Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 19:50, курсовая работа
Актуальность исследования. Сложные социально-экономические и политические отношения в современном обществе, неблагоприятная экологическая ситуация в стране обусловливают снижение здоровья населения, особенно молодой его части. Для современных детей, подростков и молодежи характерны слабое соматическое здоровье, снижение нервно-психической устойчивости. Вместе с тем, перед молодым поколением стоят сложные проблемы адаптации в обществе. Способность к адаптации является важнейшим условием для сохранения психического и соматического здоровья, для развития и совершенствования личности. Особенно важна нормальная адаптация при переходе человека из одной социальной ситуации развития в другую. Поступление вчерашнего школьника в высшее учебное заведение является одним из таких переломных моментов. Именно от того, насколько быстро пойдут адаптационные процессы, насколько легко вчерашний школьник сможет выработать оптимальный режим учебной деятельности и навыков работы, зависти не только его успех в овладении профессиональными знаниями и умениями, но и его социально-психологическое, психическое и соматическое благополучие. Поэтому столь важным оказывается вопрос об оказании помощи студентам в труднейшем и противоречивом процессе становления личности на новой ступени ее социального развития.
Введение …………………………………………………………………………... 3
Раздел 1. Теоретические подходы изучения психологических рисков дезадаптации студентов в высших учебных заведениях ……………………….. 7
1.1.Характеристика основных подходов к пониманию риска……………. 7
1.2.Проблема адаптации и дезадаптации в современной психолого-педагогической литературе ……………………………………………………….14
1.3.Особенности учебной деятельности студентов ……………………….30
Выводы по первому разделу…………………………………………………..38
Раздел 2. Организация и методы эмпирического исследования………………….
2.1. Программа исследования и общая характеристика выборки…………
2.2. Процедура и методы эмпирического исследования, математической обработки результатов……………………………………………………………...
Выводы по второму разделу………………………………………………….
Раздел 3. Особенности адаптации студентов 3 – 4 курсов………………………
3.1.Сравнительный анализ психологических рисков дезадаптации у студентов 3 и 4 курсов в процессе обучения в вузе………………………………
3.2.Научно-практические рекомендации по коррекции и профилактики возникновения дезадаптации у студентов…………………………………………
Выводы по третьему разделу………………………………………………......
Выводы…………………………………………………………………………..
Библиография……………………………………………………………………
В
последние годы усилилось
Осознание
высокой значимости мотива
А.И.
Гебос выделены факторы, способствующие
формированию у студентов
В своей работе мы интегрировали перечисленные выше подходы и выделили следующие психологические риски дезадаптации студентов, а именно риски снижения общей активности в отношениях с окружающей действительностью; риски снижение индивидуальной продуктивности деятельности; риски искажения оценки собственной продуктивности; риски материальных потерь (например, снятие стипендии); риски переживания неудач; риски выбора неадекватных стратегий действий; риски использования неадекватных качественных и количественных критериев оценки вероятности получения удачи и неудачи; риски преувеличения надежд на удачу; риски неадекватности в оценивании возможных последствий собственных действий.
Кроме того для большинства
студентов значимым фактором
риска в снижении
Выводы к первому разделу
1.В ходе нашего теоретического исследования мы проанализировали существующие подходы к изучению психологических рисков дезадаптации в зарубежной и отечественной литературе, а также сделали анализ подходов к изучению психологических рисков дезадаптации студентов.
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, можно отметить, что понятие «риск» и «дезадаптация»
не имеет однозначного определения.
В отечественной и зарубежной психологии развиваются несколько подходов к определению проблемы риска:
- Понятие «риск» представляют как какую-то социально-философскую категорию в трех аспектах: во-первых, риск представляет собой специфическую форму активного отношения субъекта к окружающей действительности, во-вторых, риск обычно проявляет себя в продуктивной деятельности, в-третьих , риск как форма деятельности в условиях определенности имеет количественные и качественные характеристики и в практической деятельности подвергается оценке со стороны субъекта;
- В рамках второго подхода риск предстает в виде возможной неудачи, опасности, материальных или других потерь;
- В рамках третьего подхода специалисты считают, что риск - это образ действий в
неясной, неопределенной обстановке;
- В рамках четвертого подхода риск рассматривается как деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели;
- В рамках пятого подхода риск отождествляется с предполагаемой удачей,
благоприятным исходом, то есть представители этого подхода в основу понимания риска включают фактор удачи;
- В рамках шестого подхода риск рассматривается как элемент процесса решений, который обычно связывается с измерением вероятности ошибки или успеха того или иного выбора в ситуации с несколькими альтернативами;
- Представители седьмого подхода отождествляют риск со смелостью,
отвагой, решительностью, предприимчивостью.
Дезадаптация - нарушение приспособления организма к условиям существования, которое характеризуется умственным переутомлением и снижением работоспособности, может быть одним из ранних проявлений изменений психической деятельности. Дезадаптация рассматривается с точки зрения отечественных и зарубежных исследователей:
- Отечественные исследователи рассматривали характерологические особенности и
личностные качества студентов, а также суицид, как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемых ею микросоциальных конфликтов.
- Зарубежные исследователи изучали изменения в стили обучения студентов,
исследовалось также влияние на здоровье студентов жизнь в общежитии.
Учитывая все сказанное выше, мы считаем, что дезадаптация может быть рассмотрена как несоответствие темпа учебной работы возможностям студентов и внутреннему распорядку учебного заведения.
2. Также проанализировали существующие подходы к изучению психологических рисков дезадаптации. Пришли к выводу, что в личности студента нужно изучать нарушения нервно-психического
состояния: тревожность, нервно-психическое
напряжение, астения, депрессия, а также влияние изменений на социальные факторы (асоциальность поведения, узость контактов и другие особенности отношений и проявлений его в социуме ).
Информация о работе Психологические риски дезадаптации студентов