Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 06:32, курсовая работа
Цель исследования – изучение основных компонентов психологической готовности к школе, а также методов ее психодиагностики.
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
Изучить способы диагностики психологической готовности детей к школьному обучению.
Дать анализ понятия и сторон психологической готовности к обучению в школе;
Рассмотреть взаимосвязь психологической диагностики готовности к школе с уровнем школьной адаптации.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Теоретические обоснования психологической подготовки детей к обучению в школе……………………………………………………………………………………....5
1.1 Краткие итоги дошкольного развития ребенка……………………………………..5
1.2 Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника………………………………………………………………………5
1.3 Интеллектуальная готовность к школьному обучению……………………………8
1.4 Волевая готовность к школьному обучению………………………………………11
1.5 Нравственная готовность к школьному обучению………………………………..13
1.6 Физическая готовность к школьному обучению…………………………………..14
2 Процедура определения психологической готовности к школе……………………16
2.1 Уровень и специфические особенности мышления дошкольника……………….16
2.2 Методики определения психологической готовности к школе…………………..17
2.3 Варианты развития……………………………………………………………...…...23
Заключение……………………………………………………………………………….29
Глоссарий…………...……………………………………………………………………33
Список использованных источников…………………………………………..……….38
Приложения………………………………………………………………………………41
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические обоснования психологической
подготовки детей к обучению в школе…………………………………………………………………
1.1 Краткие итоги дошкольного
развития ребенка……………………………………
1.2 Личностная готовность к школьному
обучению. Формирование внутренней позиции
школьника………………………………………………………
1.3 Интеллектуальная готовность
к школьному обучению…………………………
1.4 Волевая готовность к школьному обучению………………………………………11
1.5 Нравственная готовность к школьному обучению………………………………..13
1.6 Физическая готовность к
2 Процедура определения
2.1 Уровень и специфические
2.2 Методики определения психологической готовности к школе…………………..17
2.3 Варианты развития…………………………………
Заключение……………………………………………………
Глоссарий…………...……………………………………
Список использованных источников…………………………………………..……
Приложения……………………………………………………
С началом обучения в
школе жизнь ребенка
Меняется и положение ребенка в семье. Значительно возрастают требования к его умениям и развитию. Появляются формальные оценки его достижений и неудач и неформальные реакции родителей на эти оценки. Ребенок вступает в сложные отношения посредничества между двумя институтами социализации – семьей и школой.
Вместе с взрослыми дети участвуют в трудовой деятельности, достаточно много времени они заняты игрой, которая, как известно, тоже необходима в этот период возрастного развития. Но ведущей деятельностью ребенка становится учеба. При этом важнейшую роль во многом играют самые первые шаги, которые совершает ребенок, приступая к систематическому обучению в условиях общеобразовательных школ.
Наступивший информационный век предъявляет довольно высокие требования к ребенку, начинающему осваивать содержание образования, и поэтому успешное развитие личности, повышение эффективности обучения, дальнейшее благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению, а именно их психологическая готовность к систематическому обучению.
Ученые, педагоги и родители прилагают максимум усилий к тому, чтобы сделать подобные преобразования не только эффективным, но и полезным, приятным, желанным как для детей, так и для заботящихся о них взрослых. Особое внимание при этом уделяется психическому здоровью учащихся, гармоничному развитию их личности. Эти тенденции отчетливо заметны на примере образования новых направлений психологической науки: детской практической психологии, школьной психологии, профилактического направления детской и подростковой медицинской психологии.
Высокие требования современной жизни к организации воспитания и обучения делают проблему психологической готовности детей к школе особенно актуальной для поиска новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на улучшение методов обучения и как профилактики школьной дезадаптации.
Объект исследования – психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Предмет исследования – методики оценки психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Цель исследования – изучение основных компонентов психологической готовности к школе, а также методов ее психодиагностики.
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Методы исследования – анализ и обобщение научной, учебной и монографической литературы.
1.1
Краткие итоги дошкольного
К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно-родственных связях, умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчиняться обстоятельствам, быть настойчивым в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве основного достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». Особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.
Один из самых важных итогов психического развития в этом возрасте - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень интеллектуального развития, а также сформированность необходимых качеств личности. В связи с этим ученые выделяют интеллектуальную и личностную готовность ребенка. Последняя требует наличия определенного уровня развития социальных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств личности. Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению проявляется в сформированности основных психических сфер ребенка: мотивационной, нравственной, волевой, умственной, которые в целом обеспечивают успешное овладение учебным материалом.
1.2 Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника
Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной роли – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибутами непривычной жизни – тетради, учебники, портфель), а возможностью получить новые знания, что предполагает развитие познавательных процессов.
Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к серьезным занятиям, ответственным поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование.[2] Именно оно определяет поведение и деятельность ребенка, всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» (Д.Б.Эльконин) [19]
Общее эмоциональное отношение к школе специально изучалось М.Р.Гинзбургом с помощью разработанной им оригинальной методики. [18]
Он отобрал 11 пар прилагательных, положительно и отрицательно характеризующих человека («хороший-плохой», «чистый-грязный», «быстрый-медленный» и т.п.), каждое из которых написано на отдельной карточке. Перед ребенком ставились две коробочки с наклеенными на них картинками: на одной - дети в школьной форме с портфелями, на другой - ребята, сидящие в игрушечном автомобиле. Затем следовала устная инструкция: «Вот это - школьники, они идут в школу; а это - дошкольники, они играют. Я буду давать тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят: школьнику или дошкольнику. Кому больше подходят, в ту коробочку и положишь». Далее экспериментатор зачитывал прилагательное и передавал карточку ребенку, который помещал ее в одну из коробочек. Прилагательные предлагались в случайном порядке.
По этой методике были обследованы 62 ребенка 6-ти лет - воспитанники подготовительной группы детского сада (24 чел.) и двух нулевых классов школы (38 чел.). Эксперимент проводился в конце учебного года. При анализе результатов выяснилось, что всего трое детей (один - из детского сада, двое - из школы) относятся к школе негативно. Все остальные характеризовали школьников положительными прилагательными, а дошкольников - отрицательными.
С того момента, как в
сознании ребенка фраза «Хочу в школу!» приобрела черты
искомого образа жизни, можно говорить
о том, что он психологически перешел в
новый возрастной период своего развития
- младший школьный возраст, а его внутренняя
позиция получила новое содержание - стала
внутренней позицией школьника. Эту позицию
в самом широком смысле можно определить
как систему стремлений ребенка, связанных
со школой, то есть такое отношение к школе,
когда причастность к ней переживается
как собственная потребность. Наличие
внутренней позиции школьника обнаруживается
в том, что ребенок решительно отказывается
от дошкольно-игрового, индивидуально-
Такая положительная направленность ребенка на школу - важнейшая предпосылка на принятие им соответствующих требований и полного включения в учебный процесс, то есть благополучного вхождения в школьно-учебную действительность.
Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка с взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И.Лисиной [10]). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в процессе урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, ведут себя на занятиях, подчиняясь школьным правилам.
Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Ребенок приходит в класс, где дети заняты общим делом, и ему нужно устанавливать взаимоотношения с одноклассниками, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения.
Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, то есть определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом.
1.3 Интеллектуальная готовность к школьному обучению
К любой деятельности человек должен быть подготовлен. Естественно, это относится и к ребенку. Но специфика учебной деятельности заключается в том, что в этой деятельности ребенок не просто получает знания, но еще и учится их получать. В связи с этим готовность к обучению в школе можно рассматривать как наличие определенных психологических предпосылок, при которых учебная деятельность будет осуществляться успешно.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие у него кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Изучение особенностей интеллектуальной сферы можно начать с исследования памяти - психического процесса, неразрывно связанного с мыслительным. Для определения уровня механического запоминания дается бессмысленный набор слов, например: лето, заяц, нож, мыло, хлеб, шум, рука, стол, мяч, дочь. Ребенок, прослушав весь этот ряд, повторяет те слова, которые он запомнил. Можно использовать (в сложных случаях) повторное воспроизведение - после дополнительного зачитывания тех же слов, и отсроченное воспроизведение - через некоторое время после прослушивания. Л.А.Венгер приводит такие показатели механической памяти, характерной для 6-7-ми летнего возраста: с первого раза ребенок воспринимает не менее пяти слов из десяти; после третьего-четвертого прочтения воспроизводит девять-десять слов; через один час забывает не более двух слов, воспроизводившихся раньше; в процессе последовательного запоминания материала не появляются «провалы», когда после одного из прочтений ребенок вспоминает меньше слов, чем раньше и позже, что обычно бывает признаком переутомления. [4]
Информация о работе Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению