Психологические риски дезадаптации студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Сложные социально-экономические и политические отношения в современном обществе, неблагоприятная экологическая ситуация в стране обусловливают снижение здоровья населения, особенно молодой его части. Для современных детей, подростков и молодежи характерны слабое соматическое здоровье, снижение нервно-психической устойчивости. Вместе с тем, перед молодым поколением стоят сложные проблемы адаптации в обществе. Способность к адаптации является важнейшим условием для сохранения психического и соматического здоровья, для развития и совершенствования личности. Особенно важна нормальная адаптация при переходе человека из одной социальной ситуации развития в другую. Поступление вчерашнего школьника в высшее учебное заведение является одним из таких переломных моментов. Именно от того, насколько быстро пойдут адаптационные процессы, насколько легко вчерашний школьник сможет выработать оптимальный режим учебной деятельности и навыков работы, зависти не только его успех в овладении профессиональными знаниями и умениями, но и его социально-психологическое, психическое и соматическое благополучие. Поэтому столь важным оказывается вопрос об оказании помощи студентам в труднейшем и противоречивом процессе становления личности на новой ступени ее социального развития.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………... 3
Раздел 1. Теоретические подходы изучения психологических рисков дезадаптации студентов в высших учебных заведениях ……………………….. 7
1.1.Характеристика основных подходов к пониманию риска……………. 7
1.2.Проблема адаптации и дезадаптации в современной психолого-педагогической литературе ……………………………………………………….14
1.3.Особенности учебной деятельности студентов ……………………….30
Выводы по первому разделу…………………………………………………..38
Раздел 2. Организация и методы эмпирического исследования………………….
2.1. Программа исследования и общая характеристика выборки…………
2.2. Процедура и методы эмпирического исследования, математической обработки результатов……………………………………………………………...
Выводы по второму разделу………………………………………………….
Раздел 3. Особенности адаптации студентов 3 – 4 курсов………………………
3.1.Сравнительный анализ психологических рисков дезадаптации у студентов 3 и 4 курсов в процессе обучения в вузе………………………………
3.2.Научно-практические рекомендации по коррекции и профилактики возникновения дезадаптации у студентов…………………………………………
Выводы по третьему разделу………………………………………………......
Выводы…………………………………………………………………………..
Библиография……………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом теория.docx

— 68.30 Кб (Скачать файл)

         В  последние годы усилилось понимание  психологами и педагогами роли  положительной мотивации к учению  в обеспечении успешного овладения  знаниями и умениями. При этом  выявлено, что высокая позитивная  мотивация может играть роль  компенсирующего фактора в случае  недостаточно высоких способностей; однако в обратном направлении  этот фактор не срабатывает - никакой  высокий уровень способностей  не может компенсировать отсутствие  учебного мотива или низкую  его выраженность, не может привести  к значительным успехам в учебе (А. А. Реан) [121].

        Осознание  высокой значимости мотива учения  для успешной учебы привело  к формированию принципа мотивационного  обеспечения учебного процесса (О.С. Гребенюк). Важность этого принципа  вытекает из того факта, что  в процессе обучения в вузе  сила мотива учения и освоения  выбранной специальности снижается. По данным А.М. Василькова и  С.С. Иванова, полученным при опросах  курсантов военно-медицинской академии, причинами этого являются: неудовлетворительные  перспективы работы, службы, недостатки  в организации учебного процесса, быта и досуга, недостатки воспитательной  работы. Ими же показано, что студенты, отличающиеся самостоятельностью  и склонностью к авторитарности  и ригидности, обнаруживают более  существенное снижение профессиональной  направленности [63].

         А.И. Гебос выделены факторы, способствующие  формированию у студентов положительного  мотива к учению [63]: осознание  ближайших и конечных целей  обучения; осознание теоретической  и практической значимости усваиваемых  знаний; эмоциональная форма изложения  учебного материала; показ «перспективных  линий» в развитии научных  понятий; профессиональная направленность  учебной деятельности; выбор заданий, создающих проблемные ситуации  в структуре учебной деятельности; наличие любознательности и «познавательного  психологического климата» в  учебной группе.

 

 

 

          В своей работе мы интегрировали перечисленные выше подходы и выделили следующие  психологические риски дезадаптации студентов, а именно   риски снижения общей активности в отношениях с  окружающей действительностью; риски снижение индивидуальной продуктивности деятельности; риски искажения оценки собственной продуктивности; риски материальных потерь (например, снятие стипендии); риски переживания неудач; риски выбора неадекватных стратегий действий;  риски использования неадекватных  качественных и количественных критериев оценки вероятности получения удачи и неудачи; риски преувеличения надежд на удачу; риски неадекватности в оценивании возможных последствий собственных действий.

         Кроме того для большинства  студентов значимым фактором  риска в снижении работоспособности  и возникновении дезадаптации  является накопление усталости  из-за неправильно организованного  учебного труда и связанного  с этим недостаточного отдыха. В результате, организм остаётся систематически недовосстановленным в функциональном отношении, что ведёт к умственным перегрузкам, истощению нервной системы, снижению памяти, внимания и скорости мыслительных процессов. При этом часто теряется интерес к учёбе в ВУЗе. Литературные данные свидетельствуют о том, что у студентов с функциональными нарушениями нервной системы резко нарушается умственная работоспособность, а это в первую очередь сказывается на снижении успеваемости и нередко приводит к отчислению студента из ВУЗа. Также на динамику работоспособности студентов неблагоприятно влияют многочисленные факторы, к числу которых относится длительность учебных занятий, нерациональное расписание, информационная перегрузка, недосыпание, нережимное питание, стрессовые ситуации и др.[1].

 

Выводы к первому разделу  
 
  1.В ходе нашего теоретического исследования мы проанализировали существующие подходы к изучению психологических рисков дезадаптации в зарубежной и отечественной литературе, а также сделали анализ подходов к изучению психологических рисков дезадаптации студентов.  
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, можно отметить, что понятие «риск» и «дезадаптация» не имеет однозначного определения.  
         В отечественной и зарубежной психологии развиваются несколько подходов к определению проблемы риска:  
  - Понятие «риск» представляют как какую-то социально-философскую категорию в трех аспектах: во-первых, риск представляет собой специфическую форму активного отношения субъекта к окружающей действительности, во-вторых, риск обычно проявляет себя в продуктивной деятельности, в-третьих , риск как форма деятельности в условиях определенности имеет количественные и качественные характеристики и в практической деятельности подвергается оценке со стороны субъекта;  
         - В рамках второго подхода риск предстает в виде возможной неудачи, опасности, материальных или других потерь;  
  - В рамках третьего подхода специалисты считают, что риск - это образ действий в  
неясной, неопределенной обстановке;  
  - В рамках четвертого подхода риск рассматривается как деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели;  
  - В рамках пятого подхода риск отождествляется с предполагаемой удачей,  
благоприятным исходом, то есть представители этого подхода в основу понимания риска включают фактор удачи;  
  - В рамках шестого подхода риск рассматривается как элемент процесса решений, который обычно связывается с измерением вероятности ошибки или успеха того или иного выбора в ситуации с несколькими альтернативами;  
  - Представители седьмого подхода отождествляют риск со смелостью,  
отвагой, решительностью, предприимчивостью.  
Дезадаптация - нарушение приспособления организма к условиям существования, которое характеризуется умственным переутомлением и снижением работоспособности, может быть одним из ранних проявлений изменений психической деятельности. Дезадаптация рассматривается с точки зрения отечественных и зарубежных исследователей:  
- Отечественные исследователи рассматривали характерологические особенности и  
личностные качества студентов, а также суицид, как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемых ею микросоциальных конфликтов.  
  - Зарубежные исследователи изучали изменения в стили обучения студентов,  
исследовалось также влияние на здоровье студентов жизнь в общежитии.  
          Учитывая все сказанное выше, мы считаем, что дезадаптация может быть рассмотрена как несоответствие темпа учебной работы возможностям студентов и внутреннему распорядку учебного заведения.  
    2. Также проанализировали существующие подходы к изучению психологических рисков дезадаптации. Пришли к выводу, что в личности студента нужно изучать нарушения нервно-психического состояния: тревожность, нервно-психическое напряжение, астения, депрессия, а также влияние изменений на социальные факторы (асоциальность поведения, узость контактов и другие особенности отношений и проявлений его в социуме ).


Информация о работе Психологические риски дезадаптации студентов