Психокоррекционная работа с людьми в отдаленном периоде инсульта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 09:22, дипломная работа

Краткое описание

целью нашего исследования является выделение условий способствующих восстановлению нарушенных высших психических функций и преодоление социальной депривациии больных, поставленная нами цель требует решения теоретических задач:
рассмотреть возможность интеграции подходов для выбора оптимального способа влияния;
проанализировать средства способствующие восстановлению ВПФ;
и практических задач: Подобрать средства для оптимизации условий способствующих восстановлению ВПФ;
Уточнить тематику занятий в программе реабилитации;
Адаптировать проект «Архитектурная Русь» для наиболее эффективной реабилитации больных данной нозологической группы;
Выделить критерии для фиксации динамики восстановления личностных особенностей больных, перенесших ОНМК.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Нейропсихологическая реабилитация 4
§ 1. Общие вопросы реабилитации 5
§ 2. Содержание лечения и реабилитации сосудистых больных 10
§3. Сущность психотерапии и групповой терапии 19
Глава 2. Групповая психотерапия больных, перенесших инсульт 27
§1. Разработка методики групповой психотерапии с больными, перенесшими инсульт 27
§ 2. Роль речи в психотерапии и реабилитации больных с ОНМК 28
§ 3. Программа групповой реабилитации сосудистых больных 30
Глава 3. Практическая часть. 36
§ 1. Ход проведения занятий 36
§ 2. Индивидуальная динамика участников занятий 41
Список использованной литературы 45
Приложения 47
Приложение 1. Протоколы занятий 47
Приложение 2. Организация входного и выходного контроля 54
Приложение 3. Описание методов входного и выходного контроля 55
Приложение 4. Рассказы для совместного обсуждения в группе. 64
Приложение 5. Входной контроль, результаты обследования 69

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)
Заключение

Программы реабилитации представленные в широком диапазоне помогают человеку, перенесшему такое серьезное заболевание как ОНМК, приводящее к большому количеству негативных последствий, в том числе и социальной дезадаптации восстановить физические возможности, частично ВПФ, но не видим широкого применения интегрированных, комплексных подходов к реабилитации. Мы постарались применить такой интегрированный, учитывающий весь спектр нарушений, как в физической сфере, так и в сфере человеческих взаимоотношений, подход. Элементы продуктивной деятельности, включенные в структуру групповой психотерапии, качественно изменяют уровень реабилитации, что развивает позитивную рефлексию, как следствие приводит к восстановлению всех поврежденных болезнью характеристик личности. Сочетание психотерапии и продуктивных видов деятельности создает такие условия, в которых происходит более полное усвоение средств, необходимых для дальнейшей реабилитационной терапии.

 

Список использованной литературы

  1. Бадалян Л.О. Невропатология /  Л.О. Бадалян –  М.:  2000.– 350 с.
  2. Братусь Б.С. Аномалии личности /  Б.С. Братусь – М: Мысль, 1988. -  304 с.
  3. Виленский Б.С. Инсульт: профилактика, диагностика и лечение /  Б.С. Виленский. - С-Пб: «Искусство России», 1999. – 336 с.
  4. Глозман Ж.М. Количественная оценка данных нейропсихологического обследования / Ж.М Глозман -  М: Центр лечебной педагогики, 1999. – 155 с.
  5. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности / Ж.М. Глозман – М: 2002. – 275 с.
  6. Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам - С-Пб: «Питер», 2000. 373 с.
  7. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека /  А.Р. Лурия  – М: 1969. 420 с.
  8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р Лурия – М: Изд-во МГУ, 1973. - 373 с.
  9. Ляпидевский С.С. Невропатология / С.С. Ляпидевский – М: Изд-во «Владос»,  2000. – 382 с.
  10. Нейропсихология. Тексты / Под ред. Е.Д. Хомской. – М: 1984.
  11. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия /  Н. Пезешкиан – М: 1996.
  12. Реабилитация больных нервными и психическими заболеваниями. – Л.,1973.
  13. Скорая медицинская помощь/ Под ред. Б.Д. Комарова. – М: 1984.
  14. Соколова Е.Т. Общая психотерапия / Е.Т. Соколова  - М: Изд-во «Тривола», 2000. 302 с.
  15. Соколова, Е.Т. Особенности личности при пограничных и соматических заболеваниях / Е.Т. Соколова, В.В. Николаева. – М.: SvR-Аргус, 1995. – 359 с.
  16. Стандарты оказания неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе / Под ред. пр. А.Г. Мирошниченко, пр. В.А. Михайловича. – СПб: СПбМАПО, 1998.
  17. Столин В.В. Самосознание личности /  В.В. Столин – М: 1983.
  18. Хомская Е.Д. Нейропсихология /  Е.Д. Хомская – М:1987.
  19. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение /  Л.С. Цветкова – М: 2000.
  20. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление /  Л.С. Цветкова – Москва - Воронеж: 2000.
  21. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных /  Л.С. Цветкова – М: 1985.
  22. Шмидт Е.В. Сосудистые заболевания головного и спинного мозга / Е.В. Шмидт, Д.К. Лунев, Н.В. Верещагин; М: Изд-во «Медицина», 1976. – 282 с.

 

Приложения

Приложение 1. Протоколы занятий

19.04.04г. 

Занятие № 1.

Вводное.

Присутствуют В. М. и Ю. Д.

Э. Как Вы себя чувствуете?

В.М. – хорошо, вчера было плохо, умирала, а сегодня в кино сходила, в Аврору для пенсионеров.

Ю.Д. молчит. Руки в замок у обоих, внимание на экспериментатора. В.М. –  активна, задает вопросы.

В начале занятия оговариваются  правила групповой работы.

 Существуют определенные правила  работы в группе, прежде чем  начать работать, нам необходимо обсудить, насколько они приемлемы для нашей группы, возможно, нужно будет внести в них некоторые изменения, добавления:

  1. правило первое – «все делают всё», для высокой продуктивности нашей работы каждый член группы старается выполнять все задания.
  2. правило второе – правило конфиденциальности, то есть все, что происходит в группе, не выносится за ее пределы;
  3. правило третье – «на занятии нет ничего неправильного», то есть мнение каждого члена группы принимается как его личное суждение, без критики и осуждения. Если кто-либо хочет высказаться по поводу этого мнения он должен сказать, например: «я в данной ситуации поступил бы так…» или  «мне кажется, что здесь можно было бы сделать и по другому…» и т.д.
  4. правило четвертое – выслушать партнера по группе, у человека могут быть проблемы с речью, он может просто смущаться, может сбиться с мысли, но мы здесь для того чтобы каждый мог почувствовать себя комфортно и спокойно.
  5. правило пятое – не навязываем свою помощь если об этом не просят, у каждого должна быть возможность завершить свое действие самостоятельно.
  6. правило шестое – просим о помощи.

  Правила, эти распространяются  на всю группу и остаются  в силе на всем продолжении нашей совместной работы.

Правила группой принимаются, испытуемые предлагают вносить добавления по ходу работы.

 

Знакомство.

Ю.Д. – 1953г.р. инженер – механик; работал в «Сибнефть», ставили  остеохондроз, первый инсульт в апреле 2003 г.; его никто не понял;  выпил 2 рюмки водки, стало плохо, потом лучше. Все подумали, что из-за работы, через 2 нед. пошел в больницу, сказал, что ложиться нельзя, работы много. Уже в отпуске ничего не помогало; говорили, если б лечился – все было бы хорошо, машину дров перевез, стало хуже (нервничает, слегка заикается, теряет мысль).

Пошел к врачу – невропатологу, 4 дня было хорошо, потом плохо.

Э. Предполагаемое будущее?

В.М. Светлое будущее?

Ю.Д. Да нет его.

В.М. Ну уж…

Ю.Д. Мне бы еще 4 дня и на тот  свет. 1 инсульт – нормально перенес, а 2 – нога и рука онемела, до 3-его  не дотянул. (Рассказывает о дочери.) Есть дочь – главный бухгалтер, уже второй год работает, вышла замуж. Что хорошо: дочь женил между инсультами.

Э. Будущее?

Ю.Д. Будущее… не знаю… тяжелое…щас  понимаете, самое смешное… а может… нет…нет… не знаю. (речь не очень понятна)

Э. Как Вы представляете себя через год?

Ю.Д. Не знаю, тяжело, …поживем увидим.

В.М. – 1956г.р. техник – строитель, ставили  остеохондроз, инсульт год назад  был, врачи сказали что не знаем. Ни руки ни ноги не шевелятся, еще полежала, мой меня отправил в больницу. 21 день лечения, ноги, руки не двигаются.

Понемногу начала двигаться, 3 месяца – заметные улучшения.

Потом иголки колола, уколы, диспансер, сейчас я там 4-ый раз.

Мечтаю встать на ноги, чтобы вернуться  на работу, и никто, чтоб не догадался, что я болею.

Э. Куда хотите на работу?

В.М. В охрану, а куда еще? Дочь, закончила  университет, внучка есть.

 

Задание: нарисовать образ болезни.

Ю.Д. - Мы люди технические, а Вы гуманитарии, у нас разное мироощущение.

В.М. начала рисовать свои эмоции

Ю.Д.неловко берет фломастер  и начинает рассуждать: «врачи обещают, что к 2005 г. инсульты увеличатся в 2 раза в Японии, России и Америке».

В.М. - Это гром среди ясного неба. Это моя 2-я жизнь, нет 3-я жизнь: до операции, после операции, после инсульта.

Ю.Д. - А я что рисовать буду? Я  даже не знаю поему…вообще…это…по-моему…я хотел…работа у меня была трудная, но есть и труднее…

В.М. - Может давление?

Ю.Д. - Я в больницу лег первый раз в 50, на 51 году (не рисует). Так  ну ладно.

Э. - Вспомните, что чувствовали, когда  Вам сказали, что у Вас инсульт?

Ю.Д. - Когда был инсульт, я уже  чувствовал, что что-то не так.

Сидит, думает.

В.М. - Меня очень быстро осенило, я  еще 3 часа в отключке была. Помню  на работу собиралась, а потом открываю глаза – времени 1 час.

Ю.Д. - Давайте я подумаю еще… ну я не знаю.

Э. - Хорошо, скажите, если не можете нарисовать. 

 Ю.Д. - У  меня уже было  не хорошее состояние, болела  голова, зрачки… давление – 140, речь не связная. 4 дня было тяжело.

Э. - Что Вы чувствовали в больнице, когда приходили в себя?

Ю.Д. - Все время у меня было светлое сознание.

В.М. - Посещала мысль: могу умереть? Я  так подумала.

Ю.Д. - Врачи скорой помощи предлагали помочь довести. Я хотел на работу ехать, не пустили, не знаю…не помню…(ничего не нарисовал, и не описал)

Испытуемые более раскрепощенные.

Ю.Д. - Я всегда думал, что умру от инфаркта.

В.М. - У меня мама умерла от инсульта, я тоже думала умру.

Скороговорки.

Читают по очереди.

Ю.Д.пытается читать быстро, «блин… это  самое…» (смущается)

Смеются.

 В.М. Читает достаточно быстро, с ошибками.

Ю.Д.уверенно, без ошибок.

В.М.трудно, заплетается язык, затем  нормально.

Ю.Д. при разбиении на части, читает нормально.

В.М. без очков читает быстро.

Ю.Д. выбирает ритм, и тогда читает как стих.

В.М. очень хорошо

Ю.Д. с 4-го раза прочитал всю полностью.

В.М.читает без очков, легко произносит «р», но сочетание «пк» - тяжело.

Ю.Д. «застревает» на «пр».

Э. - Ю.Д., Вы читаете вслух?

Ю.Д. - Нет, песни пою.

В.М. - А я не могу песни петь.

Ю.Д. - Читаю хорошо, детские книги, а говорить не могу.

Э. - Вы можете к посторонним обратиться?

Ю.Д. - Я 1-ый месяц вообще хорошо говорил, а потом…

Э. - Закончим со скороговорками?

Ю.Д. - Нам хоть сколько… только есть тяжелые.

Э. - Хорошо на этом мы с вами прощаемся, домашнее задание: Ю.Д. для Вас –  необходимо поговорить с кем – либо из посторонних, это может быть продавец в магазине, кондуктор в автобусе, просто Вам необходимо заговорить с ним и поговорить о чем-нибудь незначительном.

 

 

23.04.04г.

Занятие № 2.

Присутствовали В.М. и Ю.Д.

Ю.Д. активен, много и хорошо говорит.

Скороговорки.

Ю.Д. проговаривает одними губами, пока В.М. говорит, готовится читать вслух. Прикрывает рот рукой, когда  говорит.

В.М. уверена, то же читает про себя перед чтением вслух. Улыбчива. Читает быстро и правильно.

Ю.Д. говорит лучше и увереннее, чем в прошлый раз. Говорит больше.

 

Изготовление памяток – раскладушек.

В.М. уверена, берет и начинает делать.

Ю.Д. медлителен, степенен, тщателен.

В.М. использует левую руку для нанесения  клея.

Ю.Д. сосредоточенно выполняет задание, правой рукой растушевывает клей, левой придерживает.

В.М. левой рукой придерживает, придавливает и держит. Придавливает правой рукой левую для того чтобы проклеилось. «Рука затекла левая».

Ю.Д. разравнивает правой, левой почти  не пользуется, только придерживает.

«Хожу в гараж. Пока ничего не делаю, машину продал, купил квартиру.

 

Обучение самомассажу.

Э. объясняет основные принципы самомассажа  конечностей. Подопечные повторяют за Э., выполняют самомассаж  на своей руке.

Ю.М. – я уже тут начал спрашивать, это самое, говорю, стенокардия, гипертония, что-нибудь у меня? Ну, ну, знаю, ну они ничего что-то не говорят, ну врач, например, это самое, считает, что у меня гипертония. Ну, я не знаю.

В.М. – гипертония то разной степени  бывает.

Ю.Д. – (обращается к В.М.) Вы лучше  скажите, а какой то, в смысле, у Вас ре… это ре…, дефекты речи были?

В.М. – у меня вообще не было, я  вообще не разговаривала. Ну как, как  не разговаривала, ну сейчас то вроде как понятно, а то как будто язык не помещался во рту.

Ю.Д. – так какой рецепт?

В.М. – я иголки ставила, вот сюда втыкал для речи.

Обсуждается домашнее задание: поговорить с незнакомым человеком.

Ю.Д. – так почти каждый день такие встречи, вчера вот это  врач там…, сегодня женщина, это, продавец.

Э. – вот, замечательно, врачи они  профессионально подходит к таким вещам как речь, а продавец, о чем Вы с ней говорили?

Ю.Д. – ну, так, ну  брал, брал, все  хорошо, одно забыл, она говорит: «  ну что, еще?», я говорю: «Забыл», она  говорит: «сейчас», принесла все так, как, я это самое, осталось, отошел, посидел, посидел, вспомнил. Все хорошо, нормально.

В.М. – я как-нибудь скажу, потом  думаю, не то сказала?

Э. -  хорошо, что Вы воспринимаете, где Вы неправильно что то сделали, это очень важно, если Вы это заметили.

Ю.Д. – у меня все нормально, понимаете, в смысле, у меня все интонации, все проходит, ну зато у меня это речь не…

В.М. – а я вот петь не могу.

Э. – а под кассету?

В.М. – ну под кассету то совсем не тот эффект. Не нравится мне так, мне надо, что б у меня самой получалось. А не получается. Так смешно, внучка говорит: «бабуля ты не так поешь».

Э. – мелодию не выдерживаете?

В.М. – да. Что - то не тянется никак.

Э. – ну что на сегодня мы прощаемся.

 

 

26.04.04г.

Занятие №3.

Создание плана и ландшафта  города.

Присутствует В.М.

 

Э. – сегодня мы начинаем основной этап нашей работы. Нам необходимо построить макет города, древнерусского города, древнерусский выбран именно потому, что мы живем в России, и литературы больше. Нам нужно выделить какие сооружения были в древнерусском городе, как они располагались. Вот нам нужно с этим разобраться и сегодня начать строить. Вот Вы можете полистать эту книгу, выделить основные закономерности, мы с Вами запишем, где какие здания ставили.

Выделяются основные принципы построения церкви, княжеского терема и т.д.

В.М. предлагается разработать план города, вместе с Э. обсуждается, как обозначить те или иные строения, где их расположить. В.М. на листе бумаги сначала обозначает стороны света, затем располагает храм, домики, ограждение. 

Затем начинается создание ландшафта. На доске с помощью глины создается основание на которое будет поставлен город. Э. обращает внимание В.М. на то, что в работе необходимо активно использовать левую руку.

В.М. жалуется на возникшее после  заболевания неумение сдерживать свои эмоции.

Э. – Вам это мешает?

В.М. – ну родственники говорят: «Ты чо?»

Э. – как Вы с этим справляетесь?

В.М. – ну стараюсь или рот прикрыть ладонью, или о чем-нибудь другом подумать.

Э. постоянно напоминает В.М. о работе левой рукой, предлагает помогать себе правой рукой. То есть с помощью правой руки создавать давление на поверхность глины.

Информация о работе Психокоррекционная работа с людьми в отдаленном периоде инсульта