Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:49, научная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление психологических условий развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы развития образной памяти.
2.Раскрыть сущность, структуру и содержание зрительной памяти.
3.Описать динамику развития образной зрительной памяти на разных возрастных этапах.
4.Обобщить и опробовать методы изучения уровня развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….........................................3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………………………..6
1. 1.Понятие о памяти. Виды памяти. Образная память: её виды и характеристики…………………………………………………………………….....……….…..6
1. 2. Динамика развития образно-зрительной памяти на разных возрастных этапах…………………………………... …………………………………………………….....13
1. 3. Характеристика основных приёмов зрительного запоминания ……………………………………………………………………………………………….…....17

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ……………………………………………………………..………….22

Глава 2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА..........................................................................................................24
2. 1. Приемы изучения зрительной памяти у детей …………………………….…………….24
2. 2. Организация работы по развитию зрительной памяти у детей младшего школьного возраста ……………………….....................................................................................................................29
2. 3. Условия эффективности развития зрительной памяти у младших школьников .........................................................................................................................................................33

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………………………..........38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….................................................39

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………...............................................42

Вложенные файлы: 1 файл

Научно-исследовательская работа учителя начальных классов мбоу с.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

1. мгновенная;

2. кратковременная;

3. долговременная;

4. оперативная;

  По степени осмысленности  память может быть механической и логической.

         Первым, кто раскрыл принцип работы  образной памяти, был Аристотель, древнегреческий философ. Именно  ему принадлежит кратко и обобщённо  выраженная мысль, что, образная  память – это запоминание наглядного, слышимого, ощущаемого.

         Основной труд по исследованию образной памяти принадлежит П.П.Блонскому.[3] Чаще всего именно его структура используется при изучении образной памяти ( моторная → аффективная → образная → логическая.)

          В дошкольном и младшем школьном  возрасте у детей преобладает  образная память.  Логическая память еще не развита, а образная память хорошо развита, но недостаточно для того, что бы со временем удержаться и не быть вытесненной механической памятью, которая отодвинет ребёнка в его развитии на более низкую ступень.

         Из психолого-педагогической литературы  по проблеме возможностей развития  образной памяти младших школьников, можно сделать следующие  выводы:

  -для того, чтобы  сохранить и развить образную  память необходимо систематически  проводить специальные занятия, в основе которых, лежит обучение ассоциативным техникам и классическим приемам запоминания.

-в младшем школьном  возрасте преобладает непроизвольная  память, которая объединяясь с  речью и мышлением, приобретает  интеллектуальный характер, а образная память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребёнка, в результате чего складываются элементы произвольной памяти.

- все виды и процессы  памяти взаимосвязаны, и для  их развития ребёнок нуждается в руководстве взрослого, а зрительная образная память - основной вид  памяти  младших школьников, которую следует  постоянно развивать на специальных занятиях.

        Причём системно-выстроенные занятия  необходимо  проводить планомерно  «от простого к сложному», что закрепляет с каждым занятием навык и умение пользоваться приемами и техниками. Скорость запоминания во главу угла не берётся, т.к. в задачу  входит увеличение объема запоминания зрительно-образного материала, что ведёт за собой повышение уровня развития образной памяти, так необходимого младшим школьникам для отличной успеваемости в школе.

 

       2. Глава 2. Система работы по развитию зрительной памяти у детей младшего школьного возраста

2.1. Приёмы изучения зрительной памяти у детей младшего школьного возраста

 

       «Психическая сфера человека разделяется на психические процессы условно с целью научного анализа. В каждое мгновение все воспринимающие, перерабатывающие и реагирующие  вовне психофизические  системы человека посредством более десятка миллиардов нервных клеток создают единую «симфонию» психической жизни. Выделить же  в ситуации момент, когда проявляется только внимание, память или мышление невозможно, т.к. психические процессы протекают одновременно" [42, C.49].

Однако, цель данной работы исследование развития зрительной памяти младших школьников. В первой главе было установлено, что в младшем школьном возрасте главным видом памяти является образная. Её развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребёнка. Память всё больше выделяется из восприятия и всё большее значение начинает приобретать способность к воспроизведению.

Различные процессы памяти развиваются с возрастом у  детей неодинаково, причём одни из них  могут опережать другие. От интереса ребёнка к выполняемой им деятельности и мотивации этой деятельности зависит развитие у него процессов памяти. Уровень развития памяти младших школьников, впрочем, так же как и взрослого человека, определяется преимущественно методом тестирования.

         "Тесты - это краткие экспериментальные  приёмы, применяемые для выявления  уровня психического развития". [4, с.21] Для психодиагностики детей  обычно используются тесты, аналогичные  взрослым, но более простые и  адаптированные. Отметим также, что дети только тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, когда сами методики и имеющиеся в них задания вызывают и поддерживают интерес на протяжении всего времени эксперимента. Как только непосредственный интерес пропадает, ребёнок перестаёт проявлять те способности и задатки, которыми реально обладает. Значит надо заинтересовать детей,  с помощью игровых приёмов, что бы получить достоверные результаты.

  В своём научном труде "Психодиагностика"[24] известный российский психолог, доктор наук, профессор и академик Р.С.Немов приводит ряд апробированных практических тестов для психодиагностики дошкольников и младших школьников и, в частности, памяти,  которые позволяют получать показатели развития, выражаемые в стандартизированной, десятибалльной шкале.

"Память человека  многообразна. Все её виды трудно  одновременно оценить. В этой  связи в практической психодиагностике  памяти приходится ограничиваться  только некоторыми её видами - это узнавание, воспроизведение  и запоминание, в частности объём кратковременной зрительной …. образной памяти, а также динамика процесса заучивания,"- отмечает Р.С.Немов[24, c.88].

      Изучение  произвольной и непроизвольной  зрительной памяти у детей  старшего дошкольного и младшего школьного возраста проводится по методикам Ю.А.Афонькиной[38], А.Н.Леонтьева[16], Г.А Урунтаевой[38]  и др. Данные методики отличаются довольно простым содержанием, что более приемлемо для экспериментаторов без специального высшего психологического образования.   Дети младшего школьного возраста только что пришедшие в школу психологически недостаточно готовы к  тестированию и поэтому представленные ниже серии экспериментов скорее констатирующие.

Экспериментатором была использована методика из двух тестов. В качестве испытуемых были протестированы 12 детей младшего школьного возраста  1 «А» класса МОУСОШ №37 г.Дзержинска Нижегородской области . Возраст детей: от 7лет 3месяца до 7 лет 7месяцев.

На этом этапе исследования использовалась методика, направленная на изучение непроизвольной и произвольной зрительной памяти применяемая чаще всего к детям старшего дошкольного возраста, так как младшие школьники в начале учебного процесса ещё недостаточно адаптировались к школе и по уровню психологического развития ближе к старшим дошкольникам, чем к школьникам .

Методика №1 .[44]

       ( Изучение  зрительной непроизвольной памяти.)

Используется  набор  картинок размером 7х10см [Приложение 1 с.1]

Зонт, утка, слон, гриб, кот, ворона, цветок, груша, капуста, стрекоза.

Ребенку показывали по очереди картинки –  10 штук (все изображения на них  знакомы ребенку). При этом экспериментатор не ставил перед ребёнком задачу на запоминание. Он говорил: «Я сейчас покажу тебе картинки, а ты внимательно посмотри на них». Картинки экспонировались последовательно одна за другой. Расстояние от изображения до уровня глаз испытуемого 25-30 см. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После демонстрации десяти картинок ребенка просили: «Назови картинки, которые ты запомнил». Учитывалось, сколько предметов из общего числа названо ребенком по памяти, повторы не учитывались, также как и названные предметы, которых на картинках не было.

Хорошей непроизвольной памятью считается, если ребенок назвал 8-9 картинок, 6 –7 это средний уровень, а 5 и меньше – низкий уровень развития непроизвольной памяти. Результаты изучения зрительной непроизвольной памяти приведены в таблице 1.

 

Таблица 1. Результаты  изучения зрительной непроизвольной памяти

Испытуемые

Возраст ребёнка

Количество ответов

Зрител. непроизв. память

1.Ангелина К.

2.Света З.

3.Ксения М.

4.Валерия Н.

5.Алеша П.

6.Федя П.

7.Максим Е.

8.Маша Г.

9.Антон Н.

10.София Х.

11. Катя К.

12.Данила С

7л.3м.

7л.4м.

7л.3м.

7л.6м.

7л.5м.

7л.4м.

7л.6м.

7л. 4м.

7л.6м.

7л. 7м.

7л.3м.

7л.5м.

4 (40%)

3 (30%)

5 (50%)

3 (30%)

4 (50%)

4 (40%)

7 (70%)

7 (70%)

8 (80%)

7 (70%)

8 (80%)

7 (70%)

Средние показатели

 

5,55 (55,5%)


 

В ходе констатирующего  эксперимента было установлено, что  четыре ребёнка имеют высокий  уровень развития  зрительной непроизвольной памяти, два человека - средний уровень и шесть человек - низкий.

 

              Методика №2.[44]

             ( Изучение зрительной произвольной  памяти.)

Используется  набор  картинок размером 7х10см [Приложение 1 с.2]

Сова, собака, сорока, домик, лук, мяч, коза, улитка, заяц, свинья.

   

 Ребенку показывали  набор картинок и предлагали  запомнить как можно

больше картинок для  того, чтобы затем их припомнить. Средства и приемы запоминания не указывали. Каждая картинка экспонировалась  в течение 3 секунд. Расстояние от изображения до уровня глаз испытуемого 25-30 см. После показа всех картинок дети воспроизводили по памяти предметы, изображенные на них. Результаты изучения зрительной произвольной памяти приведены в таблице 2.

 

Таблица 2.  Результаты изучения зрительной произвольной памяти.

Испытуемые

Возраст ребёнка

Количество ответов

зрительн. произв. память

1.Ангелина К.

2.Света З.

3.Ксения М.

4.Валерия Н.

5.Алеша П.

6.Федя П.

7.Максим Е.

8.Маша Г.

9.Антон Н.

10.София Х.

11. Катя К.

12.Данила С.

7л.3м.

7л.4м.

7л.3м.

7л.6м.

7л.5м.

7л.4м.

7л.6м.

7л. 4м.

7л.6м.

7л. 7м.

7л.3м.

7л.5м

3 (40%)

3 (30%)

4 (40%)

3 (30%)

3 (40%)

3 (30%)

6 (60%)

6 (60%)

7 (70%)

6 (60%)

7 (70%)

6 (60%)

Средние показатели

 

4,75 (47,5%)


 

Хорошей произвольной памятью считается, если ребенок назвал 7-9 картинок, 5-6 – это средний уровень, а 4 и меньше – низкий уровень развития произвольной памяти.

  В ходе констатирующего эксперимента было установлено, что шесть детей из группы имеют средний уровень развития зрительной произвольной памяти и шесть - низкий уровень.

  В результате тестирования , а также наблюдения за детьми в классе в течении трех месяцев и ежедневного общения с учащимися, группа была разделена на две части:

 

1группа -  6 человек  с низким уровнем развития зрительной памяти;

2группа - 6 человек со средним и высоким уровнем зрительной памяти.

Списки деления детей  на группы, в результате констатирующего  эксперимента приведены в таблицах 3 и 4.

 

Таблица 3. Группа 1. Дети с первоначально низким развитием зрительной памяти

Испытуемые

Возраст

Количество ответов

зрител. непроизв. память

Количество ответов

зрительн. произв. память

1.Ангелина К.

2.Света З.

3.Ксения М.

4.Валерия Н.

5.Алеша П.

6.Федя П.

7л.8м.

7л.10м.

7л.7м.

7л.10м.

7л.5м.

7л.4м.

4 (40%)

3 (30%)

5 (50%)

3 (30%)

4 (50%)

4 (40%)

3 (40%)

3 (30%)

4 (40%)

3 (30%)

3 (40%)

3 (30%)

Средние показатели

 

3,8(38%)

3,2(32%)

Общий средний показатель    3,5 (35%)   


 

Таблица 4.Группа 2. Дети с нормальным и высоким первоначальным уровнем развития зрительной памяти.

Испытуемые

Возраст

Количество ответов

Зрител. Непроизв. Память

Количество ответов

Зрительн. Произв. память

1.Максим Е.

2.Маша Г.

3.Антон Н.

4.София Х.

5. Катя К.

6.Данила С.

7л.6м.

7л.4м.

7л.6м.

7л.7м.

7л.3м.

7л.5м.

7 (70%)

7 (70%)

8 (80%)

7 (70%)

8 (80%)

7 (70%)

6 (60%)

6 (60%)

7 (70%)

6 (60%)

7 (70%)

6 (60%)

Средние показатели

 

7,3(73%)

6,3(63%)

Общий средний показатель     6,8 (68%)


 

Таким образом видно, что группы получились равными по количеству детей и примерно равными  по показателям развития зрительной памяти в своих группах. Дальнейшую работу планируется проводить с группой 1.

 

2.2. Система  и организация работы по развитию  зрительной  памяти у детей  младшего школьного возраста.

Информация о работе Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста