Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:49, научная работа
Цель исследования: выявление психологических условий развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы развития образной памяти.
2.Раскрыть сущность, структуру и содержание зрительной памяти.
3.Описать динамику развития образной зрительной памяти на разных возрастных этапах.
4.Обобщить и опробовать методы изучения уровня развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….........................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………………………..6
1. 1.Понятие о памяти. Виды памяти. Образная память: её виды и характеристики…………………………………………………………………….....……….…..6
1. 2. Динамика развития образно-зрительной памяти на разных возрастных этапах…………………………………... …………………………………………………….....13
1. 3. Характеристика основных приёмов зрительного запоминания ……………………………………………………………………………………………….…....17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ……………………………………………………………..………….22
Глава 2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА..........................................................................................................24
2. 1. Приемы изучения зрительной памяти у детей …………………………….…………….24
2. 2. Организация работы по развитию зрительной памяти у детей младшего школьного возраста ……………………….....................................................................................................................29
2. 3. Условия эффективности развития зрительной памяти у младших школьников .........................................................................................................................................................33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………………………..........38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….................................................39
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………...............................................42
1. мгновенная;
2. кратковременная;
3. долговременная;
4. оперативная;
По степени осмысленности память может быть механической и логической.
Первым, кто раскрыл принцип работы
образной памяти, был Аристотель,
древнегреческий философ.
Основной труд по исследованию образной памяти принадлежит П.П.Блонскому.[3] Чаще всего именно его структура используется при изучении образной памяти ( моторная → аффективная → образная → логическая.)
В дошкольном и младшем
Из психолого-педагогической
-для того, чтобы
сохранить и развить образную
память необходимо
-в младшем школьном
возрасте преобладает
- все виды и процессы памяти взаимосвязаны, и для их развития ребёнок нуждается в руководстве взрослого, а зрительная образная память - основной вид памяти младших школьников, которую следует постоянно развивать на специальных занятиях.
Причём системно-выстроенные
2. Глава 2. Система работы по развитию зрительной памяти у детей младшего школьного возраста
2.1. Приёмы изучения зрительной памяти у детей младшего школьного возраста
«Психическая сфера человека разделяется на психические процессы условно с целью научного анализа. В каждое мгновение все воспринимающие, перерабатывающие и реагирующие вовне психофизические системы человека посредством более десятка миллиардов нервных клеток создают единую «симфонию» психической жизни. Выделить же в ситуации момент, когда проявляется только внимание, память или мышление невозможно, т.к. психические процессы протекают одновременно" [42, C.49].
Однако, цель данной работы исследование развития зрительной памяти младших школьников. В первой главе было установлено, что в младшем школьном возрасте главным видом памяти является образная. Её развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребёнка. Память всё больше выделяется из восприятия и всё большее значение начинает приобретать способность к воспроизведению.
Различные процессы памяти развиваются с возрастом у детей неодинаково, причём одни из них могут опережать другие. От интереса ребёнка к выполняемой им деятельности и мотивации этой деятельности зависит развитие у него процессов памяти. Уровень развития памяти младших школьников, впрочем, так же как и взрослого человека, определяется преимущественно методом тестирования.
"Тесты - это краткие экспериментальные
приёмы, применяемые для выявления
уровня психического развития".
[4, с.21] Для психодиагностики детей
обычно используются тесты,
В своём научном труде "Психодиагностика"[24] известный российский психолог, доктор наук, профессор и академик Р.С.Немов приводит ряд апробированных практических тестов для психодиагностики дошкольников и младших школьников и, в частности, памяти, которые позволяют получать показатели развития, выражаемые в стандартизированной, десятибалльной шкале.
"Память человека
многообразна. Все её виды трудно
одновременно оценить. В этой
связи в практической
Изучение произвольной и непроизвольной зрительной памяти у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста проводится по методикам Ю.А.Афонькиной[38], А.Н.Леонтьева[16], Г.А Урунтаевой[38] и др. Данные методики отличаются довольно простым содержанием, что более приемлемо для экспериментаторов без специального высшего психологического образования. Дети младшего школьного возраста только что пришедшие в школу психологически недостаточно готовы к тестированию и поэтому представленные ниже серии экспериментов скорее констатирующие.
Экспериментатором была использована методика из двух тестов. В качестве испытуемых были протестированы 12 детей младшего школьного возраста 1 «А» класса МОУСОШ №37 г.Дзержинска Нижегородской области . Возраст детей: от 7лет 3месяца до 7 лет 7месяцев.
На этом этапе исследования использовалась методика, направленная на изучение непроизвольной и произвольной зрительной памяти применяемая чаще всего к детям старшего дошкольного возраста, так как младшие школьники в начале учебного процесса ещё недостаточно адаптировались к школе и по уровню психологического развития ближе к старшим дошкольникам, чем к школьникам .
Методика №1 .[44]
( Изучение
зрительной непроизвольной
Используется набор картинок размером 7х10см [Приложение 1 с.1]
Зонт, утка, слон, гриб, кот, ворона, цветок, груша, капуста, стрекоза.
Ребенку показывали по очереди картинки – 10 штук (все изображения на них знакомы ребенку). При этом экспериментатор не ставил перед ребёнком задачу на запоминание. Он говорил: «Я сейчас покажу тебе картинки, а ты внимательно посмотри на них». Картинки экспонировались последовательно одна за другой. Расстояние от изображения до уровня глаз испытуемого 25-30 см. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После демонстрации десяти картинок ребенка просили: «Назови картинки, которые ты запомнил». Учитывалось, сколько предметов из общего числа названо ребенком по памяти, повторы не учитывались, также как и названные предметы, которых на картинках не было.
Хорошей непроизвольной памятью считается, если ребенок назвал 8-9 картинок, 6 –7 это средний уровень, а 5 и меньше – низкий уровень развития непроизвольной памяти. Результаты изучения зрительной непроизвольной памяти приведены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты изучения зрительной непроизвольной памяти
Испытуемые |
Возраст ребёнка |
Количество ответов Зрител. непроизв. память |
1.Ангелина К. 2.Света З. 3.Ксения М. 4.Валерия Н. 5.Алеша П. 6.Федя П. 7.Максим Е. 8.Маша Г. 9.Антон Н. 10.София Х. 11. Катя К. 12.Данила С |
7л.3м. 7л.4м. 7л.3м. 7л.6м. 7л.5м. 7л.4м. 7л.6м. 7л. 4м. 7л.6м. 7л. 7м. 7л.3м. 7л.5м. |
4 (40%) 3 (30%) 5 (50%) 3 (30%) 4 (50%) 4 (40%) 7 (70%) 7 (70%) 8 (80%) 7 (70%) 8 (80%) 7 (70%) |
Средние показатели |
5,55 (55,5%) |
В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что четыре ребёнка имеют высокий уровень развития зрительной непроизвольной памяти, два человека - средний уровень и шесть человек - низкий.
Методика №2.[44]
( Изучение зрительной
Используется набор картинок размером 7х10см [Приложение 1 с.2]
Сова, собака, сорока, домик, лук, мяч, коза, улитка, заяц, свинья.
Ребенку показывали набор картинок и предлагали запомнить как можно
больше картинок для того, чтобы затем их припомнить. Средства и приемы запоминания не указывали. Каждая картинка экспонировалась в течение 3 секунд. Расстояние от изображения до уровня глаз испытуемого 25-30 см. После показа всех картинок дети воспроизводили по памяти предметы, изображенные на них. Результаты изучения зрительной произвольной памяти приведены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты изучения зрительной произвольной памяти.
Испытуемые |
Возраст ребёнка |
Количество ответов зрительн. произв. память |
1.Ангелина К. 2.Света З. 3.Ксения М. 4.Валерия Н. 5.Алеша П. 6.Федя П. 7.Максим Е. 8.Маша Г. 9.Антон Н. 10.София Х. 11. Катя К. 12.Данила С. |
7л.3м. 7л.4м. 7л.3м. 7л.6м. 7л.5м. 7л.4м. 7л.6м. 7л. 4м. 7л.6м. 7л. 7м. 7л.3м. 7л.5м |
3 (40%) 3 (30%) 4 (40%) 3 (30%) 3 (40%) 3 (30%) 6 (60%) 6 (60%) 7 (70%) 6 (60%) 7 (70%) 6 (60%) |
Средние показатели |
4,75 (47,5%) |
Хорошей произвольной памятью считается, если ребенок назвал 7-9 картинок, 5-6 – это средний уровень, а 4 и меньше – низкий уровень развития произвольной памяти.
В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что шесть детей из группы имеют средний уровень развития зрительной произвольной памяти и шесть - низкий уровень.
В результате тестирования , а также наблюдения за детьми в классе в течении трех месяцев и ежедневного общения с учащимися, группа была разделена на две части:
1группа - 6 человек
с низким уровнем развития зрит
2группа - 6 человек со средним и высоким уровнем зрительной памяти.
Списки деления детей на группы, в результате констатирующего эксперимента приведены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3. Группа 1. Дети с первоначально низким развитием зрительной памяти
Испытуемые |
Возраст |
Количество ответов зрител. непроизв. память |
Количество ответов зрительн. произв. память | |
1.Ангелина К. 2.Света З. 3.Ксения М. 4.Валерия Н. 5.Алеша П. 6.Федя П. |
7л.8м. 7л.10м. 7л.7м. 7л.10м. 7л.5м. 7л.4м. |
4 (40%) 3 (30%) 5 (50%) 3 (30%) 4 (50%) 4 (40%) |
3 (40%) 3 (30%) 4 (40%) 3 (30%) 3 (40%) 3 (30%) | |
Средние показатели |
3,8(38%) |
3,2(32%) | ||
Общий средний показатель 3,5 (35%) |
Таблица 4.Группа 2. Дети с нормальным и высоким первоначальным уровнем развития зрительной памяти.
Испытуемые |
Возраст |
Количество ответов Зрител. Непроизв. Память |
Количество ответов Зрительн. Произв. память | |
1.Максим Е. 2.Маша Г. 3.Антон Н. 4.София Х. 5. Катя К. 6.Данила С. |
7л.6м. 7л.4м. 7л.6м. 7л.7м. 7л.3м. 7л.5м. |
7 (70%) 7 (70%) 8 (80%) 7 (70%) 8 (80%) 7 (70%) |
6 (60%) 6 (60%) 7 (70%) 6 (60%) 7 (70%) 6 (60%) | |
Средние показатели |
7,3(73%) |
6,3(63%) | ||
Общий средний показатель 6,8 (68%) |
Таким образом видно, что группы получились равными по количеству детей и примерно равными по показателям развития зрительной памяти в своих группах. Дальнейшую работу планируется проводить с группой 1.
2.2. Система
и организация работы по