Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 21:41, курсовая работа
Психическое состояние - интегральная характеристика системы деятельностей - индивида, сигнализирующая о процессах их реализаций и их согласованности друг другу. Психические состояния принято характеризовать как положительные и отрицательные. Раскрывают характеристики состояния такие понятия как активация, тонус, напряжение и стресс.
Психические состояния дошкольников характеризуются быстрой сменяемостью, кратковременностью, зависимостью от воздействий окружающей среды. Причина, на наш взгляд, связана с большой слабостью, возбудимостью, неуравновешенностью нервной системы детей.
Состав и характеристика испытуемых: для проведения данного исследования и коррекционной работы нами были выбраны дети дошкольного возраста старшей и подготовительной группы, посещающие Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 325.
Возраст испытуемых: 5,5 – 7 лет
Количество испытуемых: 30 человек, из них 17 девочек, 13 мальчиков.
2.2. Методы и методики исследования
Для исследования психического состояния детей были выбраны проективные методики: «Паровозики», «Часики», «Кинотеатр».
Методика «Паровозики» (А.О. Прохоров, С.В. Велиева)
Методика направлена
на определение степени
Подготовка исследования:
подготовить белый паровозик
и 8 разноцветных вагончиков (красный,
желтый, зеленый, синий, фиолетовый,
серый, коричневый, черный). На
белом фоне разместить
Инструкция: «Рассмотрим все вагончики. Надо построить поезд, на необычный. Первым надо поставить вагончик, который тебе кажется красивым (тот, который тебе нравится больше других). Теперь выбери из оставшихся самый красивый и т.д.».
Необходимо, чтобы ребенок удержал все цветовые вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно рукой обводятся все вагончики. Результаты заносятся в таблицу (Приложение 1).
Полученные данные обрабатываются при помощи таблицы:
Баллы |
Позиция цвета | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
1 |
фиолетовый |
черный, серый, коричневый |
красный, желтый, зеленый |
|||
2 |
фиолетовый |
черный, серый, коричневый |
красный, желтый, зеленый |
синий | ||
3 |
черный, серый, коричневый |
синий |
красный, желтый, зеленый |
Полученные баллы сложить и сравнить с ключом (Приложение 1)
Методика «Часики»
Представлена в двух вариантах: для детей с 2,5 – 4,5 лет – вариант А, для более старших – вариант Б [6].
Подготовка: подготовить цветовое поле с использование следующих цветов: красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, серого, коричневого, черного. А также две пиктограммы с изображением печального и веселого лица для варианта А, и 12 пиктограмм: страх, удивление, спокойствие, злость, печаль, агрессивность, умиление, мечтание, хитрость/лукавство, обида, стресс, недоверие – для варианта Б (Приложение 2).
Методика направлена на выявление психического состояния детей дошкольного возраста.
Инструкция: «Выбери цвет, который тебе в данный момент нравится. А теперь соедини его с лицом, которое у тебя сейчас».
Полученные результаты заносят в таблицу (Приложение 3).
Методика «Кинотеатр»
Цель: изучение степени позитивного или негативного психического состояния детей с 4-х лет [6].
Методика представлена в двух вариантах: для мальчиков и для девочек, а также употребляется в сокращенном варианте для детей младшего дошкольного возраста.
Подготовка: изготовить мини-кинотеатр.
На белом фоне, в «креслах», обозначены
пиктограммы, изображающие выражение
лиц определенного
Инструкция: «Представь, что ты мальчик (девочка), изображенный на рисунке, какое у тебя будет лицо в данной ситуации?»
Фиксируется содержание картинки и выбранная пиктограмма. Данные заносятся в таблицу (Приложение 5). Карточек может быть меньше: с учетом возрастных особенностей, количества членов семьи, занятий ребенка, например, «музицирование» может не войти в набор стимульного материала.
Количественный анализ. За пиктограммами № 1,4,5,6,10,12 начисляют по (-1) баллу; за № 2,7,8,9 – по +1 баллу; за №3 – 0 баллов. По окончании подсчитывается сумма отрицательных выборов, которая делится на количество и умножается на 100%
±ПС = ×100%
Результат сравнивается с ключом методики
Меньше 10% - ППС (положительное психическое состояние)
10 – 30% - НПС низкой степени
(негативное психическое
31-51% - НПС средней степени
Больше 52% - НПС высокой степени
Также можно определить и степень выраженности определенного негативного состояния по таблице (Приложение 5).
Важен также и качественный анализ: отношение ребенка, его мотивационный аспект к себе, окружению, природе, деятельности; нравственный аспект – выявление собственно проблемы ребенка.
Коррекционно-развивающая программа разработана на основе программы «В мире друзей» (Котовой Е.В.), направленная на сохранение эмоционального здоровья, коррекцию эмоционально-личностных особенностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель: коррекция негативного психического состояния детей дошкольного возраста.
Основные задачи:
Методы психокоррекции:
- арт-тарпия;
- игровая терапия;
- техники саморегуляции.
Психолог, реализуя программу, обеспечивает во взаимодействии с детьми безоценочность, безусловное принятие, безопасность, поддержку.
При работе:
При проведении занятий исключена всякая критика личности и деятельности детей. Принимается и выслушивается все, что говорится детьми.
Программа рассчитана на детей 5 – 7 лет и включает в себя 14 занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 30-40 минут. Оптимальное количество детей в группе – 10 – 15 человек.
Структура занятий. Каждое занятие состоит из трех частей: приветствие, основная и заключительная.
Приветствие
Цели:
1. Создание положительного настроя в
группе.
2. Сохранение во время занятий доброжелательного
отношения детей друг к другу.
3. Тактильное соприкосновение друг с другом.
Основная часть
Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает в основном игры, направленные на коррекцию психического состояния ребенка.
Заключение
Цели: создание у каждого
участника чувства принадлежности к группе
и закрепление положительных эмоций от
работы на занятии.
Прощание детей носит ритуальный характер.
Содержание программы прилагается (Приложение 6)
Глава III. Описание результатов
3.1. Результаты исследования психического состояния
детей дошкольного возраста
Рассмотрим результаты исследования, проведенного по методике «Паровозик». Методика направлена на изучение психического состояния детей дошкольного возраста. Методика предусматривает выявление следующие уровни психических состояний: позитивное, негативное низкой степени, средней степени, высокой. В результате нашего исследования мы получили, что у 13 (43%) детей из 30 человек негативное психическое состояние, из них у 2 (7%) –негативное состояние высокой степени, 6 (20%)-показали среднюю степень негативного состояния, 5(17%) – детей имеют низкую степень негативного состояния. У 17 (57%) детей из 30 позитивное психическое состояние (Рис. 1).
Рис. 1. Результаты по методике «Паровозик»
По второй методике «Часики» исследование показало следующие результаты: 3 (10%) детей из 30 выбрали пиктограмму спокойствие, соотнесли их с, голубым, желтым, зеленым цветами; пиктограмму удивление выбрали 3 (10%) детей и соотнесли их с цветами: красный, оранжевый, желтый; 3 (10%) детей выбрали пиктограмму мечтание, при этом выбрали цвета: желтый, оранжевый; 7 (23%) детей выбрали пиктограмму радость, и соотнесли их с цветами: красный, оранжевый, синий, голубой, желтый; 5(17%) детей выбрали пиктограмму страх вместе с цветами – красный, черный, серый, коричневый; 4 (13%) ребенка выбрали пиктограмму злость – соотнесли с цветами красный, черный, коричневый; 2 (7%) ребенка совместно с цветными карточками (черный, серый) выбрали пиктограмму печаль; 3 (10%) ребенка выбрали пиктограмму обида и соотнесли их с цветами: синий, коричневый, черный. Таким образом, по данной методике было выявлено 14 (47%) детей, которые выбрали пиктограммы с негативными эмоциональными состояниями (Рис. 2).
Рис. 2 Результаты по методике «Часики»
По методики «Кинотеатр» мы получили следующие данные: 16 (53%) детей из 30 выбрали карточки с положительным эмоциональным состоянием: спокойствие, радость, удивление, умиление. 14 (47%) детей выбрали карточки с отрицательными эмоциями: страх, злость, обида, недоверие, печаль. Из них 6 (20%) детей показали низкую степень негативного психического состояния, 5 (17%) детей - среднюю степень негативного психического состояния, а 3 (10%) ребенка – высокую степень негативного психического состояния (Рис. 3).
Рис. 3. Результаты по методике «Кинотеатр»
Таким образом, результаты диагностического обследования по методикам «Паровозик», «Часики», «Кинотеатр» показали, что у 47% детей (14 человек) преобладает негативное психическое состояния (Приложение 7). С данной группой детей была организована коррекционно-развивающая работа.
3.2. Результаты коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста
После проведения диагностического исследования и анализа результатов по всем трем методикам, нами была сформирована коррекционная группа, в которую вошли дети, имеющие негативное психическое состояние, количество детей составило 14 человек.
Коррекционно-развивающая работа велась в течение нескольких месяцев, с декабря по февраль.
В процессе проведения занятий, можно было наблюдать на первых занятиях закрытость, замкнутость, безынициативность со стороны детей, частое проявление негативных эмоций, отсутствие сплоченности в группе. На последующих занятиях дети все более раскрывались, налаживались контакты с членами группы, появлялся интерес и активность при выполнении упражнений и в участии в играх. Наибольший интерес у детей вызывали разминочные игры, подвижные, рисуночные методы. На заключительном занятии наблюдалось проявление детьми желания общаться, повышенный эмоциональный фон.
По завершению коррекционно-развивающей работы с детьми мы провели выходное диагностическое исследования для анализа эффективности разработанной и использованной нами программы.
Результаты по методике «Паровозик» получили следующие: из 14 детей у 10-ти (71%) психическое состояние оказалось позитивным, оставшиеся 4 (29%) детей показали низкую степень негативного психического состояния.
По методике «Часики» дети, выбиравшие раньше негативно окрашенные эмоции, выбрали пиктограммы удивление, веселье, мечтание. Данные представлены в процентах: 6 (42%) выбрали веселье, 4 (29%) выбрали спокойствие, 3(21%) выбрали мечтание, 1 ребенок (7%) - выбрал печаль.