Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:48, курсовая работа
Производственная деятельность выступает в качестве основного фактора существования и развития, как отдельного человека, так и всего общества. Среди всей совокупности отношений людей с окружающей действительностью именно трудовые, производственные отношения являются определяющими. В рамках производственной деятельности формируются способности людей, создаются необходимые условия для их социального воспроизводства. Существенным моментом в этой связи выступает включение молодого поколения в производственную деятельность, осуществляемое в процессе производственной адаптации. В настоящее время эта проблема особенно актуальна для молодых специалистов с высшим образованием.
Введение.
Глава 1. Производственная адаптация молодежи как психологическая проблема.
Основные подходы к изучению процесса адаптации в психологии.
Адаптация как психологический процесс.
Возможности психолого-педагогического влияния на процесс адаптации.
Глава 2. Исследование процесса социальной адаптации молодежи на производстве.
2.1. Методы исследования социально-психологических факторов.
2.2. Адаптация как управляемый процесс.
12. Материальная помощь со стороны родителей:
13. Жилищные условия:
14. Интерес к продвижению:
15. В какой мере выражены в Вашей работе следующие факторы: обеспеченность работой; соответствие работы профессии; соответствие квалификации работе; разнообразность работы; соответствие характера работы способностям и склонностям; возможность повышения квалификации; информированность о делах коллектива; хорошая заработная плата; возможность продвижения; помощь и поддержка руководителя; хорошие отношения с администрацией; хорошие взаимоотношения с коллегами по работе; удачный режим работы; удачное рабочее место?
16. Кто оказал Вам наиболее ощутимую помощь в процессе адаптации: сотрудник отдела кадров, линейный руководитель, наставник, коллега по работе или кто-то еще?
17. Что помогло Вам в процессе адаптации: лекции, семинары, специальная литература, фильмы, слайды?
Для того чтобы выяснить, каковы специфические особенности изучаемых нами категорий молодежи, широко использовались как интенсивные, так и экстенсивные методы сбора информации. Опросники, стандартизованные интервью, беседы, анкеты, самоотчеты дали обширный материал о характере процесса адаптации молодых рабочих. Исследование проводилось среди выпускников школ. Мы ограничили выборку возрастными рамками от 17 до 20 лет, в которую вошли молодые люди, имеющие стаж работы от нескольких недель до трех лет. Данное место работы для них было первым в их трудовой биографии. Главным критерием является требование включить в выборку лиц, занятых непосредственно производительным трудом.
Вопросы представленные молодым рабочим.
1. Срок работы на предприятии |
||
до 1 мес. | ||
1–3 мес. | ||
3–6 мес. | ||
6 мес.–1 год | ||
больше года | ||
2. Занимаемая должность до поступления в компанию или место учебы | ||
еще учится или уже закончил | ||
занимает ту же должность | ||
занимает другую должность | ||
3. Периоды, когда необходима помощь руководителя | ||
при решении вопросов, касающихся выполнению должностных обязанностей | ||
при возникновении личных вопросов | ||
Другое | ||
4. Насколько часто нужна помощь коллег | ||
Часто | ||
Редко | ||
не нужна | ||
5. Срок освоения | ||
до 1 мес. | ||
1–3 мес. | ||
3–6 мес. | ||
более 6 мес. | ||
В течение всей работы | ||
6. Период вхождения в коллектив | ||
до 1 мес. | ||
1–3 мес. | ||
3–6 мес. | ||
более 6 мес. | ||
7. Устраивает ли место в коллективе | ||
Да | ||
Нет | ||
8. Вернулись бы в компанию через некоторое время | ||
Да | ||
Да | ||
Нет | ||
стремление к глубокому знанию дел в организации | ||
интерес к делам и перспективам коллектива | ||
внимание к событиям, имеющим прямое отношение к профессиональным обязанностям | ||
стремление принимать самое активное участие в принятии решений | ||
стремление начатое дело доводить до конца | ||
чувство принадлежности к коллективу | ||
активное отношение к окружающим | ||
11. Кто оказал ощутимую помощь в процессе адаптации | ||
сотрудник отдела кадров | ||
линейный руководитель | ||
Наставник | ||
коллега по работе | ||
кто-то еще | ||
12. Что помогло в процессе адаптации | ||
лекции, семинары | ||
специальная литература | ||
фильмы, слайды |
При изучении адаптации выпускников техникума в начальный период работы на предприятии установлено, что не всегда и не у всех выпускников она протекает достаточно успешно, в силу чего нередко отмечается высокий процент текучести этого контингента молодых рабочих. В исследовании выделены специфические особенности процесса адаптации на начальном этапе работы на предприятии, обусловленные как новыми условиями трудовой деятельности, так и рядом других причин. В этот период наибольшие трудности у выпускников вызывает профессиональная адаптация. Узкая операционная подготовка, которую учащиеся получили на производственной практике, недостаточная сформированность некоторых общетрудовых и социально-коммуникативных умений, а также сравнительно невысокий уровень развития технического интеллекта, обусловливают трудности профессиональной деятельности выпускников в начальный период работы на производстве. Трудности возникают и вследствие еще одного психологического обстоятельства, а именно: у выпускников техникума нередко появляется необходимость определенной "пере-адаптации", т.к. адаптация, достигнутая в период обучения в техникуме и во время предвыпускной производственной практики, оказывается иногда неадекватной новым производственным условиям.
Важнейшими условиями
успешной производственной
В связи с этим большое значение для успешной адаптации выпускников на производстве приобретают такие мероприятия, как подготовка рабочих коллективов к приему в свою семью молодого рабочего, введение новичка на рабочее место, специально организованные ритуалы (посвящение в рабочие, праздник первой зарплаты и др.), конкурсы мастерства среди новичков и вовлечение их в общественную жизёнь комллектива, широкое информирование о возможностях социального и профессионального продвижения молодого рабочего, мероприятия по организации досуга (клубы по интересам, спортивно-туристская деятельность) и т.д.
Выпускники техникума, с которыми такая работа проводилась, закрепляются на производстве значительно лучше, чем другие категории молодых рабочих (выпускники школ, молодые рабочие, прибывшие с других предприятий). Об этом говорят как объективные показатели (норма выработки, качество продукции, квалификационный разряд, заработная плата, производственная активность и т.д.), так и субъективные (отношение к труду, удовлетворенность организацией и оплатой труда, характер жизненных планов и т.д.).
Данные показывают, что в условиях конкретного предприятия процесс адаптации, начатый в училище, значительно усиливается. Так, большему числу выпускников техникума , по сравнению с учащимися, специальность нравится и у меньшего числа выпускников , по сравнению с учащимися , она вызывает безразличное и негативное отношение. Имеются также изменения в структуре мотивов положительного отношения к специальности. У выпускников техникума, по сравнению с учащимися, происходит дальнейшее развитие профессиональной мотивации, отмечается сдвиг в сторону осознания общественной значимости специальности и возможности повышения квалификации (у учащихся этот мотив стоит на последнем месте).
Установлена зависимость профессиональной и социально-психологической адаптации выпускников от стажа работы. У выпускников техникума, проработавших более 5 лет на предприятии, отмечается более высокий уровень профессиональной реализации и общественной активности. В результате исследования установлена также статистически значимая зависимость успешности профессиональной адаптации от объективных факторов (организации труда, оплаты труда, работы). Полученные данные свидетельствуют о той, что в условиях производства происходят дальнейшие положительные изменения в профессиональной и социально-психологической адаптации молодых рабочих. Вместе с тем этот процесс требует еще глубокого и эффективного руководства и управления со стороны организаторов производства, администрации и наставников.
Повышение
эффективности управления
Управление процессом
адаптации – это процесс целенаправленного
воздействия на взаимное приспособление
молодого специалиста и организации для
повышения скорости и успешности адаптации.
Элементами механизма процесса управления
процессом адаптации являются:
Реализация
мероприятий по управлению
Качество информации зависит от выбранного
метода анализа. В практике используются
следующие методы анализа процесса производственной
адаптации молодых специалистов.
Экономические методы:
-анализ исполнения.
-анализ показателей результативности
труда молодых специалистов.
Психологические методы:
-проведение тестирования с молодыми специалистами.
-тренинги.
-мотивационный анализ.
-оценка скорости включения в работу.
Социологические методы:
-проведение социометрических опросов.
-анализ документов.
-анкетирование.
-интервьюирование.
-наблюдение.
Так целью социологического
исследования является изучение мнение
молодого специалиста, получение наиболее
полной информации о нем, изучение его
личностных характеристик, выявление
ценностных ориентаций, трудовой мотивации
и пр. Для повышения эффективности производственной
адаптации молодых специалистов необходимо
системное применение результативных
методов анализа, оценки и управления
данным процессом на предприя Факторы
микросреды
- производственные:
факторы профессиональной адаптации,
факторы психофизиологической адаптации,
факторы социально-психологической адаптации,
факторы организационной адаптации, факторы
социально-экономической адаптации,
- личностные:
личностные особенности, интересы, личностные
ориентации и др.
Факторы макросреды:
- социально-экономические:
уровень оплаты труда, уровень производительности,
уровень безработицы и др.;
- институциональные:
система образования, законодательно-правовая
система, рынок труда и др.;
- социально-демографические:
пол, возраст, соц. происхождение и др.;
Интересен в отношении
адаптации опыт Японии. Система подготовки
кадров здесь отличается большой спецификой.
Учащиеся японской школы до перехода на
вторую ступень среднего образования
(10—12 классы) практически не могут получить
какой-либо профессиональной подготовки,
т. е. большая часть японской молодежи,
имея среднее образование, выходит на
рынок труда если не вовсе профессионально
не подготовленной, то во всяком случае
без какого- либо свидетельства о присвоении
квалификации.
Это, однако, мало
смущает руководство японских
компаний.
Профессиональная подготовка в фирмах
— неотъемлемая часть японской системы
управления кадрами. Руководство компаний
стремится привлечь молодых людей непосредственно
со школьной скамьи, потому что отсутствие
каких-либо навыков в работе свидетельствует
о неиспорченности, отсутствии стороннего
влияния, готовности воспринять правила
поведения, принятие в данной корпорации.
Поступившая молодежь проходит обязательный
курс начальной подготовки — адаптации.
Это происходит в течение относительно
короткого периода — двух месяцев. [1]
Особое внимание в социальной и профессиональной адаптации в японских фирмах отводится программам воспитания корпоративной культуры организации, ее имиджу, воспитанию гордости за свою компанию, корпорацию. Это так называемый “корпоративный дух” фирмы или компании. Он воспитывается через систему приобщения работника к делам фирмы, к ее атмосфере, задачам и миссии. Каждая компания имеет свою форму рабочей одежды, девиз, нередко гимн. Постоянно внедряются целенаправленные ритуалы, всевозможные собрания, конференции. Заметную роль в этом играют ветераны компаний, умельцы, воспитатели. В Японии во время адаптации большинство новых рабочих и служащих несколько месяцев проходят подготовку по специально разработанной фирмой программе. Обучение построено таким образом, чтобы развивать мощный корпоративный дух уже на этапе специального обучения и участвовать в обсуждении проблем и задач подразделения. Более того, многие молодые рабочие и служащие в течение нескольких лет после поступления на работу живут в общежитиях фирмы.
Углубленные программы адаптации работников применяются на средних и крупных фирмах США. В процессе их проведения участвуют как менеджеры по управлению персоналом, так и линейные менеджеры. На малых предприятиях программа адаптации проводится менеджером-практиком, иногда с включением работника профсоюза, используются самые различные программы — от программ, предусматривающих, в основном, устную информацию, до формализованных процедур, связывающих устные представления с письменными и графическими установками. В формальных программах адаптации часто используют аппаратуру, слайды, фотографии.
В Германии имеется
“Закон о правовом режиме
Информация о работе Психологическая характеристика производственной адаптации молодежи