Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:49, научная работа
Цель исследования: выявление психологических условий развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить теоретические основы развития образной памяти.
2.Раскрыть сущность, структуру и содержание зрительной памяти.
3.Описать динамику развития образной зрительной памяти на разных возрастных этапах.
4.Обобщить и опробовать методы изучения уровня развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….........................................3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………………………..6
1. 1.Понятие о памяти. Виды памяти. Образная память: её виды и характеристики…………………………………………………………………….....……….…..6
1. 2. Динамика развития образно-зрительной памяти на разных возрастных этапах…………………………………... …………………………………………………….....13
1. 3. Характеристика основных приёмов зрительного запоминания ……………………………………………………………………………………………….…....17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 ……………………………………………………………..………….22
Глава 2. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА..........................................................................................................24
2. 1. Приемы изучения зрительной памяти у детей …………………………….…………….24
2. 2. Организация работы по развитию зрительной памяти у детей младшего школьного возраста ……………………….....................................................................................................................29
2. 3. Условия эффективности развития зрительной памяти у младших школьников .........................................................................................................................................................33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………………………..........38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….................................................39
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………...............................................42
В младшем школьном возрасте появляются достаточно полные представления памяти. Продолжается интенсивное развитие образной и как подвида её – зрительной памяти. Многими поколениями психологов безусловно доказано, что для развития памяти ребёнка характерно движение от образной к словесно-логической и в обязанности взрослого входит облегчить этот переход как можно действеннее.
Исходя из всего вышеизложенного, в работе с младшими школьниками, предпочтительна следующая структура занятий:
I. Реконструктивный этап (4 занятия).
II. Контрольный этап (1 занятие).
Структура занятия.
I. Организационный момент (2-3 минуты).
II. Основная часть (20-25 минут).
III. Заключительная часть (4-5 минут).[21]
На
первом этапе идет
тактильные ощущения, зрительная произвольная и непроизвольная память, словесно-логическая память, развитие воображения, пространственного мышления, координация работы левого и правого полушарий.
На втором этапе
совершенствуется применение
На третьем
этапе совершенствуется
Способ развития
зрительной памяти, включающий в
себя развитие таких
Непрерывная
концентрация внимания на
1. настроения ведущего и ребенка, и взаимной заинтересованности;
2. частоты смены игр и упражнений.
Роль ведущего занятия по развитию памяти: стараясь вовлечь детей в игру, включить в работу их внутреннее внимание, направить его на осознание того, что в них происходит во время занятий, ведущий должен уметь гибко изменять свою позицию: активно увлекающим, показывающим, ни в коем случае не заставляя, не оценивая, не наказывая
На занятиях все дети успешны: правильно все, что они делают, разыгрывая тот или иной образ, при этом каждый делает по-своему, как может. Но у всех возникают эмоции, образы, каждый ребенок может уловить и научиться их произвольно регулировать. Сосредоточение внимания хотя бы на одном своем ощущении, или сравнение пары ощущений желательно и необходимо. Тренируя такие умения, дети тренируют способность произвольной (подвластной сознательным усилиям) регуляции возникновения и смены различных ассоциативных образов и эмоциональных ощущений.
В начале занятия обязательно проводятся упражнения или игры на 1-2 минуту на концентрацию внимания. Это позволяет в начале занятия сосредоточиться детям на рабочей нити, перекрыть возбуждение и успокоиться.
Далее на основной части занятия преследуются следующие задачи:
- развитие воображения, нестандартных ассоциативных представлений;
- увеличение скорости запоминания, длительность хранения, качества и детальности воспроизведения;
- развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм усвоения и запоминания материала.
Работа может проводится групповым способом, индивидуально и в парах.
Ориентиром на время и объем проведения упражнений и игр служили:
- состояние активности и работоспособности испытуемых;
- уровень развития у испытуемых зрительной памяти.
В структуру занятий в обязательном порядке входит минута физических упражнений или игр, которые соответствуют целям и задачам занятия. Ориентиром на их проведение служит состояние утомления, снижение активности испытуемых.
Заключительная часть занятия направлена на закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.
Руководствуясь вышеизложенным, был проведён формирующий эксперимент с группой специально отобранных детей. Целью этой работы было: улучшение показателей развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с помощью специально подобранных игр и упражнений.
Считаем, что деятельность по развитию зрительной памяти у младших школьников будет эффективной, если осуществлять целенаправленную работу по параллельным направлениям:
- включать в мнемическую деятельность детей упражнения на запоминание материала на ассоциативной основе;
- поощрять желание ребёнка запомнить материал;
- использовать поэтический
и художественный материал для
развития образной памяти
Работа по первому
направлению предусматривала
В младшем школьном возрасте появляются достаточно полные представления памяти. Продолжается интенсивное развитие образной и как подвида её – зрительной памяти. Многими поколениями психологов безусловно доказано, что для развития памяти ребёнка характерно движение от образной к словесно-логической и в обязанности взрослого входит облегчить этот переход как можно действеннее.
Включение
художественных произведений и
наглядного материала во все
ситуации общения с ребёнком
способствует развитию не
Дополнительно к представленным системам были составлены тематические планы занятий ,на основе упражнений и игр, предложенных Ю.А.Афонькиной[38], Л.С.Белоусовой[2], Л.М.Житниковой[10], В.В.Мамаевой [21], Н.В.Новоторцевой[25], Е.И.Соколовой[35], Г.А.Урунтаевой[37], С.Хромовой[40], М.И. Чистяковой [43] и сформированы, в соответствии с уровнем зрительной памяти детей.
Цель проведения занятий: повышение уровня развития зрительной памяти детей.
Задача занятий:
- снижение процента запоминания с помощью механической памяти;
- непосредственное совершенствование и развитие зрительной памяти;
- развитие речи и увеличение словарного запаса;
- создание положительного эмоционального фона, вселение чувства уверенности в собственные возможности.
Таблица 5.Тематический план проведения занятий по развитию образной зрительной памяти.
Неделя |
Содержание работы |
Ссылка на приложение |
Обоснование |
1 неделя |
1.Упражнение «Лабиринт»
2.Упражнение «Открытки» 3.Упражнение 1(а) Учим стихи, играя и рисуя. 4.Упражнение10 Запомни и нарисуй 5.Игра «Запомни порядок» |
4
3
3
3
5 |
Задача: проследить глазами, не водя карандашом, какой предмет с каким соединяется. Концентрация внимания в начале занятия.
Развивает внимание и зрительную память,
Развитие зрительной памяти, связь зрительной и слуховой памяти.
Развитие зрительной памяти.
Развитие зрительной памяти, снятие напряжения и усталости. |
2 неделя |
1.Упражнение «Лабиринт»
2.Игра «Предметы» 3.Упражнение 1(б) Учим стихи, играя. 4.Упражнение10 Запомни и нарисуй 5.Игра «Художник» |
4
3
3
3
5 |
Задача: проследить глазами, не водя карандашом, какой предмет с каким соединяется. Концентрация внимания в начале занятия.
Развивает внимание и зрительную память,
Развитие зрительной памяти, связь зрительной и слуховой памяти.
Развитие зрительной памяти и внимания.
Развитие зрительной памяти, снятие напряжения и усталости |
3 неделя |
1.Упражнение «Лабиринт»
2. Гуляем по зоопарку 3. Упражнение 2(а) Учим скороговорки. 4.Упражнение 9 Запомни и сравни 5.Игра «Разведчик» |
4
3
3
3
5 |
Задача: проследить глазами, не водя карандашом, какой предмет с каким соединяется.)Концентрация внимания в начале занятия.
Развитие зрительной памяти
Развитие зрительной памяти, связь зрительной и слуховой памяти.
Развитие зрительной памяти и внимания.
Развитие зрительной памяти, снятие напряжения и усталости. |
4 неделя |
1.Упражнение «Лабиринт»
2.Игра гуляем по лесу.
3.Упражнение 2(б) "Скороговорки" 4.Упражнение 9 Запомни и сравни 4.В магазине зеркал. |
4
3
3
3
5
|
Задача: проследить глазами,
не водя карандашом, какой предмет
с каким соединяется.)
Развитие зрительной памяти.
Развитие зрительной памяти, связь зрительной и слуховой памяти.
Развитие зрительной памяти и внимания
Развитие зрительной памяти, снятие напряжения и усталости. |
Планы занятий были составлены и проводились по принципу "от простого к сложному", в программу включались не только упражнения на развитие зрительной памяти, но и на внимание, логическое мышление, развитие речи, восприятия, эмоциональной памяти и, конечно, двигательной памяти, что бы снять усталость и дать время детям немного отдохнуть. Тем более, что многие упражнения трудно разделить на составные части по развитию только одной какой-то психологической функции, ведь все процессы в организме взаимосвязаны, но предпочтение, конечно же, отдавалось упражнениям для развития зрительной памяти.
2.3. Условия
эффективности развития
После проведения работы по развитию зрительной памяти детей младшего школьного возраста, все дети снова были протестированы.
Контрольное тестирование групп проводилось по той же схеме. В методике №1 были использованы карточки: овца, ананас, еж, морковь, курица, желудь, снеговик, лиса, мышь, кораблик.(Приложение 2 с.1.)
В методике 2 : грабли, торт, скворечник, томат, рыбка, утка, яблоко, белочка, солнышко, тыква. (Приложение 2 с.2.)
Результаты тестирования приведены в таблицах 8 – 21 и гистограммах.
Таблица 6. Результаты изучения зрительной непроизвольной памяти после проведения комплекса занятий в группе 1.
Испытуемые |
Количество ответов |
1.Ангелина К. 2.Света З. 3.Ксения М. 4.Валерия Н. 5.Алеша П. 6.Федя П. |
5 (50%) 4 (40%) 5 (50%) 4 (40%) 5 (50%) 5 (50%) |
Средние показатели |
4,7 (47%) |
Таблица 7.Результаты изучения зрительной непроизвольной памяти в группе 2
Испытуемые |
Количество ответов. |
1.Максим Е. 2.Маша Г. 3.Антон Н. 4.София Х. 5. Катя К. 6.Данила С. |
7 (70%) 8 (80%) 8 (80%) 8 (80%) 8 (80%) 7 (70%) |
Средние показатели |
7,7 (77%) |
Таблица 8. Результаты изучения зрительной произвольной памяти после проведения комплекса занятий в группе 1.
Испытуемые |
Количество ответов. |
1.Ангелина К. 2.Света З. 3.Ксения М. 4.Валерия Н. 5.Алеша П. 6.Федя П.
Средние показатели |
4 (30%) 4 (40%) 5 (50%) 4 (40%) 4 (40%) 4 (40%)
4,1 (41%) |