Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 19:50, курсовая работа
Актуальность исследования. Сложные социально-экономические и политические отношения в современном обществе, неблагоприятная экологическая ситуация в стране обусловливают снижение здоровья населения, особенно молодой его части. Для современных детей, подростков и молодежи характерны слабое соматическое здоровье, снижение нервно-психической устойчивости. Вместе с тем, перед молодым поколением стоят сложные проблемы адаптации в обществе. Способность к адаптации является важнейшим условием для сохранения психического и соматического здоровья, для развития и совершенствования личности. Особенно важна нормальная адаптация при переходе человека из одной социальной ситуации развития в другую. Поступление вчерашнего школьника в высшее учебное заведение является одним из таких переломных моментов. Именно от того, насколько быстро пойдут адаптационные процессы, насколько легко вчерашний школьник сможет выработать оптимальный режим учебной деятельности и навыков работы, зависти не только его успех в овладении профессиональными знаниями и умениями, но и его социально-психологическое, психическое и соматическое благополучие. Поэтому столь важным оказывается вопрос об оказании помощи студентам в труднейшем и противоречивом процессе становления личности на новой ступени ее социального развития.
Введение …………………………………………………………………………... 3
Раздел 1. Теоретические подходы изучения психологических рисков дезадаптации студентов в высших учебных заведениях ……………………….. 7
1.1.Характеристика основных подходов к пониманию риска……………. 7
1.2.Проблема адаптации и дезадаптации в современной психолого-педагогической литературе ……………………………………………………….14
1.3.Особенности учебной деятельности студентов ……………………….30
Выводы по первому разделу…………………………………………………..38
Раздел 2. Организация и методы эмпирического исследования………………….
2.1. Программа исследования и общая характеристика выборки…………
2.2. Процедура и методы эмпирического исследования, математической обработки результатов……………………………………………………………...
Выводы по второму разделу………………………………………………….
Раздел 3. Особенности адаптации студентов 3 – 4 курсов………………………
3.1.Сравнительный анализ психологических рисков дезадаптации у студентов 3 и 4 курсов в процессе обучения в вузе………………………………
3.2.Научно-практические рекомендации по коррекции и профилактики возникновения дезадаптации у студентов…………………………………………
Выводы по третьему разделу………………………………………………......
Выводы…………………………………………………………………………..
Библиография……………………………………………………………………
Исследование дезадаптации, возникающей
в учебном процессе, показало, что
наибольшую опасность в плане
суицидального поведения
Преобладание личностного
Характерологические
Для
успешной адаптации особенно
важна взаимосвязь между
Зарубежные исследователи
В последнее время всё чаще
используются термины «
А.Г.Амбрумова (1983) вводит понятие
«социально-психологическая
1. Идеальная
норма (полное, абсолютное, эталонное
здоровье). Нулевая вероятность болезни.
Практически означает
2. Среднестатистическая
норма. Показатель, характеризующий
данную конкретную популяцию. Включает
в себя все возможные
3.
Конституциональная норма. Устанавливается
отнесением данного индивида
к тому или иному
4.
Акцентуация (личности или характера).
Отличается особой
5.
Предпатология (функциональная норма,
повышенный риск). Характеризуется
наличием предпосылок для
5.1. Ситуация
повышенного риска, т.е. экстремальные
или неблагоприятные условия. Могут
быть субъективно
5.2.
Период повышенного риска (например,
критический или переходный
5.3.
Состояние повышенного риска. Любые
отмечающие моменты, патологически
изменённая почва, если они не
отражаются на общем
6. Предболезнь
(дисфункциональное состояние). О
предболезни допустимо
Психическая адаптация
Такое
понимание психической
Дезадаптивные состояния
Считается
целесообразным различать
В.П.Казначеев
и др. (1980) считает, что в неадекватных
условиях окружающей среды
- нарастание эффекта максимума
внешней работы за счёт
- уменьшение эффекта максимума
внешней работы за счёт
Оба указанных эффекта в случае длительного или интенсивного характера ведут к истощению адаптивных механизмов, их декомпенсации.
При стрессе, наряду с элементами защиты выделяются и элементы повреждения [Л.Х.Гаркави, 1979]. В условиях крайнего напряжения (стресса) приспособление может быть достигнуто, но за счёт повреждения, т.е. адаптация в целом может сосуществовать с дезадаптацией, в частности на каком-то отрезке времени, образуя единство. Максимум достигается за счёт утраты оптимума, а оптимум – это норма.
В возникновении дезадаптации отмечается сочетание взаимодействие внешних факторов риска и индивидуально-типологических особенностей личности. Наиболее ранними из факторов риска психической и психофизиологической дезадаптации являются астенизирующие экзогенные воздействия, способствующие переутомлению и истощению, выделяются «синдром нервной демобилизации» и «невроз истощения» [8, 10, 12, 46, 48].
В качестве внешних факторов риска возникновения дезадаптивных состояний выступают и некоторые виды профессиональной деятельности с повышенными психическими и физическими затратами, которые сопровождаются «нервно-психическим напряжением». Частота возникновения подобных сдвигов повышена среди лиц, работающих в экстремальных условиях у моряков дальнего плавання, геологов, военнослужащих, у лиц, работающих в зонах природных, экологических катастроф и др. [8, 11, 56].
Рассматривается возможность
Профессиональная деятельность
играет существенную роль в
возникновении дезадаптивных
Сложные социально-
Отражением этой позиции стала
концепция социально-
Возможность дезадаптации
Информация о работе Психологические риски дезадаптации студентов