Психологические типы личности и их проявления в работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит ,что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1.Психологический стресс………………………………………………..5
1.2 Основные источники развития психологического стресса………...11
1.3 Признаки и факторы риска психического перенапряжения……….12
1.4 Предупреждение стресса и способы устранения его последствий..13
2. Исследование стрессоустойчивости личности 15
Заключение………………………………………………………………..20
Литература……………………

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. по Психологии.doc

— 315.50 Кб (Скачать файл)

      Люди  по-разному ведут себя в конфликтных ситуациях одни жестко отстаивают свою точку зрения, а другие чаще уступают, отказываются от своих мнений. Каждому руководителю следует знать, что в любом коллективе есть свои «змей Горыныч» или «баба – Яга» и нужно предпринять некоторые меры, чтобы их злое начало не распускалось пышным цветом. С этой целью необходимо, прежде всего, познакомится с некоторыми типами конфликтных личностей и их характерными чертами. Психологи выделяют пять основных типов конфликтных личностей:

      1. Конфликтные личности демонстративного типа. Чаще всего к этому типу относятся холерики. Они любят постоянно быть на виду, имеют завышенную самооценку. Им присуща бурная деятельность в разнообразных направлениях. В состоянии конфликта они пребывают как «рыба в воде», это их жизнь, среда существования. Они имеют следующие характерные черты:

      а) хотят быть в центре внимания;

      б) любят хорошо выглядеть в глазах других;

        в) их отношение к людям определяется  тем, как эти люди относятся  к ним;

        г) склонны к поверхностным  конфликтам; любуются своими страданиями и стойкостью;

      д) хорошо приспосабливаются к различным  ситуациям;

      е) отличаются преобладанием эмоционального поведения над рациональным;

      ж) планируют свою деятельность исходя из ситуации и слабо воплощают  ее в жизнь;

      з) избегают кропотливой, систематической работы;

      и) часто оказываются источниками  конфликтов, но таковыми себя не считают.

      2. Конфликтные личности  ригидного (косного)  типа. Эти люди честолюбивы, болезненно обидчивы, подозрительны. Они не умеют перестараться в соответствии с изменением ситуации и обстоятельств4 принимать во внимание точки зрения и мнения окружающих. К их характерным чертам, кроме названных относятся :

      а) завышенная самооценка;

      б) постоянные требования подтверждения  собственной значимости ( например, публичное объявление благодарностей);

      в0 прямолинейность и негибкость;

      г) восприятие почтение со стороны окружающих как должного, а недоброжелательности как обиды для них;

      д) некритичность собственных поступков;

      е) болезненная обидчивость, повышенная чувствительность по отношению к  мнимым или действительным несправедливостям.

      3. Конфликтные личности  неуправляемого типа. Это универсально – конфликтные типы личностей, которые чувствуют себя естественно только в состоянии конфликта. Они постоянно стремятся спровоцировать и раздуть конфликт, и лишь это приносит им в социальном плане состояние полного удовлетворения. Они обладают следующими характерными чертами:

      а) импульсивны, недостаточно контролируют себя;

      б) непредсказуемы в поведении;

      в)отличаются вызывающим агрессивным поведением;

      г) «в запале» не обращают внимание на общепринятые нормы этики поведения;

      д) обладают высоким уровнем притязаний;

      е) несамоктитичны;

      ж)склонны  обвинять других во многих собственных  неудачах и неприятностях;

      з) не могут грамотно спланировать свою деятельность или последовательно  претворить имеющиеся планы в  жизнь4

      и) не обладают развитой способностью соотносить свои поспупки с целями и обстоятельствами;

      к) извлекают мало пользы на будущее  из своего прошлого горького опыта.

      4. Конфликтные личности  сверхточного типа (педанты). Эти личности всегда пунктуальны, придирчивы, занудны (хотя и исполнительны) и, как правило, отталкивают от себя людей. Для них характерно:

      а) скрупулезное отношение к работе;

      б) предъявление повышенных требований к  себе и к окружающим;

      в) обладание повышенной тревожностью;

      г) чрезмерная чувствительность к «деталям»;

      д) склонность придавать излишнее значение замечаниями окружающих;

      е) внезапное прекращение отношений  с друзьями, знакомыми из-за мнимой обиды;

      ж) склонность к самостраданиям, переживаниями  собственных просчетов, неудач (бессонницей, головными болями, неврозами и  т.п.);

      з) сдержанность во внешних, особенно эмоциональных  проявлениях;

      и) нечувствительность к реальным взаимоотношениями  в группе, отношениям других людей  к ним (например, хорошее теплое отношение  к ним может восприниматься как  лесть).

      5. Конфликтные личности бесконфликтного типа. Эти личности сознательно уходят (убегают) от конфликта, беспринципные, стараются переложить ответственность в принятии решения на других даже в тех случаях, когда нарастает и развязка неизбежна. Для руководителя, если он сам относится к данному типу, неизбежно обрушивающийся на него конфликт является особенно болезненным и чреватым последствиями. К характерным чертам личности «бесконфликтного» типа относятся:

      а) неустойчивость в оценках и мнениях;

      б) легкая внушаемость;

      в) внутренняя противоречивость;

      г) некоторая последовательность поведения;

      д) ориентировка на сиюминутный успех  в ситуации без видимости перспективы;

      е) зависимость от мнения окружающих (особенно лидеров);

      ж) излишнее стремление к компромиссу;

      з) отсутствие достаточной силы воли;

      и) неспособность анализировать последствия  своих поступков и причины  поступков окружающих.

      Следует отметить, что конфликтность –  это не вина, а беда людей, поэтому  к личностям, описанным выше, нужно  относиться с сочувствием. Если приведенные характерные черты стали свойствами личностями, то их трудно преодолеть усилеем воли, самоконтролем Воспитательные воздействия со стороны руководителя на конфликтных личностей редко приносят пользу. Реальную помощь им может оказать специалист – психолог. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                

      2.5  Типология личностей по каналам общения 

      «Передача-принятие»  информации при общении людей  происходит с помощью каналов  общения.В соответствии с различными органами чувств человека различают  зрительный, слуховой, тактильный (прикосновения), кинестетический (ощущения своего тела) каналы. Каждый человек имеет свои особенности в восприятии мира и другого человека с помощью органов чувств. 

      Для каждого человека другой человек  является самой сложной системой для восприятия во всем элементарном мире. В психологии выделяют специальную область знаний по восприятию человека человеком, которая называется социальной перцептивой. В одном  из направлений современной психологии – «нейтролингвистическом программировании» (НЛП) – изучаются различия в восприятии человека человеком. НЛП – это результат слияния психологии, лингвистики, математики. Приемы  НЛП успешно используются в педагогике, психотерапии, бизнесе.

        В соответствии с различиями  восприятия человека человеком  при общении люди (в соответствии с НЛП) делятся на три типа:

      - визуалы

      - аудиалы

      - кинестетики

      Эти типы людей значительно отличаются драг от друга во многих отношениях, в том числе и по структуре  общения.

      Визуалы любят конкретность, зрелищность; предпочитают возвышаться над собеседником, склонны к обвинительным утверждениям, не терпят хождений перед ними во время общения. Люди этого типа представляют информацию в виде ярких картин, зрительных образов. Рассказывая что-либо, жестикулируют, как бы рисуя зрительные образы. Говорят обычно быстро, высота голоса выше нормальной. Нередко с трудом запоминают устные указания. Проявляют интерес к внешнему виду , к тому, что как выглядит.

      Во  время воспоминания эти люди смотрят  прямо перед собой, вверх, влево вверх, вправо вверх.

      В их речи преобладают слова: «видеть», «ясно», «красочный», «я вижу» и т.д. Информацию лучше предоставлять в таблиц, диаграмм, рисунков и т.п.

      Аудиалы в общении все воспринимают через слуховые образы, музыку, речь, звуки природы. Люди этого типа склонны использовать много слов, чтобы добиться лучшего понимания. Их легко отвлекает посторонний шум. Они не редко разговаривают сами с собой вполголоса или без звуку, двигая при этом губами. Голос у них более звонкий, но не слишком высокий. Хорошо усваивют информацию на слух, могут без труда повторить сказанное кем-то. Обычно любят музыку, склонны поболтать по телефону. Они хорошие слушатели и получают удовольствие от устного общения.

      Вспоминая что-либо, эти люди как бы слышат свой голос или речь другого. При  этом их взор обращен вправо, влево или влево вниз.

        В речи преобладают фразы: «я  слушаю», «давайте обсудим», «не  нужно так громко», «какой тон»  и т.д. Не любит длительных  бестолковых рассуждений.

      Кинестетики все переживают эмоционально через состояние своего тела.Эти люди хорошо запоминают ощущения, движения. Вспоминая, они как бы сначала воссоздают, повторяют движения и ощущения тела. Они живо отликаются на физические поощрения и прикосновения. При общении кинестетики чаще всего находятся ближе к собеседнику, чем «визуалы». Говорят обычно медленно, делают намеренные паузы, допускают периоды молчпния между предложениями.

      Когда оничто-то вспоминают, они смотрят  вниз или вправо вниз.

        В разговоре преобладают Фразы:  «чувствую проблему», «тяжело  на душе», «ощутимый», «болезненный»  и т.п. Психологии выделяют еще один тип людей – «рассудочных» или «людей – компьютеров». Они реагируют не на свои ощущения, а на те слова, наименования, с которыми связывают свои образы и соответствующие ощущения.

      Умение  определить собственные сенсорные  предпочтения и сенсорные предпочтения людей, с которыми приходится общаться, очень полезно и важно для каждого человека.

      Согласно  неписанным правилам, ответственность  за эффективность общения лежит  на инициаторе. Именно он и должен быть гибким и подстраивать свои действия к особенностям поведения и речи своего собеседника.

      Как показали исследования, визуальному  человеку нужны время и пространство, чтобы «создать»свои картины  свои картины. Удачные иллюстрации, выразительные штрихи на листке бумаги, красиво оформленный тектс могут оказать неожиданное воздействие на принимаемое им решение, поэтому в определенных ситуациях при общении целесообразно оперировать зрительными образами, словесными картинами. А вот на человека аудиального типа это не произведет особого впечатления. Скорее всего, он потребует объяснения.

        Если к визуалу подойти очень  близко и слишком быстро, он  будет чувствовать напряжение. Кинестетик, наоборот, сочтет, что вы холодны  и нечувствительны, если вы  сядете или встанете слишком  далеко и не будете притрагиваться к нему. Поэтому, если быстро приближаться и прикасаться к визуальному человеку и встать далеко от кинестетика, можно потерять контакт и не достичь взаимопонимания.

      Очень часто люди не соглашаются не с  идеей своего собеседника как  таковой, ас формой её выражения. Как только идея переводится на язык их собственный системы представления, они соглашаются с ней. К примеру, у руководителя доминантной является визуальная система, поэтому он требует от своих подчиненных письменных отчетов, докладных записок, заявлений и т.д. Починенные же, предпочитающие аудиальную систему, склонны давать устные объяснения своих действий. И пока начальник и подчиненный не найдут общего языка, им трудно перейти к согласию. 
 
 

Информация о работе Психологические типы личности и их проявления в работе