Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:48, курсовая работа
Производственная деятельность выступает в качестве основного фактора существования и развития, как отдельного человека, так и всего общества. Среди всей совокупности отношений людей с окружающей действительностью именно трудовые, производственные отношения являются определяющими. В рамках производственной деятельности формируются способности людей, создаются необходимые условия для их социального воспроизводства. Существенным моментом в этой связи выступает включение молодого поколения в производственную деятельность, осуществляемое в процессе производственной адаптации. В настоящее время эта проблема особенно актуальна для молодых специалистов с высшим образованием.
Введение.
Глава 1. Производственная адаптация молодежи как психологическая проблема.
Основные подходы к изучению процесса адаптации в психологии.
Адаптация как психологический процесс.
Возможности психолого-педагогического влияния на процесс адаптации.
Глава 2. Исследование процесса социальной адаптации молодежи на производстве.
2.1. Методы исследования социально-психологических факторов.
2.2. Адаптация как управляемый процесс.
Необходимость управления адаптацией предопределяется большим ущербом как для производства, так и для работников, а его возможность доказана опытом отечественных и зарубежных предприятий и организаций. Разработка мер, положительно влияющих на адаптацию, предполагает знание как субъективных характеристик рабочего (пол, возраст, его психофизиологические характеристики, а также образование, стаж и др.), так и факторов производственной среды, характера их влияния (прямое или косвенное) на показатели и результаты адаптации. Поэтому при оптимизации процесса адаптации следует исходить из имеющихся возможностей предприятия (в части условий труда, гибкого рабочего времени, организации труда и т.д.) и ограничений в изменении рабочего (в развитии тех или иных способностей, в освобождении от отрицательных привычек и т.п.), необходимо также учитывать различия на новом и на прежнем месте работы, особенности новой и прежней профессий, ибо они могут быть существенными, что послужит серьезным барьером для профессиональной мобильности и проведения кадровой политики предприятия.
Роль той или иной
стороны производственной
* анализ ожиданий поступающих
рабочих (выяснение на
* прием и прогноз стабильности
новичка (как долго он может
проработать в данном
* введение новичка в коллектив;
* собственно контроль
адаптации в ходе
* ликвидацию причин конфликтных
ситуаций или
* обобщение материалов
о ходе адаптации новичков, ознакомление
с ними администрации
Особое внимание к молодым
рабочим необходимо проявлять в
первые три месяца их работы, когда
сказывается недостаточный
Среди мер, способствующих сокращению периода адаптации и негативных ее последствий, можно выделить хорошо поставленную профессиональную ориентацию и, в частности, профессиональный отбор кадров. Последний позволяет выявить работников, вероятность успешной адаптации которых к данным Факторам производственной среды наиболее высока. В наибольшей степени это относится к профессиям, предъявляющим к работнику специфические требования (внимательность, острота зрения и т.п.).
Успешной психофизиологической
адаптации способствуют мероприятия
по приспособлению среды к человеку:
улучшение условий труда, учет эргономических
требований при организации рабочего
места (выбор соответствующего оборудования,
планировка рабочего места), при конструировании
оборудования, оргоснастки и т.д.
Важными представляются мероприятия,
направленные на снижение утомляемости
человека [5]. Адаптация и ее сроки
в значительной степени зависят
от организации системы
Особую проблему представляет
адаптация к труду в новых
условиях хозяйствования. Это своего
рода повторная адаптация:
Важную роль в адаптации работников играет психологический климат в коллективе. Деловые взаимоотношения развивают чувство товарищества и взаимопомощи, повышают трудовую активность работников, удовлетворенность трудом. С экономической точки зрения психологический климат и моральная обстановка на предприятии существенно влияют на продуктивность труда, действуя на психику и настроение людей. Адаптация работника на производстве, эффективное управление этим процессом требуют большой организационной работы. Поэтому на многих предприятиях страны создаются специализированные службы адаптации кадров. Однако организационно это делается по-разному: в зависимости от численности персонала предприятия, структуры управления предприятием, наличия и организации системы управления персоналом, нацеленности администрации предприятия на решение социальных задач в сфере управления производством и других моментов.
Службы адаптации работника
могут выступать как
Основные задачи службы
адаптации - разработка и внедрение
с участием функциональных
Важная задача службы адаптации состоит также в координации деятельности всех звеньев предприятия, имеющих отношение к адаптации, к осуществлению конкретных мероприятий, изменению параметров внешней среды и т.п.: функциональных служб заводоуправления, администрации, линейных руководителей.
Слагаемые эффекта от деятельности службы адаптации - снижение уровня текучести, уровня брака, сокращение числа поломок оборудования и инструмента, срока выхода на средний Уровень выполнения норм в цехе, на участке, числа нарушений трудовой дисциплины и т.п. Для понимания сущности трудовой адаптации рассмотрим коротко основные сущностные признаки этого явления. Во-первых, трудовая адаптация носит активный характер. Это процесс взаимного действия работника (адаптанта) и производственной организации по освоению новизны в трудовой ситуации. С одной стороны, новичок, осваивая условия работы и взаимодействия с новыми людьми, работающими в разных сферах производства, не только стремится изменить свое трудовое соответственно новой трудовой ситуации. Устраиваясь на работу, он стремится оговорить наиболее выгодные для него условия, старается влиять на условия работы в дальнейшем, приспосабливая их к своим возможностям и целям, предпринимает попытки влиять на коллег и руководителей для изменения их отношения к нему в благоприятном направлении. Конечно, эта адаптивная деятельность не всегда сопоставима по своим возможностям с адаптивным воздействием на новичка всей организации предприятия, которая, естественно, старается для поддержания своего организационного единства и общей эффективной работы коллектива повлиять на новичка в целях приведения в соответствие с системой норм и ценностей, трудовых традиций, стереотипов трудового поведения. В конечном счете за индивидом остается возможность отказаться от адаптации и уйти с предприятия. Однако следует подчеркнуть, что основой взаимной заинтересованности в успешной адаптации как работника, так и предприятия являются общие интересы.В условиях развернувшегося в стране перехода к рынку процесс производственной адаптации должен приобретать все более активный характер. Взаимодействие, формирование двухсторонних связей работника и производства становятся в адаптации определяющими. Взаимная заинтересованность предприятия и личности в эффективности производства, учет личных интересов каждого труженика является сегодня необходимым условием деятельности трудовых коллективов в новых условиях хозяйствования.
Предприятие, трудовой коллектив
заинтересованы в более быстром
включении новичка в
Общим результатом и свидетельством успешной адаптации будет служить эффективная трудовая деятельность нового работника, способствующая оптимальному функционированию предприятия.
Во-вторых, производственной адаптации присущ полимотивационный характер адаптивной деятельности, обусловливающий диалектическое единство ориентировочной и содержательной трудовой деятельности в процессе адаптации.
Толчком для начала производственной адаптации является нужда в реализации им адаптивной потребности, возникшей в результате новых (они могут быть субъективно новыми только для конкретного работника, а могут отражать объективные инновационные изменения в производстве) требований производственной среды или новых требований к производству со стороны работника. Адаптивная потребность опосредована взаимодействием с потребностью в трудовой самореализации работника, с одной стороны, и потребностью производства в квалифицированном активном работнике, способном обеспечить трудовому коллективу реализацию его функций, — с другой.
Отметим, что производство тоже заинтересовано во взаимном обмене информацией с новым работником, в установлении с ним тесных контактов. Ориентируясь в целях, интересах личности, предприятие получает возможность учитывать их при создании благоприятных условий для производственной адаптации. Тем самым создаются предпосылки для управления этим процессом.
Как видим, обмен информацией носит
взаимный, а следовательно, обоюдоактивный
характер. Предприятие интересуется
профессиональными, общественно-политическими,
психологическими характеристиками новичка,
чтобы максимально учесть их при
создании условий для его успешной
адаптации. Молодой работник, в свою
очередь, заинтересован в короткий
срок побольше узнать о каждой из сфер
производства, чтобы на основании
этой информации скорректировать свои
представления, а может быть, и
мотивы поступления на предприятие
и определить линию поведения
на первое время. Информация о предприятии,
полученная еще до поступления на
него работника (благодаря профориентации
и профотбору), является как бы отправной
для процесса адаптации. Это предъявляет
дополнительные требования к содержанию,
объему и форме подачи информации
новичку со стороны предприятия.
Здесь важно учитывать не только
высокий общеобразовательный
От современного производства молодежь ожидает не только возможности приобретения материальной независимости и реализации своей профессиональной подготовленности через участие в общественно полезном труде. С работой на предприятии она связывает свои ожидания самореализации в творческом труде, в общественной и управленческой деятельности, в научно-техническом и других видах творчества, в повышении образования и квалификации, в расширении круга друзей и товарищей, коллег и единомышленников, в создании благоприятных, комфортных условий жизни для молодой семьи. Очевидно, эти и другие стороны жизнедеятельности должны найти свое место в содержании информации новичку о предприятии. И так же очевидно, что молодой работник будет стремиться к установлению адаптационных связей во всех перечисленных сферах и вправе рассчитывать на помощь в этом со стороны предприятия. В-третьих, производственной адаптации присущ такой сущностный признак, как диалектическое единство в ней адаптационных и дезадаптационных явлений.
Действительно, успешное (или затрудненное)
протекание производственной адаптации
молодого рабочего зависит от того,
благоприятные или
1.3. Возможности психолого-педагогического влияния на процесс адаптации
Информация о работе Психологическая характеристика производственной адаптации молодежи