Психические состояния подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление социально-психологические особенности отношений межличностной значимости подростка с его родителями.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать подходы отечественных и зарубежных исследователей к изучению различных аспектов отношений межличностной значимости подростка с взрослыми.
2. Определить общеметодологический подход к изучению проблемы значимости межличностных отношений подростка с взрослыми.
3. Разработать методические средства исследования наиболее существенных для развития подростков особенностей их отношений межличностной значимости с взрослыми.
4. Получить эмпирические данные о наиболее существенных для развития подростков особенностей отношений межличностной значимости с родителями; осуществить их количественный и качественный анализ и интерпретацию.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
1. Психологические аспекты изучения подросткового возраста..………6
1.1. Подростковый возраст как историческое явление …………….…6
1.2. Развитие теоретических взглядов на проблемы подросткового возраста………………………………………………………………………….13
2. Особенности общения подростков со взрослыми ……………………21
2.1. Характер детско-взрослых отношений …………………………...21
2.2.Проблемы понимания подростков взрослыми ……………………26
3. Проблема взаимоотношений подростков и родителей……………….30
3.1.Описание целей и метода исследования…………………………….30
3.2. Исследование тревожности подростков……………………………34
3.3.Результаты исследования детско-родительских отношений………35
3.4. Результаты исследования тревожности у подростков…………….41
3.5. Анализ результатов исследования………………………………….44
Заключение …………………………………………………………………….47
Список литературы ……………………………………………………………49
Приложение……………………………………………………………………51

Вложенные файлы: 1 файл

Психические состояния подростков.docx

— 114.01 Кб (Скачать файл)

 Ш. Бюлер определяет подростковый возраст на основе понятия пубертатности. Пубертатный период - это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время. Период до начала пубертатности Ш. Бюлер называет детством человека, а заключительную часть пубертатного периода - юностью. Фаза созревания обнаруживается у человека в особых психических явлениях, которые Ш. Бюлер называет психической пубертатностью, которая появляется еще до физического созревания в качестве его предвестника и продолжается долгое время после него.

 Психическая пубертатность, по Ш. Бюлер, связана с вызреванием особой биологической потребности - потребности в дополнении. В этом жизненном явлении лежат корни переживаний, характерных для подростковой возраста. Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14 - 16 годами, у девочек - между 13 и 15 годами. Психические симптомы переходного возраста начинаются, как правило, значительно раньше. Подростки необузданны и драчливы, игры более старших подростков им еще непонятны, а для детских игр они считают себя слишком большими. Эта фаза является прелюдией к периоду психической пубертатности.

 За этой фазой следуют  две главные фазы, которые Ш. Бюлер называет пубертатной стадией и юностью. Граница между ними проходит в 17 лет. Превращение подростка в юношу проявляется в изменении основной установки по отношению к окружающему миру: за жизнеотрицанием, присущим пубертатной стадии, следует жизнеутверждение, характеризующее юношескую.

 Основные черты негативной  фазы, отмеченные Ш. Бюлер, это "повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние", а также "физическое и душевное недомогание", которое находит свое выражение в драчливости и капризах. Подростки неудовлетворены собой, их неудовлетворенность переносится на окружающий мир.

Ш. Бюлер отмечает, что ненависть к себе и враждебность к окружающему миру могут присутствовать одновременно, находясь в связи одна с другой, а могут чередоваться, приводя подростка к мысли о самоубийстве. Непослушание, занятие запрещенными делами обладает в этот период особой притягательной силой. Подросток чувствует себя одиноким, чужим и непонятным в окружающей его жизни взрослых и сверстников. К этому присовокупляются разочарования. Как наиболее обычные способы поведения она описывает "пассивную меланхолию" и "агрессивную самозащиту". Следствие всех этих явлений - общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное отношение к ним и различного рода асоциальные поступки. Все это отмечается в начале фазы. Окончание негативной фазы характеризуется завершением телесного созревания.

 Позитивный период  приходит постепенно и начинается  с того, что перед подростком  открываются новые источники  радости, к которым он до этого  времени не был восприимчив. На  первое место Ш. Бюлер ставит "переживание природы" - сознательное переживание как чего-то прекрасного. При благоприятных условиях источниками радости служат искусство и наука, широкий мир ценностей, служащий для взрослого человека источником высокого счастья. Ко всему этому присоединяется любовь, теперь уже сознательно направленная на дополняющее "Ты".

 Первым признаком завершения  негативной фазы Г. Гецер считает повышение продуктивности. Г. Гецер отмечает наличие у большинства девочек попытки к литературному письму: писанию писем, ведению дневников, стихосложению. В заключение негативной фазы наступает стадия мечтательности, которая находится во временном промежутке от 13 до 16 лет.

 Рассматривая течение  негативной фазы у мальчиков, Г. Гецер отмечает, что во время негативной фазы у мальчиков возникает "тоска по другу", но она еще пассивна. К концу негативной фазы подросток активно ищет друга и субъективно находит его, хотя впоследствии их дружеские отношения могут и не сохраниться. Потребность в друге и нахождение его есть еще одна черта, характеризующая момент перехода от негативной стадии к позитивной.

 В. Штерн рассматривал  подростковый возраст как один  из этапов формирования личности. В зависимости от того, какая  ценность переживается как наивысшая, определяющая жизнь, совершенно  по-разному формируется личность. Переживаемые ценности обусловливают  тип человеческой личности. В. Штерн описал шесть таких типов: теоретический тип - личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности; эстетический тип - личность, для которой объективное познание чуждо, она стремится постигнуть единичный случай; экономический тип - жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление с наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата; социальный - смысл жизни составляет любовь, общение и жизнь для других людей; политический - для такой личности характерно стремление к власти, господству и влиянию; религиозный - такая личность соотносит "всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира". Определяя каждый из типов, В. Штерн отнюдь не считает, что в жизни личности существует только одно направление ценностей, но все направления ценностей заложены в каждой индивидуальности".

 По В. Штерну, переходный  возраст характеризует не только  особая направленность мыслей  и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. В. Штерн описывает его как  промежуточный между детской  игрой и серьезной ответственной  деятельностью взрослого. Подросток  смотрит с известным пренебрежением  на детские игры. Все, за что  он принимается, носит серьезный  характер, его намерения также  очень серьезны. Но при этом, все, что он делает, еще не вполне  серьезное дело, а только предварительная  проба. О "серьезной игре", по  В. Штерну, можно говорить в том  случае, когда налицо имеется  объективная серьезность, которой  еще не соответствует объективно  серьезное содержание деятельности. Примерами серьезной игры могут  служить выбор профессии и  подготовка к ней; занятия спортом и участие в юношеских организациях. В качестве наследия от юности каждый человек должен перенести в период зрелости вечные стремления и искания и в этом смысле оставаться вечно молодым.

 

1.2. Развитие теоретических взглядов на проблемы подросткового возраста

 Во второй половине  ХХ века исследователи углубили  понимание роли среды в развитии  подростка. Так, Э. Эриксон, считавший  подростковый возраст самым важным  и наиболее трудным периодом  человеческой жизни, подчеркивал, что  психологическая напряженность, которая  сопутствует формированию целостности  личности, зависит не только от  физиологического созревания, личной  биографии, но и от духовной  атмосферы общества, в котором  человек живет, от внутренней  противоречивости общественной  идеологии.

 В концепции Ж. Пиаже, в возрасте от 11-12 лет и до 14-15 лет осуществляется последняя  фундаментальная децентрация - ребенок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. В этом возрасте, когда, согласно Ж. Пиаже, окончательно формируется личность, строится программа жизни. Для создания же программы жизни необходимо формального мышления. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются. И только профессиональная работа способствует полному преодолению кризиса адаптации и указывает на окончательный переход к взрослому состоянию [2, с.164].

 Л.С. Выготский подробно  рассматривал проблему интересов  в переходном возрасте, называя  ее "ключом ко всей проблеме  психологического развития подростка". Он писал, что все психологические  функции человека на каждой  ступени развития, в том числе  и в подростковом возрасте, действуют  не бессистемно, не автоматически  и не случайно, а в определенной  системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. В подростковом  возрасте имеет место период  разрушения и отмирания старых  интересов, и период созревания  новой биологической основы, на  которой впоследствии развиваются  новые интересы.

 Л.С. Выготский перечислил  несколько основных групп наиболее  ярких интересов подростков, которые  он назвал доминантами. Это "эгоцентрическая доминанта" (интерес подростка к собственной личности); "доминанта дали" (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); "доминанта усилия" (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях); "доминанта романтики" (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

 Л.С. Выготский, как и  Ж. Пиаже, особое внимание обращал  на развитие мышления в подростковом  возрасте. Главное в развитии  мышления овладение подростком  процессом образования понятий, который ведет к высшей форме  интеллектуальной деятельности, новым  способам поведения. По словам  Л.С. Выготского, функция образования  понятий лежит в основе всех  интеллектуальных изменений в  этом возрасте.

 Согласно Л.С. Выготскому, существенные изменения происходят  в этом возрасте и в развитии  воображения. Под влиянием абстрактного  мышления воображение "уходит  в сферу фантазии". Говоря о  фантазии подростка, Л.С. Выготский отмечал, что "она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя". Подросток прячет свои фантазии "как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии".

 Л.С. Выготский отмечал  также еще два новообразования  возраста. Это развитие рефлексии  и на ее основе самосознания. Развитие рефлексии у подростка  не ограничивается только внутренними  изменениями самой личности, в  связи с возникновением самосознания  для подростка становится возможным  и неизмеримо более глубокое  и широкое понимание других  людей. Развитие самосознания, как  никакая другая сторона душевной  жизни зависит от культурного  содержания среды.

 В концепции Д.Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса "Что я такое?" может быть найдено только путем столкновения с действительностью. Вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, поиски того, кто может тебя понять.

 Ребенок начинает вести  дневник. Предоставленный самому  себе, он свободно и независимо  выражает свои внутренние, подчас  глубоко интимные переживания, волнующие  мысли, сомнения и наблюдения. Сравнивая  себя с взрослым, подросток приходит  к заключению, что между ним  и взрослым никакой разницы  нет. Он начинает требовать от  окружающих, чтобы его больше  не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное  новообразование этого возраста - возникновение представления о  себе как "не о ребенке"; подросток  начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым. Виды взрослости выделены и изучены Т.В. Драгунавой. Они многообразны: подражание внешним признакам взрослости - курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи и юристы называют "низкой культурой досуга", при этом познавательные интересы утрачиваются и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями.

 Равнение подростков-мальчиков  на качества "настоящего мужчины". Это - сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе. Средством  самовоспитания часто становятся  занятия спортом. Интересно отметить, что многие девушки в настоящее  время также хотят обладать  качествами, которые веками считались  мужскими.

Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого.

 Многие мальчики стремятся овладеть разными взрослыми умениями: слесарничать, столярничать, фотографировать, а девочки - готовить, шить, вязать. Начало подросткового возраста - очень благоприятное время для этого. Поэтому психологи подчеркивают, что необходимо включать подростков на правах помощника в соответствующие занятия взрослых.

Интеллектуальная взрослость выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний у подростков результат самостоятельной работы. Учение приобретает таких школьников личный смысл и превращается в самообразование. Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Оказывается, что никакого места в системе отношений с взрослыми ребенок еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе.

 Для подросткового  возраста характерно господство  детской сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная  ситуация развития. Идеальная форма - то, что ребенок осваивает в  этом возрасте, с чем он реально  взаимодействует,- это области моральных  норм, на основе которых строятся  социальные взаимоотношения. Общение  со своими сверстниками - ведущий  тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы  социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения  равенства и уважения друг  к другу.

 В школе дети общаются, их отношения строятся на кодексе  товарищества, полного доверия и  стремления к абсолютному взаимопониманию. В этот период учебная деятельность  для подростка отступает на  задний план. Центр жизни переносится  из учебной деятельности, хотя  она остается преобладающей, в  деятельность общения. Интересно  складывается система отношений  с учителем: то место, которое  ребенок занимает внутри коллектива, становится даже важнее оценки  учителя. В общении осуществляется  отношение к человеку именно  как к человеку. Как раз здесь  происходит усвоение моральных  норм, осваивается система моральных  ценностей.

Информация о работе Психические состояния подростков