Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 09:22, дипломная работа
целью нашего исследования является выделение условий способствующих восстановлению нарушенных высших психических функций и преодоление социальной депривациии больных, поставленная нами цель требует решения теоретических задач:
рассмотреть возможность интеграции подходов для выбора оптимального способа влияния;
проанализировать средства способствующие восстановлению ВПФ;
и практических задач: Подобрать средства для оптимизации условий способствующих восстановлению ВПФ;
Уточнить тематику занятий в программе реабилитации;
Адаптировать проект «Архитектурная Русь» для наиболее эффективной реабилитации больных данной нозологической группы;
Выделить критерии для фиксации динамики восстановления личностных особенностей больных, перенесших ОНМК.
Введение 3
Глава 1. Нейропсихологическая реабилитация 4
§ 1. Общие вопросы реабилитации 5
§ 2. Содержание лечения и реабилитации сосудистых больных 10
§3. Сущность психотерапии и групповой терапии 19
Глава 2. Групповая психотерапия больных, перенесших инсульт 27
§1. Разработка методики групповой психотерапии с больными, перенесшими инсульт 27
§ 2. Роль речи в психотерапии и реабилитации больных с ОНМК 28
§ 3. Программа групповой реабилитации сосудистых больных 30
Глава 3. Практическая часть. 36
§ 1. Ход проведения занятий 36
§ 2. Индивидуальная динамика участников занятий 41
Список использованной литературы 45
Приложения 47
Приложение 1. Протоколы занятий 47
Приложение 2. Организация входного и выходного контроля 54
Приложение 3. Описание методов входного и выходного контроля 55
Приложение 4. Рассказы для совместного обсуждения в группе. 64
Приложение 5. Входной контроль, результаты обследования 69
Три принципа педагогической системы В. А. Сухомлинского очень хорошо прослеживаются в принципах и методах социально-психологического тренинга:
Основной метод групповой
Личность больного перенесшего
ОНМК характеризуется высоким
Выводы:
Нейропсихологическая
Для нашего исследования, исходя из личностных характеристик больных, была выбрана групповая форма работы с элементами продуктивной деятельности.
Цель нашей работы:
Вывести больных на качественно новый уровень ВПФ и личностных особенностей.
Задачи:
повысить уровень самооценки больных;
снизить уровень тревожности;
расширить ориентировку в заболевании, в особенностях восстановительного периода;
способствовать принятию ответственности за свое здоровье.
Методом нашей работы явилась групповая психотерапия с элементами продуктивных видов деятельности.
Один из основателей реабилитации в России, М.М.Кабанов говорит о реабилитации « как системе, направленной на достижение определенной цели (восстановление личного и социального статуса больного, частичное или полное) особым методом, главное содержание которого состоит в опосредовании через личность лечебно – восстановительных воздействий и мероприятий». [9 c28] Также он выделяет три последовательных этапа реабилитации – восстановительная терапия, реадаптация и реабилитация в собственном смысле слова.
Восстановительное обучение предусматривает предупреждение неврологического и психического дефекта, инвалидизации, «госпитализма», а также устранение этих явлений. На этом этапе биологические методы лечения сочетаются с физиотерапией и различными психосоциальными воздействиями.
Цель реадаптации: приспособление больного к условиям внешней среды. Преобладают мероприятия стимулирующие социальную активность.
Реабилитация в прямом смысле этого термина – восстановление индивидуальной и общественной ценности больного, доболезненных отношений с окружающей действительностью.
Но, так как М.М. Кабанов разрабатывал принципы и методы реабилитации психически больных, он ничего не пишет о восстановлении нарушенных психических функций методами нейропсихологической реабилитации. Существует две группы методов: первая – направлена на восстановление нарушенных ВПФ, вторая – включает методы и мероприятия, направленные на восстановление личного и социального статуса больного путем обращения к его личности, к окружающей среде, к общению с окружающими, к различным видам деятельности. [15]
Конечной целью
В связи с этим мы предлагаем программу реабилитации сосудистых больных, включающую в себя и первую, и вторую группу методов нейропсихологической реабилитации.
Исходя из личностных особенностей, описанных нами, можно выделить такие цели:
Становление активной социальной позиции
Повышение самооценки, ответственности за свое здоровье
Расширение ориентировки в средствах преодоления негативных последствий заболевания, в средствах социального взаимодействия.
Задачами нашей работы было развертывание ориентировки и апробирование выбранных средств в ситуации принятия.
Поэтому она должна быть такой-то по времени, месту по содержанию.
Речь, и личность являются продуктом социальной среды, формируются и проявляются в общении, в коллективе, а поэтому и восстановление их может быть эффективным только в коллективе, где в ходе взаимодействия участников коммуникативного процесса происходит воздействие на их поведение и состояние. «Человек без речи находится вне коллектива, и вернуть человеку речь может только коллектив». [5]
Организация полноценного диалогичного межличностного общения, в котором актуализируются и осознаются все потенциальные возможности субъекта, что дает больному ощущение своей личностной и коммуникативной полноценности, и ведет к выработке «продуктивного стиля жизни», независимо от выраженности оставшихся речевых или когнитивных нарушений, необходима для восстановления нарушенных социальных связей. Общение приобретает, таким образом, терапевтический потенциал, а реабилитация становится пограничной областью между психологией, педагогикой и медициной.
Поэтому одним из эффективных методов восстановления коммуникативной функции речи при нарушениях операциональных возможностей коммуникации являются групповые занятия, предусматривающие социальное воздействие на заболевшего человека, на его эмоционально-волевую сферу, на мотивы поведения, на личность больного, а не непосредственное воздействие на пострадавшую функцию, в частности речь. Преимуществом групповых занятий по сравнению с индивидуальными является возможность использования наиболее автоматизированных и непроизвольных и следовательно, наиболее сохранных форм и функций речи, таких, как эмотивная и диакритическая функции, диалогическая и групповая речь.
Диакритическая функция речи, обслуживает неречевые ситуации, тесно связана с трудовой деятельностью и использует профессиональный словарь общающихся, что позволяет опираться в групповых занятиях на такую важнейшую характеристику человеческого общения, как единство межличностного и общественного, индивидуального и социального.
Так же в групповых занятиях широко используется диалогическая речь благодаря таким ее свойствам, как ситуативный, реактивный характер, возможность использовать вопрос в качестве способа ответа, а также групповая речь, которая характеризуется диффузностью, эмоциональностью, ситуативностью, стихийностью, простотой грамматического оформления. [5]
Важная роль в групповой реабилитации принадлежит невербальным средствам общения. Невербальное общение не вызывает у больных страха и напряжения и способствует проявлению коммуникативных установок.
Реабилитация как ведущий
Как указывалось выше, роль включается в жизнь личности, воплощается в его поведении в форме операциональных или смысловых установок. Степень этого включения зависит от того, насколько присвоена, интериоризирована роль, а также от индивидуально-психологических особенностей личности.
Преобразование социальной роли в смысловые установки, детерминирующие направленность поведения личности в целом — основная цель психологической реабилитации при групповой работе.
Речь приобретает роль внешнего средства, вербализация средств способствует их более полному и быстрому их принятию.
Нами была выбрана программа групповой психотерапии с включением элементов совместной продуктивной формы деятельности, рефлексивными обсуждениями притч, для решения задач:
повышения уровня самооценки больных;
снижения уровня тревожности;
расширения ориентировки в заболевании, и в особенностях восстановительного периода;
способствования принятия ответственности за свое здоровье
работы с мелкой моторикой и речью.
Изначально мотивация у
Название занятия |
Цель и задачи занятия |
Упражнения |
Инструкции |
Занятие1. Знакомство |
Выявить уровень коммуникативных навыков, стратегии поведения больных |
1. Анамнез. Предложить |
В 5 – 6 предложениях постарайтесь рассказать нам о себе, какая у вас семья, кто Вы по профессии, по какой причине Вы находитесь в больнице, представьте свою жизнь после выхода из больницы. |
2. Образ болезни. После представл |
Нарисуйте, пожалуйста, образ Вашей болезни. Нас не интересует качество выполнения работы, нам важны чувства, с которыми Вы выполните рисунок. | ||
Занятие 2. Чаепитие. |
Выявить сохранность бытовых навыков, способность к рефлексии. |
1. Чаепитие. После произнесения инструкции начинается чаепитие, каждый член группы наливает себе заварку в чашку, затем - воду, после этого – насыпает сахар в чашку и т.д. При этом необходимо следить за точным выполнением инструкции. |
«Так как нам необходимо выполнить общую работу, мы должны стать сплоченной группой. А известно, что ничто так не сплачивает людей, как совместная трапеза. Но это будет не совсем обычное чаепитие, выполняя какое либо действие, необходимо проговаривать, что вы делаете; как у вас это получается; что получается лучше, что хуже; что, по вашему мнению, является для вас самым сложным. Нужно отслеживать свои ощущения». |
2. Беседа. Темы: Как Вы «справляетесь» с бытом? Во время обсуждения, после чаепития, поговорить о сложностях быта, предложить членам группы дать обратную связь говорящему. |
Во время чаепития каждый из вас выполнял элементарные бытовые действия, но как часто бывает, человек не способен объективно оценить себя и свои действия. Вот как раз для того, чтобы добиться объективности, мы и работаем в группе. Сейчас я предлагаю каждому из вас еще раз проговорить что сложного было во время чаепития, что давалось легко, что выполнить было легче, а что сложнее. Всем остальным нужно будет сказать, что они думают о качестве выполнения Вами упражнения. | ||
Занятие 3. Работа в парах. |
Выявить уровень сохранности движения рук. Проектная задача: Создание «памятки-раскладушки», для людей, переживающих инсульт, для размещения её в нейрососудистом отделении ЦРБ, в травматологии, или в любом центре. |
Памятки. Группа делится по парам. Каждой паре выдается материал для изготовления «раскладушки» (картон, клей, альбомная бумага, ткань). После работы группа садится в круг и начинается обсуждение продуктивности, качества работы, также обсуждаются ощущения членов группы от взаимодействия с партнером. Домашнее задание: при выполнении какой либо домашней работы проговариваем каждое свое действие, лучше если Вы будете рассказывать это кому-нибудь из домашних. |
Каждой паре необходимо изготовить заготовку для «памятки-раскладушки», в конце курса мы разместим на ней информацию, которая может пригодиться людям, перенесшим инсульт, черепно-мозговую травму и т.д. Для заготовки необходимо склеить между собой два листа картона с помощью ткани, так чтобы их можно было закрыть как книжку, затем на картон необходимо наклеить альбомную бумагу, именно на ней в последствие мы и напишем текст. Еще одно задание на сегодняшнее занятие: как в прошлый раз при работе все проговаривайте своему партнеру, и в то же время следите за тем, что бы ваш партнер все проговаривал, объяснял, что у него получается, что нет, что он чувствует. Если вы считаете, что ваш партнер не достаточно подробно проговаривает, вы можете задать уточняющие вопросы. |
Введение в проект Архитектурную Русь. В прошлый раз мы выполняли подготовительную к основному заданию работу. Сегодня у нас начнется самая сложная часть нашей совместной деятельности. С ее помощью мы сможем решить многие проблемы, возникшие у Вас после инсульта, начиная с нарушений движений и заканчивая трудностями в общении. В нашем работе задания простроены таким образом, чтобы наиболее эффективно помочь Вам преодолеть Ваши проблемы. А наглядный результат нашей работы будет представлен макетом древнерусского города. | |||
Занятие 4. Знакомство с архитектурой древнерусского города. |
Дать ориентировку в архитектуре древнерусского города, попытка преодоления трудностей в общении и первичная децентрация собственной позиции. Задачи: выделить архитектурные особенности строений города в древней Руси. |
Группе предлагается подумать и предположить, какие сооружения должны были быть на территории древнерусского города. Члены группы предлагают свои варианты, экспериментатор фиксирует ответы на доске. Затем группа делится по парам. Каждая пара выбирает для себя часть архитектурного ансамбля, и готовит небольшой доклад о его строении, расположении в городе, особенностях архитектуры. Затем все, что нашла пара, рассказывается всей группе, с тем, чтобы группа могла сложить общее представление о строении древнерусского города. Домашнее задание: поискать дома какую-либо информацию по архитектуре древнерусского города. |
Давайте подумаем, какие здания обязательно должны быть нами построены, чтобы наш макет соответствовал древнерусскому городу. Назовите их… Так, хорошо, мы назвали основные сооружения, которые будут на нашем макете…Теперь группа делится на пары, и каждая пара выбирает себе сооружение, по которому необходимо составить небольшой рассказ о его строении, месте расположения в городе, особенностях архитектуры. Когда будут готовы рассказы, каждая пара делает небольшой, на 8 – 10 минут доклад, в котором знакомит всю группу с выбранным вами строением, его архитектурой и особенностями. |
Занятие 5. Создание плана города. |
Дать ориентировку в составлении плана города и переносе его на ландшафт, создание условий для максимальной возможности моделирования, возрастание рефлексии и децентрации, а также способности планирования. Задачи: создание плана города; выполнение ландшафта. |
После обсуждения того материала, который принесли из дома члены группы, предлагается сделать план будущего города. Группе предлагаются картинки – символы, обозначающие: дом, дворец, церковь, крепостную стену, башню, колодец, ворота, забор, баню, мельницу, мост. После определения полного перечня необходимых городу зданий следует расположить эти символы на плане в различных комбинациях, затем, найдя в дискуссиях их наилучшее сочетание, приклеить. Этого плана необходимо строго придерживаться в дальнейшей работе, обращаясь к нему в случае необходимости. Следующим этапом работы является совместное выполнение из пластилина на макетной доске элементов ландшафта: зеленых полей, реки, холма, небольшого леса. После окончания лепки ландшафта следует «привязать» к нему план города, учитывая особенности местности. После изготовления ландшафта, все члены группы собираются вместе, и начинается обсуждение процесса выполнения работы, побуждать каждого члена группы рассказать какие ощущения он испытывал при работе с, довольно непривычным материалом для взрослых, пластилином, выяснить что получилось, что далось нелегко. |
Сегодня нам нужно составить план нашего будущего города. Для этого мы будем использовать картинки – символы, давайте попробуем разместить на листе бумаги эти символы так, как постройки могли бы быть размещены в городе. Мы сделали план города, а теперь на макетной доске нам необходимо создать ландшафт на котором затем мы разместим постройки, необходимо обратить внимание на расположение реки, холма, полей и т.д. Во время работы внимательно следите за своими ощущениями, желательно проговаривайте все для себя, особое внимание обращайте на тот вид работы, который наиболее сложен для Вас. |
Занятие 6. Мы строим. |
Дать ориентировку в архитектуре отдельных зданий и сооружений древнерусского города. Создание условий для максимальной возможности моделирования, возрастание рефлексии и децентрации, а также способности планирования |
В начале занятия рассматриваются репродукции картин и фотографий с изображением старинных русских городов-крепостей, рекомендуется также обсудить особенности конструирования, строительства. Затем каждый участник группы выбирает наиболее интересное для него строение и приступает к его изготовлению. Следует обратить внимание членов группы на соблюдение масштаба, и соблюдение единства стиля во всех постройках. После того как все постройки будут изготовлены, они размещаются на макетной доске, в соответствии с планом. Затем следует обсуждение работы, успехов. Необходимо продумать, что мы еще не сделали, для того чтобы наш макет походил на древнерусский город, каких деталей не хватает. Осуществляется планирование работы на следующее занятие. |
Посмотрите на репродукции, обратите внимание на основные части строений, на изготовление различных деталей, на украшения зданий. А теперь пусть каждый из вас выберет наиболее интересное для него строение, еще раз просмотрите репродукции и книги, в которых описывается вид именно того здания, которое Вы выбрали, и приступайте к его изготовлению. Следите за тем, что ваша постройка должна соответствовать масштабу всего нашего макета. |
Занятие 7. Окончание строительства. |
Продолжать ориентировать |
В начале занятия вспоминаем что мы планировали доделать в нашем макете. Обсуждаем, как мы будем размещать оставшиеся постройки: колодцы, бани, мосты, мельницу, ворота, крепостные стены. Также как на прошлом занятии каждый выбирает те объекты, которые ему интересны. На этом занятии заканчиваем макет, доводим его до полной готовности. После окончания работы следует обсуждение сделанного сегодня. Домашнее задание: продумать, что бы они могли бы написать на раскладушке, изготовленной на одном из предыдущих занятий. |
Давайте вспомним, что мы с вами решили доделать в нашем макете сегодня. Давайте изготовим оставшиеся детали макета, и расположим их в соответствии с планом. Инструкция к домашнему |
Выходной контроль |
Психологическая задача: выявление уровня рефлексии. |
Группа делится на пары, желательно так же как при изготовлении раскладушек. Каждой паре выдается раскладушка, которую они сделали, линейка, карандаши, фломастеры. Каждый член группы пишет небольшой рассказ на тему: «Мое послание - мне в прошлое». Затем вся группа садится в круг и начинается заключительное обсуждение успехов, неудач, трудностей. Также обсуждаются возможные пути решения этих проблем и трудностей. |
На прошлом занятии я |
Объектом нашей работы явилось разрушенные, после нарушений мозгового кровообращения, ВПФ.
Предмет: изучение средств восстановления ВПФ.
Метод, использованный нами в работе: групповая психотерапия с элементами продуктивной деятельности.
Гипотезы: мы предполагаем, что используемый нами метод позволит снизить уровень тревожности, повысить самооценку, активизировать социальное взаимодействие больных данной нозологической группы.
Цель нашей работы:
Вывести больных на качественно новый уровень ВПФ и личностных особенностей.
Задачи:
повысить уровень самооценки больных;
снизить уровень тревожности;
расширить ориентировку в заболевании, в особенностях восстановительного периода;
способствовать принятию ответственности за свое здоровье.
19.04.04г.
Занятие № 1.
Вводное.
Присутствуют В. М. и Ю. Д.
Ход занятия: занятие проводилось в университете, в аудитории, в 16.00. Присутствовали Ю.Д. и В.М. Когда пришли члены группы, выяснилось, что они знакомы, вместе посещают врачебный диспансер. Затем им был представлен протоколист. Занятие начинается с выяснения общего самочувствия, затем на обсуждение выносятся правила групповой работы, подопечным предлагается их дополнить, либо изменить, если с чем – то не согласны, изменений не последовало. Подопечным было предложено представится, рассказать о себе, о своей профессии, о заболевании. Сначала рассказывает о себе Ю.Д.
На задание «Нарисовать образ болезни», подопечные отреагировали по разному, В.М. сразу начала рисовать, Ю.Д. долго говорил о том, какая разница между людьми технического склада и гуманитариями, потом рассуждал о причинах инсульта у него, но рисовать так и не начал. Именно в это время проговаривает, что всегда боялся инфаркта. На предложение просто рассказать, какие эмоции у него возникли после постановки диагноза, не отреагировал.
Затем читали скороговорки. Ю.Д. пытается прочитать быстро, но из-за большого количества ошибок, вынужден начинать читать сначала, и тем не менее, пытается читать быстро, только после того как Э. несколько раз сказала, что необходимо читать правильно, а не быстро, снизил темп и стал следить за качеством прочитываемого.
Занятие заканчивается объявлением домашнего задания для Ю.Д.
Анализ: подопечные вначале занятия скованы, но после знакомства скованность снижается. Подопечные становятся более активными, охотнее говорят о себе. Тревожность проявляется в постоянном возврате к причинам заболевания, в попытках обвинить себя, в обесценивании своего труда и напоминаниях, какое серьезное заболевание они перенесли.
Информация о работе Психокоррекционная работа с людьми в отдаленном периоде инсульта