Психокоррекционная работа с людьми в отдаленном периоде инсульта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 09:22, дипломная работа

Краткое описание

целью нашего исследования является выделение условий способствующих восстановлению нарушенных высших психических функций и преодоление социальной депривациии больных, поставленная нами цель требует решения теоретических задач:
рассмотреть возможность интеграции подходов для выбора оптимального способа влияния;
проанализировать средства способствующие восстановлению ВПФ;
и практических задач: Подобрать средства для оптимизации условий способствующих восстановлению ВПФ;
Уточнить тематику занятий в программе реабилитации;
Адаптировать проект «Архитектурная Русь» для наиболее эффективной реабилитации больных данной нозологической группы;
Выделить критерии для фиксации динамики восстановления личностных особенностей больных, перенесших ОНМК.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Нейропсихологическая реабилитация 4
§ 1. Общие вопросы реабилитации 5
§ 2. Содержание лечения и реабилитации сосудистых больных 10
§3. Сущность психотерапии и групповой терапии 19
Глава 2. Групповая психотерапия больных, перенесших инсульт 27
§1. Разработка методики групповой психотерапии с больными, перенесшими инсульт 27
§ 2. Роль речи в психотерапии и реабилитации больных с ОНМК 28
§ 3. Программа групповой реабилитации сосудистых больных 30
Глава 3. Практическая часть. 36
§ 1. Ход проведения занятий 36
§ 2. Индивидуальная динамика участников занятий 41
Список использованной литературы 45
Приложения 47
Приложение 1. Протоколы занятий 47
Приложение 2. Организация входного и выходного контроля 54
Приложение 3. Описание методов входного и выходного контроля 55
Приложение 4. Рассказы для совместного обсуждения в группе. 64
Приложение 5. Входной контроль, результаты обследования 69

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ХМАО

Факультет психологии

Кафедра клинической психологии

 

 

 

Князева Светлана Валентиновна

 

 

 

 

 

ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ЛЮДЬМИ 
В ОТДАЛЕННОМ ПЕРИОДЕ ИНСУЛЬТА

 

 

 

Выпускная квалификационная (дипломная) работа

 

 

 

Научный руководитель:

кандидат психологических наук

Н.П. Клочко

 

 

 

 

 

 

 

Сургут

2004

 

Оглавление

 

 

 

Введение

В настоящее время реабилитация человека, перенесшего тяжелое заболевание  или травму, является приложением сил специалистов из отраслей многих наук. В частности традиционная медицина использует следующие методы для реабилитации пациента: иглоукалывание, массаж, физиотерапия, ЛФК, медикаментозная терапия и др. Но, несмотря, на множество, используемых в медицине методов, их нельзя считать достаточными для полной реабилитации. Так как человек, как правило, до болезни, ведет активный образ жизни (работает, учится, общается с родными и близкими), то после перенесенного заболевания он нуждается в социальной реабилитации. Она заключается в следующих мероприятиях: разворачивание полной ориентировки перед пациентом в его состоянии и нахождение возможных путей социальной адаптации. Однако только социальной и медицинской реабилитации также недостаточно, необходимо, чтобы пациент смог адекватно принять свое состояние, справиться с теми психологически травмирующими факторами, появившимися в результате заболевания, и выработать в себе направленность на выздоровление, что дает подопечному возможность осознания необходимости приложения собственных усилий для восстановления функций.

Это является общей схемой реабилитации, но для больных, перенесших локальные поражения головного мозга, необходима еще и психологическая реабилитация, которая заключается в снижении уровня тревожности, повышении самооценки, развертывании ориентировки в заболевании, восстановлении стремления к активному социальному взаимодействию и т.д. И восстановительное обучение, направленное на восстановление высших психических функций, праксиса, гнозиса и др. Задача восстановления нарушенных умений и знаний является не только гуманной, но и социально значимой. Правильно организованная система нейропсихологической реабилитации больных, включающая восстановительное обучение, позволяет вернуть человека не только в окружающую его социальную среду, но и сделать его трудоспособным. Возвращая этих больных к труду, нейропсихологическая реабилитация решает тем самым задачу как социальной, так и государственной значимости.

На сегодняшний день в работе с сосудистыми больными применяются только фармакологические средства направленные на купирование последствий заболевания, а физиотерапия назначается больным симптоматически (нарушение речи – логопед, праксиса – массажист и т.д.). Данный подход действительно способствует снижению негативных последствий заболевания, но при этом не решает проблем: восстановления ВПФ, социальной реабилитации, снижения уровня тревожности и т.д.  Таким образом данный подход однобок и не позволяет учитывать всех сторон восстановительного процесса. Больной предоставлен сам себе, он не имеет ориентировки в заболевании, в особенностях лечения и восстановительного процесса, в результате чего повышается уровень тревожности, снижается самооценка, развивается «депрессионный синдром».[6] Анализируя плюсы и минусы данного подхода к восстановлению больных перенесших инсульт, мы считаем необходимым введение нескольких линий в процесс реабилитации и восстановления. Для данной нозологической группы больных необходимо сочетание групповой и продуктивной работы, что позволяет решить проблемы социальной депривации, создать системную ориентировку в заболевании, в особенностях восстановительного периода, в причинах заболевания, дать адекватные средства для восстановления мелкой моторики, речевых нарушений, нарушений памяти, гнозиса, пространственной ориентировки. Кроме того подопечные активно включаются в деятельность и принимают ответственность за свое здоровье.

Исходя из этого, целью нашего исследования является выделение условий способствующих восстановлению нарушенных высших психических функций и преодоление социальной депривациии больных, поставленная нами цель требует решения теоретических задач:

рассмотреть возможность интеграции подходов для выбора оптимального способа  влияния;

проанализировать средства  способствующие восстановлению ВПФ;

и практических задач: Подобрать средства для оптимизации условий способствующих восстановлению ВПФ;

Уточнить тематику занятий в  программе реабилитации;

 Адаптировать проект «Архитектурная  Русь» для наиболее эффективной реабилитации больных данной нозологической группы;

Выделить критерии для фиксации динамики восстановления личностных особенностей больных, перенесших ОНМК.

Методологической основой нашей  работы является: культурно – историческая концепция, теория планомерно – поэтапного формирования.

В нашем исследовании участвовали  двое подопечных, мужчина и женщина, работа продлилась один месяц, занятия  проводились два раза в неделю.  

Глава 1. Нейропсихологическая реабилитация

Вопросами нейропсихологической реабилитации занимались многие ученые. А.Р. Лурия был одним из первых, кто начал разрабатывать эту проблему. Его диагностические методы признаны и используются во всем мире. Кроме того, он является основателем нейропсихологии как отрасли, и заложил основы реабилитационной нейропсихологии, как направления. Его сотрудники и последователи: Запорожец, Цветкова, Хомская и др. продолжили разработку этого направления. В частности Запорожец занимался восстановлением движений после военных травм, Цветкова – вопросами восстановления речи, письма, счета, нарушенных в результате поражения мозга, Хомская – более широко исследовала виды нарушений и возможности восстановления утраченных функций (праксиса, гнозиса, речи, счета и др.). В нашей работе мы опираемся на основные положения, сформулированные Выготским, Лурия и их учениками. Проблемы нейропсихологической реабилитации представляются нам наиболее важными и недостаточно разработанными для решения поставленных перед нейропсихологией вопросов.

§ 1. Общие вопросы реабилитации

В России реабилитационная служба появилась в 20-е годы ХХ века. Основной ее формой была социально-правовая, а с середины 30-х годов – трудовая, а затем и медицинская. В настоящее время, когда психологические факторы выступают как все более значимые в жизнедеятельности человека, в формировании его заболевания и в его преодолении, на ведущее место стала выходить психологическая реабилитация. Большую роль в формировании этой области знания и практики сыграло продвижение исследований в области психологии, появление новых концепций, в частности деятельностного подхода к формированию и развитию психической сферы человека, развитие клинической психологии, появление таких ее областей как пато- и нейропсихология, психосоматика, развитие социальной психологии и социологии. Несмотря на то, что реабилитационная служба появилась довольно давно, до сих пор теоретические аспекты, структура, задачи и методы реабилитации являются предметом широкого обсуждения, научных исследований и дискуссий. Все это обнаруживает различные взгляды на реабилитацию и на вопросы связанные с ней.

Любая практика нуждается в сильной  теоретической основе, в разработанном  концептуальном аппарате. Но в настоящее время в концепции реабилитации имеется много спорных проблем и неразработанных вопросов. Например, в этой области знания нет еще общепринятого определения реабилитации. Одни исследователи определяют реабилитацию как восстановление личного и социального статуса больных, другие – как систему, воздействующую на реадаптацию больного к окружающей среде и т.д. Что же касается терминологии, то и здесь имеется большой разброс употребления различных терминов для обозначения одного и того же явления, или наоборот одним термином обозначаются разнородные явления. Так, наряду с термином «реабилитация» применяются такие как – «ресоциализация», «реадаптация», «компенсация» и т.д.[13]

Точно такие же расхождения обнаруживаются и во взгляде различных исследователей на содержательную сторону реабилитации. В одних случаях, реабилитацию рассматривают как «долечивание» больных, в других – как восстановление трудоспособности, в-третьих, как восстановление социальных прав и т.д.

Объектом реабилитации в начале ее развития рассматривался сначала  дефект, болезнь – функционально ориентированная реабилитация. В настоящее время реабилитация все больше обращается к личности больного человека, делая ее объектом исследования и реабилитационной практики. Такая направленность просматривается в некоторых областях дефектологии, в соматических, психиатрических и неврологических заболеваниях. Но и эта часть науки о реабилитации нуждается в дальнейшем исследовании. Возможно не при всех заболеваниях именно личность больного должна стать объектом реабилитации. Очевидно, что объектом реабилитации может стать только такая личность, которая находится в состоянии дезадаптации к окружающей действительности. И воздействие на нее будет отражать психологическую сущность реабилитации, а не биологическую. Нет еще точных и общепринятых методов реабилитации больных в соответствии с заболеванием. Иногда реабилитацию сводят к психотерапии.

В настоящее время в проблеме реабилитации – ее теории и практике – наметилось два направления. Одно из них отводит центральное место и главенствующую роль в реабилитации больных восстановлению у них нарушенных функций. Второе рассматривает реабилитацию как систему различных мероприятий – медицинских, психологических, социальных, направленных не только на компенсацию имеющегося дефекта, но и на его предупреждение.

Но эти направления не исключают, а дополняют друг друга. Реабилитация на разных этапах в зависимости от динамики самой болезни должна пользоваться системой различных методов и мероприятий, имеющих общую цель – социализация больного человека, восстановление его личного и социального статуса, места в общественной и трудовой жизни. Как нельзя разделять два направления реабилитации, так же резко отделять реабилитацию больных от их лечения. Оптимальным является взаимодействие лечения и реабилитации. И чем раньше вступит в дело реабилитация, тем лучше будет идти лечение основной болезни. Так же как реабилитация больного находится в зависимости от течения самой болезни, так и течение болезни, отношение к ней больного находится в зависимости от своевременности применения реабилитационных методов и мероприятий, а также от их адекватности виду и форме заболевания.

На сегодня нет общепринятого  определения реабилитации. Наиболее полно этот термин раскрывает М.М.Кабанов  в ряде своих работ, он говорит  о реабилитации « как системе, направленной на достижение определенной цели (восстановление личного и социального статуса больного, частичное или полное) особым методом, главное содержание которого состоит в опосредовании через личность лечебно – восстановительных воздействий и мероприятий». [13 c28] Также он определяет реабилитацию как динамическую систему взаимосвязанных компонентов, которая является одновременно и методом и целью; целью является  восстановление личного и социального статуса больного. Методы должны быть разными и зависеть от многих факторов и, в частности, от болезни человека, от степени ее тяжести, с одной стороны, и от личности больного, его социального окружения, мотивов его поведения – с другой. В реабилитации достичь результатов можно только при комплексном, интегративном воздействии на дефект и на человека в целом, при взаимодействии медицинского, психологического и социального аспектов в целях преодоления дефекта и восстановления его личного и социального статуса.

Нейропсихологическая реабилитация является одним из видов реабилитации больных и относится к неврологическим и нейрохирургическим больным, с заболеваниями связанными с локальными повреждениями мозга, следствием которых является нарушение ВПФ.

 

Нейропсихологическая реабилитация это, прежде всего:

ряд мероприятий, направленных на реабилитацию определенного контингента больных (с локальными поражениями мозга различной этиологии: нарушения мозгового кровообращения, инсульты, черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга и др.);

нейропсихологическая реабилитация имеет свои задачи – восстановление нарушенных психических функций (а не приспособление к дефекту), также решаются и другие цели – преодоление изменений личности больных, негативных реакций, восстановление активных форм вербального и невербального поведения, создание нужных мотивов поведения и др.

нейропсихологическая реабилитация имеет свои пути и методы реабилитации больных. Главный и единственно правильный путь реабилитации – путь восстановления психических функций;

нейропсихологическая реабилитация имеет и свои методы реабилитации, которые состоят из двух групп. Первая группа методов направлена на восстановление нарушенных ВПФ, вторая – включает методы и мероприятия, направленные на восстановление личного и социального статуса больного путем обращения к его личности, к окружающей среде, к общению с окружающими, к различным видам деятельности. Обе группы методов тесно взаимодействуют, но на каждом этапе реабилитации то одна, то другая группа методов становится ведущей, но не изолированной;

конечной целью реабилитации –  является возвращение этих больных  в нормальную, а не в упрощенную социальную среду.[9]

Таким образом, мы будем понимать нейропсихологическую реабилитацию больных как системное воздействие на дефект с помощью специальных методов, направленное на восстановление ВПФ, и как следствие на достижение конечной цели – реабилитацию больного, т.е. восстановление его личного и социального статуса, возвращение в  нормальную социальную среду, к общественной и трудовой деятельности.

Долгое время восстановление психических  функций считалось невозможным, это было связано с представлением о прямой локализации психических функций в узких участках, «центрах» коры головного мозга. Сторонники этой теории рассматривали психические функции как врожденные, неизменные по структуре «способности», либо как их ассоциации в комплексы, а мозг рассматривался ими в качестве агрегата отдельных «центров». Такие представления о психических функциях и их узкой локализации в определенных центрах приводили к представлению о полной невозможности восстановления ВПФ, если поражение целиком разрушает соответствующий «центр».

Представители противоположного направления  – «антилокализационизма» считали, что элементарные психические процессы локализуются в ограниченных участках мозга, сложные же ВПФ являются результатом работы всего мозга в целом, все части которого рассматривались ими как равноценные. Исходя из этого они делали выводы: нарушения психических функций и эффект восстановления зависят от массы, а не от локализации поражения мозга, и восстановление возможно лишь путем викариата.

Информация о работе Психокоррекционная работа с людьми в отдаленном периоде инсульта