Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 06:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение основных компонентов психологической готовности к школе, а также методов ее психодиагностики.
Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
Изучить способы диагностики психологической готовности детей к школьному обучению.
Дать анализ понятия и сторон психологической готовности к обучению в школе;
Рассмотреть взаимосвязь психологической диагностики готовности к школе с уровнем школьной адаптации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Теоретические обоснования психологической подготовки детей к обучению в школе……………………………………………………………………………………....5
1.1 Краткие итоги дошкольного развития ребенка……………………………………..5
1.2 Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника………………………………………………………………………5
1.3 Интеллектуальная готовность к школьному обучению……………………………8
1.4 Волевая готовность к школьному обучению………………………………………11
1.5 Нравственная готовность к школьному обучению………………………………..13
1.6 Физическая готовность к школьному обучению…………………………………..14
2 Процедура определения психологической готовности к школе……………………16
2.1 Уровень и специфические особенности мышления дошкольника……………….16
2.2 Методики определения психологической готовности к школе…………………..17
2.3 Варианты развития……………………………………………………………...…...23
Заключение……………………………………………………………………………….29
Глоссарий…………...……………………………………………………………………33
Список использованных источников…………………………………………..……….38
Приложения………………………………………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Согласно выявленному  уровню, с учетом у учащихся задатков и способностей, необходима система определенных мер, обеспечивающих развитие младших школьников в оптимальном режиме. Такой системой, может быть дифференциация. Зависимость специфики организации дифференцированного подхода представлена в Приложении

Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая окончательного решения. А от решения зависит многое, в конечном счете, судьба, настоящее и будущее детей.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

 

Адаптация к школе

перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой  сфер при переходе к систематическому обучению, процесс приспособления организма  школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным и с систематическим обучением.

2

Валидность

показатель качества метода, его  способность давать результаты, адекватно  отражающие изучаемое явление, т.е. именно те результаты, для получения  которых он предназначен.

3

Ведущая деятельность

обусловливает главнейшие изменения  в психологических особенностях ребёнка в определённый период его  развития

4

Внеситуативно-личностное общение

высшая форма общения ребенка  с взрослыми в концепции М.И. Лисиной, возникающая в старшем  дошкольном возрасте и характерная для детей 6-7 лет

5

Внутренняя позиция  школьника 

(по Л.И. Божович)

психологическое новообразование, которое  представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности  занять более взрослую социальную позицию.

6

Готовность к  школе

(по Л.С. Выготскому)

определяется умением ребенка  обобщать и дифференцировать  в  необходимых категориях предметы и  явления окружающего мира.

7

Демонстративность

особенность личности, связанная с  повышенной потребностью в успехе и  внимании к себе окружающих.

8

Детская психология

отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Имеет  ряд общих проблем с педагогической психологией.

9

Диагностика

(от греч. diagnosis – распознавание) – постановка психологического диагноза, принятие квалификационного решения о наличном психологическом состоянии человека в целом или о каком-либо отдельно взятом психологическом свойстве.

10

Дифференцированный подход

это учет индивидуальных особенностей учащихся, в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей

11

Зона ближайшего развития

(по Л.С. Выготскому)

уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия с  взрослыми, реализуемый развивающейся  личностью в ходе совместной деятельности с взрослыми, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности.

12

Игра

форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления действий, в предметах науки и культуры

13

Личностная готовность

зрелость мотивов учебной деятельности, развитое познавательное отношение  к внешнему миру, достаточный уровень  эмоционального и волнового развития психики

14

Методика

конкретное воплощение метода –  выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования построенного на базе конкретного материала и конкретной процедуры.

15

Негативистическая демонстративность

особенность личности, связанная с  повышенной потребностью в успехе и  внимании к себе окружающих

16

Обучение

средство передачи социального  опыта, особый вид деятельности, в  ходе которого на основе познания, упражнения и приобретения опыта возникают  новые формы поведения деятельности, изменяются ранее приобретенные.

17

Опросники

большая группа методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого является самостоятельное сообщение сведений о себе

18

Оценка

процесс соотнесения  объекта оценивания с эталоном (нормой)

19

Психодиагностика

отрасль психологии, предназначенная для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей личности, или группы людей объединенных по какому-либо признаку.

20

Психологическая готовность к школе

комплексная характеристика развития ребенка, позволяющая раскрыть уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для формирования учебной деятельности в условиях систематического обучения, а также для успешного вхождения в новую социальную среду.

21

Психологическая готовность к школе

(по Л.И. Божович)

комплексная характеристика, включающая  определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции  познавательной деятельности и социальной позиции школьника.

22

Психологическая готовность к школе

(по М.И. Лисиной)

сложное, структурное образование, где ключевым компонентом является коммуникативная готовность к школьному  обучению.

23

Психологическая готовность

(по В.С. Мухиной

желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появление у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности.

24

Способности

индивидуальные признаки личности, являющиеся субъективными условиями  успешного осуществления определенного рода деятельности.

25

Тестирование

метод психодиагностики, использующий стандартизированные вопросы и  задачи, имеющие определенную шкалу  значений.

26

Тесты личности

методики, направленные на оценку эмоционально-волевых  компонентов – мотивации, интересов, эмоций, отношений, особенностей поведения в определённые жизненные ситуации

27

Тревожность

постоянно или ситуативно проявляемое  свойство приходить в состояние  повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в разных социальных ситуациях.

28

Умственная готовность

зрелость познавательных процессов, владение знаниями, умениями и навыками по программе обучения и воспитания в детском саду, сформированность общих интеллектуальных умений

29

Учебная деятельность

Работа по овладению обобщёнными способами действия, саморазвитию обучающихся благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач

30

Учебные мотивы

(по Л.И. Божович)

мотивы, связанные непосредственно  с содержанием учебной деятельности или «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями».

31

Функциональная (психомоторная) готовность к школе

преобразования в функциональном состоянии ребенка, способствующие повышению работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости

31

Цель диагностики психологической  готовности к школе

выявление актуального уровня психического развития ребенка, а также индивидульно-психологических  особенностей, специфики поведенческих  характеристик

32

Шкала оценок

методический прием, позволяющий  распределить совокупность изучаемых  объектов по степени выраженности общего для них свойства

33

Школьная дезадаптация

образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития ребенка


 

Список использованных источников

1

Ануфриев, А.Ф., Костромина, С. Н. Как  преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.

- http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=2344

2

Божович Л.И «Личность и ее формирование в детском возрасте» монография 1968 –

http://fictionbook.ru/author/lidiya_ilinichna_bojovich/lichnost_i_ee_formirovanie_v_detskom_vozraste/

3

Большая психологическая энциклопедия

http://slovarionline.ru/bolshaya_psihologicheskaya_entsiklopediya/

4

Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2002. – 326 с –

 http://books.iqbuy.ru/categories_offer/9785090007603/psihologiya-venger-muhina

5

Выготский Л. С. «Педагогическая психология» "Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии", под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис М., Изд-во Моск. ун-та. 1980 г. - http://www.detskiysad.ru/ped/hrestomatia10.html

6

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. Гуткина Н.И. Психологическая  готовность к школе. Год выпуска: 2004 Издательство: СПб.: «Питер» Серия: Учебное пособие ISBN: 5-94723-625-7 –

 http://cendomzn.ucoz.ru/index/0-11202

7

Запорожец, А.В., Эльконин, Д.Б., Леонтьев, А.Н. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка –

http://forum.myword.ru/index.php?/files/file/15577-hrestomatija-po-detskoi-psihologii-ot-mladenca-do-podrostka-2-e-izd/

8

Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности дошкольников к обучению в школе; М.: Академия, 2005. – 240 с.

9

Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. М.: Смысл, 2009. – 426 с. - http://knigovodstvo.ru/book/609/

10

 Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. Москва - Воронеж, 1997. С. 291-300.-

http://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/ch7_2.html

11

Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология  детства; 6-е издание, стереотипное, Москва, ACADEMA, 2000, УДК 159.922.7/8(075.8), ББК 88.8я73, М92 –

 http://bookz.ru/authors/muhina-valeria/muhinavs01/1-muhinavs01.html

12

«Практическая психология образования» Учебное пособие 4-е изд. переработанное и дополненное / под редакцией И. В. Дубровиной, - СПб.: Питер, 2004. - 592 с: ил, -

http://бифуркация.рф/destiqis/psihologiyaipedagogika/dubrovina_i_v___prakticheskaja_psikhologija_obrazovanija__uchebnoe_posobie_4-e_izd__pod_redakciej_i__v__dubrovinoj__spb___piter__2004__592_s_39.html

13

Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст. Изд-во АПКиПРО РФ, 2000.- http://www.twirpx.com/file/368699/

14

Тест на готовность к школе  Домик (Гуткина) - Дети и материнство…  http://mosmama.ru/542-k-shkole.html

16

Широкова, Г.А. . Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 383 с. –

http://www.forchel.ru/11907-shirkova-ga-spravochnik-doshkolnogo-psixologa.html

17

Шелопухо О.А. Популярная психология для родителей. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа групп», 2007. – 320 с.

18

Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. – 2-е изд. – Серия «Справочники». – Р-н/Д: Феникс, 2004. – 448 с. - http://vse-vdome.ru/2011/09/17/spravochnik-psixologa-nachalnoj-shkoly.html

19

Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития. М: Тривола, 1994 - http://psychlib.ru/mgppu/EVp-1994/EVP-001.HTM

20

Эльконин, Д.Б.  Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи - http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-3101.htm


 




Информация о работе Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению