Психокоррекционная работа с людьми в отдаленном периоде инсульта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 09:22, дипломная работа

Краткое описание

целью нашего исследования является выделение условий способствующих восстановлению нарушенных высших психических функций и преодоление социальной депривациии больных, поставленная нами цель требует решения теоретических задач:
рассмотреть возможность интеграции подходов для выбора оптимального способа влияния;
проанализировать средства способствующие восстановлению ВПФ;
и практических задач: Подобрать средства для оптимизации условий способствующих восстановлению ВПФ;
Уточнить тематику занятий в программе реабилитации;
Адаптировать проект «Архитектурная Русь» для наиболее эффективной реабилитации больных данной нозологической группы;
Выделить критерии для фиксации динамики восстановления личностных особенностей больных, перенесших ОНМК.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Нейропсихологическая реабилитация 4
§ 1. Общие вопросы реабилитации 5
§ 2. Содержание лечения и реабилитации сосудистых больных 10
§3. Сущность психотерапии и групповой терапии 19
Глава 2. Групповая психотерапия больных, перенесших инсульт 27
§1. Разработка методики групповой психотерапии с больными, перенесшими инсульт 27
§ 2. Роль речи в психотерапии и реабилитации больных с ОНМК 28
§ 3. Программа групповой реабилитации сосудистых больных 30
Глава 3. Практическая часть. 36
§ 1. Ход проведения занятий 36
§ 2. Индивидуальная динамика участников занятий 41
Список использованной литературы 45
Приложения 47
Приложение 1. Протоколы занятий 47
Приложение 2. Организация входного и выходного контроля 54
Приложение 3. Описание методов входного и выходного контроля 55
Приложение 4. Рассказы для совместного обсуждения в группе. 64
Приложение 5. Входной контроль, результаты обследования 69

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

К концу занятия был создан ландшафт всего города.

Э. – на этом мы сегодня с Вами прощаемся.

 

 

7.05.04г.

Занятие №4.

Присутствует Ю.Д.

 

Э. – как Ваша жена относится  к тому, что Вы сюда ходите?

Ю.Д. – она вообще говорит: «ну что ты людям мешаешь работать? Им надо дело делать», я говорю: «для них люди, пришедшие это говорю тоже работа»

Э. – да конечно.

Ю.Д. – вы же студенты?

Э. – я – да, Николай Павлович – нет.

Ю.Д. – ну студенты, преподаватели, у вас это самое экзаменационная сессия, ну вот?

Э. – да, конечно.

Ю.Д. – ну  я имею в виду у  нас не было такой работы, у нас  производство.

Э. – понимаю, Вы в диспансер  когда идете, Вы говорили, что Вас  записали на массаж?

Ю.Д. – на 17 мая. Это отделение  реабилитации, так оно, по-моему, называется.

Э. – а где оно расположено?

Ю.Д. – ну поликлиника «Геолог», знаете да, и сколько там ну наверно  метров сто, знаете ну как здание, двухэтажное  здание, буквой «Н», наверно, в одной  половине детский сад, а половина это отделение реабилитации. Это слева, если вот поликлиника, ну «Геологов», вот если ну смотреть на ней, ну выходя из поликлиники, смотреть на реабилитационный центр то он будет слева.

Э. – да я поняла, где это.

 В прошлый раз мы разработали  план города, с В.М. Видите в центре города храм, рядом кремль, рядом дома дружинников, наиболее приближенных, ну а дальше поселение уже идет. Вы сейчас, с помощью книги выделите основные принципы, по которым строились эти здания, эти сооружения.

Ю.Д. – не знаю, но посмотрю.

Ю.Д. работает с книгой.

Ю.Д. – так, ну и что?

Э. – расскажите, какие основополагающие принципы и элементы были при построении города? Как строился храм?

Ю.Д. – ну в древнерусском городе без гвоздей, ну понимаете, ранее 17 века я вообще …

Э. – но в этой книге как раз описывается градостроение ранее 17 века, до христианства.

Ю.Д. – христианство было, по-моему, в 9 веке?

 Э. – да тогда было крещение  Руси. Но есть определенные законы: куда направлялся вход в церкви, например?

Ю.Д. – на восток.

Э. – сколько куполов? Из скольких частей состоял сам собор?

Ю.Д. – а собор это уже после 9 века. Нет, так, понимаете, это самое, это очень сложно, потому что, это, я не все знаю, это самое, но мне  кажется что, не знаю это. Ладно, я лучше промолчу.

Э. – нет Вы лучше скажите.

Ю.Д. – нет промолчу.

Э. - скажите.

Ю.Д. – ну так, ну здесь надо, грубо  говоря,  Петровскую Русь и выше, потом где-то, примерно 13-17 века, нет, 13-16 века это другое уже будет, потом 9-13 век, а 6 век там ничего вообще не было, поэтому ничего вы не сделаете. Вот но если, ну вот, например, города, которые где-то 1200 – 1100 лет, и ну 1200 лет тому назад, нет не так я хотел сказать, что в 12 веке, ну понимаете, они вообще, нет каждое время строило свой храм. Язычники, строили свои, когда христианство только начало, оно ставило свои; более древние, нет более поздние они, наверно, по-другому.

Э. – но в общем христианские храмы строились по определенным канонам. Есть определенные законы.

Ю.Д. – так значит, протестанты, католики, христиане, мусульмане, эти  самые так, подождите, это самое в Дели, это самое, в Индии индуизм, буддизм ой…

Э. – мы должны построить макет  города Древней Руси, с 9 по 13 век. Мы можем построить китайские пагоды, но при условии, что Вы нам расскажете, как они создаются.

Ю.Д. – я думаю о другом.

Э. – о чем Вы думаете?

Ю.Д. – так восемь занятий должно быть, три уже прошло, так ну ладно, город, город, надо, так надо строить.

Э. – Вы должны мне рассказать сначала, как создавался этот город, как строился храм, куда был направлен вход?

Ю.Д. – нет, это самое, кстати, по храму ничего путнего не скажу, потому что не я знаю.

Э. – хорошо, можем сделать по другому, мы начинаем работать руками, а по ходу ищем информацию, и используем ее.

Ю.Д. – так ну ладно, ну … не знаю. Но может быть церковь, а может быть собор, кстати, это самое, собор, по-моему, нет церковь, собор, по-моему, выше чем церковь по рангу, так собор вот, церковь, по-моему, маленькая. По количеству куполов она может быть разная, вот собор, по-моему, 7, по-моему, и это самое, колоколов, ну это самое, куполов. Давайте В.М. подождем.

Домашнее задание: необходимо подготовить  по книге, доклад об основных принципах, законах и особенностях строительства в Древней Руси.

 

14.05.04г.

Занятие № 5.

Начало строительства.

Присутствуют В.М., Ю.Д.

 

Вначале занятия обсуждается заданное Ю.Д. домашнее задание, ему необходимо было приготовить небольшой доклад об основных принципах строительства в Древней Руси. Но Ю.Д. доклад подготовить не смог, объясняя это тем, что очень сильно ослаблена память. Жалуется, что несмотря на то, что дважды прочитал текст дома, и еще раз просмотрел его уже непосредственно перед занятием, ничего сейчас не помнит.

Решаем начать лепку, ориентируясь в деталях по ходу, работу начинаем с заготовок для церкви. Все  вместе раскатываем небольшие «колбаски» из глины, затем укладываем их в венцы, когда высота стен достигает уровня, который нам кажется достаточным, обсуждаем форму крыши, сходимся на четырехскатной. В то время как В.М. расплющивает глину, на заготовки для крыши, Э. облагораживает вход в церковь, Ю.Д. вырезает стеком заготовки для крыши. Затем все вместе собираем крышу, склеиваем стыки, сверху устанавливаем «маковку».

Завершив работу, прощаемся.

 

17.05.04г.

Занятие № 6.

Продолжение строительства.

Присутствуют В.М., Ю.Д.

 

В начале занятия осматриваем, сделанную на прошлом занятии, церковку, не рассохлась ли глина, приходим к выводу, что все в порядке. Затем договариваемся, каким образом будем строить домики. Дело в том, что метод, выбранный нами для строительства церкви, был очень трудоемкий. Решаем, что домики будем строить иначе, а именно – раскатывать глину, затем вырезать из нее формы и склеивать их между собой.

Начинаем работу. В.М. и Э. расплющивают глину, а Ю.Д. – промеряет и  вырезает стеком «стены» будущих  домиков. Э. постоянно напоминает В.М. о необходимости использовать левую руку. Когда первый домик готов, Э. берет на себя мелкую отделку его, В.М. продолжает одна раскатывать глину. Изготовили все домики, перешли к возведению ограды вокруг всего города. Итогом была установка ограды и расстановка домиков и церкви на территории «города».

 

21.05.04г.

Занятие № 7.

Завершение строительства.

Присутствует Ю.Д.

 

В начале занятия обсуждаем, в какие  цвета будем раскрашивать домики и церковь, решаем, что наиболее приемлемым будет сочетание желтого и коричневого. Ю.Д. раскрашивает один домик, Э. – второй. Затем вместе – церковь, ограду и землю. Когда Э. пытается разговорить Ю.Д., он отвечает, что не может работать и говорить одновременно. Занятие заканчивается, когда раскрашен весь город.

 

Приложение 2. Организация  входного и выходного контроля

Цели и задачи входного контроля: оценить исходный уровень психических  функций, выявить личностные характеристики участников реабилитационной работы, выяснить отношение семьи к заболеванию и прогнозу, оценку больным своего состояния, его отношение к окружающим, эмоциональный фон протекания заболевания и коммуникативные навыки.

Входной контроль: проводится индивидуально, с помощью нейропсихологический методов обследования, опросников и в личной беседе.

 

Входной контроль

Выходной контроль

Нейропсихологическая диагностика (структура ВПФ)

 Модифицированная Ж.М. Глозман  методика исследования самооценки Дембо – Рубинштейн;

Методика исследования качества жизни;

Личностная шкала проявлений тревоги J. Teylor

Шкала эмоциональных отношений  В.В. Столина;

Коммуникативные навыки, легкость контакта, вхождения в группу, рефлексия, стратегия работы в группе (на первом и последнем занятии), однако необходимо найти критерии


 

 

Приложение 3. Описание методов  входного и выходного контроля

Методика качества жизни  больного

Инструкция. Ниже следуют вопросы, предназначенные для оценки некоторых сторон Вашей жизни.

Просим ответить на вопросы, обводя кружком на бланке ответов ту букву, которая соответствует выбранному Вами ответу в анкете. Цифры на бланке ответов соответствуют номерам вопросов в анкете.

Прежде чем отвечать, внимательно  прочитайте все варианты ответов.

1. Считаете ли Вы  свою жизнь достаточно полноценной  ?

а. Моя жизнь совершенно неполноценна.

б. Моя жизнь, в основном, неполноценна.

в. Что-то среднее.

г. Моя жизнь, в основном, полноценна.

д. Моя жизнь вполне полноценна.

2. Если Вы не считаете свою жизнь вполне полноценной, связываете ли Вы это с Вашим заболеванием ?

а. Не связываю.

б. Связываю частично.

в. Связываю полностью.

г. Считаю свою жизнь вполне полноценной.

ЕСЛИ НЕДОСТАТОЧНАЯ  ПОЛНОЦЕННОСТЬ ВАШЕЙ ЖИЗНИ ОБУСЛОВЛЕНА ВАШИМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ, ТО СВЯЗАНО ЛИ ЭТО:

3) с необходимостью  лечиться (часто обращаться к  врачам, принимать лекарства и т.д.) ?

а. Да, связана.

б. Связана частично.

в. Нет, не связана.

г. Считаю свою жизнь вполне полноценной.

4) с тем,  что Вам приходится ограничивать  себя в чем-либо ?

а. Да, так как мне необходимо ограничивать свои физические усилия.

б. Да, так как мне необходимо ограничивать умственную работу.

в. Да, так как мне необходимо избегать ситуаций, ведущих к эмоциональному напряжению.

г. Да, так как у меня есть другие ограничения (напишите на бланке ответов, какие именно).

д. Считаю свою жизнь вполне полноценной.

5) с изменением отношения к  Вам Ваших близких ?

а. Да, связана

б. Связана частично.

в. Нет, не связана.

г. Считаю свою жизнь вполне полноценной.

6) с изменением отношения к Вам друзей, приятелей или сослуживцев ?

а. Да, связана.

б. Связана частично.

в. Нет, не связана.

г. Считаю свою жизнь вполне полноценной.

ЕСЛИ В СВЯЗИ С  ЗАБОЛЕВАНИЕМ ПРОИЗОШЛИ ИЗМЕНЕНИЯ  В ВАШЕЙ ЖИЗНИ, ТО КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ:

7) к ограничениям на работе (нагрузка, число командировок и т.д.) ?

а. Очень переживаю.

б. Мне это неприятно.

в. Отношусь безразлично.

г. Рад этим ограничениям.

д. У меня никаких ограничений  на работе из-за болезни нет.

8) к понижению  в заработной плате ?

а. Очень переживаю.

б. Мне это неприятно.

в. Отношусь безразлично.

г. У меня понижения в заработной плате из-за болезни нет.

9) к понижение в должности  ?

а. Очень переживаю.

б. Мне это неприятно.

в. Отношусь безразлично.

г. Рад этому.

д. У меня понижения в должности из-за болезни нет.

10) к ограничениям в проведении  досуга (кино, театр, чтение книг, занятия автомобилем, поездки и т.д.) ?

а. Очень переживаю.

б. Мне это неприятно.

в. Отношусь безразлично.

г. Рад этим ограничениям.

д. У меня никаких ограничений  в проведении досуга из-за болезни нет.

11) к тому, что Вы стали реже  встречаться с друзьями и близкими?

а. Очень переживаю.

б. Мне это неприятно.

в. Отношусь безразлично.

г. Рад этому.

д. Болезнь не повлияла на мои встречи  с друзьями и близкими.

12) к ограничениям в занятиях физкультурой и спортом ?

а. Очень переживаю.

б. Мне это неприятно.

в. Отношусь безразлично.

г. Рад этим ограничениям.

д. У меня никаких ограничений  в занятиях физкультурой и спортом  из-за болезни нет.

е. Я не занимался до заболевания  физкультурой и спортом.

13) к уменьшению Вашей активности  в повседневной жизни ?

а. Очень переживаю.

б. Мне это неприятно.

в. Отношусь безразлично.

г. Рад этому.

д. У меня уменьшения активности в  повседневной жизни нет.

14) к ограничениям в питании  ?

а. Очень переживаю.

б. Мне это неприятно.

в. Отношусь безразлично.

г. Рад этому.

д. У меня никаких ограничений  в питании из-за болезни нет.

15) к тому, что Вы вынуждены  ограничить курение или отказаться  от него?

а. Очень переживаю.

б. Мне это неприятно.

в. Отношусь безразлично.

г. Рад этому.

д. Я курю по-прежнему.

е. Я не курил до болезни.

16) к изменениям в половой  жизни ?

а. Очень переживаю.

б. Мне это неприятно.

в. Отношусь безразлично.

г. Рад этому.

д. У меня никаких изменений в  половой жизни из-за болезни нет.

ЕСЛИ У ВАС В СВЯЗИ С ЗАБОЛЕВАНИЕМ ИМЕЮТСЯ ОГРАНИЧЕНИЯ, ТО:

17) чем это обусловлено  ?

а. Я вынужден ограничивать себя из-за физических причин (боли, одышка, и т.д.).

б. Я ограничиваю себя, так как  считаю, что излишняя нагрузка может  причинить вред моему здоровью.

в. Я ограничиваю себя в соответствии с рекомендацией лечащего врача.

г. Я ограничиваю себя потому, что  так советуют мне окружающие (близкие, друзья и т.д.).

д. Я из-за заболевания ни в чем  себя не ограничиваю.

 

 

Ключ к методике качества жизни  больного

 

Вариант ответа

№ вопроса

а

б

в

г

д

е

1

-2

-1

0

1

2

3

2

-2

-1

0

1

2

3

3

-2

-1

0

1

2

3


 

 

Материал для исследования самооценки (по Ж.М. Глозман )

Шкала эмоционально –  волевых качеств

Я самый счастливый

Я самый несчастный

Я очень раздражительный, не умею сдерживаться, меня все возмущает                                                                                                

Я очень сдержанный, умею держать себя в руках, не раздражаюсь

Я очень неуравновешенный, у меня быстро меняется настроение

Я очень уравновешенный, у меня ровный, всегда одинаковый характер

Я очень тревожный человек, всегда из-за всего очень волнуюсь

Я очень спокойный человек, редко  волнуюсь

Я очень неуверен в себе, всегда сомневаюсь в своих силах и возможностях

Я очень уверен в себе, никогда не сомневаюсь в своих силах и возможностях

Я очень тяжело переживаю трудности, сильно страдаю, если что-нибудь не получается

Я очень легко переживаю трудности, не страдаю, если что-нибудь не получается

Я очень грустный, часто печалюсь, редко смеюсь

Я очень веселый, часто смеюсь, всему  радуюсь

Я очень некритичен к себе, не вижу своих недостатков

Я очень критичен к себе, вижу все  свои недостатки

Шкала активности

Я очень осторожный, долго думаю, колеблюсь перед тем, как что-то сделать

Я очень решительный, быстро принимаю решения, долго не думаю, не колеблюсь

Я очень медлительный, все делаю долго

Я очень подвижный, все делаю быстро

Я очень ненастойчивый, неупорный, редко добиваюсь, чего хочу

Я очень настойчивый, упорный, всегда добиваюсь, чего хочу

Я очень пассивный, жду, когда все  решат другие

Я очень активный, всегда все решаю  сам

Я люблю, когда мне помогают

Я люблю все делать сам

Шкала отношения к  окружающим

Я очень подозрительный, никому не доверяю, боюсь, что обманут

 Я очень доверчивый, всем верю, не боюсь, что обманут

Я не хочу помогать людям 

Я хочу помогать людям

Я очень неаккуратный, не убираю за собой, часто пачкаю и порчу свои вещи

Я очень аккуратный, всегда убираю за собой, никогда не пачкаю свои вещи

Шкала коммуникативности

Я очень замкнутый, не люблю общество, трудно знакомлюсь с людьми

Я очень общительный, люблю общество, легко знакомлюсь с людьми

Я очень не разговорчивый, люблю  помолчать

Я очень разговорчивый, люблю побеседовать

Я не люблю ходить в магазин

Я люблю ходить в магазин

Я не люблю общественно-организационную  работу

Я люблю общественно-организационную  работу

Я люблю быть один

Я люблю быть в компании, среди  людей

Информация о работе Психокоррекционная работа с людьми в отдаленном периоде инсульта