Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 09:22, дипломная работа
целью нашего исследования является выделение условий способствующих восстановлению нарушенных высших психических функций и преодоление социальной депривациии больных, поставленная нами цель требует решения теоретических задач:
рассмотреть возможность интеграции подходов для выбора оптимального способа влияния;
проанализировать средства способствующие восстановлению ВПФ;
и практических задач: Подобрать средства для оптимизации условий способствующих восстановлению ВПФ;
Уточнить тематику занятий в программе реабилитации;
Адаптировать проект «Архитектурная Русь» для наиболее эффективной реабилитации больных данной нозологической группы;
Выделить критерии для фиксации динамики восстановления личностных особенностей больных, перенесших ОНМК.
Введение 3
Глава 1. Нейропсихологическая реабилитация 4
§ 1. Общие вопросы реабилитации 5
§ 2. Содержание лечения и реабилитации сосудистых больных 10
§3. Сущность психотерапии и групповой терапии 19
Глава 2. Групповая психотерапия больных, перенесших инсульт 27
§1. Разработка методики групповой психотерапии с больными, перенесшими инсульт 27
§ 2. Роль речи в психотерапии и реабилитации больных с ОНМК 28
§ 3. Программа групповой реабилитации сосудистых больных 30
Глава 3. Практическая часть. 36
§ 1. Ход проведения занятий 36
§ 2. Индивидуальная динамика участников занятий 41
Список использованной литературы 45
Приложения 47
Приложение 1. Протоколы занятий 47
Приложение 2. Организация входного и выходного контроля 54
Приложение 3. Описание методов входного и выходного контроля 55
Приложение 4. Рассказы для совместного обсуждения в группе. 64
Приложение 5. Входной контроль, результаты обследования 69
Анализ: сумма - 20 баллов. Уровень тревоги средний (с тенденцией к высокому)
Обследование Ю. Д.
г.р. 1953.
Специальность – инженер-снабженец.
Перенес 3 инсульта, после первого были краткосрочные нарушения, после второго – легкие нарушения речи, праксиса. Третий – не был вовремя замечен, только после посещения невропатолога направлен в стационар. Диагноз при поступлении ОНМК по ишемическому типу. На момент обследования легкое нарушение праксиса в левой руке, по мнению Ю.Д. «силы в руке на 50%». Ориентирован во времени, пространстве, в своем состоянии, опрятен, часто смущается
Анализ: по Сравнение результатов входного (-7 баллов) и выходного (-16 баллов) контроля по шкалам качества жизни больного говорит о возросшей критичности к своему уровню жизни. Также изменились показатели по методике самооценки входной (-7 б.), выходной (3 б.), что может
Причем по шкале коммуникативности изменений не произошло(-4), по шкале отношения к окружающим результаты снизились(с1 до -1), а по шкалам эмоционально-волевых качеств (-2 – 8) и активности (-2 – 0) результаты возросли.
Результаты по опроснику тревоги изменились существенно: изменился уровень тревоги от среднего с тенденцией к высокому до среднего с тенденцией к низкому, абсолютные показатели 21 и 12 соответственно.
Шкала эмоциональных отношений по Столину. Результаты испытуемого показали небольшое снижение по категории близость - отдаленность (с 16 баллов до 13 баллов). Результаты оценки женой больного своих взаимоотношений с ним говорят о положительном к нему отношении.
Методика качества жизни больного
Входной контроль
Вариант ответа | ||||||
№ вопроса |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
+ |
||||||
+ |
||||||
+ |
||||||
+ |
+ |
+ |
||||
+ |
||||||
+ |
||||||
+ |
||||||
+ |
||||||
+ |
||||||
+ |
||||||
+ |
||||||
+ |
||||||
+ |
||||||
+ |
||||||
+ | ||||||
+ |
||||||
+ |
||||||
Сумма ответов |
3 |
7 |
6 |
1 |
1 |
1 |
Анализ: а - -6 баллов
б - -7 баллов
в - 0 баллов
г - +1 балл
д - +2 балла
е - +3 балла
Итоговая оценка качества жизни больным: -7 балл
Методика качества жизни больного
Выходной контроль
Вариант ответа | ||||||
№ вопроса |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
1. |
+ |
|||||
2. |
+ |
|||||
3. |
+ |
|||||
4. |
+ |
|||||
5. |
+ |
|||||
6. |
+ |
|||||
7. |
+ |
|||||
8. |
+ |
|||||
9. |
+ |
|||||
10. |
+ |
|||||
11. |
+ |
|||||
12. |
+ |
|||||
13. |
+ |
|||||
14. |
+ |
|||||
15. |
+ | |||||
16. |
+ |
|||||
17. |
+ |
|||||
Сумма ответов |
6 |
7 |
3 |
0 |
0 |
1 |
Анализ: а - -12 баллов
б - -7 баллов
в - 0 баллов
г - 0 баллов
д - 0 баллов
е - +3 балла
Итоговая оценка качества жизни больным: -16 баллов
Методика исследования самооценки (по Ж.М. Глозман )
Входной контроль
Шкала эмоционально –волевых качеств | |||||||||
сильно |
средне |
слабо |
0 |
слабо |
средне |
сильно |
|||
Я самый счастливый |
+ |
Я самый несчастный | |||||||
Я очень раздражительный, не умею сдерживаться, меня все возмущает |
|
|
|
|
|
+ + |
|
Я очень сдержанный, умею держать себя в руках, не раздражаюсь | |
Я очень неуравновешенный, у меня быстроменяется настроение |
|
|
|
|
+ |
Я очень уравновешенный, у меня ровный, всегда одинаковый характер | |||
Я очень тревожный человек, всегда из-за всего очень волнуюсь |
|
|
+ |
|
|
|
Я очень спокойный человек, редко волнуюсь | ||
Я очень неуверен в себе, всегда сомневаюсь в своих силах и возможностях |
|
+ |
|
|
|
Я очень уверен в себе, никогда не сомневаюсь в своих силах и возможностях | |||
Я очень тяжело переживаю трудности,сильно страдаю, если что-нибудь не получается |
|
|
+ |
|
|
|
|
Я очень легко переживаю трудности, не страдаю, если что-нибудь не получается | |
Я очень грустный, часто печалюсь, редко смеюсь |
|
|
+ |
|
|
|
|
Я очень веселый, часто смеюсь, всему радуюсь | |
Я очень некритичен к себе, не вижу своих недостатков |
|
|
|
+ |
|
|
Я очень критичен к себе, вижу все свои недостатки | ||
Шкала активности | |||||||||
Я очень осторожный, долго думаю, колеблюсь перед тем, как что-то сделать |
+ |
Я очень решительный, быстро принимаю решения, долго не думаю, не колеблюсь | |||||||
Я очень медлительный, все делаю долго |
+ |
Я очень подвижный, все делаю быстро | |||||||
Я очень ненастойчивый, неупорный, редко добиваюсь, чего хочу |
+ |
Я очень настойчивый, упорный, всегда добиваюсь, чего хочу | |||||||
Я очень пассивный, жду, когда все решат другие |
+ |
Я очень активный, всегда все решаю сам | |||||||
Я люблю, когда мне помогают |
|
+ |
Я люблю все делать сам | ||||||
Шкала отношения к окружающим | |||||||||
Я очень подозрительный, никому не доверяю, боюсь, что обманут |
+ |
Я очень доверчивый, всем верю, не боюсь, что обманут | |||||||
Я не хочу помогать людям |
|
+ |
Я хочу помогать людям | ||||||
Я очень неаккуратный, не убираю за собой, часто пачкаю и порчу свои вещи |
+ |
Я очень аккуратный, всегда убираю за собой, никогда не пачкаю свои вещи | |||||||
Шкала коммуникативности | |||||||||
Я очень замкнутый, не люблю общество, трудно знакомлюсь с людьми |
+ |
Я очень общительный, люблю общество, легко знакомлюсь с людьми | |||||||
Я очень не разговорчивый, люблю помолчать |
+ |
Я очень разговорчивый, люблю побеседовать | |||||||
Я не люблю ходить в магазин |
+ |
Я люблю ходить в магазин | |||||||
Я не люблю общественно- |
+ |
Я люблю общественно- | |||||||
Я люблю быть один |
+ |
Я люблю быть в компании, среди людей |
Анализ: результаты обследования самооценки - - 7 баллов.
Оценка по отдельным шкалам: 1. шкала эмоционально-волевых качеств – -2 балла; 2. шкала активности – - 2 балла; 3. шкала отношения к окружающим – 1 балл; 4. шкала коммуникативности – -4 балла.
Методика исследования самооценки (по Ж.М. Глозман )
Выходной контроль
Шкала эмоционально –волевых качеств | ||||||||
сильно |
средне |
слабо |
0 |
слабо |
средне |
сильно |
||
Я самый счастливый |
+ |
Я самый несчастный | ||||||
Я очень раздражительный, не умею сдерживаться, меня все возмущает |
+ |
+ |
Я очень сдержанный, умею держать себя в руках, не раздражаюсь | |||||
Я очень неуравновешенный, у меня быстро меняется настроение |
+ |
Я очень уравновешенный, у меня ровный, всегда одинаковый характер | ||||||
Я очень тревожный человек, всегда из-за всего очень волнуюсь |
+ |
Я очень спокойный человек, редко волнуюсь | ||||||
Я очень неуверен в себе, всегда сомневаюсь в своих силах и возможностях |
+ |
Я очень уверен в себе, никогда не сомневаюсь в своих силах и возможностях | ||||||
Я очень тяжело переживаю трудности, сильно страдаю, если что-нибудь не получается |
+ |
Я очень легко переживаю трудност | ||||||
Я очень грустный, часто печалюсь, редко смеюсь |
+ |
Я очень веселый, часто смеюсь, всему радуюсь | ||||||
Я очень некритичен к себе, не вижу своих недостатков |
+ |
Я очень критичен к себе, вижу все свои недостатки | ||||||
Шкала активности | ||||||||
Я очень осторожный, долго думаю, колеблюсь перед тем, как что-то сделать |
+ |
Я очень решительный, быстро принимаю решения, долго не думаю, не колеблюсь | ||||||
Я очень медлительный, все делаю долго |
+ |
Я очень подвижный, все делаю быстро | ||||||
Я очень ненастойчивый, неупорный, редко добиваюсь, чего хочу |
+ |
Я очень настойчивый, упорный, всегда добиваюсь, чего хочу | ||||||
Я очень пассивный, жду, когда все решат другие |
+ |
Я очень активный, всегда все решаю сам | ||||||
Я люблю, когда мне помогают |
+ |
Я люблю все делать сам | ||||||
Шкала отношения к окружающим | ||||||||
Я очень подозрительный, никому не доверяю, боюсь, что обманут |
+ |
Я очень доверчивый, всем верю, не боюсь, что обманут | ||||||
Я не хочу помогать людям |
+ |
Я хочу помогать людям | ||||||
Я очень неаккуратный, не убираю за собой, часто пачкаю и порчу свои вещи |
+ |
Я очень аккуратный, всегда убираю за собой, никогда не пачкаю свои вещи | ||||||
Шкала коммуникативности | ||||||||
Я очень замкнутый, не люблю общество, трудно знакомлюсь с людьми |
+ |
Я очень общительный, люблю общество, легко знакомлюсь с людьми | ||||||
Я очень не разговорчивый, люблю помолчать |
+ |
Я очень разговорчивый, люблю побеседовать | ||||||
Я не люблю ходить в магазин
|
+ |
Я люблю ходить в магазин | ||||||
Я не люблю общественно- |
+ |
Я люблю общественно- | ||||||
Я люблю быть один |
+ |
Я люблю быть в компании, среди людей |
Анализ: результаты обследования самооценки - 3 балла.
Оценка по отдельным шкалам: 1. шкала эмоционально-волевых качеств – 8 баллов; 2. шкала активности – 0 баллов; 3. шкала отношения к окружающим – - 1 балл; 4. шкала коммуникативности – -4 балла.
Шкала эмоциональных отношений (по В.В. Столину)
(для больного) входной контроль
№ пп |
Характеристика |
сильно |
средне |
слабо |
0 |
слабо |
средне |
сильно |
Характеристика |
1 |
Сочувствуют ли Вам |
+(3) |
|
Не сочувствуют | |||||
2 |
Близки |
+(3) |
Далеки | ||||||
3 |
Пренебрегают |
+(2) |
Относятся с уважением | ||||||
4 |
Покладисты в отношениях |
+(2) |
Склонны не соглашаться | ||||||
5 |
Не расположены к Вам |
+(2) |
Испытывают чувство расположени | ||||||
6 |
Ненавидят |
+(0) |
Восхищаются | ||||||
7 |
Принимают участие |
+(2) |
Безучастны к Вам | ||||||
8 |
Чувствуют своим, душевно связаны |
+(3) |
Часто чувствуют чужим, посторонним | ||||||
9 |
Равнодушны |
+(3) |
Жалеют | ||||||
10 |
Принимают таким, какой есть |
+(-1) |
Хотят что-то изменить | ||||||
11 |
Сухи в общении |
Равнодушны | |||||||
12 |
Стремятся помочь |
+(3) |
Отстраняются | ||||||
13 |
Испытывают чувство враждебност |
+(2) |
Испытывают дружеские чувства | ||||||
14 |
Одобряют |
+(2) |
Укоряют | ||||||
15 |
Относятся с издевкой |
+(2) |
Относятся с восхищением | ||||||
16 |
Ценят высоко |
+(2) |
Ценят низко | ||||||
17 |
Видят недостатки |
+(0) |
Признают достоинства | ||||||
18 |
Заинтересованы |
+(2) |
Безразличны |
Методика шкалирования эмоциональных отношений основана на экспериментально подтвержденной гипотезе о том, что эмоционально-ценностное отношение к другому человеку включает в себя три независимых категории: симпатия – антипатия (с – а); уважение – неуважение (у – н/у); близость – отдаленность (б – о).
Показатели ниже 0 для каждой категории
характеризуют отрицательное
АНАЛИЗ:
С-А =7 баллов
У-Ну =9 баллов
Б-О = 16 баллов
Результаты оценки больным своих взаимоотношений с родственниками говорят о положительном к нему отношении.
С-А -№ 5,6,9,11,13,17,
У-НУ- №3,4,10,14,15,16,
Б-о - №1,2,7,8,12,18,
Шкала эмоциональных отношений (по В.В. Столину)
(для больного) выходной контроль
№ пп |
Характеристика |
сильно |
средне |
слабо |
0 |
слабо |
средне |
сильно |
Характеристика |
1 |
Сочувствуют ли Вам |
+(3) |
|
Не сочувствуют | |||||
2 |
Близки |
+(2) |
Далеки | ||||||
3 |
Пренебрегают |
+(2) |
Относятся с уважением | ||||||
4 |
Покладисты в отношениях |
+(2) |
Склонны не соглашаться | ||||||
5 |
Не расположены к Вам |
+(2) |
Испытывают чувство расположени | ||||||
6 |
Ненавидят |
+(1) |
Восхищаются | ||||||
7 |
Принимают участие |
+(2) |
Безучастны к Вам | ||||||
8 |
Чувствуют своим, душевно связаны |
+(2) |
Часто чувствуют чужим, посторонним | ||||||
9 |
Равнодушны |
+(2) |
Жалеют | ||||||
10 |
Принимают таким, какой есть |
+(-1) |
Хотят что-то изменить | ||||||
11 |
Сухи в общении |
Равнодушны | |||||||
12 |
Стремятся помочь |
+(2) |
Отстраняются | ||||||
13 |
Испытывают чувство враждебност |
+(2) |
Испытывают дружеские чувства | ||||||
14 |
Одобряют |
+(2) |
Укоряют | ||||||
15 |
Относятся с издевкой |
+(1) |
Относятся с восхищением | ||||||
16 |
Ценят высоко |
+(2) |
Ценят низко | ||||||
17 |
Видят недостатки |
+(1) |
Признают достоинства | ||||||
18 |
Заинтересованы |
+(2) |
Безразличны |
Информация о работе Психокоррекционная работа с людьми в отдаленном периоде инсульта