Психологическая характеристика производственной адаптации молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:48, курсовая работа

Краткое описание

Производственная деятельность выступает в качестве основного фактора существования и развития, как отдельного человека, так и всего общества. Среди всей совокупности отношений людей с окружающей действительностью именно трудовые, производственные отношения являются определяющими. В рамках производственной деятельности формируются способности людей, создаются необходимые условия для их социального воспроизводства. Существенным моментом в этой связи выступает включение молодого поколения в производственную деятельность, осуществляемое в процессе производственной адаптации. В настоящее время эта проблема особенно актуальна для молодых специалистов с высшим образованием.

Содержание

Введение.
Глава 1. Производственная адаптация молодежи как психологическая проблема.
Основные подходы к изучению процесса адаптации в психологии.
Адаптация как психологический процесс.
Возможности психолого-педагогического влияния на процесс адаптации.
Глава 2. Исследование процесса социальной адаптации молодежи на производстве.
2.1. Методы исследования социально-психологических факторов.
2.2. Адаптация как управляемый процесс.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 1.docx

— 76.27 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

Департамент кадровой политики и образования

ФГБОУ ВПО «Самарская государственная  сельскохозяйственная академия»

Кафедра «Педагогика»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология  профессионального образования»

на тему:

Психологическая характеристика производственной адаптации молодежи.

 

                        Выполнил(а):

    студент (ка) 5 группы 2 курса

педагогического отделения

                                            инженерного факультета

                                                           ____________________________

                                                           ____________________________

 

                                                            Проверил(а): ст. преподаватель 

                                                                                Пудовкина Н.В.

 

Работа допущена к защите: ___________

Дата защиты работы: ________________

Работа защищена с оценкой: ___________

 

Кинель, 2012

 

Содержание.

 

Введение.

    Глава 1. Производственная адаптация молодежи как психологическая проблема.

    1. Основные подходы к изучению процесса адаптации в психологии.
    2. Адаптация как психологический процесс.
    3. Возможности психолого-педагогического влияния на процесс адаптации.

Глава  2. Исследование процесса социальной адаптации молодежи на производстве.

2.1. Методы исследования социально-психологических факторов.

2.2. Адаптация как управляемый процесс.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Производственная деятельность выступает в качестве основного фактора существования и развития, как отдельного человека, так и всего общества. Среди всей совокупности отношений людей с окружающей действительностью именно трудовые, производственные отношения являются определяющими. В рамках производственной деятельности формируются способности людей, создаются необходимые условия для их социального воспроизводства. Существенным моментом в этой связи выступает включение молодого поколения в производственную деятельность, осуществляемое в процессе производственной адаптации. В настоящее время эта проблема особенно актуальна для молодых специалистов с высшим образованием. Прежде всего, потому,что перестала существовать государственная система трудоустройства выпускников вузов, утрачены социальные гарантии и льготы, существовавшие при социализме, произошли изменения требований к инженерному труду, связанные с модификацией его характера и содержания в рамках как новых, так и существовавших ранее специальностей. Данные процессы и явления происходят на фоне глубокого социально-экономического кризиса, спада производства,изменения системы жизненных и трудовых ценностей большей части населения страны, нарастания массовой безработицы. В настоящее время проблема адаптации студентов на начальном этапе профессиональной подготовки занимает одно из центральных мест в психолого-педагогических исследованиях. Это обусловлено тем, что система образования в вузе оказалась неподготовленной к трансформациям общественной жизни, когда одни только знания в традиционном понимании не могут выступать в качестве средства успешной адаптации вчерашних школьников.

 

 

1.1. Основные подходы  к изучению процесса адптации  в психологии

 

 Современный этап развития  промышленного производства выдвигает  проблему производственной адаптации  молодежи как одну из самых  актуальных. Известно, что удельный  вес молодежи среди увольняющихся  составляет 70…74%, причем самый большой  отсев новичков приходится на  первые два-три года работы. На  первом месте по числу оставляющих  работу находится возрастная  группа молодых рабочих, от 16 до 19 лет . Это в. основном юноши  и девушки, окончившие общеобразовательные  школы и профтехучилища. Тот факт, что профессиональная устойчивость  среди названных выше категорий  молодежи невысока, со всей очевидностью  выдвигает проблему изучения  периода вхождения молодых людей  в профессию, поисков путей  и способов оптимизации процесса  адаптации молодых рабочих на  предприятии.

Исследования по производственной адаптации молодых рабочих были проведены в нашей стране в  основном социологами. Их работы способствовали выявлению содержания и структуры  процесса, определению факторов и  критериев производственной адаптации. В последнее время особое внимание исследователи стали обращать на рассмотрение психологического и социально-психологического аспектов производственной адаптации. Во многих работах указывается, что  трудности, с которыми сталкиваются юноши и девушки, осваивая первую профессию, связываются прежде всего  с этой стороной адаптации.

Мы понимаем производственную адаптацию как процесс знакомства с производством, постепенного вхождения  в него. Критерии, на основании которых  можно судить об эффективности данного  процесса, могут быть: объективные  — скорость овладения производственной специальностью, нормы выработки, рост мастерства, социальная позиция в  коллективе, отношение к нравам и  обязанностям члена коллектива и  субъективные — удовлетворенность  работой, коллективом, своей позицией в коллективе.

Хотя исследований, посвященных  психологическому и социально-психологическому аспектам адаптации на производстве, еще недостаточно, из опубликованных материалов следует, что различия в  особенностях адаптационного процесса тех и других существуют. Мы предположили, что эти различия будут связаны  с удовлетворенностью работой и  коллективом, социально-психологической  позицией, самооценкой личности и  некоторыми другими факторами.

Для того чтобы выяснить, каковы специфические особенности  изучаемых нами категорий молодежи, широко использовались как интенсивные, так и экстенсивные методы сбора  информации. Опросники, стандартизованные  интервью, беседы, анкеты, самоотчеты дали обширный материал о характере процесса адаптации молодых рабочих.

 

1.2. Адаптация  как психологический процесс

 

В самом общем виде адаптация - процесс приспособления работника  к условиям внешней и внутренней среды. Термин "адаптация" чрезвычайно  широк и применяется в различных  областях науки. В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию. В определенной мере эти  два вида адаптации пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет  и самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная - включает и технические, и биологические, и социальные аспекты.    С  позиции управления персоналом наибольший интерес представляет производственная адаптация. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как  формирование у нового рабочего требуемого уровня производительности и качества труда в более короткие сроки. Причины изменения условий трудовой деятельности многообразны: поступление  на новое место работы, переход  в другое подразделение, на новую  должность, внедрение новых форм организации труда, его оплаты и  т.д. Поэтому в условиях введения нового механизма хозяйствования, перехода на хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации еще больше возрастает. Эта проблема в той или иной мере касается всех категорий работающих, но наиболее остро она стоит для молодых рабочих и молодых специалистов. Перемена рабочего места предполагает не только изменение условий труда, смены коллектива, но и часто связана с изменением профессии, вида деятельности, что придает адаптации новый, более сложный характер.

В процессе приспособления человека к производственной среде  возникает немало вопросов: нужно  ли принимать работнику среду  как должное и всеми силами приспосабливаться к ней или  требовать изменения и самой  среды, каковы пути и средства воздействия  на человека и на среду, где критерии возможности и необходимости  учета требований работника и  т.д. Поэтому следует различать  активную адаптацию, когда индивид  стремится воздействовать на среду  с тем, чтобы изменить ее (в том  числе и те нормы, ценности, формы  взаимодействия и деятельности, которые  он должен освоить), и пассивную, когда  он не стремится к такому воздействию  и изменению. Наиболее эффективной представляется адаптация как процесс активного приспособления индивида к изменяющейся среде с помощью соответствующего управляющего воздействия и использования различных средств (организационных, технических, социально-психологических и т.п.). По своему воздействию на работника различают прогрессивные результаты адаптации и регрессивные. Последние имеют место в случае пассивной адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной). Кроме того, различают первичную производственную адаптацию, когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии, и вторичную - при последующей смене работы. Составляющие (компоненты) производственной среды как объекта адаптации весьма многообразны. Среди них можно выделить: условия труда и его организацию, оплату труда и формы материального стимулирования, содержание труда, жесткость норм, психологический климат в коллективе и т.д. Некоторыми исследователями выделяются также факторы непроизводственной сферы предприятия (адаптация к бытовым условиям, внепроизводственному общению с коллективом, организация досуга на предприятии).

Производственную адаптацию, как сложное явление, можно рассматривать  с различных позиций, выделяя  психофизиологическую, профессиональную, социально-психологическую ее стороны. Каждая из них имеет свой объект, свои целевые задачи, показатели эффективности. Психофизиологическая адаптация - адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п.). Профессиональная адаптация - полное и успешное овладение новой профессией, т.е. привыкание, приспособление к содержанию и характеру труда, его условиям и организации. Она выражается в определенном уровне овладения профессиональными знаниями и навыками, в умении, в соответствии характера личности характеру профессии. Социально-психологическая адаптация человека к производственной деятельности - адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами. Среди составляющих производственной среды, к которым нужно адаптироваться работнику, наряду с такими, как условия и содержание труда, должностные обязанности, есть составляющие с социально-экономическим оттенком: организация труда, оплата труда и материальное стимулирование, социально-бытовая сфера предприятия, организация досуга работников и т.п. Неслучайно некоторые исследователи выделяют социально-экономический аспект производственной адаптации. В решении кадровых проблем на предприятии важное значение имеют все разновидности производственной адаптации. Так, при формировании коллектива нужно учитывать, что сменяемость кадров или обратный показатель - закрепляемость рабочих на рабочих местах - во многом зависят от результатов адаптации. Неудовлетворенность ее результатами приводит к необоснованно высокой текучести, к повышенной заболеваемости, к другим негативным моментам, в том числе и экономического характера. Профессиональная адаптация определяет сроки освоения новой профессии, что оказывает влияние на выбор кадровой политики (ориентация на набор работников со стороны или на перераспределение собственных), на длительность периода сохранения пониженных производственных показателей, свойственных неадаптированному работнику, периоду формирования трудового стереотипа. В ускорении процесса адаптации, снижении негативных моментов, ее сопровождающих, и состоит задача управления ею. Успешность адаптации зависит от характеристик производственной среды и самого работника. Чем сложнее среда, чем больше отличие ее от привычной производственной среды на прежнем месте работы, чем больше связано с ней изменений, тем труднее проходит процесс адаптации.

Адаптация как процесс  характеризуется определенной продолжительностью, и следовательно, имеет свое начало и окончание. Если в отношении  начала адаптации вопросов не возникает (это начало деятельности работника  в новых условиях), то определить ее окончание весьма трудно. Дело в  том, что адаптация - это процесс, протекающий постоянно в меру изменения факторов внешней среды  трудовой деятельности работника, да и  изменения самого человека. Поэтому  адаптация имеет отношение и  к человеку, который не менял рабочего места.

 С позиций управления  кадрами, формирования трудового  потенциала, определения сроков  адаптации большое значение имеет  выяснение такого понятия, как  предел адаптации. При определении сроков адаптации (а с ними и возможного ущерба) в качестве ее предела, или точки отсчета завершения ее как процесса, могут использоваться определенные количественные показатели, характеризующие отдельные стороны адаптации, или система показателей. В частности, можно выделить:

- объективные показатели - уровень и стабильность количественных  показателей труда (систематическое  выполнение норм, качественное изготовление  продукции, отсутствие нарушений  в ритме работы конвейерной  или поточной линии, профессиональная  устойчивость, рост квалификации, уровень  трудовой дисциплины и т.п.);

- субъективные показатели - уровень удовлетворенности своей  профессией, условиями труда, коллективом  и др. Другой подход к оценке производственной адаптации исходит из характеристики и результатов каждой из ее сторон. Так, для характеристики психофизиологической адаптации, особенно на работах с большим физическим напряжением (например, для оценки степени тренированности, как одного из результатов адаптации) используются показатели выработки и энергозатрат, а также показатели состояния сердечно-сосудистой системы, функции кровообращения, дыхания, скорость восстановления и т.п.

Профессиональную адаптацию, как полное и успешное овладение  профессией, характеризуют такие  показатели, как степень освоения норм времени (их выполнение, достижение среднего процента, сложившегося в  коллективе), выход на средний Уровень  брака продукции по вине работника  и др. К показателям, характеризующим социально-психологическую адаптацию, относятся уровень психологической удовлетворенности новой для человека производственной средой в целом и ее наиболее важными для него компонентами, характером взаимоотношений с товарищами, администрацией, удовлетворенность своим положением в коллективе, уровень удовлетворения жизненных устремлений и др. Управление процессом адаптации - это активное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий и т.п.

Информация о работе Психологическая характеристика производственной адаптации молодежи