Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:04, курсовая работа
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит ,что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Введение…………………………………………………………………...3
1.Психологический стресс………………………………………………..5
1.2 Основные источники развития психологического стресса………...11
1.3 Признаки и факторы риска психического перенапряжения……….12
1.4 Предупреждение стресса и способы устранения его последствий..13
2. Исследование стрессоустойчивости личности 15
Заключение………………………………………………………………..20
Литература……………………
В первые десятилетия текущего столетия изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание главным образом на исследование познавательных процессов и состояний человека. Они попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов, на основе которых затем можно было бы строить экспериментально проверенные, а не умозрительные теории личности.
Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности.
Основными проблемами психологии личности Философско-литературный период её изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека , о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя всё то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Такое понимание личности отчасти сохранилось до сих пор.
Указанное расширенное толкование личности имеет свои основания. Действительно, если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено всё то, что сделано человеком, принадлежат ему, касается его. В художественном творчестве, философии и других социальных наук такое понимание личности вполне оправдано. Однако в психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий, наполненных научно-конкретных содержанием, данное определение представляется слишком широким.
В клинический период развития личности представление о ней как об особом феномене было сужено по сравнению с философско-литературным периодом. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больных, как правило, гипертрофированы.Это относится , например, к экстраверсии и интроверсии, тревожности и ригидности, заторможенности и возбудимости. Определения личности врачам- психиатрами были даны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентированную (как крайний вариант нормы) личность.
Такое
определение само по себе было правильным
для решения
Экспериментальный период в исследованиях личности начался в тот момент, когда в изучении основных познавательных процессов уже были достигнуты существенные успехи. Он совпал по времени с общим кризисом психологической науки, одной из причин которого явилась несостоятельность психологии того времени в объяснении целостных поведенческих актов. Господствовавший в нем атомистический подход требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состояния. В конце концов он привел к тому, что человек оказался представленным совокупностью отдельных психических функций, из суммы которых трудно сложить его личность и тем более понять более или менее комплексные формы его социального поведения. Один из пионеров экспериментального подхода в изучении личности английский ученый Р. Кеттел сравнил ситуацию, сложившуюся к тому времени в психологии личности, с постановкой «Гамлета» без принца датского: в ней было всё, кроме главного действующего лица – личности.
Вместе
с тем в атомистической, функциональной
психологии уже в то время широко
применялись эксперимент и
Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф.Лазурский , а за рубежом – Г. Айзенком и Р.Кеттелом. А.Ф.Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой Г. Азейнка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных ор личности из разных источников. В результате такой обработки получались коррелирующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты.
Г. Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт», а Р.Кеттел, воспользовавшись методом Г.Айзенка, придал исследованиям личности ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа , выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной технологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названный его именем (16-факторный тест Кеттла).
Из
всех определений личности, предложенных
в начале экспериментального периода
разработки проблемы личности, наиболее
удачным оказалось то, которое
было дано Г. Оллпортом: личность
есть прижизненно формирующаяся
индивидуально своеобразная
совокупность психофизиологических
систем – черт, личности,
которыми определяется
своеобразное для данного
человека мышление и
поведение.
2.1 Учение
о темпераменте
Говоря о темпераметре, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляется у него влечения, и т.д.
Темперамент – это динамическая характеристика психической деятельности индивида.
Для темперамента показательна, во-первых, сила психических процессов. При этом существеннее только абсолютная силах в тот или иной момент, но и то, насколько она останется постоянной, т.е. степень динамической устойчивости. При значительной устойчивости сила реакций в каждом отдельном случае зависит от изменяющихся условий, в которых оказывается человек, и адекватна им :более сильное внешнее раздражение вызывает более сильную реакцию, более слабое раздражение – более слабую реакцию. У индивидов с большей неустойчивостью, наоборот, сильное раздражение может – в зависимости от очень изменчивого состояния личности – вызвать то очень сильную, то очень слабую реакцию; точно так же и самое слабое раздражение может вызвать и очень сильную реакцию; весьма значительное событие, чреватое последствиями, может оставить человека безразличным, а в другом случае ничтожный повод даст бурную вспышку: «реакция» в этом смысле совсем не адекватна «раздражителю».
Для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность.
Темперамент человека проявляется прежде всего в его впечатлительности, характеризующейся силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. В зависимости от особенностей темперамента впечатлительность у одних людей бывает более, у других менее значительной; у одних будто кто 0 то , по словам А.М. Горького, «всю кожу с сердца содрал», до того чувствительны к каждому впечатлению; другие – «бесчувственные», «толстокожие» - очень слабо реагируют на окружающее.
Типы темпераментов
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психологических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидуальные его особенности, так как в основном биологически обусловлены являются врожденными. Тем не менее темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.
Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи.
Первую
классификацию темпераментов
И.Кант разделял темпераменты человека (проявление темперамента можно заменить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же «можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический». Из этих четырех типов темперамента к темпераментам чувства относится сангвинический и его противоположность – меланхолический. . Первый характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознание человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. При меланхолическом темпераменте внешние проявления ощущений бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными.
В
настоящее время наука
Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.
Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействий одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон - даже звук).
Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).
Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависти деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств, настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.
Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.
Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).
Учитывая все перечисленные свойства, можно дать следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента:
Сангвинический темперамент деятельности характеризует человек весьма весёлого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что недавно притягивало его к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакт с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его утомляет.
Информация о работе Психологические типы личности и их проявления в работе