Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:48, курсовая работа
Производственная деятельность выступает в качестве основного фактора существования и развития, как отдельного человека, так и всего общества. Среди всей совокупности отношений людей с окружающей действительностью именно трудовые, производственные отношения являются определяющими. В рамках производственной деятельности формируются способности людей, создаются необходимые условия для их социального воспроизводства. Существенным моментом в этой связи выступает включение молодого поколения в производственную деятельность, осуществляемое в процессе производственной адаптации. В настоящее время эта проблема особенно актуальна для молодых специалистов с высшим образованием.
Введение.
Глава 1. Производственная адаптация молодежи как психологическая проблема.
Основные подходы к изучению процесса адаптации в психологии.
Адаптация как психологический процесс.
Возможности психолого-педагогического влияния на процесс адаптации.
Глава 2. Исследование процесса социальной адаптации молодежи на производстве.
2.1. Методы исследования социально-психологических факторов.
2.2. Адаптация как управляемый процесс.
Социально-бытовые факторы связаны с социальной деятельностью предприятия. К ним относятся содействие молодым специалистам в решении жилищной проблемы, наличие и состояние объектов социальной инфраструктуры, организация отдыха работников. Успешность социальной деятельности предприятия во многом зависит от государственной политики, в том числе и налоговой, по стимулированию предприятий заниматься решением жилищных и других социальных проблем своих работников.
К субъективным факторам производственной адаптации молодых специалистов с высшим образованием мы отнесли:
- профессионально-функциональные
(способности, знания молодого
специалиста, соответствие
В ходе исследования не обнаружено
влияние этнической принадлежности
на адаптацию молодых
Реализация производственной адаптации невозможна без саморазвития людей, осуществляемого посредством активизации их инициативы, интеллектуальных и творческих сил. В то же время развитие этих качеств детерминировано объективными условиями. Оптимизация механизма производственной адаптацией молодых специалистов с высшим образованием представляет собой комплекс целенаправленных, планомерных, информационных мероприятий, которые должны проводиться как на уровне государства, региона, так и на уровне предприятий.
Роль государства в оптимизации производственной адаптации молодых специалистов с высшим образованием состоит в обеспечении их социальной защищенности, особенно в период, когда они оканчивают вузы и устраиваются на предприятия. Для этого необходимо создание нормативной базы трудовой деятельности молодых специалистов.
Необходимо также создать
ряд условий предприятиям, в том
числе льготных по налогообложению,
чтобы они могли оказывать
социальную поддержку молодым
Кроме того, в основу механизма оптимизации мотивации молодежи к труду должны быть заложены морально-этические принципы, ведущие к созданию в обществе системы ценностей, в которой труд занимает ведущее место. Для этого со стороны государства потребуются дополнительные воспитательные и образовательные усилия. Необходимым условием является создание каждому человеку условий для реализации его способностей, прежде всего, создание равных возможностей для получения высшего образования независимо от социального и экономического статуса.
Другим направлением оптимизации адаптации на макроуровне является отработка через деятельность социальных институтов системы профессиональной ориентации молодежи как комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном определении с учетом его возможностей и склонностей, а также востребованности профессии в обществе. Успешное профессиональное самоопределение повышает адаптивность человека, является источником его жизненной активности.
В этой связи одной из форм поддержки молодежи и ее адаптации к условиям рынка труда является создание Республиканского Центра социально-трудовой адаптации молодежи, который обеспечивал бы ежегодную корректировку планов приема учащихся в профессиональные образовательные учреждения с учетом прогноза ситуации на рынке труда, расширение направлений профессиональной подготовки специалистов в целях повышения их профессиональной мобильности, осуществлял профессиональное информирование и консультирование подростков, оказывал организационную и методическую помощь предприятиям по вопросам подготовки и переподготовки кадров.
Большая роль в профессиональной
ориентации будущих молодых специалистов
принадлежит вузам, которые призваны
способствовать формированию профессионализма,
активного положительного отношения
к профессиональной деятельности, раскрытию
и развитию творческих способностей
каждого студента. Структура профессионального
образования видится более
С целью оказания помощи
выпускникам в трудоустройстве
предлагается создать в структуре
вузов специальные
Оптимизация производственной
адаптации на уровне предприятия
предполагает создание определенных условий
для осуществления
Управление адаптацией молодых специалистов на производстве надо начинать с раскрытия их возможностей, используя профессиональные тестовые методики, собеседования, составление карты личности и другие социальные технологии. Анализируя информацию, придавать большее значение не тому, что они умеют в профессиональном плане, а способности к обучению, саморазвитию.
Программа по адаптации молодого специалиста должна учитывать способы и возможности усвоения объемов работ; реакции на неизбежный стресс, коим является вхождение в новую для него среду трудового коллектива, оказание содействия в установлении производственных контактов и связей, проведение периодических оценок деятельности, корректирующие мероприятия и стимулирование желательного поведения и деятельности.
Существенное значение для закрепления молодого специалиста на предприятии имеет освоение ценностей и норм корпоративной культуры, понимаемой как единство целей всех участников производственного процесса. Важно, чтобы ее принципы мотивировали новичка на выполнение своих обязанностей на высочайшем уровне компетенции, инициативный и творческий подход, самостоятельность, доверие к организации, уважение членов коллектива и самого себя.
Самые первые шаги молодого
специалиста на промышленном предприятии
сопровождаются высокой неопределенностью
и напряжением, связанной, прежде всего,
с дефицитом информации. Вследствие
этого управление его адаптацией
предполагает определение объема, качества
и формы предоставления информации
молодому специалисту о целях
и структуре предприятия, организационной
структуре, системе стимулирования,
правилах внутреннего распорядка, политике
в области продвижения и
Успешному усвоению профессиональных обязанностей способствует обучение на рабочем месте, основными формами которого являются стажировка под руководством опытного специалиста, инструктаж, использование компьютерных программ, обучение на производственном оборудовании, проведение самостоятельных исследований, семинары, групповые дискуссии, деловые игры и др.
Видение перспектив должностного роста является существенным фактором, повышающим адаптацию работника, обеспечить его способна процедура планирования карьеры, зачисление в кадровый резерв, индивидуальные программы обучения.
Оплата труда является
мотивирующим фактором, при условии,
что она непосредственно
По завершении периода
первичной адаптации молодому специалисту
необходимо некое реальное подтверждение
его профессиональных достижений в
виде повышения заработной платы, роста
профессионального статуса, предложения
интересных перспектив. Если этого
не происходит после 3-4 лет работы, появляется
чувство неудовлетворенности
Заключение
Успешному усвоению
профессиональных обязанностей
способствует обучение на
По завершению
периода первичной адаптации
молодому специалисту
Хотелось бы добавить,
что рассматриваемая нами
Литература.
1. Адаптация человека к трудовой
деятельности и ее психофизиологическая
оценка: Межотраслевые методические рекомендации
/ НИИтруда - М.: Наука, 2002. – 149 с.
2. Алехина О.Е. Стимулирование развития
работников организации. // Управление
персоналом. – 2002.
3. Вершинин Т.В. Роль производственной адаптации в решении кадровых проблем. // Проблемы функционирования заводских служб адаптации и стабилизации кадров. – Новосибирск: Издательство СОРАН, 2004.
4. Вершинина П.Р. Производственная адаптация. – М.: Инфра-М, 2005.
5. Волгина М.Н. Методы адаптации персонала к изменяющимся условиям // Управление персоналом.-2003.-№12.
6. Тишин Е.В. Управление персоналом.
- СПб.: Проспект, 2005.
8. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового
менеджмента. – М.: Дело, 2007.
9. Управление персоналом организации.
/ Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 2005.
10. Управление организацией: учебник для
ВУЗов. // Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой,
Н.А. Саломатина, А.Я. Кибанова. – М.: Дело,
2005.
11. Шепеленко Г.И. Управление
производством и персоналом. - Ростов-на-Дону.:
МарТ, 2005.
12. www.enbv.narod.ru
13. www. azps.ru
Информация о работе Психологическая характеристика производственной адаптации молодежи