Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:49, научная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление психологических условий развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы развития образной памяти.
2.Раскрыть сущность, структуру и содержание зрительной памяти.
3.Описать динамику развития образной зрительной памяти на разных возрастных этапах.
4.Обобщить и опробовать методы изучения уровня развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….........................................3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………………………..6
1. 1.Понятие о памяти. Виды памяти. Образная память: её виды и характеристики…………………………………………………………………….....……….…..6
1. 2. Динамика развития образно-зрительной памяти на разных возрастных этапах…………………………………... …………………………………………………….....13
1. 3. Характеристика основных приёмов зрительного запоминания ……………………………………………………………………………………………….…....17

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ……………………………………………………………..………….22

Глава 2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА..........................................................................................................24
2. 1. Приемы изучения зрительной памяти у детей …………………………….…………….24
2. 2. Организация работы по развитию зрительной памяти у детей младшего школьного возраста ……………………….....................................................................................................................29
2. 3. Условия эффективности развития зрительной памяти у младших школьников .........................................................................................................................................................33

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………………………..........38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….................................................39

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………...............................................42

Вложенные файлы: 1 файл

Научно-исследовательская работа учителя начальных классов мбоу с.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

3.Зрительные образы  легче всего возникают у людей,  когда их сознание находится  на более низком уровне, чем  при полном совершенном бодрствовании."[3, с.313].

По мнению П.П.Блонского  зрительная память является несовершенной памятью, оказывающей услуги только в исключительных случаях. "Зрительная память как память малопригодна"[3,с.381]. Но, подчёркивает здесь же П.П.Блонский, плохо служа в качестве памяти, она несравненно лучше может быть пригодна для творческого воображения. Схематичность и привычность ("избитость") образов, являющиеся преимуществом для памяти, в такой же мере оказываются недостатками для воображения. И наоборот, "...искусство поэта,- замечает П.П.Блонский,- в умении пользоваться яркими индивидуальными образами и в сознательной и произвольной репродукции их."[3,с.382].

Людям с преобладанием  зрительной памяти необходимо видеть запоминаемую информацию в виде, например, написанного текста. Когда они  воспроизводят что-то по памяти, то мысленно видят зрительный образ и читают его. Особенно хорошо зрительная память развита у художников. Известно, что И.И. Левитан по наброскам, сделанным летом, мог зимой воссоздавать на полотне картины природы. Художник Дж. Рейнольдс писал портреты по памяти, лишь изучив в течении некоторого времени позировавшего ему человека.  Хорошая зрительная память наблюдается и у шахматистов. Известно, что один из выдающихся шахматистов 19века Поль Морфи мог играть восемь партий одновременно, не глядя на шахматную доску, а С.Алехин проводил сеансы одновременной игры «вслепую» на 30-40 досках.

Отдельно немного остановимся  на особом виде зрительно-образной памяти, которая носит название эйдетической памяти. Эйдетизм – «это способность  некоторых индивидов (эйдетиков) к  сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен».[5, c.214]. Систематические наблюдения за эйдетиками  производил Л.С.Выготский.  Особенностью эйдетической памяти является способность человека на пустом экране видеть картину или предмет, которые ранее находились перед его глазами. Л.С.Выготский [5]отмечал, что эйдетическая память наблюдается у детей и подростков, но иногда, в виде исключения, сохраняется и у взрослых.

Первые систематические  наблюдения эйдетизма были проведены в начале нашего века В. Урбанчичем у пациентов с потерей слуха. Изучение эйдетизма стало центральной темой работ представителей Марбургской психологической школы (Э.Р. Йенш, О. Кро и др.)[27,с.118], пришедших к выводу, что в дошкольном и младшем школьном возрасте эйдетизм представляет собой обычное, более того, закономерное явление. 

      Результаты  исследований, проведенных в последние  годы, не подтверждают мысль о  широком распространении эйдетизма.  Можно говорить лишь об относительном  небольшом числе случаев достоверно установленного наличия эйдетических образов, например, у некоторых выдающихся мнемонистов, художников, музыкантов.

           При психологическом анализе  образной памяти важно учитывать,  что она 

входит в целостную  структуру человеческой личности, а зрительная память – это тот вид образной памяти, который является наиболее важными в учебной деятельности, творчестве и развитии интеллекта.  

Сознательно запоминать можно только посредством зрительных образов. Например, вспоминая образ знакомого или близкого человека, воспроизводятся не только фигура, цвет волос, глаз, но и особенности его речи, тембр голоса, может прийти на память и его домашний номер телефона, и запах его любимых духов. Так как человек может управлять в воображении только зрительными образами. Сам же процесс запоминания (для мозга) - это процесс соединения двух образов. Мы не сможем соединить два запаха или два движения. Человек может соединять в воображении только зрительные образы. Поэтому сознательное запоминание на основе других анализаторных систем  вообще не представляется возможным. Когда человек повторяет фразу на родном языке, он повторяет её на основе запечатленных мозгом зрительных образов.

     

1. 2. Динамика  развития памяти на разных  возрастных этапах

 

В 20-х годах нашего века некоторые  психологи высказали мысль о  том, что память ребенка сильнее, лучше, чем память взрослого. Основанием для таких суждений были факты, говорившие об удивительной пластичности детской  памяти. Однако внимательное изучение деятельности памяти маленьких детей показало, преимущество детской памяти только кажущееся. Дети действительно легко запоминают, но далеко не любой материал, а лишь тот, который им чем-то интересен и вызывает у них положительные чувства. К тому же быстрота запечатления – только одно звено и только одно качество во всех процессах памяти.

        Прочность памяти, осмысленность,  полнота у детей значительно  более слабы, чем у взрослых. Поскольку в оценке человеческой  памяти основным качеством является  умение человека избирательно успешно использовать в новых обстоятельствах прежде воспринятый материал, память взрослого зрелого человека оказывается значительно более развитой, чем память ребенка. Умением выбирать нужный материал, его внимательно воспринимать, группировать, дети не обладают.

            По Г.А.Урунтаевой [36] сразу после  рождения приступает к функционированию  образная память (в элементарной  форме). На 3-4месяце у малыша начинает  формироваться образ предмета. Так  создаётся фундамент образной  памяти. К 12 месяцам он узнаёт мелодию, которая когда-то вызвала у него положительные эмоции, но в виде свободных воспоминаний образная память наблюдается в начале второго года жизни ребёнка.

            Несовершенство детской памяти  обнаруживается  в том, что ребенок запоминает. П.П. Блонский считал, что на разных возрастных этапах детям становится доступным разное содержание. Раньше всего дети сохраняют в памяти выполненные ими движения, затем запоминают пережитые чувства и эмоциональные состояния. На следующем этапе доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженного в словах.

Совершенно ясно, что  умение формировать зрительные образы связано со знанием окружающего мира. Детская память богата образами отдельных конкретных предметов, когда-то воспринятых ребенком. Но поднимаясь на уровень обобщений, ребенок оперирует отдельными образами, в которых слиты как существенные и общие черты, присущие целой группе предметов, так и те частные детали, которые ребенок подметил. Конечно, представления детей имеют ряд характерных особенностей, обусловленных в первую очередь неумением ребенка воспринимать предметы, поэтому детские представления, особенно о малознакомых вещах, оказываются смутными, нечеткими и хрупкими.

Маленький ребенок должен сначала познать окружающую действительность, чтобы впоследствии получить возможность  восстанавливать ее в виде мысленных  картин. По мере развития ребенка память продолжает совершенствоваться, позволяет ему узнавать все больше и больше интересной новой информации, связать эту информацию со старым запасом знаний. Развитие памяти влечет за собой развитие мышления, речи, так как сопряжено с развитием этих важнейших психических процессов. Память открывает маленькому человеку возможность познавать окружающий мир.

По П.П.Блонскому [3] начало эмоциональной или аффективной  памяти, выражающейся в появлении  аффективной реакции до непосредственного  действия, вызывающего ее стимула, относится к первому полугодию жизни ребенка. Первые зачатки свободных воспоминаний, с которыми, по словам П.П.Блонского, пожалуй, было бы осторожнее всего связывать начало образной памяти, относится им ко второму году жизни.  Также утверждает П.П. Блонский, "мы еще не знаем, когда появляются у детей образы."[3,с.335] Им сделан вывод, что образная память появляется несколько раньше вербальной, но значительно позже моторной и аффективной.

Более раннее появление образной памяти не означает ее последующего исчезновения и замены словесной памятью. Однако образная память, утверждает П.П.Блонский, продолжает оставаться более низким уровнем памяти по сравнению с вербальной. Это относится и к наиболее развитым – зрительным образам памяти, возникающим легче всего тогда, когда сознание человека находится на более низком уровне, чем при полном, совершенном бодрствовании.

В целом память детей  младшего школьного возраста  является достаточно хорошей, и это касается в первую очередь механической памяти, которая за первые три – четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. В связи с возрастным относительным преобладанием первой сигнальной системы, у дошкольников и младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Опосредованная, логическая память несколько отстает в своем развитии, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

Дети лучше, быстрее  запоминают и прочнее сохраняют  в памяти конкретные сведения, факты, события, лица, предметы, чем определения, описания, объяснения. Основное направление развития образной памяти детей под влиянием обучения – это возрастание роли мнемических приемов, которыми пользуются младшие школьники. Дети младшего школьного возраста лучше запоминают материал, если перед ними находится наглядность, так как все еще преобладает наглядно-образное мышление, поэтому наглядность в начальных классах имеет такое большое значение. В этом возрасте зрительная память продолжает активно развиваться, и данный возраст является сензитивным для развития и тренировки наглядно - образной памяти.

Старший дошкольный возраст характеризуется  интенсивным развитием способности  к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера.

Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание, что  произвело на него впечатление, что  было интересно. Качество непроизвольного  запоминания предметов, картинок, слов, зависит от того, насколько активно  ребенок действует по отношению  к ним, в какой мере происходит их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия. Так, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в случае, когда ему предлагают  эти картинки разложить по своим местам, например, отложить отдельно вещи, которые подходят для сада, кухни, детской комнаты, двора.

Непроизвольное запоминание  является косвенным, дополнительным результатом  выполняемых ребенком действий восприятия и мышления. Произвольные формы запоминания  и воспроизведения начинают складываться в старшем дошкольном возрасте. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Овладение произвольными формами памяти включает в себя несколько этапов.

На первом из них ребенок начинает выделять только саму задачу запомнить  и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое. Большая часть детей шести лет уже стремится к припоминанию слов без названия опорных изображений (по З.М.Истоминой)[12].

Несмотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием господствующим видом памяти даже к  концу дошкольного возраста остается память непроизвольная. К произвольному  запоминанию и воспроизведению  дети обращаются в сравнительно редких случаях, когда соответствующие задачи возникают в их деятельности или когда этого требуют взрослые. Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца дошкольного детства значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала.

Благодаря перестройке мнемических  процессов в младшем школьном возрасте ребенок оказывается в  состояние ставить перед собой  сознательные цели (запомнить, припомнить) и стремится их достичь. Этот перепад представляет собой сложный процесс, включающий два основных этапа. Первый этап – опознание и выделение ребенком мнемической цели. На втором этапе формируется соответствующие им действия и операции. В 6-7 летнем возрасте появляются первые попытки применения некоторых приемов. Дети могут самостоятельно осуществлять, хотя и в простых формах переработку материала. В опытах З.М. Истоминой [12, c.157] по ходу упражнений дети проявляли умения применять в мнемических целях отдельные приемы в виде мыслительных операций . Это дает возможность обучать ребенка тому, как необходимо запомнить и припомнить.

Изучая в сравнительном плане  продуктивность запоминания детьми наглядного и словесного материала, слов конкретного и абстрактного содержания, А.А.Смирнов[34], А.Н.Леонтьев[16] и другие исследователи показали, что совершенствование памяти у детей представляет значительно более сложный процесс, чем простую смену одного запоминаемого содержания другим. У детей 3 класса более продуктивным оказалось запоминание наглядного материала. Этот результат А.А.Смирнов рассматривает как следствие совместной деятельности первой и второй сигнальных систем, т.е. зрительного восприятия и слова.

Информация о работе Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста