Психологический климат в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 00:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление особенностей психологического климата предприятия и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Исходя из цели исследования можно выделить ряд задач:
1. Ознакомиться с психологическими исследованиями, посвященными проблемам ПК и факторам его определяющими;
2. Изучить специфику деятельности предприятия на примере конкретного производственно-торгового предприятия, а также определить особенности управления им;
3. Описать закономерности ПК изучаемого объекта и факторы его обусловливающие.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию ПК коллектива на предприятии СООО «Стецкевич-спецодежда».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА 8
1.1 Сущность и факторы формирования психологического климата коллектива 8
1.2 Механизм управления психологическим климатом коллектива 16
2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ПРЕДПРИЯТИЯ СООО «СТЕЦКЕВИЧ-СПЕЦОДЕЖДА» 20
2.1 Характеристика предприятия СООО «Стецкевич-спецодежда» и показатели уровня его развития 20
2.3 Влияние психологического климата на результаты работы предприятия 31
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ПРЕДПРИЯТИЯ СООО «СТЕЦКЕВИЧ-СПЕЦОДЕЖДА» 33
3.1 Обучение коллектива современного предприятия как инструмент управления психологическим климатом 33
3.2 Формирование благоприятного психологического климата за счет улучшения мотивации труда и внесения элемента здоровой конкуренции 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 47

Вложенные файлы: 1 файл

Кур Психологический климат в коллективе.docx

— 142.37 Кб (Скачать файл)

Рисунок 1.1 - Схема организационная  структура СООО «Стецкевич-спецодежда»

 

СООО  «Стецкевич-спецодежда» имеет широкую  торговую сеть филиалов на территории всей страны. В целях увеличения объема продаж продукции СООО «Стецкевич-спецодежда»  создано восемнадцать сбытовых представительств с собственными складами в г. Минске, г. Барановичи, г. Бобруйске, г. Борисове, г. Бресте, г. Витебске, г. Гродно, г. Глубокое и др.

СООО «Стецкевич-спецодежда» имеет 2 фирменных специализированных магазина в г. Минске, 1 в г. Витебске и 1 в г. Могилеве для удовлетворения более широкого круга потребителей.

В структуру производства общества входят два швейных промышленных предприятия и производственно-экспериментальный  цех по пошиву:

- филиал СООО «Стецкевич-спецодежда» «Рогачевская швейная фабрика», г. Рогачев ул. Урицкого, 9 – свыше 240 работающих;

- филиал СООО «Стецкевич-спецодежда» «Новогрудская фабрика спецодежды»,  г. Новогрудок ул. Ленина, 61 – свыше 150 работающих;

- «Производственно-экспериментальный  цех СООО «Стецкевич-спецодежда»,  г. Минск, ул. Бабушкина, д. 2 – свыше 30 работающих.

Также СООО «Стецкевич-спецодежда» размещает на давальческой основе заказы на пошив специальной одежды и обуви на крупнейших швейных предприятиях Республики Беларусь.

 

2.2 Анализ состояния психологического  климата коллектива

 

Проведем  анализ состояния психологического климата СООО «Стецкевич-спецодежда».

В исследовании приняли участие 25 респондентов –  сотрудников СООО «Стецкевич-спецодежда». Для исследования использовалась «Диагностика психологического климата в малой производственной группе» [31].

Методика  организована по принципу семантического дифференциала. Испытуемым предлагалось оценить признаки психологического климата по пятибалльной шкале. Затем  подсчитывалась степень выраженности факторов, отражающих психологическое  здоровье коллектива. Максимально возможный  балл для одного респондента составляет 65 (13 * 5). Результаты исследования представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Результаты теста по изучению психологического климата коллектива

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Сумма

1

2

2

3

3

3

2

1

3

1

2

3

1

27

2

4

2

2

1

1

2

3

1

1

1

2

2

24

3

4

3

4

4

3

4

3

3

2

4

2

3

42

5

5

5

5

5

3

1

1

1

1

5

2

5

44

1

3

4

5

4

1

5

2

5

1

4

4

5

44

4

4

5

3

3

4

4

2

3

3

5

3

5

48

3

3

3

3

3

3

3

1

3

1

3

3

2

34

2

5

3

5

5

3

4

5

4

1

3

4

4

48

9

4

5

4

3

3

1

2

3

2

2

3

2

1

35

10

1

3

3

2

1

1

1

1

1

2

1

3

2

22

11

5

4

5

5

5

4

5

5

5

5

5

5

5

63

12

3

2

2

3

3

3

1

3

1

3

3

2

2

31

13

4

4

3

5

3

3

5

4

4

1

3

5

3

47

14

4

3

5

5

5

5

5

3

3

3

3

4

3

51

15

2

4

3

3

4

3

4

2

2

3

2

3

3

38

16

3

3

4

4

3

3

3

4

4

2

4

4

3

44

17

4

4

4

5

4

2

4

5

3

3

4

4

4

50

18

3

5

4

3

4

2

2

3

2

1

3

3

3

38

19

3

3

2

3

4

1

2

3

2

3

3

3

3

35

20

3

3

2

4

3

3

1

4

2

3

3

2

2

35

21

1

2

4

5

3

2

5

2

5

1

3

4

5

42

22

4

5

4

3

2

1

2

3

4

2

4

2

1

37

23

3

5

3

4

4

3

4

3

3

2

4

2

3

43

24

4

4

3

5

3

3

4

3

3

2

4

2

3

43

25

3

2

2

3

3

3

4

5

4

1

3

4

4

41

 

3.64

3.36

3.36

3.8

3.4

2.56

3.16

2.96

2.92

2

3.28

3.08

3.08

40.24


4

Наименьшие  суммы баллов были получены по пунктам 6, 8, 9 и 10.

По шестому  пункту (о неприятностях в коллективе) был получен средний балл 2,56. Респонденты  считают, в коллективе СООО «Стецкевич-спецодежда»  разбираться в причинах не будут, а будут пытаться свалить вину друг на друга.

На вопрос: «У Вас обычно принято делиться своими семейными радостями и заботами» был получен средний балл 2,96. В коллективе не принято делиться семейными радостями, большинство предпочитают  «свое» носит в «себе».

По девятому пункту (о неожиданном вызове к  руководителю) средний балл составил 2,92. Это говорит о том, что у  многих из коллектива вызов к руководителю сопровождается отрицательными эмоциями.

Десятый вопрос о нарушителе трудовой дисциплины. Здесь средний балл составляет 2, это свидетельствует о том, что  респонденты считают, что нарушитель трудовой дисциплины будет держать  ответ только перед руководителем. Можно сделать вывод – коллектив  не понимает, что каждый в ответе за результаты деятельности предприятия.

Наибольшее  количество баллов было получено по вопросу 4 об успехах работников.

Три человека из 25 работников СООО «Стецкевич-спецодежда»  менее всего довольны климатом в  коллективе.

Для наглядности  средняя степень выраженности каждого  из параметров-вопросов показаны на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 – Средние значения результатов тестирования

 

Респондент  Сергей Р. считает, что в коллективе недружелюбная, хмурая атмосфера, коллеги  не доброжелательны, успехи других не радуют, средние баллы сотрудник  поставил на вопросы о руководителе.

Наталья П. отметила, что в коллективе новичок  долго будет чувствовать себя чужаком, в случае неприятностей  сотрудники будут сваливать вину друг на друга. Нарушитель трудовой дисциплины будет держать ответ только перед  руководителем, вызов к руководителю вызывает только отрицательные эмоции.

Екатерина Ж. поставила практически по все  ответам единицы. Она считает, что  коллектив недоброжелательный, руководителем  сотрудница недовольна, чувствует себя с ним скованно и напряженно.

13 респондентов  довольно позитивно оценивают  климат в коллективе. Наталья  К. исключительно довольна своим  коллективом. Средний балл  ее  ответов в данном тесте составляет 63 при максимуме 65.

9 человек  из коллектива средне оценивают  психологический климат.

психологический климат в коллективе нельзя назвать  проблемным, однако существуют некоторые  трудности:

- недостаток  доверия к руководителю;

- недостаток  доверия к коллективу;

- в коллективе  нет дружеской атмосферы.

Следующая методика оценки ПК СООО «Стецкевич-спецодежда» - «Экспресс-методика по изучению психологического климата в трудовом коллективе.

Авторами  методики являются О.С. Михалюк и  А.Ю. Шалыто. Методика разработана на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского Университета.

Обследование  по данной методике может проводиться  как индивидуально, так и в  группе. Время тестирования - 5-10 мин. Простота обработки результатов  дает возможность быстрого их получения.

Опыт  показывает, что проводимые исследования психологического климата, как правило, преследуют две цели:

1) подтверждение  гипотезы о взаимосвязи между  особенностями психологического  климата в группах и закономерностями  протекания в них ряда процессов,  т.е. предположения о том, что  производственные, социальные или  психологические процессы по-разному  протекают в коллективах с  различным психологическим климатом;

2) выработку конкретных рекомендаций по оптимизации психологического климата в коллективе.

Если  для решения второй группы задач  необходимо создание в каждом случае специальной методики, то в первом случае, как показывает практика, возникает  потребность делать периодические "срезы" с целью диагностики  состояния психологического климата  в коллективе, прослеживать действенность  тех или иных мероприятий и  их влияние на психологический климат и т.д. Такие измерения могут  быть полезны, например, при изучении адаптации новых работников, отношения  к труду, динамики текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.

Психологический климат первичного трудового коллектива понимается авторами как социально  обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный  компоненты отношений в коллективе.

В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий "нравится - не нравится", "приятный - неприятный". При конструировании  вопросов, направленных на измерение  поведенческого компонента, выдерживался критерий "желание - нежелание работать в данном коллективе", "желание - нежелание общаться с членами  коллектива в сфере досуга". Основной критерий когнитивного компонента - переменная "знание - незнание особенностей членов коллектива".

Обработка результатов, полученных при использовании  методики, стандартизирована и имеет  следующий алгоритм. Анализируются  различные стороны отношения  к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент  тестируется тремя вопросами, причем ответ на каждый из них принимает  только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Полученные по всей выборке данные сведены в таблицу 2.8.

 

 

Таблица 2.3 - Полученные данные по экспресс-методики изучения ПК коллектива

 

Эмоциональный

компонент

Практический или

поведенческий компонент

Когнитивный компонент

1

0

0

0

2

0

-1

0

3

0

0

1

4

0

0

0

5

1

1

0

6

1

0

1

7

0

0

-1

8

0

0

1

9

1

0

1

10

0

0

1

11

1

0

0

12

1

0

0

13

0

1

1

14

1

1

0

15

1

0

0

16

0

0

0

17

0

0

1

18

0

0

0

19

1

0

1

20

0

0

-1

21

0

0

0

22

0

1

-1

23

1

0

1

24

0

1

1

25

0

0

1

Средняя оценка:

0.36

0.16

0.32


 

Для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

- положительная  оценка (к этой категории относятся  те сочетания, в которых положительные  ответы даны на все три вопроса,  относящихся к данному компоненту, или два ответа - положительные,  а третий имеет любой другой  знак);

- отрицательная  оценка (сюда относятся сочетания,  содержащие три отрицательных  ответа, или два ответа - отрицательные,  а третий может выступать с  любым другим знаком);

- неопределенная, противоречивая оценка (эта категория  включает следующие случаи: на  все три вопроса дан неопределенный  ответ; ответы на два вопроса  не определены, а третий ответ  имеет любой другой знак; один  ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).

 

На следующем  этапе обработки для каждого  компоненте выведем среднюю оценку по выборке по формуле:

где  (+) - количество положительных ответов, содержащихся в столбце,

(-) - количество  отрицательных ответов, 

n - число  членов коллектива, принявших участие  в исследовании.

Очевидно, что для любого компонента средние  оценки могут располагаться в  интервале от -1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой  ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум  возможных оценок (от -1 до +1) делится  на три равные части: от -1 до -0,33; от -0,33 до +0,33; от +0,33 до+1.

Средние оценки, попадающие в первый интервал, будем считать отрицательными, во второй - противоречивыми, неопределенными, а третий - положительными.

Произведенные вычисления позволяют вывести структуру  отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношения выводится  аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака каждого  компонента возможны следующие сочетания  рассматриваемого отношения:

    1. полностью положительное;
    2. положительное;
    3. полностью отрицательное;
    4. отрицательное;
    5. противоречивое, неопределенное.

В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором - как в целом благоприятный; в третьем - как совершенно неудовлетворительный;  в четвертом - как в целом неудовлетворительный; в пятом случае считается, что тенденции противоречивы и неопределенны.

Информация о работе Психологический климат в коллективе