Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:49, научная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление психологических условий развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы развития образной памяти.
2.Раскрыть сущность, структуру и содержание зрительной памяти.
3.Описать динамику развития образной зрительной памяти на разных возрастных этапах.
4.Обобщить и опробовать методы изучения уровня развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….........................................3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………………………..6
1. 1.Понятие о памяти. Виды памяти. Образная память: её виды и характеристики…………………………………………………………………….....……….…..6
1. 2. Динамика развития образно-зрительной памяти на разных возрастных этапах…………………………………... …………………………………………………….....13
1. 3. Характеристика основных приёмов зрительного запоминания ……………………………………………………………………………………………….…....17

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ……………………………………………………………..………….22

Глава 2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА..........................................................................................................24
2. 1. Приемы изучения зрительной памяти у детей …………………………….…………….24
2. 2. Организация работы по развитию зрительной памяти у детей младшего школьного возраста ……………………….....................................................................................................................29
2. 3. Условия эффективности развития зрительной памяти у младших школьников .........................................................................................................................................................33

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………………………..........38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….................................................39

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………...............................................42

Вложенные файлы: 1 файл

Научно-исследовательская работа учителя начальных классов мбоу с.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

В младшем школьном возрасте появляются достаточно полные представления  памяти. Продолжается интенсивное развитие образной и как подвида её – зрительной памяти. Многими поколениями психологов безусловно доказано, что для развития памяти ребёнка характерно движение от образной к словесно-логической и в обязанности взрослого входит облегчить этот переход как можно действеннее.

Исходя из всего вышеизложенного, в работе с младшими школьниками, предпочтительна следующая  структура  занятий:

I. Реконструктивный этап (4 занятия).

II. Контрольный этап (1 занятие).

Структура занятия.

        I.        Организационный момент (2-3 минуты).

        II.       Основная часть  (20-25 минут).

        III.      Заключительная  часть (4-5 минут).[21]

       На  первом этапе идет непосредственное  обучение запоминания с помощью  зрительной памяти, через упражнения  и игры. Особенность  занятий в том, что они совместими с учетом развития зрительной памяти во всех  плоскостях:

тактильные ощущения, зрительная произвольная и непроизвольная память, словесно-логическая память, развитие воображения, пространственного мышления, координация работы левого и правого полушарий.

   На втором этапе  совершенствуется применение техники  и приемов запоминания с помощью  образной памяти.

    На третьем  этапе совершенствуется контроль  применения приемов и техники  запоминания с помощью зрительной  памяти. Контрольный срез проводится спустя 4 занятия.

    Способ развития  зрительной памяти, включающий в  себя развитие таких психических  процессов, как внимание, восприятие, воображение, творческих способностей, представлены в виде пронумерованных  игр-упражнений.(Приложение 3,4,5) Они служат, как средство, обостряющее чувствительность виденья ребенком окружающего мира. Чередование упражнений по развитию образной памяти рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается психическая активность ребенка, улучшается его настроение, сбрасывается инертность самочувствия. (В результате в коре головного мозга снижается инертность тормозного состояния и застойного возбуждения, достигается большая уравновешенность процессов возбуждения и торможения, изменяется и упорядочивается нервно-психическая активность мозга в целом).

    Непрерывная  концентрация внимания на одном  предмете или действии от 3 до 5 минут. Затем внимание начинает  колебаться. Поэтому успех занятия   зависит от:

1. настроения ведущего и ребенка, и взаимной заинтересованности;

2. частоты смены игр  и упражнений.

       Роль  ведущего занятия по развитию  памяти: стараясь вовлечь детей  в игру, включить в работу их  внутреннее внимание, направить  его на осознание того, что  в них происходит во время занятий, ведущий должен уметь гибко изменять свою позицию: активно увлекающим, показывающим, ни в коем случае не заставляя, не оценивая, не наказывая

    На занятиях все дети успешны: правильно все, что они делают, разыгрывая тот или иной образ, при этом каждый делает по-своему, как может. Но у всех возникают эмоции, образы, каждый ребенок может уловить и научиться их произвольно регулировать. Сосредоточение внимания хотя бы на одном своем ощущении, или сравнение пары ощущений желательно и  необходимо. Тренируя такие умения, дети тренируют способность произвольной (подвластной сознательным усилиям) регуляции возникновения и смены различных ассоциативных образов и эмоциональных ощущений.

В начале занятия обязательно  проводятся  упражнения или игры на 1-2 минуту на концентрацию внимания. Это позволяет в начале занятия сосредоточиться детям на рабочей нити, перекрыть возбуждение и успокоиться.

Далее на основной части  занятия преследуются следующие  задачи:

- развитие воображения, нестандартных ассоциативных представлений;

- увеличение скорости запоминания, длительность хранения, качества и детальности  воспроизведения;

- развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих  форм усвоения и запоминания материала.

Работа может проводится  групповым способом, индивидуально и в парах.

Ориентиром на время  и объем проведения упражнений и  игр служили:

- состояние активности и работоспособности испытуемых;

- уровень развития у испытуемых зрительной памяти.

 В структуру занятий  в обязательном порядке входит минута физических упражнений или игр, которые соответствуют целям и задачам занятия. Ориентиром на  их проведение служит состояние утомления, снижение активности  испытуемых.

Заключительная часть  занятия направлена на закрепление  положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

      Руководствуясь вышеизложенным, был проведён формирующий эксперимент с группой  специально отобранных детей. Целью этой работы было: улучшение показателей развития зрительной  памяти у детей младшего школьного возраста с помощью специально подобранных игр и упражнений.      

Считаем, что деятельность по развитию зрительной памяти у младших школьников будет эффективной, если осуществлять целенаправленную работу по параллельным направлениям:

- включать в мнемическую  деятельность детей упражнения  на запоминание материала на  ассоциативной основе;

-  поощрять желание  ребёнка запомнить материал;

- использовать поэтический  и художественный материал для  развития образной памяти детей.

 Работа по первому  направлению предусматривала включение  игр и упражнений по развитию  зрительной памяти, по второму  - похвала за удачный ответ  и активное участие во всех играх наиболее отличившихся экспериментатор отдельно отмечал в конце занятия, по третьему - включение в занятия упражнений на заучивание стихов, скороговорок, сочинение рассказов по картинкам.

          В младшем школьном возрасте появляются достаточно полные представления памяти. Продолжается интенсивное развитие образной и как подвида её – зрительной памяти. Многими поколениями психологов безусловно доказано, что для развития памяти ребёнка характерно движение от образной к словесно-логической и в обязанности взрослого входит облегчить этот переход как можно действеннее.

      Включение  художественных произведений и  наглядного материала во все  ситуации общения с ребёнком  способствует развитию не только  словесной, но и образной, зрительной, двигательной и эмоциональной памяти. Беседы по сказкам и иллюстрирование их, заучивание стихотворений и пересказ коротких рассказов с применением наглядного материала, а также собственных рисунков  расширяют опыт ребёнка, обогащают словарный запас, фантазию и развивают память.

  Дополнительно к представленным системам были составлены тематические планы занятий ,на основе упражнений и игр, предложенных Ю.А.Афонькиной[38], Л.С.Белоусовой[2], Л.М.Житниковой[10], В.В.Мамаевой [21], Н.В.Новоторцевой[25], Е.И.Соколовой[35],  Г.А.Урунтаевой[37], С.Хромовой[40], М.И. Чистяковой [43] и сформированы, в соответствии с уровнем зрительной памяти детей.

Цель проведения занятий: повышение уровня развития зрительной памяти детей.

Задача занятий:

-        снижение процента запоминания с помощью механической памяти;

- непосредственное совершенствование и развитие зрительной памяти;

-        развитие речи и увеличение  словарного запаса;

- создание положительного эмоционального фона, вселение чувства  уверенности в собственные возможности. 

 

Таблица 5.Тематический план проведения занятий по развитию образной зрительной  памяти.

Неделя

Содержание работы

Ссылка на приложение

 

Обоснование

1 неделя

1.Упражнение «Лабиринт»

 

2.Упражнение «Открытки»

3.Упражнение 1(а)  Учим стихи, играя и рисуя.

4.Упражнение10 Запомни  и нарисуй

5.Игра «Запомни порядок»

4

 

 

 

3

 

 

3

 

 

 

3

 

 

5

Задача: проследить глазами, не водя карандашом, какой предмет  с каким соединяется. Концентрация внимания в начале занятия.

 

Развивает внимание и зрительную память,

 

 

Развитие зрительной памяти, связь зрительной и слуховой памяти.

 

 

Развитие зрительной памяти.

 

 

Развитие зрительной памяти, снятие напряжения и усталости.

2 неделя

1.Упражнение «Лабиринт»

 

2.Игра «Предметы»

3.Упражнение 1(б) Учим  стихи, играя.

4.Упражнение10  Запомни и нарисуй

5.Игра «Художник»

4

 

 

 

3

 

 

3

 

 

3

 

 

 

5

Задача: проследить глазами, не водя карандашом, какой предмет  с каким соединяется. Концентрация внимания в начале занятия.

 

Развивает внимание и  зрительную память,

 

Развитие зрительной памяти, связь зрительной и слуховой памяти.

 

 

Развитие зрительной памяти и внимания.

 

 

Развитие зрительной памяти, снятие напряжения и усталости

3 неделя

1.Упражнение «Лабиринт»

 

2. Гуляем по зоопарку

3. Упражнение 2(а) Учим скороговорки.

4.Упражнение 9 Запомни и сравни

5.Игра «Разведчик»

4

 

 

 

3

 

3

 

 

 

3

 

 

5

 Задача: проследить глазами, не водя карандашом, какой предмет с каким соединяется.)Концентрация внимания в начале занятия.

 

Развитие зрительной памяти

 

Развитие зрительной памяти, связь зрительной и слуховой памяти.

 

 

Развитие зрительной памяти и внимания.

 

Развитие зрительной памяти, снятие напряжения и усталости.

4 неделя

1.Упражнение «Лабиринт»

 

2.Игра гуляем по  лесу.

 

3.Упражнение 2(б) "Скороговорки"

4.Упражнение 9 Запомни  и сравни

4.В магазине зеркал.

4

 

 

 

3

 

 

 

3

 

 

3

 

 

5

 

Задача: проследить глазами, не водя карандашом, какой предмет  с каким соединяется.)Концентрация внимания в начале занятия.

 

Развитие зрительной памяти.

 

 

Развитие зрительной памяти, связь зрительной и слуховой памяти.

 

 

Развитие зрительной памяти и внимания

 

 

Развитие зрительной памяти, снятие напряжения и усталости.


 

Планы занятий были составлены и проводились по принципу "от простого к сложному", в программу  включались не только упражнения на развитие зрительной памяти, но и на внимание, логическое мышление, развитие речи, восприятия, эмоциональной памяти и, конечно, двигательной памяти, что бы снять усталость и дать время детям немного отдохнуть. Тем более, что многие упражнения трудно разделить на составные части по развитию только одной какой-то психологической функции, ведь все процессы в организме взаимосвязаны, но предпочтение, конечно же, отдавалось упражнениям для развития зрительной памяти.

 

2.3. Условия  эффективности развития зрительной  памяти у младших школьников

После проведения работы по развитию зрительной памяти детей  младшего школьного возраста, все  дети снова были протестированы.

Контрольное тестирование  групп проводилось по той же  схеме.  В методике №1 были использованы карточки: овца, ананас, еж, морковь, курица, желудь, снеговик, лиса, мышь, кораблик.(Приложение 2 с.1.)

В методике 2 : грабли, торт, скворечник, томат, рыбка, утка, яблоко, белочка, солнышко, тыква. (Приложение 2 с.2.) 

Результаты тестирования приведены в таблицах 8 – 21 и гистограммах.

 

Таблица 6. Результаты  изучения зрительной непроизвольной памяти после проведения комплекса занятий в группе 1.

Испытуемые

Количество ответов

1.Ангелина К.

2.Света З.

3.Ксения М.

4.Валерия Н.

5.Алеша П.

6.Федя П.

5   (50%)

4   (40%)

5   (50%)

4   (40%)

5   (50%)

5   (50%)

Средние показатели

4,7 (47%)


 

 

 Таблица 7.Результаты  изучения зрительной непроизвольной памяти  в группе 2

Испытуемые

Количество ответов.

1.Максим Е.

2.Маша Г.

3.Антон Н.

4.София Х.

5. Катя К.

6.Данила С.

7   (70%)

8   (80%)

8   (80%)

8   (80%)

8   (80%)

7   (70%)

Средние показатели

  7,7 (77%)


 

 

 Таблица 8. Результаты   изучения зрительной произвольной  памяти после проведения комплекса занятий в группе 1.

Испытуемые

Количество ответов.

1.Ангелина К.

2.Света З.

3.Ксения М.

4.Валерия Н.

5.Алеша П.

6.Федя П.

 

Средние показатели

4   (30%)

4   (40%)

5   (50%)

4   (40%)

4   (40%)

4   (40%)

 

4,1 (41%)

Информация о работе Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста