на внешние воздействия. В.Н. Мясищев рассматривал состояние как один из элементов структуры личности, в одном ряду с процессами, свойствами и отношениями.    

Исследование отношений проводилось, в основном, в двух направлениях: исследование эмоциональных состояний (обычно понимаемых как довольно долго длящиеся эмоции) и исследование функциональных состояний, обязанных своим появлением привнесению в психологию понятия "функциональная система" П.К. Анохина. Определение состояния, данное Е.П.Ильиным, также базируется на понятии "функциональная система": состояние - это реакция функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленная на получение полезного результата". Примером другого определения можно привести определение состояния А.О. Прохорова: "Психическое состояние - это отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома (совокупности) в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени" [23].

        В педагогической и возрастной психологии практически нет исследований психических состояний детей дошкольного возраста: феноменологии, специфики, динамических состояний, закономерностей взаимоотношений с психическими процессами и психологическими свойствами, регуляции и пр., а у психологов и педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, недостаточно методик диагностики и измерения психических состояний дошкольников.

     Тем не менее,  вопрос изучения психических  состояний детей дошкольного  возраста является в настоящее  время актуальным. В связи с  этим нами было проведено диагностическое  исследование психического состояния  детей дошкольного возраста, в  результате которого было выявлено, что почти половина группы  исследуемых детей показали негативное  психическое состояние разной  степени. С данной группой детей  была проведена коррекционно-развивающая работа по программе, состоящая из методов игротерапии и арт-терапии и техники саморегуляции. По завершению данной программы было проведено диагностическое исследование, в результате которого было установлено, что благодаря проведению коррекционно-развивающих занятий с детьми с негативным психическим состоянием, показатели их психического состояния улучшились. Изменение показателей по данному признаку было также подтверждено методом математической обработки данных Т-критерием Вилкоксона. Таким образом, для нормализации  психического состояния детей дошкольного возраста, необходимо создание благоприятных условий и предметно-развивающей среды, проведение занятий и игр.

Результаты нашего исследования позволят улучшить воспитательно- образовательный процесс в ДОУ, оптимизировать психологический климат в детских группах; помогут в становлении личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми. Знание и учет особенностей психических состояний дошкольников позволит педагогам более целесообразно использовать индивидуальный и дифференцированный подходы, организовать оптимально комфортное развивающее пространство в детском саду и обеспечить актуализацию адекватных психических состояний.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Большая медицинская энциклопедия. Гл. ред. Б.В. Петровский, 3-е изд. В З0-ти тт. Т. 24. М., "Сов. энциклопедия", 1974-88.
  2. Брушлинский А. В. О категориях «непрерывное и прерывное» «качество и количество» в психологии//Категории материалистической диалектики в психологии/Под ред. Л. И. АнцыферовойМ.,1988.
  3. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. М.: Лабиринт, 1996. 416 с.
  4. Ганзен, В. А. Систематизация психических состояний/ В. А. Ганзен // Психология состояний: хрестоматия / сост. Т. Н. Васильева, Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров / под. ред. А. О. Прохорова. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. – С. 60-64.
  5. Ганзен В. А., Юрченко В, Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека//Психические состояния/Под ред. А. А. Крылова.1981 (Экспер. и прикл. психология; Вып. 10)
  6. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост.: С.В. Велиева, СПб. Речь, 2005. 240 с.
  7. Запрожец А. В. Избранные психологические труды. В 2-х т, М., 1986. Т. 1
  8. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология: учебник для вузов / Е. П. Ильин. – СПб. и др.: Питер, 2001. – 454 с.
  9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства СПб «Питер» 2002.
  10. Иолов Т. Экстремальные ситуации и ситуативные особенности поведения личности//Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь/Ред. Б.ФЛомов, К. А. Абульханова-Славская. М., 1990
  11. Каширина Л. В. Основные проблемы в исследовании и оценке функциональных состояний// Проблемы инженерной психологии: Тез. VI Всесоюз. конф. по инженерной психологии«Психологические и психофизиологические характеристики операторской деятельности». Вып. 2. Л., 1984
  12. Коломинский Н.А. Развитие личности учащегося вспомогательной школы. - Киев: Радянська школа, 1978 г.
  13. Куликов Л.В. Проблема описания психических состояний \\ хрестоматия «Психические состояния» под. ред. Л.В. Куликова СПб, Питер 2001.
  14. Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека/ Н. Д. Левитов. - М.: Просвещение, 1964. – 344 с.
  15. Леонова, А. Б. Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний человека/ А. Б. Леонова // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. – 2007. - № 1. – С. 19-56.
  16. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и <span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size:

Информация о работе Психические процессы