Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:41, курсовая работа
Психическое состояние - интегральная характеристика системы деятельностей - индивида, сигнализирующая о процессах их реализаций и их согласованности друг другу. Психические состояния принято характеризовать как положительные и отрицательные. Раскрывают характеристики состояния такие понятия как активация, тонус, напряжение и стресс.
Психические состояния дошкольников характеризуются быстрой сменяемостью, кратковременностью, зависимостью от воздействий окружающей среды. Причина, на наш взгляд, связана с большой слабостью, возбудимостью, неуравновешенностью нервной системы детей.
По методике «Кинотеатр» были получены следующие данные: из 14 детей 9 (64%) показали позитивное психическое состояние, 5 (36%) - низкую степень негативного психического состояния (Рис. 4).
Рис.4. Результаты исследования после коррекционно-развивающей работы по методикам «Паровозик», «Часики», «Кинотеатр»
Таким образом, результаты диагностического исследования по трем методикам «Паровозик», «Часики», «Кинотеатр» показали, что у детей с преобладающим негативным состоянием до проведения с ними занятий, после коррекционно-развивающей работы психическое состояние улучшилось (Приложение 8). Для подтверждения данного факта нами была проведена математическая обработка данных с использованием Т-критерия Вилкоксона (Приложение 9).
Результат математической обработки данных подтверждает наше предположение о том, что после проведения коррекционно-развивающей работы показатели психического состояния детей дошкольного возраста улучшились, таким образом, наша гипотеза подтверждена.
Выводы
Таким образом, по результат диагностического исследования, мы получили подтверждение поставленной нами гипотезе о том, что с помощью основных методов групповой психолого-педагогической коррекционной работы с детьми дошкольного возраста возможно улучшение их психического состояния.
Изучив особенности
По результатам
По завершению коррекционно-развивающей
работы было проведено диагностическое
исследование с детьми, с которыми
проводились занятия, используя
те же методы исследования. Результаты
диагностического исследования показали,
что у детей дошкольного
Таким образом, в результате нашего исследования мы получили подтверждение нашей гипотезы.
Заключение
В отечественной психологии состояния начали изучаться в рамках психологии спорта с середины 30-х годов. В общей психологии состояния начали изучаться с монографии Н.Д. Левитова "О психических состояниях" [14]. Левитов определял состояние как целостную характеристику психической деятельности и поведения за некоторый период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. П.С. Купалов рассматривал состояние как условный рефлекс на внешние воздействия. В.Н. Мясищев рассматривал состояние как один из элементов структуры личности, в одном ряду с процессами, свойствами и отношениями.
Исследование отношений проводилось, в основном, в двух направлениях: исследование эмоциональных состояний (обычно понимаемых как довольно долго длящиеся эмоции) и исследование функциональных состояний, обязанных своим появлением привнесению в психологию понятия "функциональная система" П.К. Анохина. Определение состояния, данное Е.П.Ильиным, также базируется на понятии "функциональная система": состояние - это реакция функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленная на получение полезного результата". Примером другого определения можно привести определение состояния А.О. Прохорова: "Психическое состояние - это отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома (совокупности) в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени" [23].
В педагогической и возрастной психологии практически нет исследований психических состояний детей дошкольного возраста: феноменологии, специфики, динамических состояний, закономерностей взаимоотношений с психическими процессами и психологическими свойствами, регуляции и пр., а у психологов и педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, недостаточно методик диагностики и измерения психических состояний дошкольников.
Тем не менее,
вопрос изучения психических
состояний детей дошкольного
возраста является в настоящее
время актуальным. В связи с
этим нами было проведено
Результаты нашего исследования позволят улучшить воспитательно- образовательный процесс в ДОУ, оптимизировать психологический климат в детских группах; помогут в становлении личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми. Знание и учет особенностей психических состояний дошкольников позволит педагогам более целесообразно использовать индивидуальный и дифференцированный подходы, организовать оптимально комфортное развивающее пространство в детском саду и обеспечить актуализацию адекватных психических состояний.
Список использованной литературы