Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 06:32, курсовая работа
Цель исследования – изучение основных компонентов психологической готовности к школе, а также методов ее психодиагностики.
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
Изучить способы диагностики психологической готовности детей к школьному обучению.
Дать анализ понятия и сторон психологической готовности к обучению в школе;
Рассмотреть взаимосвязь психологической диагностики готовности к школе с уровнем школьной адаптации.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Теоретические обоснования психологической подготовки детей к обучению в школе……………………………………………………………………………………....5
1.1 Краткие итоги дошкольного развития ребенка……………………………………..5
1.2 Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника………………………………………………………………………5
1.3 Интеллектуальная готовность к школьному обучению……………………………8
1.4 Волевая готовность к школьному обучению………………………………………11
1.5 Нравственная готовность к школьному обучению………………………………..13
1.6 Физическая готовность к школьному обучению…………………………………..14
2 Процедура определения психологической готовности к школе……………………16
2.1 Уровень и специфические особенности мышления дошкольника……………….16
2.2 Методики определения психологической готовности к школе…………………..17
2.3 Варианты развития……………………………………………………………...…...23
Заключение……………………………………………………………………………….29
Глоссарий…………...……………………………………………………………………33
Список использованных источников…………………………………………..……….38
Приложения………………………………………………………………………………41
Согласно выявленному уровню, с учетом у учащихся задатков и способностей, необходима система определенных мер, обеспечивающих развитие младших школьников в оптимальном режиме. Такой системой, может быть дифференциация. Зависимость специфики организации дифференцированного подхода представлена в Приложении
Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая окончательного решения. А от решения зависит многое, в конечном счете, судьба, настоящее и будущее детей.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1
|
Адаптация к школе |
перестройка познавательной,
мотивационной и эмоционально- |
2 |
Валидность |
показатель качества метода, его способность давать результаты, адекватно отражающие изучаемое явление, т.е. именно те результаты, для получения которых он предназначен. |
3 |
Ведущая деятельность |
обусловливает главнейшие изменения в психологических особенностях ребёнка в определённый период его развития |
4 |
Внеситуативно-личностное общение |
высшая форма общения ребенка с взрослыми в концепции М.И. Лисиной, возникающая в старшем дошкольном возрасте и характерная для детей 6-7 лет |
5 |
Внутренняя позиция школьника (по Л.И. Божович) |
психологическое новообразование, которое
представляет собой сплав познавательной
потребности ребенка и |
6 |
Готовность к школе (по Л.С. Выготскому) |
определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира. |
7 |
Демонстративность |
особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. |
8 |
Детская психология |
отрасль психологии, изучающая закономерности
психического развития ребенка. Имеет
ряд общих проблем с |
9 |
Диагностика |
(от греч. diagnosis – распознавание) – постановка психологического диагноза, принятие квалификационного решения о наличном психологическом состоянии человека в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве. |
10 |
Дифференцированный подход |
это учет индивидуальных особенностей учащихся, в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей |
11 |
Зона ближайшего развития (по Л.С. Выготскому) |
уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия с взрослыми, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности с взрослыми, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. |
12 |
Игра |
форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления действий, в предметах науки и культуры |
13 |
Личностная готовность |
зрелость мотивов учебной |
14 |
Методика |
конкретное воплощение метода – выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования построенного на базе конкретного материала и конкретной процедуры. |
15 |
Негативистическая демонстративность |
особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих |
16 |
Обучение |
средство передачи социального
опыта, особый вид деятельности, в
ходе которого на основе познания, упражнения
и приобретения опыта возникают
новые формы поведения |
17 |
Опросники |
большая группа методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого является самостоятельное сообщение сведений о себе |
18 |
Оценка |
процесс соотнесения объекта оценивания с эталоном (нормой) |
19 |
Психодиагностика |
отрасль психологии, предназначенная для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей личности, или группы людей объединенных по какому-либо признаку. |
20 |
Психологическая готовность к школе |
комплексная характеристика развития ребенка, позволяющая раскрыть уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для формирования учебной деятельности в условиях систематического обучения, а также для успешного вхождения в новую социальную среду. |
21 |
Психологическая готовность к школе (по Л.И. Божович) |
комплексная характеристика, включающая определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника. |
22 |
Психологическая готовность к школе (по М.И. Лисиной) |
сложное, структурное образование, где ключевым компонентом является коммуникативная готовность к школьному обучению. |
23 |
Психологическая готовность (по В.С. Мухиной |
желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появление у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности. |
24 |
Способности |
индивидуальные признаки личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. |
25 |
Тестирование |
метод психодиагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений. |
26 |
Тесты личности |
методики, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов – мотивации, интересов, эмоций, отношений, особенностей поведения в определённые жизненные ситуации |
27 |
Тревожность |
постоянно или ситуативно проявляемое свойство приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в разных социальных ситуациях. |
28 |
Умственная готовность |
зрелость познавательных процессов, владение знаниями, умениями и навыками по программе обучения и воспитания в детском саду, сформированность общих интеллектуальных умений |
29 |
Учебная деятельность |
Работа по овладению обобщёнными способами действия, саморазвитию обучающихся благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач |
30 |
Учебные мотивы (по Л.И. Божович) |
мотивы, связанные непосредственно
с содержанием учебной |
31 |
Функциональная (психомоторная) готовность к школе |
преобразования в |
31 |
Цель диагностики |
выявление актуального уровня психического
развития ребенка, а также индивидульно- |
32 |
Шкала оценок |
методический прием, позволяющий распределить совокупность изучаемых объектов по степени выраженности общего для них свойства |
33 |
Школьная дезадаптация |
образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития ребенка |
1 |
Ануфриев, А.Ф., Костромина, С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - http://www.psyinst.ru/library. |
2 |
Божович Л.И «Личность и ее формирование в детском возрасте» монография 1968 – http://fictionbook.ru/author/ |
3 |
Большая психологическая энциклопедия http://slovarionline.ru/ |
4 |
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2002. – 326 с – http://books.iqbuy.ru/ |
5 |
Выготский Л.
С. «Педагогическая психология» "Хрестоматия по возрастной
и педагогической психологии", под ред.
И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис М., Изд-во Моск.
ун-та. 1980 г. - http://www.detskiysad.ru/ped/ |
6 |
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. Год выпуска: 2004 Издательство: СПб.: «Питер» Серия: Учебное пособие ISBN: 5-94723-625-7 – http://cendomzn.ucoz.ru/ |
7 |
Запорожец, А.В., Эльконин, Д.Б., Леонтьев, А.Н. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка – http://forum.myword.ru/index. |
8 |
Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности дошкольников к обучению в школе; М.: Академия, 2005. – 240 с. |
9 |
Леонтьев, А.Н. Психологические основы
развития ребенка и обучения. М.:
Смысл, 2009. – 426 с. - http://knigovodstvo.ru/book/ |
10 |
Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. Москва - Воронеж, 1997. С. 291-300.- http://www.ido.rudn.ru/ |
11 |
Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология детства; 6-е издание, стереотипное, Москва, ACADEMA, 2000, УДК 159.922.7/8(075.8), ББК 88.8я73, М92 – http://bookz.ru/authors/ |
12 |
«Практическая психология образования» Учебное пособие 4-е изд. переработанное и дополненное / под редакцией И. В. Дубровиной, - СПб.: Питер, 2004. - 592 с: ил, - http://бифуркация.рф/destiqis/ |
13 |
Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки
психического развития ребенка: дошкольный
и младший школьный возраст. Изд-во АПКиПРО
РФ, 2000.- http://www.twirpx.com/file/ |
14 |
Тест на готовность к школе
Домик (Гуткина) - Дети и материнство…
http://mosmama.ru/542-k- |
16 |
Широкова, Г.А. . Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 383 с. – http://www.forchel.ru/11907- |
17 |
Шелопухо О.А. Популярная психология для родителей. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа групп», 2007. – 320 с. |
18 |
Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник
психолога начальной школы. – 2-е изд. –
Серия «Справочники». – Р-н/Д: Феникс, 2004.
– 448 с. - http://vse-vdome.ru/2011/09/ |
19 |
Эльконин, Д.Б. Введение в психологию
развития. М: Тривола, 1994 - http://psychlib.ru/mgppu/EVp- |
20 |
Эльконин, Д.Б. Психолого-педагогическая
диагностика: проблемы и задачи
- http://psychlib.ru/mgppu/EPr- |
Информация о работе Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению