Психологические риски дезадаптации студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Сложные социально-экономические и политические отношения в современном обществе, неблагоприятная экологическая ситуация в стране обусловливают снижение здоровья населения, особенно молодой его части. Для современных детей, подростков и молодежи характерны слабое соматическое здоровье, снижение нервно-психической устойчивости. Вместе с тем, перед молодым поколением стоят сложные проблемы адаптации в обществе. Способность к адаптации является важнейшим условием для сохранения психического и соматического здоровья, для развития и совершенствования личности. Особенно важна нормальная адаптация при переходе человека из одной социальной ситуации развития в другую. Поступление вчерашнего школьника в высшее учебное заведение является одним из таких переломных моментов. Именно от того, насколько быстро пойдут адаптационные процессы, насколько легко вчерашний школьник сможет выработать оптимальный режим учебной деятельности и навыков работы, зависти не только его успех в овладении профессиональными знаниями и умениями, но и его социально-психологическое, психическое и соматическое благополучие. Поэтому столь важным оказывается вопрос об оказании помощи студентам в труднейшем и противоречивом процессе становления личности на новой ступени ее социального развития.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………... 3
Раздел 1. Теоретические подходы изучения психологических рисков дезадаптации студентов в высших учебных заведениях ……………………….. 7
1.1.Характеристика основных подходов к пониманию риска……………. 7
1.2.Проблема адаптации и дезадаптации в современной психолого-педагогической литературе ……………………………………………………….14
1.3.Особенности учебной деятельности студентов ……………………….30
Выводы по первому разделу…………………………………………………..38
Раздел 2. Организация и методы эмпирического исследования………………….
2.1. Программа исследования и общая характеристика выборки…………
2.2. Процедура и методы эмпирического исследования, математической обработки результатов……………………………………………………………...
Выводы по второму разделу………………………………………………….
Раздел 3. Особенности адаптации студентов 3 – 4 курсов………………………
3.1.Сравнительный анализ психологических рисков дезадаптации у студентов 3 и 4 курсов в процессе обучения в вузе………………………………
3.2.Научно-практические рекомендации по коррекции и профилактики возникновения дезадаптации у студентов…………………………………………
Выводы по третьему разделу………………………………………………......
Выводы…………………………………………………………………………..
Библиография……………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом теория.docx

— 68.30 Кб (Скачать файл)

 

 

План

Введение …………………………………………………………………………...  3

Раздел 1. Теоретические подходы изучения психологических рисков дезадаптации студентов в высших учебных заведениях ……………………….. 7

          1.1.Характеристика  основных подходов к пониманию  риска……………. 7

          1.2.Проблема  адаптации и дезадаптации в  современной психолого-педагогической  литературе ……………………………………………………….14

          1.3.Особенности учебной деятельности  студентов ……………………….30

       Выводы по первому разделу…………………………………………………..38

Раздел 2. Организация и методы эмпирического исследования………………….

          2.1. Программа  исследования и общая характеристика  выборки………… 

          2.2. Процедура  и методы эмпирического исследования, математической обработки результатов……………………………………………………………...

       Выводы по второму  разделу………………………………………………….

Раздел 3. Особенности адаптации студентов 3 – 4 курсов………………………

          3.1.Сравнительный анализ психологических рисков дезадаптации у студентов 3 и 4 курсов в процессе обучения в вузе………………………………

          3.2.Научно-практические рекомендации  по коррекции и профилактики возникновения дезадаптации у студентов…………………………………………

        Выводы по третьему разделу………………………………………………......

       Выводы…………………………………………………………………………..

       Библиография……………………………………………………………………

       Приложения…………………………………………………………………….. 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Актуальность исследования. Сложные социально-экономические и политические отношения в современном обществе, неблагоприятная экологическая ситуация в стране обусловливают снижение здоровья населения, особенно молодой его части. Для современных детей, подростков и молодежи характерны слабое соматическое здоровье, снижение нервно-психической устойчивости. Вместе с тем, перед молодым поколением стоят сложные проблемы адаптации в обществе. Способность к адаптации является важнейшим условием для сохранения психического и соматического здоровья, для развития и совершенствования личности. Особенно важна нормальная адаптация при переходе человека из одной социальной ситуации развития в другую. Поступление вчерашнего школьника в высшее учебное заведение является одним из таких переломных моментов. Именно от того, насколько быстро пойдут адаптационные процессы, насколько легко вчерашний школьник сможет выработать оптимальный режим учебной деятельности и навыков работы, зависти не только его успех в овладении профессиональными знаниями и умениями, но и его социально-психологическое, психическое и соматическое благополучие. Поэтому столь важным оказывается вопрос об оказании помощи студентам в труднейшем и противоречивом процессе становления личности на новой ступени ее социального развития.

         Настоящее  исследование посвящено проблеме  риска дезадаптации студентов  к ВУЗу, выявляется и анализируется  особенности их психического  состояния в этот период, изучаются  факторы риска психической дезадаптации. Проблема психической дезадаптации  в том или ином аспекте рассматривается  в трудах Б. Д. Карвасарского с  соавт. (1975), Г. Л. Исурина с соавт. (1976), Ю. А. Александровского (1976), А. И. Захарова (1982, 1988), В. И. Гарбузова (1988), Л.С.Выготского (1983), В. Е. Кагана (1984), Д. Н. Исаева (1988, 1996), М. Ф. Березина (1988), Л. И. Вассермана, М. А. Беребина (1997), И. И. Мамайчук (2000), Н. А. Мухановой (2000), Brown J. S. (1961), Appley M. N. (1972) и др.

        Психическая  дезадаптация происходит в процессе  нарушения нервно-психического состояния: тревожность, нервно-психическое напряжение, астения, депрессия. В зарубежной  и отечественной литературе в  достаточной степени освещены  вопросы состояний нервно- психической  напряженности (Немчин Т. А., 1987), психодезаптационных  состояний (Семке В. Я., 1994), непатологических  невротических проявлений (Александровский  Ю. А., 1988); а работы отечественных  исследователей В. Н. Мясищева (1960), Л. И. Свядоща (1975), Г.К.Ушакова (1979), А. Е. Личко (1985), В.В.Ковалева (1985), Н. И. Фелинской (1988), Б. Д. Карвасарского (1990) помогают дифференцировать  эти состояния с целью раннего  их выявления и психокоррекции.

       Однако, ускорение  процессов приспособления первокурсников  к новому образу жизни и  деятельности, исследование психических  состояний, возникающих в учебной  деятельности, выявление факторов  и условий, способствующих повышению  адаптивности, являясь чрезвычайно  важными задачами, остаются во  многом нерешенными.

        В связи  с этим актуальным представляется  рассмотрение психической дезадаптации  в процессе обучения в ВУЗе.

         Цель исследования: выявить психологические риски дезадаптации у студентов ВУЗа.

        Для реализации  поставленной цели были выделены  следующие задачи:

  1. Определить основные психологические подходы к исследованию психологических рисков дезадаптации у студентов к условиям обучения в вузе
  2. Подобрать комплекс методик для исследования процесса дезадаптации студентов в вузе
  3. Эмпирически обосновать влияние психологических рисков на дезадаптацию студентов высших учебных заведений
  4. Разработать рекомендации по коррекции и профилактики возникновения дезадаптации студентов к условиям обучения в высших учебных заведениях
  5. Определить выраженность рисков дезадаптации (депрессии, тревоги, и повседневного стресса) у студентов ВУЗов. Сравнить выраженность рисков дезадаптации у студентов третьего и четвертого курсов.

         Объект исследования: риски дезадаптации студентов к условиям обучения в вузе.

        Предмет исследования: психологические особенности рисков дезадаптации у студентов.

         Для реализации цели и задач исследования были использованы следующие методы:

        Методы      исследования:     теоретические     (анализ     литературных    источников, систематизация и обобщение) и эмпирические (Социометрия, Методика самооценки эмоциональных состояний А.Уэссман и Д.Рикс, Методика Голланда, Методика Незаконченные предложения), методы математической обработки эмпирических данных - метод сравнительного анализа полученных результатов, метод математической статистики (корреляционный анализ по Пирсону и Спирмену).

База исследования. Наше исследование проходило на базе ОНУ им. Мечникова. Нашу выборку составило 69 студентов. Возрастная категория от 20 до 23. С общей выборки мы выделили две группы студентов: 36 студентов – 3 курса, 33 студента – 4 курса.

          Теоретическая значимость исследования заключается:

    - в дальнейшем  развитии системно-динамической  оценки факторов риска и 
  проявлений дезадаптации студентов на начальном этапе вузовского обучения;  
    - в установлении психологических основ предупреждения дезадаптации студентов первых лет обучения, которые включают следующие этапы: теоретико-методологический, эмпирический и профилактический;  
    -  в расширении и углублении знания о закономерностях протекания процесса адаптации и ее улучшение в процессе деятельности студентов.

        

          Практическая значимость настоящего  исследования: полученные результаты относительно дезадаптации студентов могут быть использованы в психолого-педагогической практике в виде соответствующих рекомендаций.

          Методологической основой исследования являются основные концепции развития стресса (Г.Г.Аракелов, 1995; Ф.П.Ведяев, Т.М.Воробьева, 1983; П.Д.Горизонтов, 1988; Ф.З.Меерсон, 1986; Ю.А. . Александровский, 1993; H.Selye, 1976), психической дезадаптации человека, основные принципы системного подхода в психологических исследованиях, основные принципы психологической помощи личности (О.В.Авилов, 1999; М.М. Кабанов, 1983; Б.Д.Карвасарский, 2002; О.М.Кокун, 2005; Т.С. Яценко, 1996; А.Л. Гройсман, 1988; А.Б.Леонова, 1988). 
          Кроме того, исследование риска дезадаптации базировались на принципах деятельностного подхода (Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова)

Структура роботы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ ДЕЗАДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

 

    1. Характеристика основных подходов к пониманию риска

 

        В современной литературе проблема риска, несмотря на свою теоретическую и практическую ценность исследуется недостаточно [3, 15, 45, 80].  Обобщая эти и другие работы условно можно выделить несколько подходов к пониманию сути и содержания феномена риска.

         Представители  первого направления рассматривают  понятие «риск» как некую социально-философскую  категорию (Артёмов В.А., 1987, Готт  В.С., 1971; Орлов Б.И., 1966; Сюсюкалов  Б.И., 1986; Урсул А.Д., 1971 и др.). Так, обобщая  исследования этих и других  авторов, можно выделить ряд аспектов, в которых анализируется категория  социального риска в философии. 

         Во-первых, риск представляет собой специфическую  форму активного отношения субъекта  к окружающей действительности. С этой точки зрения, целесообразно  выяснение взаимосвязи риска  с категориями «субъект социального  действия», «выбор», «свобода воли», «свобода выбора», «цель», «целеполагание», «прогнозирование».

          Во-вторых, социальный риск обычно  проявляет себя в продуктивной  деятельности. Это сторона риска  раскрывается в содержании понятий  «новое», «инициатива», «творчество», «интуиция».

         В-третьих, риск как форма деятельности  в условиях определённости имеет  количественные и качественные  характеристики и в практической  деятельности подвергается оценке  со стороны субъекта. Этот аспект  риска раскрывается через анализ  его связи с категориями «вероятность, возможность и действительность», «необходимость и случайность», «определённость и неопределённость», «социальный детерминизм».

          Выделение этих аспектов носит  достаточно условный характер, поскольку  они связаны друг с другом. И, тем не менее, на наш взгляд, обозначенные три стороны риска  могут быть использованы лишь  в качестве основания для выбора  из огромного числа философских  и социологических категорий, которые  позволяют его детализировать  и характеризовать.

          В рамках второго подхода (Гринберг  М.С., 1963; Москалёв Ю.И., 1973; Дабобес  И.К., 1973; Собчак А.А., 1968; Малеин Н.С., 1971; Марголина А.Н., 1980; Рассудовский  В., 1963; Серебровский В.И., 1927; Сомова  А.В., 1980 и др.) риск предстаёт в  виде возможной неудачи, опасности, материальных или других потерь.

         Подобная  точка зрения разделяется в  различных отраслях знаний.

          Так, в правовой литературе яркой  формулировкой риска может выступать  определение А.А.Собчака (1968), в котором  он полагает, что риск – «это  всегда опасность возникновения  неблагоприятных последствий (имущественного  или личного характера), относительно  которых неизвестно, наступят они  или нет» [119; 61].

         Таким  образом, опасность профессии зависит  от объективно присущей ей  величины риска.

          В некоторых исследованиях В.И.Серебровский (1927) термины «риск» и «опасность»  рассматривал как синонимы. Автор  считает понятие риск по смислу  почти аналогичным или родственным  понятию «опасность» (явление, связанное  с отрицательными последствиями, которые возможно могут возникнуть, но не могут быть точно предсказаны).

         Представленные  выше определения обуславливают  термин «риск» с точки зрения  объективной категории, а также  отождествляют с опасностью.

        Однако  по мнению других специалистов (Братусь С.Н., 1973; Ойгензиат В.А., 1974; Терещенко Л.К., 1981 и др.), риск выступает  как субъективная категория, которая  существует паралельно с виной, но может существовать и совместно  с ней, как психическое отношение  субъектов к результату собственных  действий или действий других  лиц, а также к результату объективно-случайных  либо случайно-невозможных действий (событий), выражающееся в осознанном  допущении отрицательных, в том  числе невозместимых последствий. Таким образом, рисковать – это  значит допускать несение (принятие) невыгодных последствий от возможного  результата правомерных либо  субъективно-случайных, либо объективно-невозможных  действий или событий.

          Само понятие «риск» мы воспринимаем  шире. Конечно, риск – это в  определённой степени и угроза, и опасность невыгодных последствий. Но можно ли считать это  правильным? Угроза, опасность –  это объективные категории, реально  существующие вне всякого сознания  человека, причём существующие и  независимо от его воли.

          Опасность – это не риск, она  существует сама по себе и  до определённого момента не  связана с риском. Опасность можно  определить как возможность наступления  вредных последствий, угроза их  наступления [99].  

         Таким  образом, опасность и угроза –  это тождественные понятия, определяемые  как возможность, иными словами, вероятность наступления невыгодных  последствий (вредного результата), превращения этой возможности  в действительность. Совершенно  очевидно, что и опасность, и угроза, которые отдельные авторы называют  риском, таковым не являются, и  знака равенства между ними  ставить нельзя.

Информация о работе Психологические риски дезадаптации студентов