Психологическая характеристика производственной адаптации молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:48, курсовая работа

Краткое описание

Производственная деятельность выступает в качестве основного фактора существования и развития, как отдельного человека, так и всего общества. Среди всей совокупности отношений людей с окружающей действительностью именно трудовые, производственные отношения являются определяющими. В рамках производственной деятельности формируются способности людей, создаются необходимые условия для их социального воспроизводства. Существенным моментом в этой связи выступает включение молодого поколения в производственную деятельность, осуществляемое в процессе производственной адаптации. В настоящее время эта проблема особенно актуальна для молодых специалистов с высшим образованием.

Содержание

Введение.
Глава 1. Производственная адаптация молодежи как психологическая проблема.
Основные подходы к изучению процесса адаптации в психологии.
Адаптация как психологический процесс.
Возможности психолого-педагогического влияния на процесс адаптации.
Глава 2. Исследование процесса социальной адаптации молодежи на производстве.
2.1. Методы исследования социально-психологических факторов.
2.2. Адаптация как управляемый процесс.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 1.docx

— 76.27 Кб (Скачать файл)

 

Важно отметить, что производственная адаптация носит конкретно-исторический характер. Следовательно, на нее оказывает  воздействие комплекс противоречивых тенденций развития, свойственных обществу на данном этапе. Определяющим для развития нашего общества с середины 80-х годов, как известно, является процесс коренных социальных реформ всех сторон его  жизнедеятельности. Следствием этого  явился нарастающий динамизм перемен  во всех сферах жизнедеятельности, наполняющий  ее новизной. Тем самым все в  больших масштабах мотивируется адаптивная деятельность человека. Иначе  говоря, расширение масштабов и социальной базы адаптивной деятельности, вызванное  общественной потребностью в осуществлении  перемен во всех сферах жизни страны, можно отнести к одной из важных характеристик нашего общества на современном  этапе.

Среди основных факторов, обусловленных  перестройкой и влияющих на производственную адаптацию молодежи, можно, думается, выделить следующие:

а) переход от экстенсивного к  интенсивному этапу общественного  развития на базе достижений научно-технического прогресса и соответствующих  изменений в общественном сознании, задачи которого ложатся в значительной степени на плечи современного поколения  молодых людей, не только в максимальной степени заинтересованного в  прогрессивных общественных преобразованиях  в стране, но и обладающего наиболее высоким научно-техническим и  культурным потенциалом для осуществления  этих преобразований;

б) демократизация нашего общества, предоставляющая  небывало широкий простор для  развития творческой инициативы и общественной активности молодежи;

в) нарастание негативных явлений  в окружающей действительности, которые  болезненно сказываются на интересах  молодежи. Ущемленные социально значимые интересы, преломляясь через обостренное восприятие молодежью всякой несправедливости, мотивируют повышенную готовность ее к борьбе за восстановление социальной справедливости, за прогрессивные перемены;

г) стабилизация и дальнейшее сокращение численности и доли молодого поколения  в составе населения, прежде всего  среди занятого. Учитывая, что в  наше время молодежь является практически  единственным источником пополнения рабочей  силы, можно сделать вывод о  возрастании цены успеха адаптации, а также необходимости ее эффективного регулирования.

Воздействие указанных и других факторов на протекание производственной адаптации осуществляется через  их взаимосвязи и взаимопереходы, столкновения и переплетение диалектически  противоречивых механизмов и движущих сил. Социальные противоречия развития общества преломляются в противоречивом характере жизнедеятельности молодежи и, прежде всего, в трудовой деятельности. С трудовым становлением, производственной адаптацией связаны такие острые социальные проблемы, как негативные тенденции в формировании социально-профессиональных ориентаций молодого поколения; недостаточный  уровень профессионально-квалификационного  потенциала молодежи и низкая эффективность  его использования; необоснованно  затягивающаяся материальная зависимость  молодых людей от родителей; неудовлетворенность  молодежи жилищными условиями; низкая стабильность молодой семьи; слабое удовлетворение интересов и запросов молодежи в сфере досуга и другие.

Характерно, что в одних случаях  эти проблемы сами являются следствием недостаточно успешной производственной адаптации юношей и девушек, в  других — входят в число причин, затрудняющих саму адаптацию, а нередко  связь между этими проблемами носит сложный причинно-следственный характер, требующий дополнительных комплексных исследований. Исходя из противоречивого характера и  многофакторного воздействия на социальный уровень производственной адаптации, важно, на наш взгляд, применительно  к реальному производству, учитывать, каким образом противоречия в  жизни общества и молодежи преломляются в конкретной трудовой деятельности индивида.

Подытоживая рассмотрение проявления производственной адаптации на биологическом, психологическом и социальном уровнях, можно дать ей такое определение.

Производственная адаптация —  процесс и результат перестройки  функционирования организма и поведения, деятельности работника в ответ  на новые требования производственной среды, а также изменение самой  производственной среды в ходе удовлетворения адаптивной потребности работника  в целях обеспечения их взаимной деятельности и развития. Понятно, что  приведенное определение не может  отразить всю многогранность и полноту  проявлений сущности исследуемого процесса. Вместе с тем оно очерчивает его  основные сущностные характеристики, служит основой для анализа структуры  производственной адаптации. При структурировании производственной адаптации, выделении  ее основных видов следует исходить из методологической посылки, что привычное  употребление категории "производство" в значении материальное производство, то есть как создание средств к  жизни, предметных условий ее существования, не должно ограничивать понимание производственной адаптации как освоение человеком  только этой стороны производства. Для "производства самого человека" необходимо освоение им всей совокупности основных видов деятельности, в процессе которых формируется личность работника. Поэтому структура производственной адаптации должна включать не только освоение индивидом определенной профессиональной деятельности, но и всех сфер его жизнедеятельности, связанных с производством, а также социальных условий существования. Адаптационные связи и отношения проявляются в нескольких сферах: профессиональной, организационной, материально-бытовой, социально-психологической и сфере досуга. Такое выделение способно, по мнению авторов, отражать специфику процесса адаптации в каждой из сфер, дает представление об основных моментах его протекания, а также обусловленности общего успеха адаптации эффективным ее прохождением в каждой из сфер.

Определяющее положение в выделенной структуре занимает профессиональная адаптация — освоение работником характерных особенностей и условий  труда по специальности. Она выражается в: дальнейшем овладении избранной  профессией, трудовыми навыками; формировании некоторых профессиональных качеств  личности, необходимых для успешного  овладения специальностью в зависимости  от характера задач, решаемых подразделениями, службами предприятия; закреплении  положительных установок к функциям выбранной специальности. Значительное место среди других видов занимает организационная адаптация. Через  нее происходит включение работника  в организацию общественного  труда на предприятии. Организационная  адаптация предполагает установление взаимных связей новичка в организационной  сфере предприятия, то есть связей по поводу режима труда и отдыха, соблюдения трудового распорядка и трудового  ритма предприятия, требований коллективной организации труда и трудовой дисциплины. Организационная адаптация  возникает как момент реализации ориентировочной потребности работника  в совокупности с потребностью его  самореализации в организационной  сфере предприятия, что подтверждает существование сходства механизмов организационной и профессиональной адаптации.

Исследования авторов свидетельствуют  о весьма сильном влиянии организационной  адаптации на ход всей производственной адаптации. Неудачное ее протекание может затормозить и даже прервать адаптацию в целом, хотя в профессиональной сфере она проходит успешно. С  другой стороны, эффективное освоение организационной сферы нередко  помогает преодолеть затруднения в  других сферах.

Сравнительные исследования показывают, что профессиональная и организационная  адаптация играют особую роль в трудовом становлении молодого рабочего. Объединяя  в себе содержательную и организационную  стороны трудовой деятельности, без  которых производственная адаптация  утрачивает смысл, они как бы образуют ядро, основу всей производственной адаптации, накладывают глубокий отпечаток  на протекание остальных ее видов. В  то же время отмечается, что влияние  это не односторонне. Каждый вид  адаптации испытывает воздействие  и сам влияет на остальные виды. Это в полной мере распространяется на следующий вид производственной адаптации — материально-бытовую.

Влияние материально-бытовой адаптации  проистекает из ее содержания: являясь  элементом социальной сферы, материально-бытовые  условия производства играют роль важнейшей  предпосылки успешной жизнедеятельности  и развития личности не только в  производственной, профессиональной сферах, но и во всей совокупности ее общественной жизни. Главными структурными элементами этого вида адаптации выступают  жилье и зарплата. Нередко они  являются необходимыми условиями успешной адаптации в других сферах, в том  числе и в сфере досуга. Казалось бы, сфера досуга не входит непосредственно  в производство. Некоторые авторы относят этот вид к непроизводственной адаптации, оставляя ее тем не менее  в структуре адаптации к предприятию. Как видим, здесь подтверждается влияние адаптации в сфере  досуга (связанной с предприятием, его базами отдыха и культурными  заведениями) на общий результат  производственной адаптации.

Содержанием адаптации в сфере  досуга выступает освоение работниками  видов деятельности, находящихся  за временными рамками рабочего времени  и направленных на отдых, спорт,  общественную деятельность, то есть на духовное и физическое развитие человека. Переходя к рассмотрению социально-психологического вида производственной адаптации, определим ее как процесс взаимного обмена информацией о своих социально-психологических характеристиках между трудовым коллективом и индивидом, а также установление на этой основе контактов и взаимоотношений, обеспечивающих возможность эффективного совместного труда и неформального общения.

Адаптация как процесс  характеризуется определенной продолжительностью, и следовательно, имеет свое начало и окончание. Если в отношении  начала адаптации вопросов не возникает (это начало деятельности работника  в новых условиях), то определить ее  окончание  весьма  трудно.  Дело  в  том,  что адаптация — это процесс, протекающий постоянно  в  меру  изменения  факторов внешней  среды  трудовой  деятельности  работника,  да  и  изменения  самого человека. Поэтому адаптация имеет отношение и к человеку, который  не  менял рабочего места.

С позиций управления  кадрами,  формирования  трудового  потенциала, определения  сроков  адаптации  большое  значение  имеет  выяснение   такого понятия, как предел адаптации.

При определении сроков адаптации (а с  ними  и  возможного  ущерба)  в качестве ее предела, или точки отсчета завершения  ее  как  процесса, могут использоваться  определенные  количественные   показатели,   характеризующие отдельные стороны адаптации, или система  показателей.  В  частности,  можно выделить: объективные  показатели  —  уровень  и  стабильность  количественных показателей труда; субъективные   показатели  —  уровень  удовлетворенности своей профессией, условиями труда, коллективом и др.

Перечисленные показатели  имеют   отношение  к  непосредственным результатам  работы,   тогда   как   зачастую   требуется   проанализировать конкретную работу каждого  задействованного  в  адаптации  подразделения.  В этом  случае  необходимо  учитывать  следующие  показатели  (так,  как   они представлены  в  учебном  пособии   Кибанова):   составление   программ   по адаптации; проведение лекций, семинаров;  работа  с  молодежью;  составление программ адаптации; знакомство с предприятием; знакомство с рабочим  местом; объяснение задач, требований  к  работе;  введение  в  коллектив;  поощрение помощи новичкам со стороны наставников; обучение молодых рабочих.

Другой  подход  к  оценке  производственной   адаптации   исходит   из характеристики и результатов каждой из ее сторон.

Так, для характеристики психофизиологической  адаптации,  особенно  на работах с большим  физическим  напряжением  (например,  для  оценки  степени тренированности,  как  одного   из   результатов   адаптации)   используются показатели выработки и энергозатрат, а также показатели состояния  сердечно-сосудистой    системы,    функции    кровообращения,    дыхания,    скорость восстановления и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование процесса социальной адаптации молодежи на производстве

 

2.1 Методы исследования социально-психологических факторов

 

Профессиональную  адаптацию,   как   полное   и   успешное   овладение профессией,  характеризуют  такие  показатели,  как  степень  освоения  норм времени  (их  выполнение,  достижение  среднего  процента,  сложившегося   в коллективе), выход на средний уровень брака продукции по  вине  работника  и др.

К показателям,  характеризующим  социально-психологическую  адаптацию, относятся  уровень  психологической  удовлетворенности  новой  для  человека производственной  средой  в  целом  и   ее   наиболее   важными   для   него компонентами,  характером  взаимоотношений  с  товарищами,   администрацией, удовлетворенность своим  положением  в  коллективе,  уровень  удовлетворения жизненных устремлений и др.

Получить отклик от работника  по многим из этих вопросов  могут  помочь разнообразные вопросники, которые должны быть  предъявлены  работнику  после предполагаемого завершения периода  адаптации.  Один  из  таких  вопросников предложен Е.А.Кибановым [ ]. Основные вопросы опросника:

1. Укажите срок работы  в данной организации.

2. Ваше место работы  или учебы до поступления в  организацию.

3. Кто повлиял на Ваш  выбор профессии?

4. В какие периоды Вам  наиболее необходима помощь руководителя?

5. Как часто Вам нужна  в работе помощь коллег?

6.  В  какой  период  Вашей  деятельности  Вы  почувствовали  в   себе профессиональные навыки?

7. В какой период Вы  почувствовали, что вошли в  коллектив?

8. Устраивает ли Вас  занимаемое место в коллективе?

9. Представьте себе,  что  по  каким-либо  причинам  Вы  уволились  из организации. Вернулись ли бы  Вы  через  некоторое  время  на  свое прежнее место работы?

10.  Бывают  ли  у  Вас  конфликты  с  руководителем  подразделения,  с заместителем руководителя, с исполнителями?

11. В какой мере выражены  в Вашей работе следующие критерии: стремление к  глубокому  знанию  дел  в  организации;  интерес   к   делам   и перспективам  коллектива;  внимание  к  событиям,  имеющим   прямое отношение к  профессиональным  обязанностям;  стремление  принимать самое активное участие в принятии решений; стремление начатое  дело доводить до конца; чувство принадлежности  к  коллективу;  активное отношение к окружающим?

Информация о работе Психологическая характеристика производственной адаптации молодежи