Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 09:22, дипломная работа
целью нашего исследования является выделение условий способствующих восстановлению нарушенных высших психических функций и преодоление социальной депривациии больных, поставленная нами цель требует решения теоретических задач:
рассмотреть возможность интеграции подходов для выбора оптимального способа влияния;
проанализировать средства способствующие восстановлению ВПФ;
и практических задач: Подобрать средства для оптимизации условий способствующих восстановлению ВПФ;
Уточнить тематику занятий в программе реабилитации;
Адаптировать проект «Архитектурная Русь» для наиболее эффективной реабилитации больных данной нозологической группы;
Выделить критерии для фиксации динамики восстановления личностных особенностей больных, перенесших ОНМК.
Введение 3
Глава 1. Нейропсихологическая реабилитация 4
§ 1. Общие вопросы реабилитации 5
§ 2. Содержание лечения и реабилитации сосудистых больных 10
§3. Сущность психотерапии и групповой терапии 19
Глава 2. Групповая психотерапия больных, перенесших инсульт 27
§1. Разработка методики групповой психотерапии с больными, перенесшими инсульт 27
§ 2. Роль речи в психотерапии и реабилитации больных с ОНМК 28
§ 3. Программа групповой реабилитации сосудистых больных 30
Глава 3. Практическая часть. 36
§ 1. Ход проведения занятий 36
§ 2. Индивидуальная динамика участников занятий 41
Список использованной литературы 45
Приложения 47
Приложение 1. Протоколы занятий 47
Приложение 2. Организация входного и выходного контроля 54
Приложение 3. Описание методов входного и выходного контроля 55
Приложение 4. Рассказы для совместного обсуждения в группе. 64
Приложение 5. Входной контроль, результаты обследования 69
СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
Факультет психологии
Кафедра клинической психологии
Князева Светлана Валентиновна
ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ЛЮДЬМИ
В ОТДАЛЕННОМ ПЕРИОДЕ ИНСУЛЬТА
Выпускная квалификационная (дипломная) работа
Научный руководитель:
кандидат психологических наук
Н.П. Клочко
Сургут
2004
Оглавление
В настоящее время реабилитация
человека, перенесшего тяжелое
Это является общей схемой реабилитации, но для больных, перенесших локальные поражения головного мозга, необходима еще и психологическая реабилитация, которая заключается в снижении уровня тревожности, повышении самооценки, развертывании ориентировки в заболевании, восстановлении стремления к активному социальному взаимодействию и т.д. И восстановительное обучение, направленное на восстановление высших психических функций, праксиса, гнозиса и др. Задача восстановления нарушенных умений и знаний является не только гуманной, но и социально значимой. Правильно организованная система нейропсихологической реабилитации больных, включающая восстановительное обучение, позволяет вернуть человека не только в окружающую его социальную среду, но и сделать его трудоспособным. Возвращая этих больных к труду, нейропсихологическая реабилитация решает тем самым задачу как социальной, так и государственной значимости.
На сегодняшний день в работе с сосудистыми больными применяются только фармакологические средства направленные на купирование последствий заболевания, а физиотерапия назначается больным симптоматически (нарушение речи – логопед, праксиса – массажист и т.д.). Данный подход действительно способствует снижению негативных последствий заболевания, но при этом не решает проблем: восстановления ВПФ, социальной реабилитации, снижения уровня тревожности и т.д. Таким образом данный подход однобок и не позволяет учитывать всех сторон восстановительного процесса. Больной предоставлен сам себе, он не имеет ориентировки в заболевании, в особенностях лечения и восстановительного процесса, в результате чего повышается уровень тревожности, снижается самооценка, развивается «депрессионный синдром».[6] Анализируя плюсы и минусы данного подхода к восстановлению больных перенесших инсульт, мы считаем необходимым введение нескольких линий в процесс реабилитации и восстановления. Для данной нозологической группы больных необходимо сочетание групповой и продуктивной работы, что позволяет решить проблемы социальной депривации, создать системную ориентировку в заболевании, в особенностях восстановительного периода, в причинах заболевания, дать адекватные средства для восстановления мелкой моторики, речевых нарушений, нарушений памяти, гнозиса, пространственной ориентировки. Кроме того подопечные активно включаются в деятельность и принимают ответственность за свое здоровье.
Исходя из этого, целью нашего исследования является выделение условий способствующих восстановлению нарушенных высших психических функций и преодоление социальной депривациии больных, поставленная нами цель требует решения теоретических задач:
рассмотреть возможность интеграции подходов для выбора оптимального способа влияния;
проанализировать средства способствующие восстановлению ВПФ;
и практических задач: Подобрать средства
для оптимизации условий
Уточнить тематику занятий в программе реабилитации;
Адаптировать проект «
Выделить критерии для фиксации динамики восстановления личностных особенностей больных, перенесших ОНМК.
Методологической основой
В нашем исследовании участвовали двое подопечных, мужчина и женщина, работа продлилась один месяц, занятия проводились два раза в неделю.
Вопросами нейропсихологической реабилитации занимались многие ученые. А.Р. Лурия был одним из первых, кто начал разрабатывать эту проблему. Его диагностические методы признаны и используются во всем мире. Кроме того, он является основателем нейропсихологии как отрасли, и заложил основы реабилитационной нейропсихологии, как направления. Его сотрудники и последователи: Запорожец, Цветкова, Хомская и др. продолжили разработку этого направления. В частности Запорожец занимался восстановлением движений после военных травм, Цветкова – вопросами восстановления речи, письма, счета, нарушенных в результате поражения мозга, Хомская – более широко исследовала виды нарушений и возможности восстановления утраченных функций (праксиса, гнозиса, речи, счета и др.). В нашей работе мы опираемся на основные положения, сформулированные Выготским, Лурия и их учениками. Проблемы нейропсихологической реабилитации представляются нам наиболее важными и недостаточно разработанными для решения поставленных перед нейропсихологией вопросов.
В России реабилитационная служба появилась в 20-е годы ХХ века. Основной ее формой была социально-правовая, а с середины 30-х годов – трудовая, а затем и медицинская. В настоящее время, когда психологические факторы выступают как все более значимые в жизнедеятельности человека, в формировании его заболевания и в его преодолении, на ведущее место стала выходить психологическая реабилитация. Большую роль в формировании этой области знания и практики сыграло продвижение исследований в области психологии, появление новых концепций, в частности деятельностного подхода к формированию и развитию психической сферы человека, развитие клинической психологии, появление таких ее областей как пато- и нейропсихология, психосоматика, развитие социальной психологии и социологии. Несмотря на то, что реабилитационная служба появилась довольно давно, до сих пор теоретические аспекты, структура, задачи и методы реабилитации являются предметом широкого обсуждения, научных исследований и дискуссий. Все это обнаруживает различные взгляды на реабилитацию и на вопросы связанные с ней.
Любая практика нуждается в сильной теоретической основе, в разработанном концептуальном аппарате. Но в настоящее время в концепции реабилитации имеется много спорных проблем и неразработанных вопросов. Например, в этой области знания нет еще общепринятого определения реабилитации. Одни исследователи определяют реабилитацию как восстановление личного и социального статуса больных, другие – как систему, воздействующую на реадаптацию больного к окружающей среде и т.д. Что же касается терминологии, то и здесь имеется большой разброс употребления различных терминов для обозначения одного и того же явления, или наоборот одним термином обозначаются разнородные явления. Так, наряду с термином «реабилитация» применяются такие как – «ресоциализация», «реадаптация», «компенсация» и т.д.[13]
Точно такие же расхождения обнаруживаются
и во взгляде различных исследовател
Объектом реабилитации в начале ее развития рассматривался сначала дефект, болезнь – функционально ориентированная реабилитация. В настоящее время реабилитация все больше обращается к личности больного человека, делая ее объектом исследования и реабилитационной практики. Такая направленность просматривается в некоторых областях дефектологии, в соматических, психиатрических и неврологических заболеваниях. Но и эта часть науки о реабилитации нуждается в дальнейшем исследовании. Возможно не при всех заболеваниях именно личность больного должна стать объектом реабилитации. Очевидно, что объектом реабилитации может стать только такая личность, которая находится в состоянии дезадаптации к окружающей действительности. И воздействие на нее будет отражать психологическую сущность реабилитации, а не биологическую. Нет еще точных и общепринятых методов реабилитации больных в соответствии с заболеванием. Иногда реабилитацию сводят к психотерапии.
В настоящее время в проблеме реабилитации – ее теории и практике – наметилось два направления. Одно из них отводит центральное место и главенствующую роль в реабилитации больных восстановлению у них нарушенных функций. Второе рассматривает реабилитацию как систему различных мероприятий – медицинских, психологических, социальных, направленных не только на компенсацию имеющегося дефекта, но и на его предупреждение.
Но эти направления не исключают, а дополняют друг друга. Реабилитация на разных этапах в зависимости от динамики самой болезни должна пользоваться системой различных методов и мероприятий, имеющих общую цель – социализация больного человека, восстановление его личного и социального статуса, места в общественной и трудовой жизни. Как нельзя разделять два направления реабилитации, так же резко отделять реабилитацию больных от их лечения. Оптимальным является взаимодействие лечения и реабилитации. И чем раньше вступит в дело реабилитация, тем лучше будет идти лечение основной болезни. Так же как реабилитация больного находится в зависимости от течения самой болезни, так и течение болезни, отношение к ней больного находится в зависимости от своевременности применения реабилитационных методов и мероприятий, а также от их адекватности виду и форме заболевания.
На сегодня нет общепринятого определения реабилитации. Наиболее полно этот термин раскрывает М.М.Кабанов в ряде своих работ, он говорит о реабилитации « как системе, направленной на достижение определенной цели (восстановление личного и социального статуса больного, частичное или полное) особым методом, главное содержание которого состоит в опосредовании через личность лечебно – восстановительных воздействий и мероприятий». [13 c28] Также он определяет реабилитацию как динамическую систему взаимосвязанных компонентов, которая является одновременно и методом и целью; целью является восстановление личного и социального статуса больного. Методы должны быть разными и зависеть от многих факторов и, в частности, от болезни человека, от степени ее тяжести, с одной стороны, и от личности больного, его социального окружения, мотивов его поведения – с другой. В реабилитации достичь результатов можно только при комплексном, интегративном воздействии на дефект и на человека в целом, при взаимодействии медицинского, психологического и социального аспектов в целях преодоления дефекта и восстановления его личного и социального статуса.
Нейропсихологическая
Нейропсихологическая
ряд мероприятий, направленных на реабилитацию определенного контингента больных (с локальными поражениями мозга различной этиологии: нарушения мозгового кровообращения, инсульты, черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга и др.);
нейропсихологическая
нейропсихологическая реабилитация имеет свои пути и методы реабилитации больных. Главный и единственно правильный путь реабилитации – путь восстановления психических функций;
нейропсихологическая
конечной целью реабилитации – является возвращение этих больных в нормальную, а не в упрощенную социальную среду.[9]
Таким образом, мы будем понимать нейропсихологическую реабилитацию больных как системное воздействие на дефект с помощью специальных методов, направленное на восстановление ВПФ, и как следствие на достижение конечной цели – реабилитацию больного, т.е. восстановление его личного и социального статуса, возвращение в нормальную социальную среду, к общественной и трудовой деятельности.
Долгое время восстановление психических функций считалось невозможным, это было связано с представлением о прямой локализации психических функций в узких участках, «центрах» коры головного мозга. Сторонники этой теории рассматривали психические функции как врожденные, неизменные по структуре «способности», либо как их ассоциации в комплексы, а мозг рассматривался ими в качестве агрегата отдельных «центров». Такие представления о психических функциях и их узкой локализации в определенных центрах приводили к представлению о полной невозможности восстановления ВПФ, если поражение целиком разрушает соответствующий «центр».
Представители противоположного направления – «антилокализационизма» считали, что элементарные психические процессы локализуются в ограниченных участках мозга, сложные же ВПФ являются результатом работы всего мозга в целом, все части которого рассматривались ими как равноценные. Исходя из этого они делали выводы: нарушения психических функций и эффект восстановления зависят от массы, а не от локализации поражения мозга, и восстановление возможно лишь путем викариата.
Информация о работе Психокоррекционная работа с людьми в отдаленном периоде инсульта