Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 19:50, курсовая работа
Актуальность исследования. Сложные социально-экономические и политические отношения в современном обществе, неблагоприятная экологическая ситуация в стране обусловливают снижение здоровья населения, особенно молодой его части. Для современных детей, подростков и молодежи характерны слабое соматическое здоровье, снижение нервно-психической устойчивости. Вместе с тем, перед молодым поколением стоят сложные проблемы адаптации в обществе. Способность к адаптации является важнейшим условием для сохранения психического и соматического здоровья, для развития и совершенствования личности. Особенно важна нормальная адаптация при переходе человека из одной социальной ситуации развития в другую. Поступление вчерашнего школьника в высшее учебное заведение является одним из таких переломных моментов. Именно от того, насколько быстро пойдут адаптационные процессы, насколько легко вчерашний школьник сможет выработать оптимальный режим учебной деятельности и навыков работы, зависти не только его успех в овладении профессиональными знаниями и умениями, но и его социально-психологическое, психическое и соматическое благополучие. Поэтому столь важным оказывается вопрос об оказании помощи студентам в труднейшем и противоречивом процессе становления личности на новой ступени ее социального развития.
Введение …………………………………………………………………………... 3
Раздел 1. Теоретические подходы изучения психологических рисков дезадаптации студентов в высших учебных заведениях ……………………….. 7
1.1.Характеристика основных подходов к пониманию риска……………. 7
1.2.Проблема адаптации и дезадаптации в современной психолого-педагогической литературе ……………………………………………………….14
1.3.Особенности учебной деятельности студентов ……………………….30
Выводы по первому разделу…………………………………………………..38
Раздел 2. Организация и методы эмпирического исследования………………….
2.1. Программа исследования и общая характеристика выборки…………
2.2. Процедура и методы эмпирического исследования, математической обработки результатов……………………………………………………………...
Выводы по второму разделу………………………………………………….
Раздел 3. Особенности адаптации студентов 3 – 4 курсов………………………
3.1.Сравнительный анализ психологических рисков дезадаптации у студентов 3 и 4 курсов в процессе обучения в вузе………………………………
3.2.Научно-практические рекомендации по коррекции и профилактики возникновения дезадаптации у студентов…………………………………………
Выводы по третьему разделу………………………………………………......
Выводы…………………………………………………………………………..
Библиография……………………………………………………………………
Например, Н.С.Малеин (1971) считает, что
риск – это возможная
Верно, что риск связан и с
ущербом, и с вероятностью, и со
случаем. Включая в определение
риска, помимо стоимостной
Субъект должен допускать
Правда, эти последствия не всегда
связаны с непреодолимым
Риск – это не безрассудный
поступок отчаявщегося, не из
ряда вон выходящее действие,
а нормальная линия поведения
в условиях неопределённой
Таким образом, в этих определениях
выделяется, в частности, такая черта
риска, как возможность, мера предполагаемой
неудачи, опасности применительно
к конкретному виду
В рамках третього подхода специалисты (Абчук В.А., 1999, Бункин В.А., 1987; Кошеленко С.Н., 1979; Назаров Д.Н., 1982 и др.) считают, что риск – «это образ действий в неясной, неопределённой обстановке» [6; 43].
Таким
образом, ключевыми позициями в
этом определении выступают
В рамках четвёртого подхода (Альгин
А.П., 1991; Дагаев А.А., 1985; Кондрацкий
А.А. 1982; Лебедева В., 1987; Тулин Д.П.,
1978; Недотко П., 1981 и др.) риск рассматривается
как «деятельность, связанная с
преодолением неопределённости
в ситуации неизбежного выбора,
в процессе которой имеется
возможность количественно и
качественно оценить
В
рамках пятого похода риск
отождествляется с
В рамках шестого подхода (Куйбышев
В.В., 1958; Комов С.Н., 1982; Рудашевский
В.Д., 1974; Пригожин А.Н., 1986; Коган Н.,
1973; Растригин Л.А., 1974 и др.) риск
рассматривается как элемент
процесса решений, который обычно
связывается с измерением «
Представители
седьмого подхода
В
специальной психологической
Так,
В.П.Зинченко и Б.Г.Мещеряков (2001)
под риском подразумевают «
К.К.Платонов (1989) полагает, что риск
– это «обращение к
Сочетание
этих двух подходов создаёт
предпосылки для того, чтобы рассматривать
риск как «ситуативную
Также В.А.Петровский (1975) высказывает
предположение о существовании
явления над ситуативного
Анализ работ (Абчук В.А., 1999; Альгин
А.П., 1991; Бункин В.А., 1987; Калин В.К.,
1975; Карпов А.В., 1991; Котик М.А., 1989;
Дьяченко М.И., 1985; Ермольев Ю.М., 1991;
Михалевич В.С. 1991; Петровский В.А.,
1977; Растригин Л.А., 1974; Солнцева Г.Н.,
2001; Черникова О.А., 1980 и др.) в области
психологии риска
Несмотря
на всю специфичность
Обобщая данные исследования, мы рассматриваем риск в трёх аспектах.
Во-первых,
как мотивированное действие, активизирующее
определённые специфические
Во-вторых,
как предпосылка оперативного
решения в экстремальных
В-третьих,
как особое эмоциональное
Опираясь
на ключевые позиции в
На
наш взгляд, указанная характеристика
даёт некое относительно
1.2.Проблема адаптации
и дезадаптации в современной
психолого-педагогической
Характеризуя общее состояние
развития современных
Как
известно, различают несколько форм
проявления этого феномена: с
одной стороны, адаптация является
динамическим образованием, непосредственным
процессом приспособления к
Следует
отметить, что для адекватного
освещения такого сложного и
динамического феномена, как адаптация
и дезадаптация, необходимо чёткое
методологическое обоснование
Адаптацию можно отнести к
таким общенаучным понятиям, которые
возникают на «стыках», «точках
соприкосновения» наук или
Общенаучные понятия
Существует множество
В
более общих определениях
Анализ литературы позволяет
говорить о трёх основных
К первому относятся
Информация о работе Психологические риски дезадаптации студентов