Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:48, курсовая работа
Производственная деятельность выступает в качестве основного фактора существования и развития, как отдельного человека, так и всего общества. Среди всей совокупности отношений людей с окружающей действительностью именно трудовые, производственные отношения являются определяющими. В рамках производственной деятельности формируются способности людей, создаются необходимые условия для их социального воспроизводства. Существенным моментом в этой связи выступает включение молодого поколения в производственную деятельность, осуществляемое в процессе производственной адаптации. В настоящее время эта проблема особенно актуальна для молодых специалистов с высшим образованием.
Введение.
Глава 1. Производственная адаптация молодежи как психологическая проблема.
Основные подходы к изучению процесса адаптации в психологии.
Адаптация как психологический процесс.
Возможности психолого-педагогического влияния на процесс адаптации.
Глава 2. Исследование процесса социальной адаптации молодежи на производстве.
2.1. Методы исследования социально-психологических факторов.
2.2. Адаптация как управляемый процесс.
Важно отметить, что производственная
адаптация носит конкретно-
Среди основных факторов, обусловленных перестройкой и влияющих на производственную адаптацию молодежи, можно, думается, выделить следующие:
а) переход от экстенсивного к интенсивному этапу общественного развития на базе достижений научно-технического прогресса и соответствующих изменений в общественном сознании, задачи которого ложатся в значительной степени на плечи современного поколения молодых людей, не только в максимальной степени заинтересованного в прогрессивных общественных преобразованиях в стране, но и обладающего наиболее высоким научно-техническим и культурным потенциалом для осуществления этих преобразований;
б) демократизация нашего общества, предоставляющая небывало широкий простор для развития творческой инициативы и общественной активности молодежи;
в) нарастание негативных явлений
в окружающей действительности, которые
болезненно сказываются на интересах
молодежи. Ущемленные социально значимые
интересы, преломляясь через обостренное
г) стабилизация и дальнейшее сокращение численности и доли молодого поколения в составе населения, прежде всего среди занятого. Учитывая, что в наше время молодежь является практически единственным источником пополнения рабочей силы, можно сделать вывод о возрастании цены успеха адаптации, а также необходимости ее эффективного регулирования.
Воздействие указанных и других
факторов на протекание производственной
адаптации осуществляется через
их взаимосвязи и взаимопереходы,
столкновения и переплетение диалектически
противоречивых механизмов и движущих
сил. Социальные противоречия развития
общества преломляются в противоречивом
характере жизнедеятельности
Характерно, что в одних случаях
эти проблемы сами являются следствием
недостаточно успешной производственной
адаптации юношей и девушек, в
других — входят в число причин,
затрудняющих саму адаптацию, а нередко
связь между этими проблемами
носит сложный причинно-
Подытоживая рассмотрение проявления производственной адаптации на биологическом, психологическом и социальном уровнях, можно дать ей такое определение.
Производственная адаптация —
процесс и результат
Определяющее положение в
Исследования авторов
Сравнительные исследования показывают,
что профессиональная и организационная
адаптация играют особую роль в трудовом
становлении молодого рабочего. Объединяя
в себе содержательную и организационную
стороны трудовой деятельности, без
которых производственная адаптация
утрачивает смысл, они как бы образуют
ядро, основу всей производственной адаптации,
накладывают глубокий отпечаток
на протекание остальных ее видов. В
то же время отмечается, что влияние
это не односторонне. Каждый вид
адаптации испытывает воздействие
и сам влияет на остальные виды.
Это в полной мере распространяется
на следующий вид производственной
адаптации — материально-
Влияние материально-бытовой адаптации
проистекает из ее содержания: являясь
элементом социальной сферы, материально-бытовые
условия производства играют роль важнейшей
предпосылки успешной жизнедеятельности
и развития личности не только в
производственной, профессиональной сферах,
но и во всей совокупности ее общественной
жизни. Главными структурными элементами
этого вида адаптации выступают
жилье и зарплата. Нередко они
являются необходимыми условиями успешной
адаптации в других сферах, в том
числе и в сфере досуга. Казалось
бы, сфера досуга не входит непосредственно
в производство. Некоторые авторы
относят этот вид к непроизводственной
адаптации, оставляя ее тем не менее
в структуре адаптации к
Содержанием адаптации в сфере досуга выступает освоение работниками видов деятельности, находящихся за временными рамками рабочего времени и направленных на отдых, спорт, общественную деятельность, то есть на духовное и физическое развитие человека. Переходя к рассмотрению социально-психологического вида производственной адаптации, определим ее как процесс взаимного обмена информацией о своих социально-психологических характеристиках между трудовым коллективом и индивидом, а также установление на этой основе контактов и взаимоотношений, обеспечивающих возможность эффективного совместного труда и неформального общения.
Адаптация как процесс характеризуется определенной продолжительностью, и следовательно, имеет свое начало и окончание. Если в отношении начала адаптации вопросов не возникает (это начало деятельности работника в новых условиях), то определить ее окончание весьма трудно. Дело в том, что адаптация — это процесс, протекающий постоянно в меру изменения факторов внешней среды трудовой деятельности работника, да и изменения самого человека. Поэтому адаптация имеет отношение и к человеку, который не менял рабочего места.
С позиций управления кадрами, формирования трудового потенциала, определения сроков адаптации большое значение имеет выяснение такого понятия, как предел адаптации.
При определении сроков адаптации (а с ними и возможного ущерба) в качестве ее предела, или точки отсчета завершения ее как процесса, могут использоваться определенные количественные показатели, характеризующие отдельные стороны адаптации, или система показателей. В частности, можно выделить: объективные показатели — уровень и стабильность количественных показателей труда; субъективные показатели — уровень удовлетворенности своей профессией, условиями труда, коллективом и др.
Перечисленные показатели имеют отношение к непосредственным результатам работы, тогда как зачастую требуется проанализировать конкретную работу каждого задействованного в адаптации подразделения. В этом случае необходимо учитывать следующие показатели (так, как они представлены в учебном пособии Кибанова): составление программ по адаптации; проведение лекций, семинаров; работа с молодежью; составление программ адаптации; знакомство с предприятием; знакомство с рабочим местом; объяснение задач, требований к работе; введение в коллектив; поощрение помощи новичкам со стороны наставников; обучение молодых рабочих.
Другой подход к оценке производственной адаптации исходит из характеристики и результатов каждой из ее сторон.
Так, для характеристики психофизиологической адаптации, особенно на работах с большим физическим напряжением (например, для оценки степени тренированности, как одного из результатов адаптации) используются показатели выработки и энергозатрат, а также показатели состояния сердечно-сосудистой системы, функции кровообращения, дыхания, скорость восстановления и т.п.
Глава 2. Исследование процесса социальной адаптации молодежи на производстве
2.1 Методы исследования социально-психологических факторов
Профессиональную адаптацию, как полное и успешное овладение профессией, характеризуют такие показатели, как степень освоения норм времени (их выполнение, достижение среднего процента, сложившегося в коллективе), выход на средний уровень брака продукции по вине работника и др.
К показателям, характеризующим социально-психологическую адаптацию, относятся уровень психологической удовлетворенности новой для человека производственной средой в целом и ее наиболее важными для него компонентами, характером взаимоотношений с товарищами, администрацией, удовлетворенность своим положением в коллективе, уровень удовлетворения жизненных устремлений и др.
Получить отклик от работника по многим из этих вопросов могут помочь разнообразные вопросники, которые должны быть предъявлены работнику после предполагаемого завершения периода адаптации. Один из таких вопросников предложен Е.А.Кибановым [ ]. Основные вопросы опросника:
1. Укажите срок работы в данной организации.
2. Ваше место работы или учебы до поступления в организацию.
3. Кто повлиял на Ваш выбор профессии?
4. В какие периоды Вам
наиболее необходима помощь
5. Как часто Вам нужна в работе помощь коллег?
6. В какой период Вашей деятельности Вы почувствовали в себе профессиональные навыки?
7. В какой период Вы почувствовали, что вошли в коллектив?
8. Устраивает ли Вас занимаемое место в коллективе?
9. Представьте себе, что по каким-либо причинам Вы уволились из организации. Вернулись ли бы Вы через некоторое время на свое прежнее место работы?
10. Бывают ли у Вас конфликты с руководителем подразделения, с заместителем руководителя, с исполнителями?
11. В какой мере выражены
в Вашей работе следующие
Информация о работе Психологическая характеристика производственной адаптации молодежи