Деятельность общения
чрезвычайно важна для формирования
личности в полном смысле этого
слова. В этой деятельности формируется
самосознание. Основное новообразование
этого возраста - социальное сознание,
перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому,
это и есть самосознание. Сознание
означает совместное знание. Это
знание в системе отношений. А
самосознание - это общественное
знание, перенесенное во внутренний
план мышления.
Контролирование своего
поведения, проектирование его на
основе моральных норм - это и
есть личность. По Д.Б. Эльконину,
все новообразования подросткового возраста
отражаются в отношении подростка к девушке:
достаточно посмотреть на эти отношения,
чтобы увидеть всю систему моральных норм,
усвоенных личностью.
Л.И. Божович также отмечала,
что к началу переходного возраста в общем
психическом развитии появляются новые,
более широкие интересы, личные увлечения
и стремление занять более самостоятельную,
более "взрослую" позицию в жизни.
Однако в переходном возрасте еще нет
возможностей, чтобы занять эту позицию.
Л.И. Божович считала, что расхождение
между возникшими потребностями и обстоятельствами
жизни, ограничивающими возможность их
реализации, характерно для каждого возрастного
кризиса. Но, тем не менее, какой бы субъективной
жизнь подростка, он все равно всем существом
своим направлен в будущее.
В переходный период
происходят преобразования в
самых различных сферах психики.
Кардинальные изменения касаются
мотивации. В содержании мотивов
на первый план выступают мотивы,
которые связаны с формирующимся
мировоззрением, с планами будущей
жизни. Структура мотивов характеризуется
иерархической системой, наличием
определенной системы соподчиненных
различных мотивационных тенденций
на основе ведущих общественно
значимых и ставших ценными
для личности мотивов Механизмы
действия мотивов действуют теперь
не непосредственно, а возникают
на основе сознательно поставленной
цели и сознательно принятого
намерения. Именно в мотивационной
сфере находится главное новообразование
переходного возраста.
С мотивационной сферой
тесно связано нравственное развитие
школьника, которое существенным
образом изменяется именно в
переходном возрасте. Как писала
Л.И. Божович, выражая определенные отношения
между людьми, нравственные нормы реализуются
любой деятельности, которая требует общения,-
производственной, научной, художественной.
Усвоение ребенком нравственного образца
происходит тогда, когда он совершает
реальные нравственные поступки в значимых
для него ситуациях. Но усвоение этого
нравственного образца не всегда проходит
гладко. Совершая различные поступки,
подросток больше поглощен частным содержанием
своих действий. В результате он приучается
вести себя соответственно данному частному
образцу, но не может осознавать его обобщенный
нравственный смысл. Процессы эти весьма
глубинные, поэтому часто изменения, происходящие
в области нравственности, остаются не
замеченными ни родителями, ни учителями.
Но именно в этот период существует возможность
оказать нужное педагогическое влияние,
потому что вследствие "недостаточной
обобщенности нравственного опыта"
нравственных убеждений, подростка находятся
еще в неустойчивом состоянии.
Нравственные убеждения
возникают и оформляются только
переходном возрасте, хотя основа для
их возникновения была заложена гораздо
раньше. В убеждении, по мнению Л.И. Божович,
находит свое выражение более широкий
жизненный опыт школьника, проанализированный
и обобщенный с точки зрения нравственных
норм, и убеждения становятся специфичными
мотивам поведения и деятельности школьников.
Одновременно с развитием убеждений
формируется нравственное мировоззрение,
которое представляет собой систему убеждений,
что приводит к качественным сдвигам во
всей системе потребностей и стремлений
подростка. Под влиянием развивающегося
мировоззрения происходит иерархизация
в системе побуждений, в которой ведущее
место начинают занимать нравственные
мотивы. Установление такой иерархии приводит
к стабилизации качеств личности, определяя
ее направленность, и позволяет человеку
в каждой конкретной ситуации занять свойственную
ему нравственную позицию. Еще одно новообразование,
возникающее в конце переходного периода,
Л.И. Божович называла "самоопределением".
С субъективной точки зрения оно характеризуется
осознанием себя в качестве члена общества
и конкретизируется в новой общественно
значимой позиции. Самоопределение возникает
в конце учебы в школе, когда человек стоит
перед необходимостью решать проблему
своего будущего. Самоопределение отличается
от простого прогнозирования своей будущей
жизни, от мечтаний, связанных с будущим.
Оно основывается на уже устойчиво сложившихся
интересах и стремлениях субъекта, предполагает
учет своих возможностей и внешних обстоятельств,
оно опирается на формирующееся мировоззрение
подростка и связано с выбором профессии.
Но подлинное самоопределение, как отмечала
Л.И. Божович, не заканчивается в это время,
оно "как системное новообразование,
связанное с формированием внутренней
позиции взрослого человека, возникает
значительно позже и является завершающим
последний этап онтогенетического развития
личности ребенка" [8, с.18].
А в конце переходного
периода самоопределение характеризуется
не только пониманием самого
себя, своих возможностей и стремлений,
но и пониманием своего места
в человеческом обществе и
своего назначения в жизни.
Подростковый период
знаменует собой переход к
взрослости, и особенности его
протекания накладывают отпечаток
на всю последующую жизнь.
Глава 2. Особенности
общения подростков со взрослыми
2.1. Характер детско-взрослых
отношений
В отрочестве отношения
с родителями, учителями и другими
взрослыми складываются под влиянием
возникающего чувства взрослости.
Многие психологи считают важнейшим
психологическим новообразованием
подросткового возраста специфическое
чувство взрослости, толкающее его
на утверждение своей самостоятельности.
Эта взрослость для подростка
первоначально вырисовывается в
отрицательном плане как требования
свободы от зависимости и ограничений,
свойственных положению ребенка.
Отсюда бурная и порой драматическая
"переоценка ценностей" и, прежде
всего перестройка отношений
с родителями [9, с.67].
Подростки начинают
оказывать сопротивление по отношению
к ранее выполняемым требованиям
со стороны взрослых, активнее
отстаивать свои права на самостоятельность,
отождествляемую в их понимании
с взрослостью. Они болезненно
реагируют на реальные или
кажущиеся ущемления своих прав,
пытаются ограничить претензии
взрослых по отношению к себе.
Несмотря на внимание
противодействия, проявляемые по
отношению к взрослому, подросток
испытывает потребность в поддержке.
Особо благоприятной является
ситуация, когда взрослый выступает
в качестве друга. В этом случае
взрослый может значительно облегчить
подростку поиск его места
в системе новых, складывающихся
взаимодействий, лучше познать себя.
Совместная деятельность, общее
времяпрепровождение помогают подростку
по-новому узнать сотрудничающих
с ним взрослых. В результате
создаются более глубокие эмоциональные
и духовные контакты, поддерживающие
подростка в жизни.
В связи с легкой
ранимостью подростка для взрослого
очень важно найти формы налаживания
и поддерживания этих контактов.
Подросток испытывает потребность
поделиться своими переживаниями,
рассказать о событиях своей
жизни, но самому ему трудно
начать столь близкое общение.
Большое значение в
этот период имеют единые требования
к подростку в семье. Сам он
больше притязает на определенные
права, чем стремится к принятию
на себя обязанностей. Если подросток
почувствует, что от него многого
ожидают, он может пытаться уклониться
от выполнения обязанностей под
прикрытием наиболее "доброго"
взрослого. Поэтому для освоения
новой подростковой системы отношений
важна аргументация требований,
исходящих от взрослого. Простое
навязывание требований, как правило,
отвергается.
В случаях, когда взрослые
относятся к подросткам как
к маленьким детям, они выражают
протесты в различных формах,
проявляют неподчинение с целью
изменить сложившиеся ранее отношения.
И взрослые постепенно под
воздействием притязаний подростков
вынуждены переходить к новым
формам взаимодействия с ними.
Этот процесс далеко не всегда
проходит безболезненно, так как
на восприятие взрослыми подростков
как подчиненных и зависимых
от них влияет множество факторов.
Среди них необходимо выделить
экономический фактор (подросток
материально зависит от родителей)
и социальный (подросток сохраняет
социальное положение ученика). В
результате между подростками
и взрослыми могут возникать
конфликты.
Общение подростка
во многом обусловливается изменчивостью
его настроения. На протяжении
небольшого промежутка времени
оно может меняться на прямо противоположное.
Изменчивость настроений ведет к неадекватности
реакций подростка. Например, реакция
эмансипации, проявляющаяся в стремлении
высвободиться из-под опеки старших, может
принимать под влиянием момента такие
крайние формы выражения, как побеги из
дома.
Неустойчивость подростка,
неумение оказать сопротивление
давлению со стороны взрослых
зачастую ведут к "уходам" из
ситуации. Поведение подростка также
в определенной степени характеризуется
детскими реакциями. При чрезмерных
ожиданиях от подростка, связанных
с непосильными для него нагрузками,
или при уменьшении внимания со стороны
близких может следовать реакция оппозиции,
характеризующаяся тем, что он разными
способами пытается вернуть внимание,
переключить его с кого-то другого на себя.
Характерными для подросткового
возраста являются имитация чьего-либо
поведения. Чаще имитируется поведение
значимого взрослого, достигшего
определенного успеха, причем в
первую очередь обращается внимание
на внешнюю сторону. При недостаточной
критичности и несамостоятельности
в суждениях такой образец
для подражания может оказать
негативное влияние на поведение
подростка. Сравнительно редко проявляется
у подростков отрицательная имитация,
когда определенный человек выбирается
в качестве отрицательного образца.
Зачастую это бывает кто-либо
из родителей, причинивших много
горя и обид подростку.
Слабость и неудачливость
в какой-либо одной области
подросток стремится компенсировать
успехами в другой. Причем сравнительно
часто встречаются формы гиперкомпенсации,
когда для самореализации выбирается
область деятельности, представляющая
наибольшие трудности.
В ряде случаев позиции
взрослых по отношению к подростку
неблагоприятны для его развития.
Например, авторитарная позиция
по отношению к подростку может
стать условием, искажающим его
психическое и социальное развитие.
Немов Р.С. привел следующий пример:
Руслан (13 лет) воспитывается
авторитарной матерью. Отчим общается
доброжелательно и лояльно. В
отношениях с сыном мать жестко
доминирует во всем, не давая
никакой инициативы Руслану. Мать
занимается бизнесом и может
обеспечить сыну престижный лицей,
обучение языкам, музыке. Но при
этом жестко общается и контролирует
сына. Руслан обнаруживает социальный
инфантилизм и потенциальную
готовность к жесткой авторитарности.
Авторитарный стиль отношения
матери к сыну приводит к
тому, что подросток в качестве
защиты себя от агрессии пользуется
ложью в объяснении своих поступков и
мотивов. Со сверстниками у него проблемы
в общении, друзей нет.
Из данного примера
можно сделать вывод, что тяготы
авторитарного стиля - это не только
проблема отношений детей и
родителей. За этим стоит формирующийся
стиль отношений подростка к
другим людям, где, как ему кажется,
он ненаказуем, подросток из авторитарной
семьи обычно жестко общается
со сверстниками, выражает неуважение
к взрослым, явно демонстрирует
свою свободу, нарушая нормы поведения
в общественных местах. С посторонними
людьми такой подросток или
беспомощно застенчив (говорит тихим
голосом, опускает глаза), или расхлябано,
дурашлив неуважителен. В то же
время в семье с благополучными
отношениями подросток уже способен
соответствовать общественным ожиданиям
в сфере общения и быть достаточно
прогнозируемым.
Недостаток внимания,
заботы и руководства, формализм
взрослых болезненно воспринимаются
подростком. Он чувствует себя
лишним, ибо является источником
обременяющих хлопот. Подросток
в подобных случаях обычно
начинает жить своей тайной
жизнью.
Чрезмерная опека и
контроль, необходимый, по мнению
родителей, также нередко приносят
негативные последствия: подросток
оказывается лишенным возможности
быть самостоятельным, научиться
пользоваться свободой. В этом
случае у него активизируется
стремление к самостоятельности.
Взрослые же нередко реагируют
на это ужесточением контроля,
изоляцией своего чада от сверстников.
В результате противостояние
подростка и родителей лишь
возрастает.
Чрезмерное покровительство,
стремление освободить подростка
от трудностей и неприятных
обязанностей приводят к дезориентации,
неспособности к объективной
рефлексии. Ребенок, привыкший к
всеобщему вниманию, рано или
поздно попадает в кризисную
ситуацию. Неадекватно высокий уровень
притязаний и жажда внимания
не сочетаются с малым опытом
преодоления сложных ситуаций.
Вместе с тем многие
подростки стремятся избегать
конфликтов, пытаясь скрыть недозволенные
поступки. Стремление к явным
конфликтам с родителями проявляется
сравнительно редко. Скорее используются
внешние формы отстаивания своей
независимости, такие, например как
дерзость в общении. Подростка
может привлекать ореол дерзости
как символ его личной свободы.
Однако подросток в действительности
сенситивен к культурным ожиданиям
его поведения в отношении
к родителям.
В каждой культуре
есть доминирующий образ родителей,
который характеризует отношение
к ребенку. Например, американская
ментальность выделяет образ "мамочки",
который Э. Эриксон распознает
по ряду признаков как исторически
сложившийся феномен.