Психические состояния подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление социально-психологические особенности отношений межличностной значимости подростка с его родителями.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать подходы отечественных и зарубежных исследователей к изучению различных аспектов отношений межличностной значимости подростка с взрослыми.
2. Определить общеметодологический подход к изучению проблемы значимости межличностных отношений подростка с взрослыми.
3. Разработать методические средства исследования наиболее существенных для развития подростков особенностей их отношений межличностной значимости с взрослыми.
4. Получить эмпирические данные о наиболее существенных для развития подростков особенностей отношений межличностной значимости с родителями; осуществить их количественный и качественный анализ и интерпретацию.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
1. Психологические аспекты изучения подросткового возраста..………6
1.1. Подростковый возраст как историческое явление …………….…6
1.2. Развитие теоретических взглядов на проблемы подросткового возраста………………………………………………………………………….13
2. Особенности общения подростков со взрослыми ……………………21
2.1. Характер детско-взрослых отношений …………………………...21
2.2.Проблемы понимания подростков взрослыми ……………………26
3. Проблема взаимоотношений подростков и родителей……………….30
3.1.Описание целей и метода исследования…………………………….30
3.2. Исследование тревожности подростков……………………………34
3.3.Результаты исследования детско-родительских отношений………35
3.4. Результаты исследования тревожности у подростков…………….41
3.5. Анализ результатов исследования………………………………….44
Заключение …………………………………………………………………….47
Список литературы ……………………………………………………………49
Приложение……………………………………………………………………51

Вложенные файлы: 1 файл

Психические состояния подростков.docx

— 114.01 Кб (Скачать файл)

 Признаки "мамочки" по Э. Эриксону:

1) "Мамочка" - бесспорный  авторитет в вопросах нравов  и нравственности в своем доме  и в своей общине;

2) В любой ситуации, где  это расхождение приходит в  столкновение с почтением, которого  она требует от своих детей, она винит детей, но никогда  не винит себя;

3) Она демонстрирует непреклонную  враждебность к любому свободному  выражению самых наивных форм  чувственного и сексуального  удовольствия со стороны своих  детей и достаточно ясно дает  понять, что их отец, с его сексуальными  притязаниями, смертельно ей наскучил;

4) Она стоит стеной  за высшие ценности традиции, хотя сама не хочет становиться "старушкой".

 Этих признаков достаточно, чтобы показать: "мамочка" - это  образ женщины, в жизненном цикле  которой остатки инфантильности  соединяются с рано наступившей  старостью, вытесняя средний диапазон  женской зрелости, в результате  чего она становится эгоцентричной  и косной. Фактически как женщина  и как мать она не доверяет  своим чувствам.

 Немецкая ментальность  выделяет образ "немецкого отца", который выступает в роли главы  и тирана, преданного государству  человека. Отчужденность и строгость "немецкого отца" традиционно возрождаются из истории культуры.

 

2.2. Проблемы понимания подростков взрослыми

 Первый источник проблем  взаимоотношений с взрослыми - непонимание  взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные или примитивные  представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях и т.п. Как  уже было отмечено, взрослые явно  недооценивают значение сферы  общения со сверстниками для  подростка.

 Исследования показали, что, чем старше становится подросток, тем меньшее понимание он находит  у окружающих его взрослых. Если  их представления о переживаниях  учащихся IV-V классов в той или  иной степени соответствуют действительности, то представления взрослых о  переживаниях учащихся VII-VIII классов  весьма от нее далеки. И родители, и учителя подростков в большинстве  своем не умеют ни увидеть, ни тем более учесть в практике  воспитания того быстрого, интенсивного  процесса взросления, который протекает  на протяжении подросткового  возраста, всеми силами пытаются  сохранить "детские" формы контроля, общения с детьми. Именно этот  момент подростки, начиная с V класса, отмечают в качестве главного  основания своих огорчений в  общении с ними: "Я огорчаюсь, если родители опекают меня, следят  за моим аппетитом и одеждой" (V класс); "Огорчаюсь, если родители  не понимают меня, мои переживания  и заботы. Они все скрывают  от меня, а в мои секреты  вторгаются" (VIII класс) [25, с.361].

 Тем не менее, в руководстве  взрослых подросток особенно  нуждается. Нужно только отказаться  от категорических распоряжений  и приказов как основного метода  общения. О справедливости такого  подхода свидетельствует и высказывание  одного подростка: "Я и сам  теперь довольно взрослый и  терпеть не могу покровительственного  отношения и назидательного тона взрослых. Пожалуйста, советуй, но советуй, как равному; требуй, но требуй, как от большого; наказывай, если провинился, но не как маленького. А то: "Сядь на отдельную парту, а после уроков придешь извиняться!" Что я, первоклассник, что ли?!"

 Подросткам нужны не  скучные нотации и надоедливые  поучения, а искренние, задушевные  беседы, полезная, ясная, глубоко продуманная  логическая аргументация, а главное - организация правильного нравственного  опыта, убеждающего в справедливости  нравственных норм и необходимости  им следовать в повседневной  жизни [11, с.58].

 Тот факт, что на  протяжении всего подросткового  возраста потребность подростков  в том, чтобы взрослые, особенно  родители, признали их равноправными  партнерами в общении, оказывается  неудовлетворенной, порождает многочисленные  и разнообразные конфликты подростка  с родителями и учителями. Особенно  остро это проявляется в старших  подростковых классах, учащиеся  которых испытывают огромную  потребность в общении с взрослыми "на равных".

 Исследование М. М Рыбаковой  выявило следующую, чрезвычайно  важную с психологической точки  зрения характеристику конфликтов  подростков с взрослыми. Эта картина  верна для всех подростковых  классов. Виновником конфликта всегда  признается подросток - так считают  родители, так считают учителя, так  считают и сами подростки. Подобную  самообвиняющую позицию подростков некоторые авторы называют "психологическим смирением", связывая ее с принятием навязываемых им формальных отношений "послушания". В то же время ломка позиции "психологического смирения" чаще всего приводит к "психологическому бунту". Когда возникает этот "психологический бунт", взрослые начинают бить тревогу, ищут выхода, тогда как "психологическое смирение" всех устраивает.

 Вместе с тем подобное  отношение к конфликтам, когда  взрослые устойчиво занимают  внешне обвиняющую позицию, а  подростки - самообвиняющую, является крайне неконструктивным, и снятие такого отношения является одной из задач при разрешении конкретных конфликтов.

 Кроме того, взрослые, видя взросление подростка, чаще  всего замечают в этом процессе  только его негативные стороны: подросток стал "непослушным", "скрытным" - и совершенно не  замечают ростков позитивного, нового. Одним из таких ростков является  развитие в подростковом возрасте  стремления помочь взрослым, поддержать, разделить их горе или радость.

 Взрослые в лучшем  случае готовы сами проявить  сочувствие и сопереживание по  отношению к подростку, но совершенно  не готовы принять подобное  отношение с его стороны. Понятно, почему это происходит, - для того  чтобы принять это отношение  подростка, как раз и необходимо  быть с ним "на равных".

 Многие современные  проблемы, связанные с воспитанием  подростков, проистекают от того, что взрослые стараются только  что-то давать подростку, не желая, да и не умея, ничего взять. Но ведь только через реальные  проявления доброты, сочувствия, сопереживания  эти важные и столь дефицитные  сегодня личностные качества  могут развиваться.

 Если сравнивать между  собой сферы общения подростков  с родителями, с одной стороны, и с учителями - с другой, то  при всей напряженности первой, все же значительно более "запущенной", малопродуктивной с точки зрения  личностного развития оказывается  вторая.

Во-первых, переживания, связанные у подростков с их общением с учителями, занимают одно из последних мест, а во-вторых, с учителями у подростков связаны одни только отрицательные переживания.

 Характер общения с  учителями и отношения подростка  к этому общению изменяется  на протяжении подросткового  возраста. Если ведущим мотивом  общения младших подростков является  стремление получить поддержку, поощрение учителя за учение, поведение и школьный труд, то  в более старшем возрасте - стремление к личностному общению с ним.

 Начиная с VI класса подростков все больше волнуют профессиональные и личностные качества педагогов. Причем если профессиональные качества педагогов подростков в целом устраивают, то личностные - нет. Эта неудовлетворенность личностными качествами педагогов воспринимается подростками чаще всего как проблема "справедливости" учителя.

 Однако, несмотря на  неудовлетворенность подростков  личностными качествами учителей, они все равно стремятся к  общению с ними, чего, кстати, учителя  чаще всего не замечают. Они, как  правило, полагают, что подростки  удовлетворены общением с ними, равно как и их личностными  качествами.

 Таким образом, с возрастом  складывается ситуация нарастания  у подростков потребности и  личностном общении с педагогами  и - невозможности ее удовлетворения. Соответственно этому расширяется  и зона конфликтов [25, с.258].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблема взаимоотношений подростков и родителей

3.1. Описание целей и метода исследования

 Для уточнения и  раскрытия содержания внутрисемейных  отношений разработаны и эффективно  используются многочисленные психологические  методики, описывающие родительское  поведение с точки зрения самих  родителей. Однако следует помнить, что дети, особенно подростки, иначе, чем взрослые, воспринимают и  оценивают межличностные отношения, тем более это относится к  подросткам с проблемами социальной  адаптации. Одной из самых распространенных  методик, описывающих межличностные  отношения в семье с точки  зрения подростков, является тест "Подростки о родителях" (АDOR).

Методика изучает установки, поведение и методы воспитания родителей в том виде, какими видят их дети в подростковом и юношеском возрасте. Тест эффективно используется для диагностики детско-родительских отношений в семьях подростков и организации социально-психологической помощи им, поскольку его применение позволяет родителям осознать, как их собственные поступки воспринимаются и оцениваются подростками и каким образом все это влияет на социально-психологическую адаптацию и формирование тех или иных личностных особенностей подростков. Особую ценность этой методике придает тот факт, что она отражает фактор семейного воспитания, которые оказываются скрытыми как от психологов, так и от самих родителей.

 Методика базируется  на положении о том, что воспитательное  воздействие родителей можно  охарактеризовать при помощи  трех факторных переменных: принятие  подростков родителями - эмоциональное  отвержение их; директивность со  стороны родителей - психологическая  автономия их; последовательность - непоследовательность в осуществлении  родителями воспитательных принципов. Результаты теста представлены  в виде сумм баллов, набранных по пяти основным шкалам РОZ - позитивный интерес, DIR - директивность, НОS - враждебность, АUТ - автономность и NED - непоследовательность.

 Опросник содержит 50 вопросов, по 10 - на каждый из оцениваемых  параметров. Полный текст опросника  и инструкции к нему содержится  в Приложении 1.

 В результате обработки  первичных результатов диагностики  воспринимаемый подростком стиль  отношения к нему со стороны  родителей описывается 5 основными  результатами:

 Автономность со стороны  родителей (PAUT)

 Директивность со стороны  родителей (PDIR)

 Враждебность со стороны  родителей (PHOS)

 Непоследовательность  со стороны родителей (PNED)

 Позитивный интерес  со стороны матери (PРОZ)

 Критерием выраженности  определенного стиля взаимоотношений  является результат в 3 балла, результат  ниже 3-х баллов означает недостаточную  выраженность данного стиля, результат  выше 3-х баллов - чрезмерную выраженность  данного стиля отношений.

 Представляет интерес  и показатели отношения DIR/POZ и POZ/НОZ со стороны родителей. Первый показатель отражает степень контроля за поведением подростка со стороны родителей и соответственно, степень самостоятельности и осознаваемой свободы подростков. Второй показатель отражает степень эмоционального принятия подростка родителями и. соответственно, уровень его психологического комфорта и чувства безопасности в семье.

 Под принятием (позитивным  интересом), понимается безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей и от конкретных успехов ребенка. Принимающие подростка родители - это родители, эмоционально понимающие его, сочувствующие ему, своевременно реагирующие на потребности подростка. Тем самым такие родители создают у подростка бессознательную уверенность в том, что он нужен и интересен другим людям, в том, что он обладает необходимыми личностными средствами для достижения своих целей.

 Эмоциональное отвержение  рассматривается как отрицательное  отношение к ребенку, отсутствие  ласки и уважения, в крайних  случаях - враждебность. Преобладание  в детско-родительских отношениях  игнорирования потребностей ребенка, чрезмерной строгости и агрессивности, как правило, приводит к формированию  у него чувства опасности, недоверия  к миру и людям, неуверенности  в себе и тревожности.

 Директивность родителей  понимается как стремление к  лидерству и власти, причем это  стремление может выражаться  как в доминантном поведении  родителей и их стремлении  управлять поведением подростка, так и в навязывании ему  чувства вины и декларировании  своей жертвенной позиции. Несмотря  на то, что директивные родители  заставляют подростка подчиняться  нормам и правилам поведения, принятым в обществе, именно в  семьях с ведущим директивным  стилем взаимоотношений наиболее  ярко выражены активные протестные  формы поведения подростка. Такие  формы поведения могут принимать  вид отрицания родительских ценностей, негативизма, чрезмерного стремления  к независимости и самостоятельности, сочетающиеся с минимальной собственной  ответственностью за происходящее  с ним.

Информация о работе Психические состояния подростков