Психические состояния подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление социально-психологические особенности отношений межличностной значимости подростка с его родителями.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать подходы отечественных и зарубежных исследователей к изучению различных аспектов отношений межличностной значимости подростка с взрослыми.
2. Определить общеметодологический подход к изучению проблемы значимости межличностных отношений подростка с взрослыми.
3. Разработать методические средства исследования наиболее существенных для развития подростков особенностей их отношений межличностной значимости с взрослыми.
4. Получить эмпирические данные о наиболее существенных для развития подростков особенностей отношений межличностной значимости с родителями; осуществить их количественный и качественный анализ и интерпретацию.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
1. Психологические аспекты изучения подросткового возраста..………6
1.1. Подростковый возраст как историческое явление …………….…6
1.2. Развитие теоретических взглядов на проблемы подросткового возраста………………………………………………………………………….13
2. Особенности общения подростков со взрослыми ……………………21
2.1. Характер детско-взрослых отношений …………………………...21
2.2.Проблемы понимания подростков взрослыми ……………………26
3. Проблема взаимоотношений подростков и родителей……………….30
3.1.Описание целей и метода исследования…………………………….30
3.2. Исследование тревожности подростков……………………………34
3.3.Результаты исследования детско-родительских отношений………35
3.4. Результаты исследования тревожности у подростков…………….41
3.5. Анализ результатов исследования………………………………….44
Заключение …………………………………………………………………….47
Список литературы ……………………………………………………………49
Приложение……………………………………………………………………51

Вложенные файлы: 1 файл

Психические состояния подростков.docx

— 114.01 Кб (Скачать файл)

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

 

Психологический факультет

 

 

 

Кафедра ______________________

______________________________

 

 

 

 

_______________________________________

(название  темы без кавычек заглавными  буквами)

 

Курсовая работа

 

 

Выполнил: _______________________

студент _____ гр. заочного отделения

_________________________________,

(Ф.И.О. студента) 
телефон (дом., сот.) ________________,

E-mail: ___________________________

 

 

Научный руководитель: ___________

__________________________________ 
(уч. степень, уч. звание, должность)

__________________________________

(Ф.И.О.)

 

Чистополь – 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение...........................................................................................................3

1. Психологические аспекты изучения подросткового возраста..………6

1.1. Подростковый возраст как историческое явление …………….…6

1.2. Развитие теоретических взглядов на проблемы подросткового возраста………………………………………………………………………….13

2. Особенности общения подростков со взрослыми ……………………21

2.1. Характер детско-взрослых отношений …………………………...21

2.2.Проблемы понимания подростков взрослыми ……………………26

3. Проблема взаимоотношений подростков и родителей……………….30

3.1.Описание целей и метода исследования…………………………….30

3.2. Исследование тревожности подростков……………………………34

3.3.Результаты исследования детско-родительских отношений………35

3.4. Результаты исследования тревожности у подростков…………….41

3.5. Анализ результатов исследования………………………………….44

Заключение …………………………………………………………………….47

Список литературы ……………………………………………………………49

Приложение……………………………………………………………………51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста, а следовательно, и специфику работы с ними.

 Семейный контекст  значимо влияет на становление  отношений и всю деятельность  подростка. Благоприятные отношения  между ребенком и родителями  определяют его успехи в школе, вне школы; являются важнейшим  условием эффективного общения  со сверстниками и другими  взрослыми.

 Данная курсовая работа  посвящена изучению специфики  и особенностей отношений подростков  с взрослыми. Актуальность данного  теоретико-экспериментального исследования  определяется необходимостью глубокого  понимания особенностей отношений  межличностной значимости подростка, с его ближайшим окружением.

 Несмотря на то, что  в социальной психологии накоплен  большой потенциал научных исследований, раскрывающих важные аспекты  отношений подростков с взрослыми, активно ведется поиск эффективных  средств гармонизации взаимодействия  подростка с его родителями. Кроме  того, ощущается недостаток исследований, посвященных комплексному рассмотрению  отношений подростка с взрослыми  в качестве системы "подросток - родитель".

 Углубленное изучение  данной темы необходимо для  того, чтобы получать новые знания  и находить нетрадиционные способы  решения конфликтных ситуаций  между подростками и взрослыми.

 Целью курсовой работы  является выявление социально-психологические  особенности отношений межличностной  значимости подростка с его  родителями.

 Задачи курсовой работы:

1. Проанализировать подходы  отечественных и зарубежных исследователей  к изучению различных аспектов  отношений межличностной значимости  подростка с взрослыми.

2. Определить общеметодологический  подход к изучению проблемы  значимости межличностных отношений  подростка с взрослыми.

3. Разработать методические  средства исследования наиболее  существенных для развития подростков  особенностей их отношений межличностной  значимости с взрослыми.

4. Получить эмпирические  данные о наиболее существенных  для развития подростков особенностей  отношений межличностной значимости  с родителями; осуществить их  количественный и качественный  анализ и интерпретацию.

 Объектом исследования  является система социального  взаимодействия подростка с взрослыми.

 Предметом исследования  является специфика отношений  межличностной значимости подростка  с его родителями.

 Основная гипотеза  исследования: совокупность отношений  межличностной значимости подростка  с взрослыми представляет собой  комплексную систему, компоненты  которой находятся в динамическом  взаимодействии.

 Методологической основой  работы являются принципы системности, развития, единства внешнего и  внутреннего в развитии психологических  явлений, представления о формировании  и развитии личности подростка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).

 Помимо изучения научной  психологической литературы, наблюдения, бесед со школьниками-подростками, их учителями, в исследовании  были использованы следующие  методические средства: модифицированный  вариант опросника "Подростки  о родителях" (АDОR) и шкала тревожности Ч.Д. Спилбергера.

 Практическая значимость  курсовой работы заключается  в возможности использования  данного материала в процессе  оптимизации отношений межличностной  значимости подростка с родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психологические аспекты изучения подросткового возраста

1.1. Подростковый возраст как историческое явление

 Подростковый возраст  обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще  как возраст полового созревания.

 Рассмотрение подросткового  возраста требует четкого выделения  его границ. Существует несколько  определений рубежей данного  возраста. Г. Гримм ограничивает  подростковый период возрастом 12 - 15 лет у девочек и 13 - 16 лет  у мальчиков, а, по Дж. Биррену, этот период охватывает 12 - 17 лет. В классификации Д.Б. Бромлей данный возраст определяется 11 - 15 годами. Ж. Пиаже относит к подростковому возрасту от 12 до 15 лет. Д.Б. Эльконин устанавливает границы подросткового возраста между 10 - 15 годами [12, c.135].

 До ХVII - ХVIII вв. подростковый возраст не выделялся в жизненном цикле человека в особый период. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием. Вследствие акселерации половое созревание происходит в современных условиях несколькими годами раньше, чем в прошлом, в то время как психологическое и социальное взросление наступает значительно позже, увеличив промежуточный период между детством и взрослостью. Таким образом, выделение подросткового возраста как промежуточного периода жизни человека от полового созревания до той поры, которая характеризуется как взрослость, - продукт нового времени [14, c.100].

 Французский этнограф  и историк Ф. Ариес предположил, что подростковый возраст возник в XIX веке, когда контроль родителей за развитием ребенка продолжился вплоть до брака. В настоящее время в развитых странах мира этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению от 11 до 20 лет.

 Л.С. Выготский подходил  к подростковому периоду как  к историческому образованию. Он  считал, что особенности протекания  и продолжительность подросткового  возраста заметно варьируют в  зависимости от уровня развития  общества. Л.С. Выготский различал  три точки созревания: органического, полового и социального. У человека  в истории развития общества  точки полового и социального  развития совпадали, тогда, как органическое  созревание наступало обычно  еще через несколько лет. У  современного ребенка все линии  развития разошлись. Теперь мы  наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и спустя  некоторое время - социальное. Это  расхождение и обусловило возникновение  подросткового возраста.

 Согласно взглядам  Л.С. Выготского, подростковый возраст - это самый неустойчивый и  изменчивый период, который при  неблагоприятных условиях имеет  тенденцию несколько сокращаться, составляя часто едва приметную  полоску между окончанием полового  созревания и наступлением окончательной  зрелости.

 Л.С. Выготский пришел  к выводу о том, что в подростковом  возрасте структура возрастных  потребностей и интересов определяется  в основном социально-классовой  принадлежностью подростка. Он писал: "Никогда влияние среды на  развитие мышления не приобретает  такого большого значения, как  именно в переходном возрасте. Теперь по уровню развития  интеллекта все сильнее и сильнее  отличаются город и деревня, мальчик  и девочка, дети различных социальных  и классовых слоев" [18, c.123].

 Первым, кто обратил  внимание на новое социальное  явление - подростковый период развития  был Ж.-Ж. Руссо. Руссо, охарактеризовав  подростковый возраст как "второе  рождение", когда человек "рождается  в жизнь" сам, подчеркнул важную  особенность данного периода - рост  самосознания [10, c.49].

 В подростковый период  происходит расширение жизненного  пространства ребёнка как в географическом смысле, так и в смысле расширения социального. Но самая существенная трансформация жизненного пространства происходит во временном измерении. Впервые появляется будущее как психологический определитель личности. С возрастом жизненная перспектива увеличивается, и это становится одним из самых фундаментальных факторов развития личности [13, c.148].

 С. Холл сравнивает  подростковый период с немецким  литературным движением конца XVIII в., называя его периодом "бури  и натиска". Причину этого А. Фрейд находит в том, что связанное  с половым созреванием появление  сильных сексуальных импульсов  нарушает сложившееся равновесие  внутри личности ребенка и  обусловливает переструктурирование инстинктивных ("Оно"), реально-ориентированных ("Я") и моральных ("Сверх Я") аспектов личностной системы [17, с.96].

 В соответствии с  теорией рекапитуляции С. Холл  считал, что подростковая стадия  в развитии личности соответствует  эпохе романтизма. В истории человечества  это промежуточная стадия между  детством - эпохой охоты и собирательства, и взрослым состоянием - эпохой  развитой цивилизации. По мнению  С. Холла, этот период воспроизводит  эпоху хаоса, когда полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни.

 С. Холл впервые описал  амбивалентность и парадоксальность  характера подростка, выделив ряд  основных противоречий, присущих  этому возрасту. У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруистичностью, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность - в умственное равнодушие, страсть к чтению - в пренебрежение к нему, стремление к реформаторству в любовь к рутине, увлечение наблюдениями - в бесконечные рассуждения. Содержание подросткового периода С. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает "чувство индивидуальности".

 Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, это - возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый возраст является периодом "бури и натиска", Э Шпрангер описал три типа развития отрочества.

 Первый тип характеризуется  резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается  как второе рождение, в итоге  которого возникает новое "Я" Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток  приобщается к взрослой жизни  без глубоких и серьезных сдвигов  в собственной личности. Третий  тип представляет собой такой  процесс развития, когда подросток  сам активно и сознательно  формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние  тревоги и кризисы. Он характерен  для людей с высоким уровнем  самоконтроля и самодисциплины.

 Главные новообразования  этого возраста, по Э. Шпрангеру: открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Он попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека - любовь и ее проявления в подростковом и юношеском возрасте. Он дал психологическое описание двух сторон любви - эротики и сексуальности, которые в качестве переживаний глубоко отличаются друг от друга. Первоначально эстетическая любовь, считает Э. Шпрангер, это единение с другой психикой, вчувствование в нее, осуществляемое через посредство ее видимого обнаружения во внешнем телесном образе. Для подростка вера в идеал отождествляется с верой в любимого человека.

Информация о работе Психические состояния подростков