Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 14:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление социально-психологические особенности отношений межличностной значимости подростка с его родителями.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать подходы отечественных и зарубежных исследователей к изучению различных аспектов отношений межличностной значимости подростка с взрослыми.
2. Определить общеметодологический подход к изучению проблемы значимости межличностных отношений подростка с взрослыми.
3. Разработать методические средства исследования наиболее существенных для развития подростков особенностей их отношений межличностной значимости с взрослыми.
4. Получить эмпирические данные о наиболее существенных для развития подростков особенностей отношений межличностной значимости с родителями; осуществить их количественный и качественный анализ и интерпретацию.
Введение...........................................................................................................3
1. Психологические аспекты изучения подросткового возраста..………6
1.1. Подростковый возраст как историческое явление …………….…6
1.2. Развитие теоретических взглядов на проблемы подросткового возраста………………………………………………………………………….13
2. Особенности общения подростков со взрослыми ……………………21
2.1. Характер детско-взрослых отношений …………………………...21
2.2.Проблемы понимания подростков взрослыми ……………………26
3. Проблема взаимоотношений подростков и родителей……………….30
3.1.Описание целей и метода исследования…………………………….30
3.2. Исследование тревожности подростков……………………………34
3.3.Результаты исследования детско-родительских отношений………35
3.4. Результаты исследования тревожности у подростков…………….41
3.5. Анализ результатов исследования………………………………….44
Заключение …………………………………………………………………….47
Список литературы ……………………………………………………………49
Приложение……………………………………………………………………51
Под автономностью родителей понимается, прежде всего, отсутствие внимания к потребностям ребенка, погруженность в собственные переживания и дела, отсутствие эмоционального контакта и интереса. Автономность может проявляться также в излишней беспристрастности и формальности общения. В отличие от директивного стиля взаимоотношений подросткам в таких семьях предоставляется чрезмерная самостоятельность, основанная на равнодушии к ним. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует формированию у последнего чувства беспомощности, одиночества и собственной ненужности. В крайних случаях это может привести к формированию у подростка чрезвычайно низкой оценки себя как личности и человеческой жизни вообще.
Непоследовательность
воспитательной тактики со
Таким образом, АDOR как психодиагностический метод дает достаточно объективную информацию о своеобразии восприятия подростком своих родителей в различных жизненных ситуациях, включая ситуацию обучения и воспитания. Тест может быть использован как инструмент индивидуальной психодиагностической и психокоррекционной работы с семьей: при диагностике отношений, определении глубины конфликта и его психологических особенностей. Ценные диагностические данные опросник дает и в случае проработки самых различных психологических подростковых проблем, нарушениях поведения и невротических расстройствах у подростков.
В нашем случае данные,
полученные с помощью
3.2. Исследование тревожности подростков
Для выявления реальной
картины личностного
Изучение тревожности
в подростковом возрасте
Большинство известных
методов измерения тревожности
позволяет оценивать либо
1. Ситуации, связанные со школой, общением с учителями.
2. Ситуации, актуализирующие представление о себе.
3. Ситуации общения.
Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данного теста, обозначены так: школьная, самооценочная, личностная.
Текст методики включает
в себя 40 вопросов-суждений,20 из которых
предназначены для оценки
Под личностной тревожностью
подростка понимается
Ситуативная или реактивная
тревожность как состояние
Подростки, относимые
к категории высоко тревожных,
склонны воспринимать угрозу
своей самооценке и
Определенный уровень
тревожности - естественная и обязательная
особенность активного
3.3. Результаты исследования детско-родительских отношений
Всего в исследовании приняли участие 28 подростков обоего пола в возрасте 13-14 лет, учащиеся 8-ых классов школы №16 г. Чистополя. Из всех результатов была составлена репрезентативная выборка, отражающая общую картину по всему полученному массиву данных. Выборка насчитывала 20 подростков обоего пола (10 мальчиков и 10 девочек).
В исследовании было использовано две методики:
1. Подростки о родителях (АDOR)
2. Шкала тревожности Спилбергера.
Обработка результатов
теста "Подростки о родителях"
включала два этапа: обработка
результатов, их подсчет и анализ.
Обработка результатов
В каждом бланке
была подсчитана сумма
По результатам диагностики детско-родительских отношений, значения показателей теста "Подростки о родителях" оказались следующими:
Таблица 1
Название фактора |
Среднее значение | |
1. |
Автономность (PAUT) |
1,20 |
2. |
Непоследовательность (PNED) |
1,10 |
3. |
Директивность (PDIR) |
1,01 |
4. |
Враждебность (PHOS) |
0,53 |
5. |
Позитивный интерес (PPOZ) |
1,35 |
Как видно из приведенных результатов, подростки, прежде всего, отмечают позитивный интерес в воспитательной тактике своих родителей. Обращает на себя внимание выраженная автономность во взаимоотношениях подростков и родителей: показатели AUT занимают второе место по численным значениям. На третьем месте находится непосредственность, затем - директивность, и на последнем - враждебность.
Такие результаты
Позитивный интерес
родителей в сочетании с их
автономностью (отстраненностью) говорит
о том, что взаимоотношения родителей
и подростков в семьях
Средние значения показателей отношения DIR/AUT и POZ/HOS соответственно следующие:
Таблица 2
Показатель |
Среднее значение | |
1. |
PDIR/PAUT |
0,84 |
2. |
PPOZ/PHOS |
2,55 |
Как видно из приведенных результатов, подростки, прежде всего, отмечают позитивный интерес в воспитательной тактике своих родителей. Обращает на себя внимание выраженная автономность во взаимоотношениях подростков и родителей: показатели AUT занимают второе место по численным значениям. На третьем месте находится непосредственность, затем - директивность, и на последнем - враждебность.
Такие результаты
Позитивный интерес
родителей в сочетании с их
автономностью (отстраненностью) говорит
о том, что взаимоотношения родителей
и подростков в семьях
Обращает на себя
внимание отсутствие
Соотношение показателей
враждебности и позитивного
Значительное преобладание
позитивного интереса к детям
над враждебностью означает, что,
несмотря на значительную
Из всей обследуемой нами выборки 15% подростков оценивают отношение со стороны своих родителей как частично враждебное: (показатели и PHOS, и PHOZ выше 1 балла). Причем средняя личностная тревожность в этой группе детей равна выше среднего значения. С другой стороны подростков, оценивающих свои взаимоотношения с родителями как имеющие недостаточный позитивный интерес с их стороны (и PPOZ, и PPOS ниже 1 балла) насчитывается 15%, а подростков, оценивающих свои взаимоотношения с родителями как имеющие достаточный позитивный интерес с их стороны (и PPOZ, и PPOS выше 2,5 балла) - 50%.