Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 19:50, курсовая работа
Актуальность исследования. Сложные социально-экономические и политические отношения в современном обществе, неблагоприятная экологическая ситуация в стране обусловливают снижение здоровья населения, особенно молодой его части. Для современных детей, подростков и молодежи характерны слабое соматическое здоровье, снижение нервно-психической устойчивости. Вместе с тем, перед молодым поколением стоят сложные проблемы адаптации в обществе. Способность к адаптации является важнейшим условием для сохранения психического и соматического здоровья, для развития и совершенствования личности. Особенно важна нормальная адаптация при переходе человека из одной социальной ситуации развития в другую. Поступление вчерашнего школьника в высшее учебное заведение является одним из таких переломных моментов. Именно от того, насколько быстро пойдут адаптационные процессы, насколько легко вчерашний школьник сможет выработать оптимальный режим учебной деятельности и навыков работы, зависти не только его успех в овладении профессиональными знаниями и умениями, но и его социально-психологическое, психическое и соматическое благополучие. Поэтому столь важным оказывается вопрос об оказании помощи студентам в труднейшем и противоречивом процессе становления личности на новой ступени ее социального развития.
Введение …………………………………………………………………………... 3
Раздел 1. Теоретические подходы изучения психологических рисков дезадаптации студентов в высших учебных заведениях ……………………….. 7
1.1.Характеристика основных подходов к пониманию риска……………. 7
1.2.Проблема адаптации и дезадаптации в современной психолого-педагогической литературе ……………………………………………………….14
1.3.Особенности учебной деятельности студентов ……………………….30
Выводы по первому разделу…………………………………………………..38
Раздел 2. Организация и методы эмпирического исследования………………….
2.1. Программа исследования и общая характеристика выборки…………
2.2. Процедура и методы эмпирического исследования, математической обработки результатов……………………………………………………………...
Выводы по второму разделу………………………………………………….
Раздел 3. Особенности адаптации студентов 3 – 4 курсов………………………
3.1.Сравнительный анализ психологических рисков дезадаптации у студентов 3 и 4 курсов в процессе обучения в вузе………………………………
3.2.Научно-практические рекомендации по коррекции и профилактики возникновения дезадаптации у студентов…………………………………………
Выводы по третьему разделу………………………………………………......
Выводы…………………………………………………………………………..
Библиография……………………………………………………………………
План
Введение …………………………………………………………………………..
Раздел 1. Теоретические подходы изучения психологических рисков дезадаптации студентов в высших учебных заведениях ……………………….. 7
1.1.Характеристика основных подходов к пониманию риска……………. 7
1.2.Проблема
адаптации и дезадаптации в
современной психолого-
1.3.Особенности учебной
Выводы по первому разделу……………
Раздел 2. Организация и методы эмпирического исследования………………….
2.1. Программа
исследования и общая
2.2. Процедура
и методы эмпирического
Выводы по второму разделу………………………………………………….
Раздел 3. Особенности адаптации студентов 3 – 4 курсов………………………
3.1.Сравнительный анализ психологических рисков дезадаптации у студентов 3 и 4 курсов в процессе обучения в вузе………………………………
3.2.Научно-практические
Выводы по третьему разделу…………
Выводы………………………………………………………………
Библиография………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования. Сложные социально-экономические и политические отношения в современном обществе, неблагоприятная экологическая ситуация в стране обусловливают снижение здоровья населения, особенно молодой его части. Для современных детей, подростков и молодежи характерны слабое соматическое здоровье, снижение нервно-психической устойчивости. Вместе с тем, перед молодым поколением стоят сложные проблемы адаптации в обществе. Способность к адаптации является важнейшим условием для сохранения психического и соматического здоровья, для развития и совершенствования личности. Особенно важна нормальная адаптация при переходе человека из одной социальной ситуации развития в другую. Поступление вчерашнего школьника в высшее учебное заведение является одним из таких переломных моментов. Именно от того, насколько быстро пойдут адаптационные процессы, насколько легко вчерашний школьник сможет выработать оптимальный режим учебной деятельности и навыков работы, зависти не только его успех в овладении профессиональными знаниями и умениями, но и его социально-психологическое, психическое и соматическое благополучие. Поэтому столь важным оказывается вопрос об оказании помощи студентам в труднейшем и противоречивом процессе становления личности на новой ступени ее социального развития.
Настоящее
исследование посвящено
Психическая
дезадаптация происходит в
Однако, ускорение
процессов приспособления
В связи
с этим актуальным
Цель исследования: выявить психологические риски дезадаптации у студентов ВУЗа.
Для реализации
поставленной цели были
Объект исследования: риски дезадаптации студентов к условиям обучения в вузе.
Предмет исследования: психологические особенности рисков дезадаптации у студентов.
Для реализации цели и задач исследования были использованы следующие методы:
Методы исследования: теоретические (анализ литературных источников, систематизация и обобщение) и эмпирические (Социометрия, Методика самооценки эмоциональных состояний А.Уэссман и Д.Рикс, Методика Голланда, Методика Незаконченные предложения), методы математической обработки эмпирических данных - метод сравнительного анализа полученных результатов, метод математической статистики (корреляционный анализ по Пирсону и Спирмену).
База исследования. Наше исследование проходило на базе ОНУ им. Мечникова. Нашу выборку составило 69 студентов. Возрастная категория от 20 до 23. С общей выборки мы выделили две группы студентов: 36 студентов – 3 курса, 33 студента – 4 курса.
Теоретическая значимость исследования заключается:
- в дальнейшем
развитии системно-
проявлений дезадаптации студентов
на начальном этапе вузовского обучения;
- в установлении психологических
основ предупреждения дезадаптации студентов
первых лет обучения, которые включают
следующие этапы: теоретико-методологический,
эмпирический и профилактический;
- в расширении и углублении
знания о закономерностях протекания
процесса адаптации и ее улучшение в процессе
деятельности студентов.
Практическая значимость
Методологической основой исследования являются основные концепции развития стресса (Г.Г.Аракелов, 1995; Ф.П.Ведяев, Т.М.Воробьева, 1983; П.Д.Горизонтов, 1988; Ф.З.Меерсон, 1986; Ю.А. . Александровский, 1993; H.Selye, 1976), психической дезадаптации человека, основные принципы системного подхода в психологических исследованиях, основные принципы психологической помощи личности (О.В.Авилов, 1999; М.М. Кабанов, 1983; Б.Д.Карвасарский, 2002; О.М.Кокун, 2005; Т.С. Яценко, 1996; А.Л. Гройсман, 1988; А.Б.Леонова, 1988).
Кроме того,
исследование риска дезадаптации базировались
на принципах деятельностного подхода
(Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова)
Структура роботы.
РАЗДЕЛ 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ ДЕЗАДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
В современной литературе проблема риска, несмотря на свою теоретическую и практическую ценность исследуется недостаточно [3, 15, 45, 80]. Обобщая эти и другие работы условно можно выделить несколько подходов к пониманию сути и содержания феномена риска.
Представители
первого направления
Во-первых,
риск представляет собой
Во-вторых, социальный риск обычно
проявляет себя в продуктивной
деятельности. Это сторона риска
раскрывается в содержании
В-третьих,
риск как форма деятельности
в условиях определённости
Выделение этих аспектов носит
достаточно условный характер, поскольку
они связаны друг с другом.
И, тем не менее, на наш взгляд,
обозначенные три стороны
В рамках второго подхода (Гринберг
М.С., 1963; Москалёв Ю.И., 1973; Дабобес
И.К., 1973; Собчак А.А., 1968; Малеин Н.С.,
1971; Марголина А.Н., 1980; Рассудовский
В., 1963; Серебровский В.И., 1927; Сомова
А.В., 1980 и др.) риск предстаёт в
виде возможной неудачи, опасности,
материальных или других
Подобная точка зрения разделяется в различных отраслях знаний.
Так, в правовой литературе яркой
формулировкой риска может
Таким образом, опасность профессии зависит от объективно присущей ей величины риска.
В некоторых исследованиях В.И.
Представленные
выше определения
Однако
по мнению других специалистов
(Братусь С.Н., 1973; Ойгензиат В.А., 1974;
Терещенко Л.К., 1981 и др.), риск выступает
как субъективная категория, которая
существует паралельно с виной,
но может существовать и
Само понятие «риск» мы
Опасность – это не риск, она
существует сама по себе и
до определённого момента не
связана с риском. Опасность можно
определить как возможность
Таким
образом, опасность и угроза –
это тождественные понятия, определяемые
как возможность, иными словами,
вероятность наступления
Информация о работе Психологические риски дезадаптации студентов