В советской психологии широкое
развитие приобрели исследования формирования умственных
действий и понятий. Разработке этой важнейшей
проблемы мы обязаны, прежде всего, исследованиям
П.Я Гальперина и его сотрудникам. П.Я.
Гальпериным в результате многочисленных
экспериментальных исследований, носивших
характер экспериментально-генетического
формирования умственных действий и понятий,
были установлены основные этапы, через
которые должно проходить формирование
всякого нового умственного действия
и связанного с ним понятия. Если включить
этап предварительной ориентировки в
зидании, то формирование умственных действий
и понятий с заранее заданными свойствами
проходит закономерно следующие этапы:
этап формирования действия на материальных
предметах или их материальных моделях-заместителях;
этап формирования того же действия в
плане громкой речи; наконец, этап формирования
собственно умственного действия.
Рассматривая
действия ребенка в игре, легко
заметить, что ребенок уже действует
со значениями предметов, но
еще опирается на их материальные заместители-игрушки.
Анализ развития действий в игре показывает,
что опора на предметы-заместители и действия
с ними все более и более сокращается.
Таким образом, игровые действия носят
промежуточный характер, приобретая постепенно
характер умственных действий со значениями
предметов, совершающихся в плане громкой
речи и еще чуть-чуть опирающиеся на внешние
действия, но приобретшие уже характер
обобщенного жеста-указания.
В свете
приведенных соображений игра
выступает как такая деятельность, в которой происходит
формирование предпосылок к переходу
умственных действий на более высокий
этап - умственных действий с опорой на
речь. Функциональное развитие игровых
действий вливается в онтогенетическое
развитие, создавая зону ближайшего развития
умственных действий.
В ходе
исследования игры было установлено,
что всякая ролевая игра содержит в себе скрытое
правило и что развитие ролевых игр идет
от игр с развернутой игровой ситуацией
и скрытыми правилами к играм с открытым
правилом и скрытыми за ним ролями. Много
фактов с достаточной убедительностью
свидетельствует о том, что в игре происходит
существенная перестройка поведения ребенка-
оно становится произвольным.
Игра
имеет значение и для формирования
дружного детского коллектива, и для формирования
самостоятельности, и для формирования
положительного отношения к труду, и для
исправления некоторых отклонений в поведении
отдельных детей, и еще для много другого.
Все эти воспитательные эффекты опираются
как на свое основание, на то влияние, которое
игра оказывает на психическое развитие
ребенка, на становление его личности.
- О значении игры.
О педагогическом
значении игры и ее роли
в психическом развитии ребенка
написано много. Видят это значение, однако,
по-разному. Так, например, Штерн видит
значение игры в упражнении инстинкта
(каждая игра- заря серьезного инстинкта).
Рассматривается и чисто дидактическое
значение игры - роль ее в приобретении
и формировании определенных умений и
навыков, игровые методы обучения, формирование
определенных представлений и мотивов
и т.п.
Очень распространено понимание
значения игры с точки зрения,
прежде всего, познания ребенком
окружающего мира и самого
себя. «Рассмотрим, чем
игра полезна ребенку. Во-первых,
она учит его… тому, что такое
мир - что такое верх и низ,
что такое мягкое и твердое,
что такое сплошное и прерывистое,
что такое внутри и снаружи, что такое
мокрое и сухое, что такое форма.
Во-вторых,
она учит его о нем самом.
Он узнает, что он может сделать во внещнем мире, в чем
он силен и в чем он слаб, и как ряд неудач
может привести к успеху. Играя, он
укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие,
овладевает новыми умениями, освобождается
от избытка энергии, испытывает различные
решения своих проблем, упражняется в
решении жизненных задач, учится общаться
с другими людьми и, наконец, познает ценности
и символы своего мира».
Действительно,
в игре ребенок и познает
мир, и себя, и приобретает многие
умения, и освобождается от избытка
энергии, и учится общаться, и
т.д. и т.п. Важно, однако, установить,
в чем значение игры именно как игры, как специфической формы деятельности
и общения ребенка. Так, например, в игре
ребенок укрепляет мускулы не потому,
что это именно игра, а потому, что в игре
он осуществляет разнообразные движения.
Наиболее
глубоко значение игры для
психического развития проанализировано Д.Б. Элькониным,
но и этот анализ можно дополнить и углубить
на основе предложенного понимания игры.
Эльконин показывает, что при определении
значения игры во главу угла не должно
ставиться чисто дидактическое ее значение.
При использовании игры в дидактических
целях, пишет Эльконин, специфические
черты ее как игры отходят на задний план.
Смысл игры, ее значение для психического
развития ребенка гораздо глубже. «Ролевая
игра вообще не есть упражнение. Ребенок,
разыгрывая деятельность шофера, доктора,
моряка, продавца, не приобретает при этом
каких-либо навыков. Он не научается ни
пользованию настоящим шприцем, ни приготовлению
настоящей пищи, ни взвешиванию товаров».
Таким образом, роль игры не сводится к
усвоению конкретных умений. Смысл игры
и ее значение гораздо глубже. Ребенок
«на границе перехода от предметной к
ролевой игре еще не занет ни общественных
отношений, ни общественного смысла их
деятельности. Он действует в направлении
своего желания, объективно ставит себя
в положение взрослого, при этом проходит
эмоционально- действенная ориентация».
Это, согласно Д.Б. Эльконину, определяет
во многом значение игры для психологического
развития ребенка. Но Эльконин указывает
также, что ребенок, «сколь эмоционально
не входил бы в роль взрослого, все же чувствует
себя ребенком. Сознание того, что он еще
ребенок, проходит через игру, а отсюда
и возникает новый мотив- стать взрослым
и реально осуществлять его функции».
В этом отношении Эльконин видит значение
игры в формировании новых по содержанию
мотивов, а также новой психологической
формы мотивов- мотивов, имеющих форму
обобщенных намерений.
Далее
Д.Б. Эльконин специально анализирует
значение игры для преодоления
познавательного эгоцентризма, для
формирования умственных действий, для развития
произвольного поведения. Эти стороны
психического развития, согласно Эльконину,
являются самыми существенными, их развитие
подготавливает переход на новую, более
высокую ступень психического развития.
В игре ребенок впервые отделяет
себя от своего действия (через
действие- изображение), происходит
замыкание на себя, свою деятельность.
Деятельность ребенка впервые становится
для него проблемой. Осваиваются не только
общественные отношения людей, но осваивается
(и становится) «внутренняя социальность»
ребенка, сознательность, как определение
его деятельности, диалогическая
природа его сознания, несовпадение его
со своей деятельностью и с самой возможностью
деятельности.
Важен анализ роли в игре
для преодоления познавательного
эгоцентризма. Познавательный
эгоцентризм Пиаже характеризует как
основную особенность интеллекта дошкольника.
Познавательный эгоцентризм определяется
как абсолютность своей точки зрения,
связанная с недостаточным отграничением
ребенком себе от мира, от другого человека,
и как следствие этого - своей позиции
от других возможных позиций. «Мы предположили,
- пишет Эльконин,- что игра является аткой
деятельностью, в которой и проиходят
основные процессы, связанные с преодолением
познательного эгоцентризма». Это определяется
тем, что «ролевая игра приводит к изменению
позиции ребенка – со своей индивидуальной
и специфически детской – на новую позицию
взрослого». Эльконин, таким образом, анализируя
экспериментальное исследование, показывает,
что не просто смена позиции ребенка на
позицию взрослого ведет к преодолению
эгоцентризма, но координирование позиций,
одновременное осознание и учет нескольких
позиций. Сама по себе позиция взрослого
может быть принята ребенком столь же
неосознанно и эгоцентрически. Именно
одновременность в сознании двух или нескольких
позиций приводит к децентрации ребенка.
Обратимся теперь к анализу
роли игры в развитии умственных
действий.
Рассматривая роль игры в развитии
умственных действий, Эльконин опирается на исследования
П.Я. Гальперина, которым выделены следующие
этапы формирования умственных действий:
этап ориентировки, этап формирования
действий на материальных предметах или
моделях, этап формирования действия с
опорой на речь, этап формирования собственно
внутреннего действия. «Таким образом,
игровые действия носят промежуточный
характер, приобретая постепенно характер
умственных действий со значениями предметов,
совершающихся в плане громкой речи и
еще чуть- чуть опирающихся на внешние
действия, ноприобретающих уже характер
обобщенного жеста – указания… Игра
выступает как аткая деятельность, в которой
происходит формирование предпосылок
перехода умственных действий на новый,
более высокий этап – умственных действий
с опорой на речь».
Особое значение игра имеет
для развития произвольного поведения. В игре, пишет Д.Б Эльконин,
«происходит существенная перестройка
поведения ребенка, –оно становится произвольным».
Выготский писал: «Расхождение видимого
и смыслового поля - новое в дошкольном
возрасте, это основа игры – создание
мнимых ситуаций. Это новая ступень абстракции,
поризвольности и свободы…». Эльконин
делает вывод, что роль игры в становлении
произвольного поведения определяется
тем, тчо в игре рождается функция контроля.
«Ребенок в игре выполняет одновременно
как бы две функции; с одной стороны он
выполняет свою роль, а с другой - контролирует
свое поведение. Произвольное поведение
характеризуется не только наличием образца,
но и наличием контроля за выполнением
этого образца. Ролевое поведение в игре,
как это выясняется из анализа, является
сложно организованным. В нем есть образец,
выступающий, с одной стороны, как ориентирующий
поведение и, с другой стороны, как эталон
для контроля; в нем есть выполнение действий,
определяемых образцом; в нем есть сравнение
с образцом, то есть контроль. Таким образом,
при выполнении роли имеется своеобразное
раздвоение, то есть «рефлексия».
Произвольное поведение в том
смысле, в котором его понимает
Эльконин, конечно формируется в
игре. Но при этом понимании
игры, которое здесь обосновывается,
не это является главным. В игре ребенок
освобождается от определенности поведения
не только непосредственными побуждениями,
но и внешними нормами и эталонами. Смысл
выполнения роли не в подчинении образцу,
заложенному в ней, а в создании образа,
в отстранении от этого образца, переосмыслении
его. Поведение взрослого в ролевой игре,
конечно, не готовый образец для ребенка,
а материал для создания образа, который
в отличие от образца, объемен, неоднозначен,
а главное, не усваивается извне, а создается
самим ребенком. При таком понимании произвольности
она не сворачивается с усвоение соответствующих
эталонов и образцов, а постоянно воспроизводится,
и игра - одно из средств этого воспроизведения.
Таким образом, развиваемое понимание
игры позволяет глубже понять
роль игры в преодолении эгоцентризма,
возникновении умственных действий, произвольного
поведения и других новообразований дошкольного
возраста. При этом обнаруживается следующее
обстоятельство. Так понимать эти преобразования,
связанные с игрой, можно в том случае,
если саму игру понимать не только как
определенный этап развития, достижения
которого снимаются при переходе на следующий
этап. Д.Б. Эльконин, возражая против сведения
значения игры к чисто дидактическим моментам
– формированию определенных навыков,
умений и т.п., видит значение игры в том,
что в ней подготавливаются предпосылки
к переходу на следующий более высокий
этап развития. Анализируя значение игры
для формирования внутренних действий,
он пишет: «Таким образом, игровые действия
носят промежуточный характер, приобретая
постепенно характер действий со значениями
предметов, совершающихся в плане громкой
речи и еще чуть-чуть опирающихся на внешнее
действие, но приобретающее уже характер
обобщенного жеста – указания». «В свете
приведенных соображений, - пишет он дальше,
- игра выступает как такая деятельность,
в которой происходит формирование предпосылок
к переходу умственных действий на новый,
более высокий этап – умственных действий
с опорой на речь».
«…Игра является школой морали».
«Те стороны психического развития,
которые были нами выделены, - пишет Эльконин
о развитии мотивационно-потребностной
сферы, преодоленни познавательного эгоцентризма,
развитии умственных действий, развитии
произвольного поведения, - и в отношении
которых было показано самостоятельное
влияние игры, являются самыми существенными,
так как их развитие подготавливает переход
на новую, боле высокую ступень психического
развития, переход на новый период развития».
Игра, таким образом, понимается
Элькониным как важнейший момент подготовки
к новому периоду развития, на котором
сама игра снимается.
В игре, конечно, становятся новообразования
и предпосылки для перехода
на новый этап развития. Но
не вэтом главное значение
игры. Главный же феномен игры
– сознание как самоустремленность
действия, отстранение себя от своего
действия, от предмета, обращенность не
личное бытие себя и предмета, а на возможное,
произвольность как способность к овладению,
переосмыслению не только своих эмоций
и побуждений, но и внешних норм, эталонов,
образцов – эти феномены значимы не только
как промежуточные этапы, подготавливающие
переход к чему- то иному, но имеют переходящее
значение. Игровые ситуации постоянно
воспроизводятся на следующих основных
этапах не только как снятые (включенные
в другие ситуации, например, учебной,
трудвой или иной деятельности), но и как
самостоятельные. И в школьном возрасте,
и для взрослого крайне важно сохранять
игровую ситуацию; неигровая, серьезная
деятельность только тогда будет сознательна
и самостоятельна (произвольна), если субъект
ее будет ее отстранять, не совпадать с
ней и с самим собой, строить свой образ
и не сливаться с ним, – если он будет действовать
«не совсем всерьез», обыгрывать свою
деятельность. Заостряя эту мысль, можно
сказать, что только тогда взрослый человек
будет вполне сознательным и свободным,
когда будет воспроизводить в себе ситуацию
игры и себя как играющего ребенка.
Заключение.
Игра- вид деятельности в условных
ситуациях, воссоздающих те или иные области
действительности. Если в труде важнейшим
является конечный продукт, результат,
ради которого затрачивается физическая
и нервно- психическая энергия человека,
то в игре основное- субъективная удовлетворенность
от самого процесса. В игре можно отвлечься
от реальной обстановки с ее ответственностью
и многими требованиями. В то же время
играющий выполняет реальные действия,
связанные с решением конкретных, часто
творческих задач. Для детей от одного
до семи лет игра - важный фактор познания
окружающего мира, освоения ролевых функций,
психического развития личности, ее социализации
и подготовки к будущему. Нормы, лежащие
в основе человеческих взаимоотношений,
становятся через игру источником развития
морали самого ребенка. Игра является
школой морали, но не морали в представлении,
а морали в действии. Игра имеет значение
и для формирования дружеского детского
коллектива, и для формирования самостоятельности,
и для формирования положительного отношения
к труду, и для исправления некоторых отклонений
в поведении отдельных детей, и еще для
многого другого. Все эти воспитательные
эффекты опираются как на свое основание,
на то влияние, которое игра оказывает
на психическое развитие ребенка, на становление
его личности. Вся игра находится во власти
привлекательной мысли и окрашена аффективным
отношением, но в ней содержатся уже все
основные компоненты произвольного поведения.
Функция контроля еще очень слаба и часто
еще требует поддержки со стороны ситуации,
со стороны участников игры. Значение
игры в том, что именно здесь рождается
эта функция. Поэтому игру можно считать
еще и школой произвольного поведения.