Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:49, научная работа
Цель исследования: выявление психологических условий развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы развития образной памяти.
2.Раскрыть сущность, структуру и содержание зрительной памяти.
3.Описать динамику развития образной зрительной памяти на разных возрастных этапах.
4.Обобщить и опробовать методы изучения уровня развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….........................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………………………..6
1. 1.Понятие о памяти. Виды памяти. Образная память: её виды и характеристики…………………………………………………………………….....……….…..6
1. 2. Динамика развития образно-зрительной памяти на разных возрастных этапах…………………………………... …………………………………………………….....13
1. 3. Характеристика основных приёмов зрительного запоминания ……………………………………………………………………………………………….…....17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ……………………………………………………………..………….22
Глава 2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА..........................................................................................................24
2. 1. Приемы изучения зрительной памяти у детей …………………………….…………….24
2. 2. Организация работы по развитию зрительной памяти у детей младшего школьного возраста ……………………….....................................................................................................................29
2. 3. Условия эффективности развития зрительной памяти у младших школьников .........................................................................................................................................................33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………………………..........38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….................................................39
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………...............................................42
Тесная связь идеалистической
философии и первых концепций
памяти отчетливо прослеживается у
Платона, в его учении о воспоминании.
Для Платона гарантией
Другая важнейшая концепция памяти в философии древности развивалась Аристотелем. Она изложена в специальном сочинении «О памяти и воспоминании». Поиск доказательной аргументации в области индивидуальных различий людей, т.е. значительно более выраженных психологический подход, резко отличает взгляды Аристотеля на эту проблему от взглядов Платона.
Третья важная концепция памяти заключена в учении Плотина. Как известно Плотин – один из известнейших неоплатоников, и его взгляды на природу памяти, есть в основном, продолжение учения Платона. Но в отличие от Платона Плотин приводит ряд чисто психологических доводов: необходимость усилия для запоминаний, роль при этом повторения, ослабление памяти у стариков, т.е. память для Плотина – «психическая сила, проявляющаяся в тот момент, когда душа «вспоминая» переходит из пассивного состояния в активное»[11, с.23].
Родоначальником научной психологии памяти считают немецкого учёного Г. Эббингауза, который экспериментально исследовал процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
В русской психологии начала 20 века более всего должны быть выделены два имени - К.Д.Ушинского и И.М.Сеченова, которые особенно видное место отводили активности и осмысленности запоминания.
Выдвинутые ещё в до экспериментальный период истории психологии, почти сто лет тому назад, эти положения не базировались на широком опытном материале и носят ещё очень общий характер. Несомненно, что некоторые взгляды, высказывавшиеся И.М.Сеченовым и К.Д.Ушинским о памяти, уже устарели, однако в целом основное направление идей получило дальнейшее развитие и экспериментальное подтверждение.
Оценка памяти меняется
в 20 – 30 –е годы 20 века, когда не только
устанавливаются клинические
В советской психологии
прежде всего были выдвинуты
две наиболее существенные
П.П.Блонский, характеризуя генетические ступени памяти, исходит из различения следующих видов памяти : двигательная, аффективная, образная, вербальная память. Возникают они в процессе развития психики последовательно, именно в той последовательности, которая только что представлена. Им и посвящено основное содержание главного труда П.П. Блонского в области памяти впервые опубликованного в 1935году. Качественная, содержательная характеристика образной памяти составляет особенно ценный вклад П.П.Блонского в разработку проблем памяти.
Концепция Л.С.Выготского
известна под именем культурно- исторической
теории развития психики. Поведение
современного культурного человека,
согласно этой теории, является результатом
двух различных процессов
При выделении процессов памяти в качестве основания рассматривают различные функции, выполняемые в жизни и деятельности. Психологи выделяют три основных критерия памяти:
1. Продолжительность
закрепления и сохранения
2. Характер психической активности, преобладающий в деятельности.
3. Характер целей деятельности.
При этом к основным процессам памяти относятся – запоминание, воспроизведение, узнавание, сохранение, и забывание материала. В них особенно ярко обнаруживается связь актов особых самостоятельных (мнемических) действий. Хотя при сопоставлении процессов памяти бросается в глаза противоположная их функциональная направленность, эти процессы необходимо рассматривать в единстве, ибо память представляет собой многосложный, но единый и непрерывный процесс. Невозможно представить себе такое состояние сознания, чтобы оно обходилось без памяти.
Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется это тем, что память обслуживает все виды многообразной деятельности человека.
В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия:
1)Объект запоминания. Это предметы и явления, мысли, движения, чувства. Соответственно этому различают такие виды памяти, как образная, словесно- огическая, двигательная и эмоциональная;
2) Степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память;
3) Длительность сохранения
памяти. В данном случае имеют
ввиду кратковременную,
В филогенезе имеем ряд
(согласно П.П. Блонскому 3]): моторная память→аффективная→образная→
Двигательная (по П.П. Блонскому -моторная) память- это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д. Без памяти на движения человек должен был бы каждый раз учиться сначала осуществлять те или иные действия.
Запоминание человеком своих чувств и эмоций происходит благодаря эмоциональной памяти (поП.П.Блонскому - аффективной). Пережитые и сохранённые в памяти чувства оказывают большое влияние на формирование личности, являются важнейшим условием духовного развития человека. Запоминаются не только эмоции, но и предметы, и события, которые их вызывают. Установлено, что то, что вызывает у человека сильные эмоциональные переживания, запоминается лучше и на более длительное время.
Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обаятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения.
Содержанием словесно-логической памяти являются мысли человека. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Этот вид памяти является специфически человеческим видом, в отличии от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от её развития зависит развитие всех других видов памяти. Она играет ведущую роль в усвоении знаний в процессе обучения.
В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти. В последнем случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.
Непроизвольная и произвольная
память вместе с тем
Следующая классификация типов памяти основана на трёхкомпонентной модели памяти. Это концепция, в которой структура памяти представлена тремя совместно работающими блоками памяти : сенсорным, кратковременным и долговременным.
Конечно, все виды памяти не существуют независимо друг от друга, более того, они находятся в тесном взаимодействии. Одно несомненно: память занимает важное место в жизни людей и представляет собой сложный, но единый и неразрывный процесс.
Образная память – это кладовая опыта, пережитого человеком и чем-то ему ценного. Иногда что-то забывается, сохраняются только образы : звуки, запахи, цвета. В процессе естественного отбора у человека развилась образная память. Теперь такая память является ведущей лишь у дошкольников и младших школьников, у большинства взрослых образная память постепенно вытесняется словесно-логической.
Пользуясь образной памятью,
человек воспроизводит
Человек со словесной памятью попадает в заколдованный круг. Чтобы улучшать память – надо все время специально учиться и тренироваться: для того, чтобы учиться – нужна память. "И вся эта нагрузка падает на три процента мозга. Стоит ли удивляться, что уже к двадцати пяти годам словесная память переполняется воспринятой информацией – большей частью ненужной – и возможность запоминать новое резко падает"[18,с.15]. А вместе с ней уходят уже бесполезные без памяти способности. Человек прекращает учиться, а из-за безделья - деградирует.
Механизм образно-зрительной памяти совершенно противоположен.
Сначала человек воспринимает, безразлично что (события, цифры, буквы, слова), в безграничный запас образов, которые поставляет нам окружающий мир. Абстрактное (словесное) мышление - это схема и образы вставляются в нее, как страницы в книгу. Они сохраняются столько, сколько необходимо и когда нужно, встают перед мысленным взором. Абстрактное мышление свободно и может делать с перелистываемыми образами что угодно: использовать при сдаче экзаменов, вносить поправки в схему, додумывать любые недостающие детали. Запоминаемые образы перед глазами, а перевести их можно на любой язык: русский, английский, немецкий, формулы, символы и так далее.
Из истории памяти видно, что с самого начала научных разработок проблемы, память рассматривается в теснейшей связи с воображением, а объектом памяти считаются образы. «Условимся называть памяти, имеющие дело с образами – образной памятью» [8, с.300]. Аристотель считал, что память есть обладание образом, как подобием того чего он образ. Это определение тесно сближает память с воображением. По Аристотелю и думать невозможно без образа. Внешние тела, действуя на органы чувств, вызывают психологические изменения, которые могут не исчезнуть. Остается как бы отпечаток, картинка. Память он относит к бывшему, помнить – значит обладать образом и сознавать, что этот образ – копия аффицированного ранее предмета.
Образная память – это запоминание образов ранее воспринимавшихся предметов, явлений природы, картин жизни. В зависимости от того, каким органом чувств воспринимаются объекты или явления, образную память подразделяют на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. «Образ» - субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий, т.е. – одна из форм отражения объективной реальности.
За последние полвека вышло множество работ об образах. Но проблема образов в этих работах все больше и больше обособлялась от проблемы памяти, проблема образной памяти как таковая осталась в тени. Как уже писалось выше, наиболее качественную и содержательную характеристику образной зрительной памяти, наряду с вербальной, дал П.П.Блонский. Именно её он считал совершенно необходимой в научном изучении памяти.
В своем исследовании П.П.Блонский имел дело со зрительными образами и сделал такие выводы:
1.«Сравнительно легко
и ярче всего проявляются
2.Легче и ярче всего появляются зрительные образы эмоционально-цельных, блестящих и красочных впечатлений.