Психологические риски дезадаптации студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Сложные социально-экономические и политические отношения в современном обществе, неблагоприятная экологическая ситуация в стране обусловливают снижение здоровья населения, особенно молодой его части. Для современных детей, подростков и молодежи характерны слабое соматическое здоровье, снижение нервно-психической устойчивости. Вместе с тем, перед молодым поколением стоят сложные проблемы адаптации в обществе. Способность к адаптации является важнейшим условием для сохранения психического и соматического здоровья, для развития и совершенствования личности. Особенно важна нормальная адаптация при переходе человека из одной социальной ситуации развития в другую. Поступление вчерашнего школьника в высшее учебное заведение является одним из таких переломных моментов. Именно от того, насколько быстро пойдут адаптационные процессы, насколько легко вчерашний школьник сможет выработать оптимальный режим учебной деятельности и навыков работы, зависти не только его успех в овладении профессиональными знаниями и умениями, но и его социально-психологическое, психическое и соматическое благополучие. Поэтому столь важным оказывается вопрос об оказании помощи студентам в труднейшем и противоречивом процессе становления личности на новой ступени ее социального развития.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………... 3
Раздел 1. Теоретические подходы изучения психологических рисков дезадаптации студентов в высших учебных заведениях ……………………….. 7
1.1.Характеристика основных подходов к пониманию риска……………. 7
1.2.Проблема адаптации и дезадаптации в современной психолого-педагогической литературе ……………………………………………………….14
1.3.Особенности учебной деятельности студентов ……………………….30
Выводы по первому разделу…………………………………………………..38
Раздел 2. Организация и методы эмпирического исследования………………….
2.1. Программа исследования и общая характеристика выборки…………
2.2. Процедура и методы эмпирического исследования, математической обработки результатов……………………………………………………………...
Выводы по второму разделу………………………………………………….
Раздел 3. Особенности адаптации студентов 3 – 4 курсов………………………
3.1.Сравнительный анализ психологических рисков дезадаптации у студентов 3 и 4 курсов в процессе обучения в вузе………………………………
3.2.Научно-практические рекомендации по коррекции и профилактики возникновения дезадаптации у студентов…………………………………………
Выводы по третьему разделу………………………………………………......
Выводы…………………………………………………………………………..
Библиография……………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом теория.docx

— 68.30 Кб (Скачать файл)

           Исследование дезадаптации, возникающей  в учебном процессе, показало, что  наибольшую опасность в плане  суицидального поведения составляют  преимущественно студенты первых  и вторых курсов. Это свидетельствует  о большой психологической значимости факта обучения в институте для студента. Выявлено относительное преобладание условий, способствующих возникновению дезадаптации: личностные особенности, психогенное влияние, соматогении [7, 9, 17, 69, 70].

          Преобладание личностного фактора  предполагает несоответствие последнего  социальными требованиями, которые  предъявляються к студентам в  процессе обучения, а так же  несоответствие эмоционального  и интеллектуального отношения  к выбору ученого заведения (случайный  выбор, стремление родителей дать  данное образование). Дезадаптация  в данном случае выражается  преимущественно психовегетативными  расстройствами, психосоматическими  заболеваниями: у студентов наблюдались  затруднения, связанные с особенностями  ученого процесса, новими формами  обучения, а не только со сложностью  изучаемых дисциплин. Наблюдалось  так же несоответствие между  интеллектуальными возможностями  и объёмом и содержанием учебного  материала. При этом выявлялась  интеллектуальная недостаточность  разной степени. Нарушения адаптации  проявлялись в разнообразных  патологических реакциях: невротических, ипохондрических, усилением остаточных  явлений и обострением основного  заболевания.

           Характерологические особенности  и личностные качества студентов  исследовали Б.Г.Ананьев, Ф.Б.Березин, О.М.Кокун, Н.Г.Колызаева, Л.Н.Захарова, В.Г.Леонтьев, и др. Полученные данные  свидетельствуют, что высокий уровень  адаптации к обучению в вузе  определяется рядом типологических  особенностей – высоким уровнем  волевого контроля, пластичностью, эмоциональной устойчивостью, способностью  доминировать, гибкостью в суждениях  и поступках [35, 73, 75, 57, 87].

         Для  успешной адаптации особенно  важна взаимосвязь между ценностными  ориентациями студентов и социально-психологическими  характеристиками академических  групп. Для этого изучается использование  различных форм коллективной  учебной деятельности студентов  в целях повышения эффективности  адаптации  [53, 93]. Изучается влияние  условий жизнедеятельности студентов  на их психическое здоровье  и протекание адаптации. Экспериментально  исследуется категориями структуры  индивидуального сознания, опосредующие  восприятие типичных для студенческого  быта поступков.

           Зарубежные исследователи изучают  изменения в стиле обучения  студентов [125]. Указывается, что серьёзные  изменения приходяться на первые  два года, но и после этого  могут возникнуть новые проблемы. Исследовалось так же влияние  на здоровье студентов жизни  в общежитии. При дифференциальном  анализе использования времени, распорядка для студентов, были  выделены следующие типы: пассивный, фаталист, эгоист и добросовестный. Изучалась взаимосвязь между  поведением в здоровом состоянии  и в депрессии у студентов  ВУЗа, но по симптомам депрессии, описанными студентами, оказалось, что студентки испытывали депрессию  чаще и в большей степени, чем  студенты. По результатам исследования, депрессия значимо коррелирует  с 17-ю из 22-х видов деятельности  и событий, значимых для психического  здоровья. Подтверждена гипотеза  о продуктивности существования  установки на здоровье.

           В последнее время всё чаще  используются термины «психическая  адаптация» и «дезадаптация»  [Александровский Ю.А., 1993; Казначеев В.П., 1986; Кокун О.М., 2002; Лебедев В.И., 1980; Медведев В.И., 1984].

           А.Г.Амбрумова (1983) вводит понятие  «социально-психологическая дезадаптация» - понятие более широкое, чем область  психической патологии. Они так  же выделяют лимитирующую (непатологическую) и трансформирующую (патологическую) дезадаптацию, каждая из которой  бывает парциальной и тотальной. Существует так же и деление  здоровья по мере вероятности  возникновения болезни [117].

        1. Идеальная  норма (полное, абсолютное, эталонное  здоровье). Нулевая вероятность болезни. Практически означает невозможность  установить предрасположенность  к какому-либо заболеванию, что  может быть связано с отсутствием  достаточно чувствительных диагностических  средств или поверхностно проведённым  обследованием (например, из-за недостатка  времени при массовых осмотрах) «Чистый» анамнез.

        2. Среднестатистическая  норма. Показатель, характеризующий  данную конкретную популяцию. Включает  в себя все возможные отклонения  от идеальной нормы, поэтому вероятность  заболевания здесь всегда выше  нуля. В исключительных случаях  среднестатистической «нормой»  может оказаться заболевание (атеросклероз  у лиц пожилого возраста, гельминтоносительство, алкоголизм, трахома в той или  иной популяции или социальной  прослойке).

        3.  Конституциональная норма. Устанавливается  отнесением данного индивида  к тому или иному конституциональному  типу. Предполагает предрасположенность  к определённому кругу заболеваний (свойственных данной конституции), которая выражена в большей  степени, чем в популяции в  целом, т.к. последняя включает в  себя представителей разных конституциональных  типов.

         4. Акцентуация (личности или характера). Отличается особой выраженностью  тех или иных черт, что и  определяет специфику её уязвимости  и увеличивает по сравнению  с конституциональной нормой  вероятность того или иного  заболевания. К этой области причисляют всевозможные аномалии личности, а также одностороннюю одарённость, если они не сопровождаются снижением адаптации.

         5. Предпатология (функциональная норма, повышенный риск). Характеризуется  наличием предпосылок для возникновения  патологии, которые, однако, не отражаются  на общем функционировании организма  и личности, не сопровождаются  дезадаптацией.

        5.1. Ситуация  повышенного риска, т.е. экстремальные  или неблагоприятные условия. Могут  быть субъективно экстремальные  ситуации, идентификация которых  возможна только, если принимаются  во внимание особенности данной  личности. Например, ситуация перенапряжения (истощения) привычных стереотипов  поведения является потенциально  травмирующей прежде всего для  личностей сенситивных, тяготеющих  к астеническим состояниям, а  ситуации, приводящие к нарушению  установившихся эгоцентрических  ориентаций личности, для истероидных  личностей и могут повлечь  за собой нарушения истерического  круга.

        5.2.  Период повышенного риска (например, критический или переходный возраст, освоение новой социальной роли).

         5.3.   Состояние повышенного риска. Любые  отмечающие моменты, патологически  изменённая почва, если они не  отражаются на общем функционировании  организма и личности, не сопровождаются  дезадаптацией, снижением социальной  компетентности. Например, лицо с  наследственной отягощённостью  психическим заболеванием или  перенесшее сотрясение головного  мозга. Устанавливается в результате  изучения анамнеза.

        6. Предболезнь (дисфункциональное состояние). О  предболезни допустимо говорить  только с момента возникновения  дезадаптации, что придаёт ей  качественные особенности, отличающие  её от нормы, поскольку норма  всегда предлагает сохранность  функции на оптимальном уровне. В то же время предболезнь  отличается от болезни тем, что  ей недостаёт одного или нескольких  необходимых компонентов для  постановки нозологического диагноза, а также порой осуществлением  дезадаптации с повышенными функциональными  показателями.

           Психическая адаптация понимается  как целостная, многомерная и  самоуправляемая функциональная  система, направленная на поддержание  устойчивого взаимодействия с  окружающей средой и отношения  к самому себе.

         Такое  понимание психической адаптации  предполагает анализ взаимосвязей  биологических, психофизиологических, психологических и социальных  её компонентов, каждый из которых, отличаясь своеобразием и неповторимостью, вносит свой вклад в общий  адаптационный механизм.

          Дезадаптивные состояния возникают  и формируются в результате  расстройства всей функциональной  системы в целом и прорыв  адаптационного барьера может  происходить на его различных  уровнях.

         Считается  целесообразным различать психическую  дезадаптацию:

  1. Тотальную (общее снижение функций, охватывает все сферы жизнедеятельности: работоспособность, интерперсональные отношения служебные и неформальные).
  2. Парциальную (частичное снижение функции, которое распространяется лишь на какую-то область при сохранности её, но без усиления в других сферах деятельности).
  3. Состояния психической напряжённости (усиление функций: повышение производительности труда, активности, которому сопутствуют начавшиеся явления парциальной дезадаптации). Если состояния психической напряжённости не сопровождаются снижением психической функции, то нет и оснований говорить о дезадаптации.

         В.П.Казначеев  и др. (1980) считает, что в неадекватных  условиях окружающей среды возможны 2 эффекта:

          - нарастание эффекта максимума  внешней работы за счёт снижения  энергетического обеспечения процессов  восстановления (синтез, внутрисистемная  репарация, физиологическая регенерация);

           -  уменьшение эффекта максимума  внешней работы за счёт снижения  жнергетического обеспечения и  перераспределения потоков энергии  для процесса восстановления.

         Оба  указанных эффекта в случае  длительного или интенсивного  характера ведут к истощению  адаптивных механизмов, их декомпенсации.

          При стрессе, наряду с элементами  защиты выделяются и элементы  повреждения [Л.Х.Гаркави, 1979]. В условиях крайнего напряжения (стресса) приспособление может быть достигнуто, но за счёт повреждения, т.е. адаптация в целом может сосуществовать с дезадаптацией, в частности на каком-то отрезке времени, образуя единство. Максимум достигается за счёт утраты оптимума, а оптимум – это норма. 

          В возникновении дезадаптации отмечается сочетание взаимодействие внешних факторов риска и индивидуально-типологических особенностей личности. Наиболее ранними из факторов риска психической и психофизиологической дезадаптации являются астенизирующие экзогенные воздействия, способствующие переутомлению и истощению, выделяются «синдром нервной демобилизации» и «невроз истощения» [8, 10, 12, 46, 48].

           В качестве внешних факторов риска возникновения дезадаптивных состояний выступают и некоторые виды профессиональной деятельности с повышенными психическими и физическими затратами, которые сопровождаются «нервно-психическим напряжением». Частота возникновения подобных сдвигов повышена среди лиц, работающих в экстремальных условиях у моряков дальнего плавання, геологов, военнослужащих, у лиц, работающих в зонах природных, экологических катастроф и др. [8, 11, 56].

           Рассматривается возможность возникновения  дезадаптации под влиянием интенсивной  умственной деятельности и производственных  факторов малой и средней интенсивности. Это профессиональные вредности, переутомление, эмоциональные и  информационные перегрузки и  т.п. Известно, что среди мужчин  относительно преобладает производственные  психогении, а среди женщин –  семейно-бытовые и их сочетание.

          Профессиональная деятельность  играет существенную роль в  возникновении дезадаптивных состояний, где особое место отводится  психосоциальным влияниям окружающей  среды, в том числе микросоциальным  проблемам, социальной напряжённости  в обществе, сопровождающейся необходимостью  приспособления к комплексу новых  условий. Совокупность психосоциальных  факторов возникновения и формирования  дезадаптации и определяется  как «психический стресс» [14, 49, 72].

          Сложные социально-экономические  условия приводять к возрастанию  напряжённости в межличностных  отношениях, формированию своеобразных  психических отклонений («неврозов  перестройки»). Очевидна роль в  возникновении дезадаптации социально-политической  ситуации, приводящая к коренной  ломке общественного сознания  и жизненного стереотипа больших  масс людей, в том числе и  студентов.

          Отражением этой позиции стала  концепция социально-стрессовых  расстройств, сформулированная Ю.А.Александровским [14]. Выделение подобного рода  расстройства из числа других  пограничных психических нарушений  объясняется их непосредственной  связью с социальными изменениями. Основными социально-стрессовыми  расстройствами являются непатологические (психофизиологические) реакции, т.е. непатологическая  психическая дезадаптация.

          Возможность дезадаптации сохраняется  и при наличии акцентуации  характера [120]. Тем не менее, акцентуации  характера нельзя однозначно  относить к области психической  дезадаптации, считать, что один  и тот же тип акцентуации  обладает повышенной устойчивостью  к ряду внешних воздействий  и создаёт повышенный риск  определённых психических (иногда  и соматических) расстройств.

Информация о работе Психологические риски дезадаптации студентов