Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 00:29, курсовая работа
Данная курсовая работа освещает одну из самых интересных и мало исследованных тем: психологический анализ игры. Цель: дать психологический анализ игровой деятельности ребенка и ее особенным проявлениям в дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Дать определение феномена игры и ее разновидностей.
2. Дать психологическую характеристику игровой деятельности в дошкольном возрасте.
3. Выявить взаимосвязь игры и психического развития ребенка.
4. Определить значение игры как фактора становления личности ребенка.
Введение………………………………………………………..1
Глава 1. Психологический анализ игры и ее особенные проявления……………………………………………..2
1.1. Общая характеристика игровой деятельности………..2
1.2. Смысл и функции игры, анализ игровых действий…….10
1.3. Игра как феномен сознания………………………………13
Глава 2. Суть игры и ее влияние на становление личности ребенка……………………………………18
2.1Теорииигры-какведущаядеятельностьдошко-
льника……………………………………………………….18
2.2.Игра и психическое развитие………………………...23
2.3.Значение игры………………………………………….3
Заключение……………………………………………..36
Список использованной литературы………38
В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем прежде игра живет, и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за рамки одной ситуации, отвлекаясь от одних сторон действительности, с тем, чтобы еще глубже в действенном плане выявить другие. В игре нереально только то, что для нее не существенно; в ней нет реального воздействия на предметы, и на этот счет играющий обычно не питает никаких иллюзий; но все, что в ней существенно, - в ней подлинно реально: реальны, подлинны чувства, желания, замыслы, которые в ней разыгрываются, реальны и вопросы, которые решаются.
Чувства, желания, замыслы той роли, которую выполняет играющий, - это его чувства, желания и замыслы, поскольку роль, в которую он воплотился, - это он сам в новых воображаемых условиях. Воображаемы только условия, в которые он сам себя мысленно ставит, но чувства, которые он в этих воображаемых условиях испытывает, - это подлинные чувства, которые он действительно испытывает.
Это, конечно, никак не значит, что играющему доступны только его собственные чувства. Как только он «войдет в роль», ему откроются не только чувства его роли, которые станут его собственными чувствами, но и чувства партнеров, объединенных с ним единством действия и воздействия.
Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль и, входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.
Как известно, само слово «личность» ( по-латыни persona), заимствованное римлянами у этрусков, первоначально означало «роль» (и до этого- маску актера); римлянами оно употреблялось для обозначения общественной функции лица. Переход этого слова на обозначение личности в современном смысле этого слова отражает общественную практику, которая судит о личности по тому, как она выполняет свои общественные функции, как она справляется с ролью, возложенной на нее жизнью. Личность и ее роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны; и в игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам. (№ 16 С. 490-510)
Единицей игры и в то же время центральным моментом, объединяющим все ее аспекты, является роль. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация. Характерной особенностью игры является ее двуплановость, присущая и драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой - ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двуплановость обуславливает развивающий эффект игры.
Деловая игра- форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности моделирования системных отношений, характерных для данного вида практики. Проведение деловой игры представляет собой развертывания особой (игровой) деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие и аттестационные. Деловые игры получили широкое распространение в связи с задачами совершенствования управления, принятия плановых и производственных решений, подготовки и повышения квалификации кадров. Учебная деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста. Мотивация, интерес и эмоциональный статус участников деловой игры обуславливаются широкими возможностями для целеполагания и целеосуществления, диалогического общения на материале проблемно представленного содержания деловой игры.
Детская игра - исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности. Игра служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания детей. В процессе игры формируется потребность ребенка оказывать активное воздействие на окружающие предметы, развиваются его интеллектуальные способности, моральные и волевые качества, формируется личность в целом.
В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. (№ 11 С. 235-254)
Важнейшим источником формирования сознания ребенка в дошкольном возрасте служит ролевая игра. Элементы ролевой игры возникают и начинают развиваться в раннем детстве. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.
В игре
существует два типа
Настоящее игровое действие будет происходить только тогда, когда ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом - другой. Игровое действие носит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формирующаяся знаковая функция сознания ребенка. В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Обязанности по отношению к окружающим - это то, что ребенок чувствует необходимым исполнять, исходя из роли, которую он взял на себя. Роль в сюжетной игре как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять права по отношению к остальным участникам игры.
1.2. Смысл и функции игры, анализ игровых действий.
Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка. С точки зрения развития не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. Стремясь облегчить ребенку выражение и исследование собственного эмоционального мира, терапевт должен освободиться от своего мира реальностей и словесного выражения и войти в концептуально-экспрессивный мир ребенка. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.
О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра- это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей. Для того чтобы легче было принять детскую игру, некоторые взрослые пытаются найти в ней особый смысл, назвав ее работой.
К сожалению, во многих работах игра определяется как работа ребенка. По-видимому, это попытка хоть каким-то образом «узаконить» игру,
показать, что игра может быть важной только тогда, когда она совпадает с тем, что считается важным в мире взрослых.
Точно так же, как детство имеет свой внутренний смысл и не является просто подготовкой ко взрослости, точно также игра имеет свою внутреннюю ценность и важна не зависимо от того, к каким последствиям она может привести. В отличие от работы, которая имеет определенную цель и направлена на выполнение какого-то определенного задания путем приспособления к требованиям непосредственного окружения, игра внутренне сложна, не зависит от поощрения извне и приводит внешний мир в соответствии с имеющимися у ребенка представлениями, как, например, в том случае, когда ребенок пользуется ложкой как машиной.
Хотя Зигмунд Фрейд очень мало работал с детьми, он замечательно понимал значение детской игры: «Нам следует искать в ребенке первые следы воображения. Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка- это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез; напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции».(№ 1 С. 87-193)
Франк (Frank, 1982) предположил, что игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах, людях. Включаясь в процесс игры, дети научаются жить в нашем символическом мире- мире смыслов и ценностей, в то же время, исследуя, экспериментируя, обучаясь.
Игровая терапия удовлетворяет
потребность ребенка в
Философия, центрированная на ребенке, рассматривает игру как необходимую составляющую здорового развития ребенка. Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение.
Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто невообразимое в реальной жизни, в поддающееся контролю ситуации. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям возможность научиться справляться с трудностями, погружаясь в самоисследование.
В ролевой игре дети отражают их многообразие действительности. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры. Чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее сюжеты игр. Наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается длительность игр.Так продолжительность игры у детей 3-4 лет- всего 10-15 минут, у 4-5 летних - 40-50 минут, а у старших дошкольников игры могут длиться несколько часов и даже дней. Каждому возрасту свойтвенно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета.
Наряду с сюжетом следут различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Воспроизведение реальных действий взрослых людей с предметами становится основным содержанием игры детей. Игровой сюжет, также как и игровая роль, чаще всего планируется ребенком младшего дошкольного, а возникает в зависимости от того, какой предмет попадает ему в руки. Младшие дошкольники воссоздают в игре отношения в очень незначительном количестве сюжетов. Как правило, это игры, связанные с непосредственной практикой самих детей. Позднее воссоздание отношений людей становится в игре главным моментом. В сюжетных играх дошкольников среднего возраста основным содержанием становятся отношения между людьми. Развернутая передача отношений между людьми в игре учит ребенка подчиняться определенным правилам. Знакомясь через игру с общественной жизнью взрослых, дети все больше приобщаются к пониманию общественных функций людей и правил отношений между ними. Содержание ролевой игры у старших дощкольников становится подчинением правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Таким образом, развитие сюжета и содержания ролевой игры отражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых людей.
Игровые действия подробно проанализированы Д.Б. Элькониным. Эльконин рассиатривает эти действия как предметные действия, являющиеся одной из предпосылок ролевой игры. “Предметное действие, по крайней мере, в самом 6начале его формирования в раннем детстве, двойственно по своей природе. Оно с одной стороны, содержит общую схему, связанную с общественным значением предмета, а с другой- операционно техническую сторону, которая должна учитывать физические свойства предмета. Из этой двойственности предметного действия и несовпадения усвоения этих двух его сторон возникают две различные деятельности. Одна- это практически утилитарная деятельность. Вторая- это деятельность со значениями вещей, с общими схемами их использования применительно ко все более и более разнообразным ситуациям. Деятельность с предметами только по их значениям и есть предметная игра детей раннего детства.” Предметные действия маленьких детей здесь анализируются в контексте усвоения ими действий взрослых. Но игра психологически может быть понята как игра, только если рассматривать ее не с точки зрения е функций и роли в чем-то ином, неигровом , серьезном, а в ее самостоятельности. С точки зрения Эльконина подобные действия не являются игровыми в собственном смысле этого слова. В этой “ предметной игре… появляются зачатки игровой ситуации. Дальнейшее ее развитие стоит в связи с возникновением и развитием роли, которую берет на себя ребенок, выполняя то или иное действие. ”