Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 06:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение основных компонентов психологической готовности к школе, а также методов ее психодиагностики.
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
Изучить способы диагностики психологической готовности детей к школьному обучению.
Дать анализ понятия и сторон психологической готовности к обучению в школе;
Рассмотреть взаимосвязь психологической диагностики готовности к школе с уровнем школьной адаптации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Теоретические обоснования психологической подготовки детей к обучению в школе……………………………………………………………………………………....5
1.1 Краткие итоги дошкольного развития ребенка……………………………………..5
1.2 Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника………………………………………………………………………5
1.3 Интеллектуальная готовность к школьному обучению……………………………8
1.4 Волевая готовность к школьному обучению………………………………………11
1.5 Нравственная готовность к школьному обучению………………………………..13
1.6 Физическая готовность к школьному обучению…………………………………..14
2 Процедура определения психологической готовности к школе……………………16
2.1 Уровень и специфические особенности мышления дошкольника……………….16
2.2 Методики определения психологической готовности к школе…………………..17
2.3 Варианты развития……………………………………………………………...…...23
Заключение……………………………………………………………………………….29
Глоссарий…………...……………………………………………………………………33
Список использованных источников…………………………………………..……….38
Приложения………………………………………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению непосредственно приводит к неуспеваемости, невозможности понять и выполнить требования педагога и, следовательно, к низким оценкам. При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты развития детей. Своеобразным вариантом является вербализм.

Вербализм связан с высоким  уровнем речевого развития, хорошим развитием памяти на фоне недостаточного развития восприятия и мышления. У таких детей речь развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом. В то же время, предпочитая чисто вербальное общение с взрослыми, дети недостаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с другими детьми. Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторым другим особенностям, что не позволяет успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми требует возврата к видам деятельности, характерным для дошкольного возраста - игре, конструированию, рисованию, то есть тем, которые способствуют развитию образного мышления.

Психологическая готовность к школе - целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой  отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении.

А.Л.Венгер описал три варианта развития 6-7-милетних детей (Приложение Д):

  1. Тревожность. Она бывает ситуативной, но может стать и личностной особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей - обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас нереальные.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценкой снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные  низкой продуктивностью учебной  работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются в общении  с ними на этих темах, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на качестве его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это отрицательная реакция, в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот порочный круг можно, изменив установки оценки и родителя и учителя. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

  1. Негативистическая демонстративность. Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить ободрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться.

Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые  чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования проявляются, как правило, избалованными детьми.

Дети с негативистической  демонстративностью, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже недоброжелательное внимание, все равно оно служит подкреплением демонстративности. Ребенок, действуя по принципу: «лучше пусть ругают, чем не замечают», - извращенно реагирует на понимание и продолжает делать то, за что его наказывают.

Таким детям желательно помочь найти возможность самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности - сцена. Помимо участия в утренниках, концертах, спектаклях детям подходят другие виды художественной деятельности, в том числе и изобразительная. Но самое главное - снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.

  1. Уход от реальности. Уход от реальности - еще один вариант неблагоприятного развития. Это когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. Эти особенности, усиливающиеся со временем, обычно сочетаются с инфантильностью, отсутствием самоконтроля.[4]

Не достигая существенных успехов в учении, такие дети так же, как и чисто демонстративные, «выпадают» из процесса обучения на уроке. Но выглядит это иначе: не нарушая дисциплины, не мешая работать учителю и одноклассникам, они «витают в облаках».

Дети любят фантазировать. В мечтах, разнообразных фантазиях  ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. В некоторых случаях фантазия проявляется в художественном или литературном творчестве. Но всегда в фантазировании, в отстраненности от учебной работы отражается стремление к успеху и вниманию. В этом же заключается и уход от не удовлетворяющей ребенка реальности. При поощрении взрослыми активности детей, проявление внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития. [4]

Психологическая готовность к школьному обучению - целостное  образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.

Заключение

В последнее время  проблема диагностики  психологической готовности ребенка к школьному обучению занимает одно из важных мест в системе психолого-педагогических наук. Общепризнано, что для полноценного развития личности и повышения эффективности обучения необходимо своевременно определить уровень подготовки детей к обучению в школе.

На современном этапе  развития психологической науки,  готовность к школе рассматривается  как комплексная характеристика развития ребенка, которая позволяет  раскрыть уровни развития психологических  качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для формирования учебной деятельности в условиях систематического обучения, а также для успешного вхождения  в новую социальную среду, адаптации к новым условиям.

Психологическая готовность ребенка к школьному  обучению представляет собой комплексное образование. Отставание в развитии одного из компонентов влечет за собой отставание в развитии других, и именно качественное, своевременное выявление данных отставаний приводит к повышению уровня адаптации ребенка к школьному обучению.

Можно заключить, что практически все авторы, исследовавшие психологическую готовность к школе, признают, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Исходя из этого  положения, можно сформулировать определение  психологической готовности к школе - это необходимый и достаточный  уровень психического развития ребенка  для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Что касается произвольности познавательной деятельности, то она, хотя и начинает формироваться в  старшем дошкольном возрасте, к моменту  поступления в первый класс еще не достигает полного развития. Ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объему материал и тому подобное. Обучение в начальной школе учитывает эти особенности детей и строится так, что требования к произвольности их познавательной деятельности возрастают постепенно, по мере того как в самом процессе учения происходит ее совершенствование. Готовность ребенка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в первый класс, необходим известный запас знаний об окружающем мире: о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», то есть о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем этих знаний, сколько их качество - степень правильности, четкости и обобщенности сложившихся в дошкольном детстве представлений.

Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь  сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Еще одной стороной психического развития, определяющей готовность ребенка к школьному  обучению, является развитие его речи - овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своих мыслей, объяснить то или другое явление, правило.

Наконец, психологическая  готовность к школе включает качество личности ребенка, помогающее ему войти  в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения - те усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников.

Немалую роль играет специальная воспитательная работа, которая ведется в старшей и подготовительной группах детского сада. В этом случае дети получают обобщенные и систематизированные знания. Их обучают ориентироваться в новых областях действительности, организуют овладение навыками на этой широкой основе. В процессе такого обучения у детей вырабатываются те элементы теоретического подхода к действительности, которые дадут им возможность сознательно усваивать любые знания.

Основной целью  определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешного  достижения этой цели в последнее  время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление  индивидуального подхода к детям, как готовым, так и не готовым к школе.

Определяя психологическую  готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это  делает. Можно выделить следующие  цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе:

1. понимание  особенностей психологического  развития детей с целью определения  индивидуального подхода к ним  в учебно-воспитательном процессе.

2. выявление  детей, не готовых к школьному  обучению, с целью проведения  с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.

3. распределение  будущих первоклассников по классам  в соответствии с их «зоной  ближайшего развития», что позволит  каждому ребенку развиваться  в оптимальном для него режиме.

4. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).

По итогам диагностического обследования могут создаваться  специальные группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе. Развивающую работу в этих группах целесообразно проводить по программе, в которой не ставится специальная  задача научить детей считать, писать, читать. Главное – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе.

Критерии готовности или неготовности к школьному  обучению связаны с психологическим  возрастом ребенка, который отсчитывается  не по часам физического времени, а по шкале психологического развития. Эту шкалу тоже надо уметь читать: понимать принципы составления, знать точки отсчета, размерность.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что:

- обследование  детей необходимо и для школы, и для будущих учеников;

- обследование  необходимо начинать раньше, тогда эта работа будет более эффективной, потому что, мало констатировать неготовность ребенка к обучению в школе, необходимо еще брать на учет и в течение года наблюдать и контролировать развитие ребёнка.

Успешное решение  задач развития личности ребенка, повышение  эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

Информация о работе Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению