Психологическая характеристика производственной адаптации молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:48, курсовая работа

Краткое описание

Производственная деятельность выступает в качестве основного фактора существования и развития, как отдельного человека, так и всего общества. Среди всей совокупности отношений людей с окружающей действительностью именно трудовые, производственные отношения являются определяющими. В рамках производственной деятельности формируются способности людей, создаются необходимые условия для их социального воспроизводства. Существенным моментом в этой связи выступает включение молодого поколения в производственную деятельность, осуществляемое в процессе производственной адаптации. В настоящее время эта проблема особенно актуальна для молодых специалистов с высшим образованием.

Содержание

Введение.
Глава 1. Производственная адаптация молодежи как психологическая проблема.
Основные подходы к изучению процесса адаптации в психологии.
Адаптация как психологический процесс.
Возможности психолого-педагогического влияния на процесс адаптации.
Глава 2. Исследование процесса социальной адаптации молодежи на производстве.
2.1. Методы исследования социально-психологических факторов.
2.2. Адаптация как управляемый процесс.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 1.docx

— 76.27 Кб (Скачать файл)

12. Материальная помощь  со стороны родителей:

13. Жилищные условия:

14. Интерес к продвижению:

15.  В  какой  мере  выражены  в  Вашей   работе   следующие   факторы: обеспеченность работой; соответствие работы профессии; соответствие квалификации работе; разнообразность работы; соответствие характера работы   способностям   и   склонностям;   возможность    повышения квалификации;  информированность  о   делах   коллектива;   хорошая заработная  плата;  возможность  продвижения;  помощь  и  поддержка руководителя;   хорошие   отношения   с   администрацией;   хорошие взаимоотношения  с  коллегами  по  работе;  удачный  режим  работы; удачное рабочее место?

16. Кто оказал Вам  наиболее  ощутимую  помощь  в  процессе  адаптации: сотрудник отдела кадров, линейный руководитель, наставник,  коллега по работе или кто-то еще?

17. Что помогло Вам в  процессе адаптации: лекции, семинары, специальная литература, фильмы, слайды?

Для того чтобы выяснить, каковы специфические особенности  изучаемых нами категорий молодежи, широко использовались как интенсивные, так и экстенсивные методы сбора  информации. Опросники, стандартизованные  интервью, беседы, анкеты, самоотчеты дали обширный материал о характере процесса адаптации молодых рабочих. Исследование проводилось среди выпускников  школ. Мы ограничили выборку возрастными  рамками от 17 до 20 лет, в которую  вошли молодые люди, имеющие стаж работы от нескольких недель до трех лет. Данное место работы для них было первым в их трудовой биографии. Главным  критерием является требование включить в выборку лиц, занятых непосредственно  производительным трудом.

 

Вопросы представленные молодым  рабочим.

 

1. Срок работы на предприятии

   

до 1 мес.

1–3 мес.

3–6 мес.

6 мес.–1 год

больше года

2. Занимаемая должность  до поступления в компанию  или место учебы

еще учится или уже закончил

занимает ту же должность

занимает другую должность

3. Периоды, когда необходима  помощь руководителя

при решении вопросов, касающихся выполнению должностных обязанностей

при возникновении личных вопросов

Другое

4. Насколько часто нужна  помощь коллег

Часто

Редко

не нужна

5. Срок освоения профессиональных  навыков

до 1 мес.

1–3 мес.

3–6 мес.

более 6 мес.

В течение всей работы

6. Период вхождения в  коллектив

до 1 мес.

1–3 мес.

3–6 мес.

более 6 мес.

7. Устраивает ли место  в коллективе

Да

Нет

8. Вернулись бы в компанию  через некоторое время

Да

Да

Нет

стремление к глубокому  знанию дел в организации

интерес к делам и перспективам коллектива

внимание к событиям, имеющим  прямое отношение к профессиональным обязанностям

стремление принимать  самое активное участие в принятии решений

стремление начатое дело доводить до конца

чувство принадлежности к  коллективу

активное отношение к  окружающим

11. Кто оказал ощутимую  помощь в процессе адаптации

сотрудник отдела кадров

линейный руководитель

Наставник

коллега по работе

кто-то еще

12. Что помогло в процессе  адаптации

лекции, семинары

специальная литература

фильмы, слайды


        

При изучении адаптации выпускников  техникума  в  начальный период работы на предприятии установлено,  что не всегда и не у всех выпускников она протекает достаточно успешно,  в  силу чего нередко  отмечается высокий процент  текучести этого  контингента молодых рабочих.  В исследовании выделены специфические  особенности процесса адаптации на начальном этапе работы на предприятии,  обусловленные  как новыми условиями  трудовой деятельности,  так  и рядом других причин.  В этот  период наибольшие трудности у выпускников  вызывает профессиональная адаптация.  Узкая  операционная  подготовка,  которую  учащиеся  получили на производственной практике,  недостаточная  сформированность  некоторых общетрудовых и социально-коммуникативных умений,  а также сравнительно невысокий уровень развития  технического интеллекта,  обусловливают  трудности профессиональной  деятельности выпускников в  начальный период работы на производстве.  Трудности возникают и вследствие  еще  одного психологического  обстоятельства,  а именно: у выпускников  техникума нередко появляется необходимость  определенной  "пере-адаптации",  т.к.  адаптация,  достигнутая в  период обучения в техникуме и во время  предвыпускной  производственной  практики,  оказывается  иногда неадекватной новым производственным условиям.

       Важнейшими условиями  успешной производственной адаптации  выпускников  на атом этапе являются благоприятный социально-психологический климат и адаптивная активность производственных коллективов. Установлено, что высокая степень открытости рабочих групп для приема новичка, внимание к его личности, потребностям, интересам, трудностям, с которыми он сталкивается, доброжелательная помощь в преодолении  этих  трудностей  и моральная  поддержка приводят  к формированию  у  новичка положительного  отношения  к данной  профессиональной деятельности,  к предприятию  в  целом.

        В  связи  с  этим  большое  значение  для  успешной  адаптации  выпускников    на производстве приобретают  такие  мероприятия,  как подготовка рабочих  коллективов  к  приему в  свою  семью  молодого  рабочего, введение  новичка  на рабочее место,  специально  организованные ритуалы  (посвящение в  рабочие,  праздник первой  зарплаты  и  др.), конкурсы мастерства  среди  новичков  и вовлечение  их в  общественную  жизёнь  комллектива,  широкое  информирование  о возможностях  социального и профессионального продвижения молодого рабочего,  мероприятия  по  организации досуга  (клубы по  интересам,  спортивно-туристская деятельность)  и  т.д.

       Выпускники  техникума,  с  которыми  такая работа проводилась,  закрепляются на производстве  значительно  лучше,  чем  другие  категории  молодых  рабочих  (выпускники школ,  молодые рабочие,  прибывшие  с  других  предприятий).  Об  этом  говорят  как  объективные  показатели  (норма выработки, качество  продукции,  квалификационный  разряд,  заработная  плата,  производственная  активность  и  т.д.),  так  и  субъективные  (отношение  к труду,  удовлетворенность  организацией  и  оплатой  труда,  характер жизненных планов  и  т.д.).

       Данные  показывают,  что в условиях конкретного  предприятия  процесс  адаптации,  начатый в училище,  значительно усиливается.  Так,  большему числу выпускников  техникума ,  по сравнению  с  учащимися,  специальность  нравится  и у  меньшего числа выпускников ,  по  сравнению  с  учащимися ,  она вызывает  безразличное  и  негативное  отношение.  Имеются  также  изменения  в структуре  мотивов  положительного  отношения к специальности. У выпускников  техникума, по  сравнению  с  учащимися,  происходит  дальнейшее  развитие  профессиональной  мотивации,  отмечается  сдвиг в  сторону  осознания  общественной  значимости  специальности  и возможности повышения квалификации  (у учащихся  этот  мотив  стоит  на  последнем месте).

      Установлена зависимость  профессиональной  и  социально-психологической адаптации выпускников    от  стажа работы.  У выпускников  техникума, проработавших  более  5  лет  на предприятии,  отмечается  более  высокий уровень  профессиональной  реализации  и  общественной  активности.  В результате  исследования  установлена  также  статистически  значимая  зависимость  успешности  профессиональной  адаптации  от  объективных  факторов  (организации  труда,  оплаты  труда,  работы). Полученные  данные  свидетельствуют  о  той,  что в  условиях производства происходят  дальнейшие  положительные  изменения  в  профессиональной  и  социально-психологической  адаптации молодых  рабочих.  Вместе  с  тем  этот  процесс  требует  еще  глубокого  и  эффективного руководства  и  управления  со  стороны  организаторов  производства,  администрации  и  наставников.

       Повышение  эффективности управления процессом  производственной адаптации молодых  специалистов требует создания  определенного механизма управления.  
       Управление процессом адаптации – это процесс целенаправленного воздействия на взаимное приспособление молодого специалиста и организации для повышения скорости и успешности адаптации. 
Элементами механизма процесса управления процессом адаптации являются:

  • планирование и организация процесса адаптации, 
  • анализ процесса адаптации, 
  • координация процесса адаптации,
  • оценка процесса адаптации,
  • контроль процесса адаптации.

        Реализация  мероприятий по управлению процессом  адаптации молодых специалистов  предполагает использование разнообразной  аналитической информации о данном  процессе. Чем точнее информация, тем эффективнее будут предпринимаемые  управленческие меры.  
Качество информации зависит от выбранного метода анализа. В практике используются следующие методы анализа процесса производственной адаптации молодых специалистов. 
Экономические методы:  
-анализ исполнения.  
-анализ показателей результативности труда молодых специалистов.  
Психологические методы: 
-проведение тестирования с молодыми специалистами. 
-тренинги. 
-мотивационный анализ.  
-оценка скорости включения в работу.  
Социологические методы: 
-проведение социометрических опросов.  
-анализ документов.  
-анкетирование. 
-интервьюирование. 
-наблюдение.  
        Так целью социологического исследования является изучение мнение молодого специалиста, получение наиболее полной информации о нем, изучение его личностных характеристик, выявление ценностных ориентаций, трудовой мотивации и пр. Для повышения эффективности производственной адаптации молодых специалистов необходимо системное применение результативных методов анализа, оценки и управления данным процессом на предприя Факторы микросреды  
- производственные:  
факторы профессиональной адаптации, факторы психофизиологической адаптации, факторы социально-психологической адаптации, факторы организационной адаптации, факторы социально-экономической адаптации, 
- личностные:  
личностные особенности, интересы, личностные ориентации и др. 
Факторы макросреды:  
- социально-экономические:  
уровень оплаты труда, уровень производительности, уровень безработицы и др.;  
- институциональные:  
система образования, законодательно-правовая система, рынок труда и др.;  
- социально-демографические:  
пол, возраст, соц. происхождение и др.; 
 
      Интересен в отношении адаптации опыт Японии. Система подготовки кадров здесь отличается большой спецификой. Учащиеся японской школы до перехода на вторую ступень среднего образования (10—12 классы) практически не могут получить какой-либо профессиональной подготовки, т. е. большая часть японской молодежи, имея среднее образование, выходит на рынок труда если не вовсе профессионально не подготовленной, то во всяком случае без какого- либо свидетельства о присвоении квалификации.

      Это, однако, мало  смущает руководство японских  компаний. 
Профессиональная подготовка в фирмах — неотъемлемая часть японской системы управления кадрами. Руководство компаний стремится привлечь молодых людей непосредственно со школьной скамьи, потому что отсутствие каких-либо навыков в работе свидетельствует о неиспорченности, отсутствии стороннего влияния, готовности воспринять правила поведения, принятие в данной корпорации. Поступившая молодежь проходит обязательный курс начальной подготовки — адаптации. Это происходит в течение относительно короткого периода — двух месяцев. [1]

Особое внимание в социальной и  профессиональной адаптации в японских фирмах отводится программам воспитания корпоративной культуры организации, ее имиджу, воспитанию гордости за свою компанию, корпорацию. Это так называемый “корпоративный дух” фирмы или  компании. Он воспитывается через  систему приобщения работника к  делам фирмы, к ее атмосфере, задачам  и миссии. Каждая компания имеет  свою форму рабочей одежды, девиз, нередко гимн. Постоянно внедряются целенаправленные ритуалы, всевозможные собрания, конференции. Заметную роль в этом играют ветераны компаний, умельцы, воспитатели. В Японии во время адаптации  большинство новых рабочих и  служащих несколько месяцев проходят подготовку по специально разработанной  фирмой программе. Обучение построено  таким образом, чтобы развивать  мощный корпоративный дух уже  на этапе специального обучения и  участвовать в обсуждении проблем  и задач подразделения. Более  того, многие молодые рабочие и  служащие в течение нескольких лет  после поступления на работу живут в общежитиях фирмы.

  Углубленные программы адаптации работников применяются на средних и крупных фирмах США. В процессе их проведения участвуют как менеджеры по управлению персоналом, так и линейные менеджеры. На малых предприятиях программа адаптации проводится менеджером-практиком, иногда с включением работника профсоюза, используются самые различные программы — от программ, предусматривающих, в основном, устную информацию, до формализованных процедур, связывающих устные представления с письменными и графическими установками. В формальных программах адаптации часто используют аппаратуру, слайды, фотографии.

     В Германии имеется  “Закон о правовом режиме предприятия”, который требует от работодателя  ознакомления нового сотрудника  с условиями работы и с будущей  сферой его деятельности, а также  представление его будущим коллегам  по работе. Работник должен знать  режим и условия труда и  свои обязанности. Для этого  используются собеседования. Новичок  знакомиться с правилами, процедурами.  Он получает наставления со  стороны старших по должности  и др.

Информация о работе Психологическая характеристика производственной адаптации молодежи