Психологический анализ игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа освещает одну из самых интересных и мало исследованных тем: психологический анализ игры. Цель: дать психологический анализ игровой деятельности ребенка и ее особенным проявлениям в дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Дать определение феномена игры и ее разновидностей.
2. Дать психологическую характеристику игровой деятельности в дошкольном возрасте.
3. Выявить взаимосвязь игры и психического развития ребенка.
4. Определить значение игры как фактора становления личности ребенка.

Содержание

Введение………………………………………………………..1
Глава 1. Психологический анализ игры и ее особенные проявления……………………………………………..2
1.1. Общая характеристика игровой деятельности………..2
1.2. Смысл и функции игры, анализ игровых действий…….10
1.3. Игра как феномен сознания………………………………13
Глава 2. Суть игры и ее влияние на становление личности ребенка……………………………………18
2.1Теорииигры-какведущаядеятельностьдошко-
льника……………………………………………………….18
2.2.Игра и психическое развитие………………………...23
2.3.Значение игры………………………………………….3
Заключение……………………………………………..36
Список использованной литературы………38

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАК 1.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)


План

 

Введение………………………………………………………..1

Глава 1. Психологический анализ игры и ее особенные проявления……………………………………………..2

1.1. Общая характеристика игровой деятельности………..2

1.2. Смысл и функции игры, анализ  игровых действий…….10

1.3. Игра как феномен сознания………………………………13

 

Глава 2. Суть игры и ее влияние на становление личности ребенка……………………………………18

2.1Теорииигры-какведущаядеятельностьдошко-  

льника……………………………………………………….18

2.2.Игра  и психическое развитие………………………...23

2.3.Значение  игры………………………………………….31

 

Заключение……………………………………………..36

 

Список  использованной литературы………38

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

   Данная курсовая работа освещает  одну из самых интересных и мало исследованных тем: психологический анализ игры.  Раскрытие многих проблем является актуальным для этой темы на данном этапе, и правильная постановка, если не решение их, особенно существенна для дальнейших исследований в этой области. 

      Игра - одно из  замечательнейших явлений жизни,  деятельность, как будто бесполезная  и вместе с тем необходимая. Что же такое игра - доступная ребенку и непостижимая для ученого? Прежде всего, игра – это осмысленная деятельность, то есть совокупность осмысленных действий, объединенным единством мотива. Игра – это деятельность; это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра индивида всегда теснейшим образом связана с тем видом деятельности, на которой основывается существование данного вида. Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры- способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир -  в этом основное, центральное и самое общее значение игры. Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль в ходе нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.

Из всего сказанного можно выделить цель, предмет, объект и задачи данной курсовой работы.

Цель: дать психологический анализ игровой деятельности ребенка и ее особенным проявлениям в дошкольном возрасте.

Задачи:

  1. Дать определение феномена игры и ее разновидностей.
  2. Дать психологическую характеристику игровой деятельности  в дошкольном возрасте.
  3. Выявить взаимосвязь игры и психического развития ребенка.
  4.   Определить значение игры как фактора становления личности ребенка.

 

Объект: игровая деятельность дошкольника.

   Предмет: психологические особенности игровой деятельности  дошкольника.

 

 

                                                                   

 

 

 

 

                                                                «Человек играет только тогда,   

                                                                когда он в полном значении

                                                                                        слова человек, и он бывает   

                                                                                        вполне человеком лишь тогда

                                                                                        когда играет». Ф. Шиллер.

Глава I.                          

    1. Общая характеристика игровой деятельности.

 

Игра- это одно из замечательнейших явлений жизни, деятельности, как  будто бесполезная и вместе с  тем необходимая. Невольно чаруя  и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

Игра- это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение социальной и предметной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце XIX века немецкий ученый К. Гроос. Немецкий психолог К. Былер определял игру как деятельность, совершаемую ради получения «функционального удовольствия». Фрейдисты видят в игре выражение глубинных инстинктов или влечений. Теорию игры, исходящую из ее социальной природы, разрабатывали Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев. Связывая игру с ориентировочной деятельностью, Д.Б. Эльконин определяет ее как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. (№ 11 С. 255-276).

Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх  человека и ребенка, - это осмысленная  деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.

Игра-это деятельность; это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра индивида всегда теснейшим образом связана с той деятельностью, на которой основывается существование данного вида; у человека «игра- дитя труда». Эта связь игры с трудом ярко запечатлена в содержании игр: все они обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой деятельности.

Игра связана  с практикой, с воздействием на мир. Игра человека- порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отражая, преображать действительность. Впервые проявляясь в игре, эта сама всеобщая человеческая способность в игре впервые и формируется. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры.

Теорию, согласно которой игра связана с трудом, развил у нас Г.В. Плеханов.

Будучи связана  с трудом, игра, однако, и отлична  от него. И общность игры с трудом, и их различие выступают, прежде всего, в их мотивации. Основное различие между  игровой и трудовой деятельностью  заключаются не в каких-то частных проявлениях, а в общем отношении к своей деятельности. Играющие в своей игровой деятельности непосредственно не зависят от того, что диктует практическая необходимость или общественная обязанность. Врач, занятый своей трудовой деятельностью, лечит больного, потому что этого требуют его профессиональные или служебные обязанности; ребенок, играя во врача, «лечит» окружающих только потому, что это его привлекает. В игре выражается более непосредственно отношение к жизни, она исходит из непосредственных побуждений - непосредственных интересов и потребностей.

Эти непосредственные побуждения, конечно, по-своему опосредованы. Они исходят не из глубин, будто бы замкнутого в себе развивающегося индивида; они рождаются из его контакта с миром и опосредованы всеми человеческими взаимоотношениями, в которые с самого начала включен ребенок. В процессе его духовного развития ему все шире раскрывается мир. Он видит многообразные действия окружающих его людей, и много прежде, чем окажется в состоянии овладеть лежащими в из основе знаниями и умениями, всей сложной техникой, обеспечивающих практическую эффективность действий, он уже по-своему переживает эти действия, и деятельность, в них проявляющаяся, полна для него непреодолимой привлекательности. Из контакта с внешним миром у ребенка зарождаются многообразные внутренние побуждения, которые непосредственно для него привлекательностью стимулируют к действию. Игровое действие- это и есть действие, которое совершается в силу непосредственного к нему интереса, не ради его специфически утилитарного эффекта.

Первое положение, определяющее сущность игры, состоит  в том, что мотивы игры заключаются  не в утилитарном эффекте и  вещном результате, которые обычно дают данное действие в практическом неигровом плане, но и не в самой деятельности безотносительно к ее результату, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, вообще для играющего, сторон действительности.

Игра, как всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям. Мотивы игровой деятельности отражают более опосредованное отношение личности к окружающему; значимость тех или иных ее сторон переживается в игровой деятельности на основании более непосредственного отношения к их собственному внутреннему содержанию. В игровой деятельности отпадает возможное в практической деятельности людей расхождение между мотивом и прямой целью действия субъекта. Игре чужда корыстная казуистика опосредований, в силу которых действие побуждается каким-нибудь побочным его результатом, вне прямого отношения к предмету, на который оно направлено. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть.

С этой исходной особенностью игры в отношении ее мотивации связана основная ее особенность в способах игрового действования, или оперирования.

Для осуществления  в практическом плане тех действий, которые ребенок переносит в игровой план, человечество выработало в процессе развития науки и техники необходимые для практической эффективности сложные способы их осуществления. Овладение этой техникой, для адекватного применения которой требуются обширные знания, составляет задачу учебной деятельности, включающей специальную профессиональную подготовку. Эта техника, недоступная ребенку, оказывается, по самому смыслу игры и не нужной для выполнения игрового действия, поскольку игровое действие не стремится к вещному результату и к утилитарному эффекту. Этим определяется вторая – характерная - особенность игры; игровое действие реализует многообразные мотивы специфически человеческой деятельности, не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане. В игровой деятельности действия являются скорее выразительными и семантическими актами, чем оперативными приемами. Они должны скорее выразить заключенный в побуждении, в мотиве смысл действия, отношение его к цели, чем реализовать эту цель в виде вещного результата. Такова функция, назначение игрового действия. В соответствии с этой функцией действия в игровом плане при его выполнении сохраняется то, что  существенно для этой его функции, и отбрасывается то, что для нее несущественно. Игровые действия сообразуются лишь с теми предметными условиями, которые определяются мотивом и целью действий, и могут не сообразовываться с теми, от учета которых зависит вещный результат действия в реактической ситуации. Преобразуясь в соответствии с этим своим назначением, игровое действие приходит вместе с тем в соответствие с возможностями ребенка.

Именно в силу этой своей особенности игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра-способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей. Из исходной особенности игры, определяющей смысл ее, вытекает то, что одни предметы могут в игровой деятельности замещаться другими (палка-лошадь, стул- автомобиль). Поскольку в игре существен не предметно-вещный, а предметно-человеческий аспект действия, не абстрактные свойства предмета, как «вещи в себе», а отношение человека к предмету и соответственно предмета к человеку, изменяется роль, функция предмета в действии. В соответствии с этим изменяются и требования, предъявляемые к предмету. Для того чтобы функционировать в игровом действии, предметы должны удовлетворять тем условиям, которые существенны для игрового действия и к числу которых помимо основного условия - подчинения смыслу игрового действия - присоединяется доступность для ребенка оперирования данным предметом, и эти предметы могут не удовлетворять всем прочим условиям, для игрового действия не существенным. Отсюда следующая, внешне наиболее бросающаяся в глаза черта игры, в действительности производная от вышеуказанных внутренних особенностей игровой деятельности, - возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия. В процессе игрового действия эти предметы приобретают значение, определяемого функцией, которую они в игровом действии выполняют. В результате эти особенности игры обуславливают возможность ее перехода в воображаемую ситуацию. Эта возможность реализуется, когда ребенок оказывается в состоянии мысленно, в воображении, преобразить действительное. Начальные, зачаточные формы игры не заключают в себе еще этого перехода в воображаемую ситуацию. Когда ребенок, которому впервые далось самому открыть дверь, снова и снова ее открывает, он не создает воображаемой ситуации; он остается в пределах реального, и, тем не менее, он играет. Но игра в более специфическом смысле этого слова начинается с мысленного преобразования реальной ситуации в воображаемую. Способность перейти в воображаемый план и в нем строить действие, будучи предпосылкой игры (в ее развитых специфических формах), является вместе с тем и ее результатом. Необходимая для развертывания игры, она в игре и формируется. (№ 4  С. 29-57)

Игра взрослого человека и ребенка, связанная с деятельностью воображения, выражает тенденцию, потребность к преобразованию окружающей действительности. Проявляясь в игре, эта способность к творческому преобразованию действительности в игре впервые и формируется. В этой способности, отображая, преображать действительность, заключается основное значение игры.

Информация о работе Психологический анализ игры