Психологические типы личности и их проявления в работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит ,что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1.Психологический стресс………………………………………………..5
1.2 Основные источники развития психологического стресса………...11
1.3 Признаки и факторы риска психического перенапряжения……….12
1.4 Предупреждение стресса и способы устранения его последствий..13
2. Исследование стрессоустойчивости личности 15
Заключение………………………………………………………………..20
Литература……………………

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. по Психологии.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

     В первые десятилетия текущего столетия изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые  до этого времени обращали внимание главным образом на исследование познавательных процессов и состояний  человека. Они попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов, на основе которых затем можно было бы строить  экспериментально проверенные, а не умозрительные теории личности.

     Важной  задачей экспериментального периода  в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов  оценивания нормальной личности.

     Основными проблемами психологии личности Философско-литературный  период её  изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека , о его поступках и поведении. Первые определения личности  были достаточно широкими. Они включали в себя всё то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Такое понимание личности  отчасти сохранилось до сих пор.

     Указанное расширенное толкование личности имеет  свои основания. Действительно, если признать, что личность есть понятие, характеризующее  человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено всё то, что сделано человеком, принадлежат ему, касается его. В художественном творчестве, философии и других социальных наук такое понимание личности вполне оправдано. Однако в психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий, наполненных научно-конкретных содержанием, данное определение представляется слишком широким.

     В клинический период развития личности представление о ней как об особом феномене было сужено по сравнению с философско-литературным периодом. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больных, как правило, гипертрофированы.Это относится , например, к экстраверсии и интроверсии, тревожности и ригидности, заторможенности и возбудимости. Определения личности врачам- психиатрами были даны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентированную (как крайний вариант нормы) личность.

     Такое определение само по себе было правильным для решения психотерапевтических задач. Без тех качеств личности, которые в нем упоминались, не могло обойтись и любое другое психологическое определение личности.  В чем же тогда состояла его недостаточность? В том, что такое определение для целостного описания психологии нормальной личности являлось слишком узким. В него не входили такие качества личности, которые при любых условиях, даже если они крайне выражены, всегда положительны «нормальны». Это , например, способности, порядочность, совесть, честность и ряд других личностных свойств.

     Экспериментальный период в исследованиях личности начался в тот момент, когда в изучении основных познавательных процессов уже были достигнуты существенные успехи. Он совпал по времени с общим кризисом психологической науки, одной из причин которого явилась несостоятельность психологии того времени в объяснении целостных поведенческих актов. Господствовавший в нем атомистический подход требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состояния. В конце концов он привел к тому, что человек оказался представленным совокупностью отдельных психических функций, из суммы которых  трудно сложить его личность и тем более понять более или менее комплексные формы его социального поведения. Один из пионеров экспериментального подхода в изучении личности английский ученый Р. Кеттел сравнил ситуацию, сложившуюся к тому времени в психологии личности, с постановкой  «Гамлета» без принца датского: в ней было всё, кроме главного действующего лица – личности.

     Вместе  с тем в атомистической, функциональной психологии уже в то время широко применялись эксперимент и аппарат  математической статистики. Новая область знаний – психология личности – в этих условиях не могла строиться на старой, умозрительной основе или на базе  непроверенных, собранных в клинике единичных данных.Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной личности к здоровой, во-вторых, новые, более точные  и надёжные методы  её исследования, в-третьих, научный эксперимент, отвечающий требованиям, принятым при изучении ощущений, восприятия, памяти и мышления.

     Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф.Лазурский , а за  рубежом – Г. Айзенком и Р.Кеттелом.  А.Ф.Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было  получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой Г. Азейнка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных ор личности из разных источников. В результате такой обработки получались коррелирующие общие, наиболее распространенные и  индивидуально устойчивые черты.

     Г. Оллпорт заложил основы новой  теории личности, получившей название «теория черт», а Р.Кеттел, воспользовавшись  методом Г.Айзенка, придал исследованиям личности ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа , выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной технологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названный его именем (16-факторный тест Кеттла).

     Из  всех определений личности, предложенных в начале экспериментального периода  разработки проблемы личности, наиболее удачным оказалось то, которое  было дано Г. Оллпортом: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт, личности, которыми определяется своеобразное для данного человека мышление и поведение. 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Современные теории личности

                                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Учение о темпераменте 

     Говоря  о темпераметре, обычно имеют в  виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и  темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого-то  человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляется у него влечения, и т.д.

     Темперамент – это динамическая характеристика психической  деятельности  индивида.

     Для темперамента показательна, во-первых, сила психических процессов. При этом существеннее только абсолютная силах в тот или иной момент, но и то, насколько она останется постоянной, т.е. степень динамической  устойчивости. При значительной устойчивости сила реакций в каждом отдельном случае зависит от изменяющихся условий, в которых оказывается человек, и адекватна им :более сильное внешнее раздражение вызывает более сильную реакцию, более слабое раздражение – более слабую реакцию. У индивидов с большей  неустойчивостью, наоборот, сильное раздражение может – в зависимости от очень изменчивого состояния личности – вызвать то очень сильную, то очень слабую реакцию; точно так же и самое  слабое раздражение может вызвать и очень сильную реакцию; весьма значительное событие, чреватое последствиями, может оставить человека безразличным, а в другом случае ничтожный повод даст бурную вспышку: «реакция» в этом смысле совсем не адекватна «раздражителю».

     Для темперамента особенно существенны  впечатлительность человека и его  импульсивность.

     Темперамент человека проявляется прежде всего  в его впечатлительности, характеризующейся силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека. В зависимости от особенностей темперамента впечатлительность у одних людей бывает более, у других менее значительной; у одних будто кто 0 то , по словам А.М. Горького,  «всю кожу с сердца содрал», до того чувствительны к каждому впечатлению; другие – «бесчувственные», «толстокожие» - очень слабо реагируют на окружающее.

           Типы темпераментов 

     Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих  динамические особенности протекания психологических процессов и  поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

     Свойства  темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидуальные его особенности, так как в основном биологически обусловлены являются врожденными. Тем не менее темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

     Идея  и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи.

     Первую  классификацию темпераментов предложил  Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее  из известных её описаний принадлежит  немецкому философу И.Канту. ИМ мы и  воспользуемся.

     И.Кант разделял темпераменты человека (проявление темперамента можно заменить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же «можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический». Из этих четырех типов темперамента к темпераментам чувства относится сангвинический и его противоположность – меланхолический. . Первый характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознание человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. При меланхолическом темпераменте внешние проявления ощущений бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными.

     В настоящее время наука располагает достаточным количеством фактов, чтобы дать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определенной стройной программе. Однако для составления психологических характеристик традиционных 4 типов обычно выделяют следующие основные свойства темперамента:

     Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

     Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействий одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон - даже звук).

     Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

     Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависти  деятельность человека: от случайных  внешних или внутренних обстоятельств, настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.

     Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.

     Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

     Учитывая  все перечисленные свойства, можно дать следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента:

     Сангвинический  темперамент деятельности характеризует человек весьма весёлого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому,  что недавно притягивало его к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакт с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его утомляет.

Информация о работе Психологические типы личности и их проявления в работе