Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:48, курсовая работа
Производственная деятельность выступает в качестве основного фактора существования и развития, как отдельного человека, так и всего общества. Среди всей совокупности отношений людей с окружающей действительностью именно трудовые, производственные отношения являются определяющими. В рамках производственной деятельности формируются способности людей, создаются необходимые условия для их социального воспроизводства. Существенным моментом в этой связи выступает включение молодого поколения в производственную деятельность, осуществляемое в процессе производственной адаптации. В настоящее время эта проблема особенно актуальна для молодых специалистов с высшим образованием.
Введение.
Глава 1. Производственная адаптация молодежи как психологическая проблема.
Основные подходы к изучению процесса адаптации в психологии.
Адаптация как психологический процесс.
Возможности психолого-педагогического влияния на процесс адаптации.
Глава 2. Исследование процесса социальной адаптации молодежи на производстве.
2.1. Методы исследования социально-психологических факторов.
2.2. Адаптация как управляемый процесс.
Российский опыт
Профессиональная ориентация
и адаптация должны
Государственная служба занятости пока не в состоянии эффективно управлять профориентацией и адаптацией. Механическое заполнение вакантных рабочих мест, унаследованное от службы организованного трудоустройства, удается плохо, так как мало кто согласится на любую работу. Причина здесь не только в старом грузе стереотипов, но и в отсутствии знаний о содержании профориентационной деятельности и адаптации, их формах и возможностях в условиях рынка.
В условиях экстенсивного
развития, наличия свободных рабочих
рук и относительно невысоких
требований к квалификации
Результатом подобной
практики стал хронический и повсеместный
дефицит рабочих кадров при неполной и
нерациональной занятости, занижение
требований к уровню их подготовки. Службы
профориентации, которые действовали
в отдельных школах, на крупных предприятиях
и в административных районах, часто выступали
как вербовочные и агитационные пункты.
В результате лишь
15—20% выпускников школ выбирали
профессию, связанную с
Как показал опыт отечественных
организаций, в стране недостаточно
внимания уделяется проблеме профориентации
и адаптации кадров. К сожалению,
управленческие работники не до конца
понимают значение профориентации и
адаптации как методов
Содержание адаптационных
программ достаточно разнообразно. Наибольшее
внимание в них уделяется функциональным
обязанностям (54 случая), иерархии и структуре
предприятия (53 случая), непосредственному
окружению – коллегам (53 случая), дисциплине
(50 случаев), т.е. тому, что позволяет включить
сотрудника в производственный процесс.
Социальным отношениям
уделяется меньше внимания, и
поэтому новички вынуждены
Сравнивая эффективность
ознакомления новых
Эффективность участия
того или иного должностного
лица в адаптации вновь
По итогам адаптационного периода оценивается:
Складывается впечатление, что
респонденты смешивают понятия
“испытательный срок” и “адаптационный
период”. Конечно, они могут совпадать
во времени, но задачи, которые решаются
в адаптационном периоде гораздо шире.
Главной задачей испытательного срока
является выяснение того, насколько новый
сотрудник профессионально пригоден и
состоятелен как специалист. Адаптационный
период, как правило, имеет более длительный
срок, и его главную задачу можно сформулировать,
как налаживание системы взаимосвязей
и взаимозависимостей индивида (новичка)
с новой для него материально - социальной
средой, в которой ему предстоит реализовывать
себя как специалисту и личности в течение
длительного времени.
Результаты исследования
позволяют сделать вывод о
недостаточности мер по
Но все эти выводы
отнюдь не говорят о
Относительно полно
эти задачи сформулированы
Одной из задач
профориентационной работы и
адаптации является
2.2 АДАПТАЦИЯ КАК УПРАВЛЯЕМЫЙ ПРОЦЕСС
Производственная адаптация является сложным структурным динамичным образованием, вследствие чего необходимо ее исследование с позиций комплексного, системного, деятельностного, диспозиционного подходов. С этих позиций производственная адаптация представляет собой комплексный, системный, непрерывный процесс активного взаимодействия индивида (или группы индивидов) и предприятия, обеспечивающий согласование и удовлетворение потребностей и линий поведения обеих сторон, а также результат этого взаимодействия, характеризующий уровень соответствия его участников на определенный момент. Производственная адаптация призвана способствовать удовлетворению актуальных потребностей личности и реализации связанных с ними значимых целей, а также обеспечивать соответствие ее производственной деятельности, поведения требованиям производственной среды. Наиболее важными функциями производственной адаптации являются установление оптимального соответствия личности и предприятия, обеспечение эффективной профессиональной деятельности человека.
Содержанием производственной
адаптации является взаимосоотнесенная
деятельность индивида и производственной
среды, направленная на разрешение противоречий
путем согласования их интересов. Основными
элементами этой деятельности выступают
предметность, обусловленная результатами
прошлой деятельности, накопленным
опытом и знаниями, целесообразность,
избирательное приспособление и
преобразование своего объекта. Взаимность
адаптации личности и предприятия
предусматривает возможность
Успешность производственной адаптации предполагает наличие следующих условий: адекватное восприятие работником элементов производственной среды и самого себя; наличие между ним и средой системы взаимоотношений и взаимосвязей; способность субъектов адаптации регулировать свое поведение в соответствии с ожиданиями, требованиями и поведением другой стороны; способность оказывать воздействие друг на друга в соответствии с собственными целями.
Связь производственной адаптации
с активностью личности в значительной
степени проявляется в
Производственная адаптация
представляет собой структуру, содержащую
профессиональный, психофизиологический
и социально-психологический
Отталкиваясь от категории «молодежь» и «специалист», под молодыми специалистами с высшим образованием мы понимаем работников предприятий, организаций, учреждений в возрасте от 22 до 30 лет, имеющих диплом об окончании высшего учебного заведения.
Наиболее значимыми
В представлениях молодых специалистов о хорошей работе лидирует ценность «хорошая зарплата». Сравнение трудовых ориентаций молодых специалистов и специалистов старших возрастных групп обнаруживает устремленность первых к возможно быстрому продвижению в должности, большую требовательность к содержанию труда и условиям для самореализации.
В процессе производственной
адаптации для молодых
На развитие процесса и
результаты производственной адаптации
молодых специалистов оказывает
воздействие система
Факторами макроуровня, сдерживающими
развитие производственной адаптации
молодых специалистов, являются отсутствие
действенной государственной
Среди факторов микроуровня
определяющей является группа социально-экономических
факторов. Это связано с тем, что
материальный фактор является основной
причиной, побуждающей в настоящее
время большинство молодых
Информация о работе Психологическая характеристика производственной адаптации молодежи