Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:49, научная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление психологических условий развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы развития образной памяти.
2.Раскрыть сущность, структуру и содержание зрительной памяти.
3.Описать динамику развития образной зрительной памяти на разных возрастных этапах.
4.Обобщить и опробовать методы изучения уровня развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….........................................3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………………………..6
1. 1.Понятие о памяти. Виды памяти. Образная память: её виды и характеристики…………………………………………………………………….....……….…..6
1. 2. Динамика развития образно-зрительной памяти на разных возрастных этапах…………………………………... …………………………………………………….....13
1. 3. Характеристика основных приёмов зрительного запоминания ……………………………………………………………………………………………….…....17

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ……………………………………………………………..………….22

Глава 2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА..........................................................................................................24
2. 1. Приемы изучения зрительной памяти у детей …………………………….…………….24
2. 2. Организация работы по развитию зрительной памяти у детей младшего школьного возраста ……………………….....................................................................................................................29
2. 3. Условия эффективности развития зрительной памяти у младших школьников .........................................................................................................................................................33

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………………………..........38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….................................................39

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………...............................................42

Вложенные файлы: 1 файл

Научно-исследовательская работа учителя начальных классов мбоу с.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

  "В детском возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким живым образам фантазии совершенно естественна, во-первых, потому что основной тип регуляции психики у детей как раз непроизвольный, во-вторых, потому что слово у ребенка очень близко к конкретному образу. Слова легко оживляют у детей яркие впечатления и живые ощущения, способные запустить естественные механизмы саморегуляции. С возрастом эти способности утрачиваются. Можно полагать, что тренировка механизмов наглядно-образного регулирования психики с детства может воспрепятствовать утрате уникальных способностей детской психики» [10, с.18].

В старшем дошкольном возрасте появляются достаточно полные представления памяти, наблюдается  переход от единичных представлений  к оперированию обобщенными образами, от "нелогичного", эмоционального образа к чётко дифференцированному, логически осмысленному, от оперирования отдельными представлениями к воспроизведению целостных ситуаций. В младшем школьном возрасте продолжается интенсивное развитие образной памяти, но ещё слабо развита языковая память, память на слова более механическая, чем осмысленная, в основном из-за малого объёма словарного запаса. "Для развития памяти дошкольника характерно движение от образной к словесно - логической." [4, c.71].

           Младший  школьник переходит на другой  возрастной этап и, что бы  переход этот был менее болезненным и более успешным, необходимо помочь ему в быстрейшей адаптации к новым социальным условиям и новому статусу – школьника. Достижения наглядно- образной памяти могут существенно помочь ему в этом.

 

1. 3. Характеристика основных  приёмов образно-зрительного запоминания

 

У ребенка, как и у взрослого, по мере роста  личности повышаются способности к произвольной психической  саморегуляции и контролю. За этими  понятиями возможность управлять  своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства и мысли, желания и возможности, способность поддержать гармонию душевной и физической жизни. Учителю понимание общих механизмов психофизической регуляции организма дает инструмент воздействия изнутри на развитие детской психики и ее произвольной регуляции.

«Основные механизмы психической  регуляции человека проявляются  в функциональном психофизическом  единстве деятельности организма, как  целостной системы» [13, с.32]. Это единство означает, что изменение в деятельности какого-либо элемента системы вызывает изменения в работе других его звеньев.  Понимая, как работает этот механизм, можно сознательно влиять на длительность менее произвольных психических функций, которые больше подвластны нашему волевому контролю. «Для того, чтобы управлять работой своих эмоций, чувств, органов движения, нужно держать их в поле зрения своего сознания, что совсем не просто, поскольку эти психические процессы являются внутренними и непосредственно, самому человеку, не видны»,- считает З.М.Истомина [12, с.20].

У маленьких детей произвольное внутреннее внимание совсем не развито, в регуляции их психической жизни  преобладают непроизвольное внимание, внешние стимулы и контроль со стороны. Ребенок настраивает свое внимание туда, где яркие и громкие, необычные стимулы. Он способен сосредоточиться продуктивно лишь на том, чего хочет, что ему нравится, а не на том, что «надо» окружающим. Но по мере созревания мозговых структур и определенных нервных механизмов у ребенка появляются возможности самому управлять своей познавательной деятельностью.

Этому процессу можно способствовать, создавая условия для деятельности и тренировки растущих и созревающих  психических функций ребенка. С  целью повышения уровня развития образной памяти необходимо проводить  занятия по специально составленным  программам , состоящим из системы игр и упражнений.

Центром "Эйдос"[15] разрабатываются  содержательные компоненты  программы  по развитию образной памяти на ассоциативной  основе с использованием специальных  ассоциативных техник.

1. Д. Лапп [15] в своей книге «Улучшаем память» определяет ассоциацию как психический процесс, в результате которого одни представления или понятия вызывают появление в уме других.

      Как в сознании  взрослого человека, так и в  сознании ребенка ассоциации  сменяют друг друга непрерывным потоком, возникая в ответ на  всякого рода стимулы. Ассоциация играет  важнейшую роль в любом процессе обучения. Одна вещь влечет за собой другую, так что ассоциации помогают различным образам упорядочивать все элементы поступающей информации. В дальнейшем извлечение их из памяти облегчается или затрудняется в зависимости от того, как  первоначально формировались ассоциации.

  Существует два вида памяти, говорили еще в древности:  естественная и искусная. Искусная память – это память развитая и укрепленная упражнением. Хорошая естественная память может быть улучшена благодаря тренировке. «Искусная память состоит из мест и образов» - классическое определение,  повторяемое из века в век.

Loсus – место, легко удерживаемое  памятью, например, дом, пространство между арками, угол и т.д.  образ – это форма здания или подобия того, что надо  запомнить.

Поэт Симонид  Кеосский, понял, что для хорошей памяти самое важное это упорядоченное  изложение. «… он пришел к выводу, что  желающим развить эту особенность (память) нужно отобрать места и сформировать мысленные образы тех вещей, которые они хотят запомнить, и затем расположить эти образы на местах так, что порядок мест будет хранить порядок вещей, а образы вещей будут обозначать сами вещи, и мы станем использовать эти места и образы, соответственно, как восковые таблички для письма и написанные на них буквы…».  [12, С. 36].

Спонтанные ассоциации  без  всяких усилий побуждают у  нас воспоминания прошлых лет. Этот процесс называется непроизвольной памятью. Вызвать воспоминания может любой стимул: звук, вкус, видимый предмет или его деталь. Как правило, в основе работы памяти лежат сходства или наоборот, различия между двумя вещами. [38,c.120].

     У детей   ум всегда активен, и каждая  ассоциация служит для них  своего рода трамплином для  открытия новых ассоциаций. К  сожалению, чем старше становится ребенок, тем труднее ему воспроизводить ассоциации, тем труднее ему воспринимать и запоминать материал школьной программы, а это результат того, что педагоги не придают значения образной памяти  и не включают ее технику в учебный процесс.

      Как   заметил А.Н.Леонтьев[30] в своей книге «Развитие памяти», "...когда мы говорим: « это мне напоминает…", мы неявно признаем, что в нашем уме есть какая – то ассоциация, которая и начинает разматывать клубок наших мыслей". "А если мы говорим: «я припоминаю», то усилия памяти пробуждают мысль, влекущую за собой каскад  ассоциаций, а во втором мы  думаем и ищем ассоциации сознательно».

    Некоторые  ассоциации легко бывает найти  благодаря тому, что они основаны  на смежности (тесном соседстве)  связанных элементов, в частном случае – на отношениях причины и следствия. Такие ассоциации приходят на ум всем людям, так что здесь легко найти путеводную нить и «взять след» с помощью простой игры логических ассоциаций.

     Поскольку  ассоциации подкрепляют память  на уровне подсознания, естественно предположить, что они таким же образом действуют и на уровне сознания. Иными словами сознательно придумываются какие – то ассоциации, а затем отыскиваются в заранее предусмотренных случаях, тем самым  усиливается контроль над записью информации в памяти и подкрепляются нужные мысленные связи, отчего наши шансы на воспоминание возрастают.                                                                                                                           Сплетая широкую сеть ассоциаций и  расширяя контекст, в  который помещается  каждое воспоминание,  увеличивается число «ключей» к нужной информации, что позволяет припомнить больше подробностей.

       Прочному  сохранению материала в памяти  помогает упорядоченная сеть  ассоциаций. Поиск ассоциаций (или, в меньшей степени, осознание возможных взаимосвязей между событиями, предметами и т.п.) быстро превращается в увлекательную игру. Культивируя игровой аспект тренировки у детей, можно улучшить память, не прилагая особых усилий.

      То, что   называется ассоциацией по сходству (и контрасту), представляет собой  трансформацию образа, которая состоит  в том, что данный образ частично  становиться иным, а частично  остается еще прежним (длинная  коробка – длинная полоса). Проще  говоря, здесь имеет место частичное, т.е. постепенное, непрерывное изменение.

   2. Прием   Квинтилиана.  Архитектурный тип запоминания.

«Для того, чтобы сформировать в памяти ряд мест… нужно вспомнить  какое-нибудь здание по возможности  более просторное и состоящее из нескольких помещений  - передней, гостиной, спален и кабинетов,  - и, проходя также мимо

 статуй и других  деталей, которыми они украшены... Образы, которые будут помогать  нам вспоминать речь... располагаются  затем в воображении по местам  здания, которые будут запечатлены в памяти. Теперь, как  только потребуется оживить  память о фактах, следует посетить по очереди все эти места и востребовать у их хранителей то, что было в них помечено... "[9, с.437]. Этот прием использовали ораторы. Квинтилиановы примеры образов: якорь - вопросы мореплавания; меч - вопросы военных действий.

   Симонид подметил, что "наиболее совершенные  образы возникают для тех вещей,  которые были переданы  и запечатлены   чувством, но самое острое из  всех чувств - чувство зрения, и следовательно, восприятия, полученные при помощи слуха или благодаря размышлению, могут быть легче всего сохранены, если они так же переданы  умам посредством зрения "[12, c.200].

     Этот прием  используется в таких упражнениях  как "Предметы и слова", "Предметы и цвет", "Кто больше всех запомнит".[Приложение 6]

     Ещё П.П.Блонский [3] заметил, что термин "ассоциация", "связь" толкают нас на  крупные ошибки: здесь нет связи  двух разных образов, здесь  есть изменения, два различных  момента, два последовательных состояния одного и того же образа. Термин "ассоциация" здесь не соответствует действительности: в данном случае надо говорить не о связях разных явлений, но об изменении одного и того же. В результате отпадают по отношению к ассоциации по сходству два основных мифа ассоциатизма. Первый из них - психологический учит о "нахождении" в сознании различных концептов, которые имеют свойство "вызывать" сходные концепты, в данном случае образы. Вопреки этому мифу имеет место в действительности процесс постепенного изменения концепта - образа, изменяющегося в процессе своего существования, подобно всему существующему [3].

     Важнейшую  для психологии проблему изменения  образов памяти ассоциативная  психология подменяла проблемой  связи двух неизменных концептов,  но образы не неизменные сущности: это течение, т.е. изменение образов, происходит постепенно, т.е. представляет собой непрерывный процесс в ряде случаев. Но далеко не всегда наши образы текут непрерывно. Их непрерывное течение нарушается восприятиями, которые дают начало возникновению новых образов и мыслей.

     Если "ассоциация  по сходству" маскирует факт  постепенного изменения одного  и того же образа, то ассоциация "по смежности" более безобидна.  В случае реинтеграции можно  говорить о связи в прежнем  восприятии. Термин "связь" и "ассоциация" здесь не являются неверными. Введение вместо него термина "реинтеграция", понимаемого как "восстановление в виде образа прежнего восприятия" можно надеяться, поможет лучше понимать суть исследуемой проблемы [3].

       Согласно психическому обоснованию применения приемов образной памяти при запоминании по мере созревания мозговых структур и определенных нервных механизмов у ребенка появляются возможности самому управлять своим вниманием, а, следовательно, качество памяти улучшается. Этому процессу можно способствовать, создавая условия для деятельности и тренировки растущих и созревающих психических функций ребенка.

Существует прямая зависимость  успешности обучения и воспитания от объёма кратковременной зрительной  памяти в таких видах деятельности, как продуктивная и физическая активность. В усвоении знаний наибольший объём зрительной памяти характерен для детей со средней успешностью обучения, что связано с преобладанием процессов запоминания над процессами осмысления учебного материала у данной группы. В учебной и продуктивной деятельности успешность обучения прямо связана со скоростью воспроизведения образов, что подтверждает вывод о ведущей роли процессов памяти в обучении детей младшего школьного возраста.

Таким образом, эффективность обучения младших школьников существенно зависит от развития зрительного восприятия,  зрительной памяти, , но данная зависимость неоднородна и связана с видом учебной деятельности.

 

Выводы по первой главе

 

      Таким  образом, из анализа литературы по исследуемой теме было выявлено, что психическими свойствами памяти исследователи и мыслители интересовались еще с античных времен. Теорий механизмов памяти выдвинуто много, но к единому мнению за многовековую историю развития психологии, как науки, исследователи до наших дней так и не пришли.

 Формы проявления  памяти чрезвычайно многообразны. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности  память подразделяется на такие  виды, как:

1. двигательная;

2. образная;

3. эмоциональная;

4. смысловая;

По целеполаганию –  произвольная и непроизвольная.

По продолжительности  закрепления и сохранения материала:

Информация о работе Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста