Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 00:10, курсовая работа
Цель исследования: выявление особенностей психологического климата предприятия и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Исходя из цели исследования можно выделить ряд задач:
1. Ознакомиться с психологическими исследованиями, посвященными проблемам ПК и факторам его определяющими;
2. Изучить специфику деятельности предприятия на примере конкретного производственно-торгового предприятия, а также определить особенности управления им;
3. Описать закономерности ПК изучаемого объекта и факторы его обусловливающие.
4. Разработать рекомендации по совершенствованию ПК коллектива на предприятии СООО «Стецкевич-спецодежда».
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА 8
1.1 Сущность и факторы формирования психологического климата коллектива 8
1.2 Механизм управления психологическим климатом коллектива 16
2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ПРЕДПРИЯТИЯ СООО «СТЕЦКЕВИЧ-СПЕЦОДЕЖДА» 20
2.1 Характеристика предприятия СООО «Стецкевич-спецодежда» и показатели уровня его развития 20
2.3 Влияние психологического климата на результаты работы предприятия 31
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ПРЕДПРИЯТИЯ СООО «СТЕЦКЕВИЧ-СПЕЦОДЕЖДА» 33
3.1 Обучение коллектива современного предприятия как инструмент управления психологическим климатом 33
3.2 Формирование благоприятного психологического климата за счет улучшения мотивации труда и внесения элемента здоровой конкуренции 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А. Тест по изучению социально психологического климата коллектива
Уважаемый коллега!
Просим Вас принять участие в
исследовании, целью которого является
совершенствование
Инструкция: Перед вами опросник с двумя колонками с противоположными по смыслу суждениями. Каждое из них - своеобразный параметр психологического климата первичного коллектива. В левой колонке - суждения, соответствующие признакам здорового психологического климата, в правой - антипод каждого суждения. Между антиподами пятибалльная шкала. Чем ближе к левому или правому суждению в каждой паре вы сделаете отметку, тем более выражен данный признак в вашем коллективе. Средний ответ «3» является промежуточным, свидетельствующий о наличии обоих признаков.
№ |
Признаки здорового психологического климата |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Признаки нездорового психологического климата |
1 |
Я редко вижу в начале рабочего дня хмурые и постные лица своих коллег. |
|
|
|
|
|
Большинство членов коллектива приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости. |
2 |
Большинство из нас радуются, когда появляется возможность пообщаться друг с другом. |
|
|
|
|
|
Члены нашего коллектива проявляют безразличие к эмоциональному общению. |
3 |
Доброжелательность и
доверительные интонации |
|
|
|
|
|
Нервозность, явная или
скрытая раздражительность |
4 |
Успехи каждого из нас искренне радуют всех остальных и почти ни у кого не вызывают зависти. |
|
|
|
|
|
Успех почти любого из нас
может вызвать болезненную |
5 |
В нашем коллективе новичок скорее всего встретит доброжелательность и радушие. |
|
|
|
|
|
В нашем коллективе новичок еще долго будет чувствовать себя чужаком. |
6 |
В случае неприятностей мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах. |
|
|
|
|
|
В случае неприятностей у нас будут пытаться свалить вину друг на друга или найдут виноватого. |
7 |
Когда рядом с нами наш руководитель, мы чувствуем себя естественно и раскованно. |
|
|
|
|
|
В присутствии руководителя многие из нас чувствуют себя скованно и напряженно. |
8 |
У нас обычно принято делиться своими семейными радостями и заботами. |
|
|
|
|
|
Многие из нас предпочитают «свое» носить в «себе». |
9 |
Неожиданный вызов к руководителю у большинства из нас не вызовет отрицательных эмоций. |
|
|
|
|
|
Неожиданный вызов к руководителю у многих из нас сопровождается отрицательными эмоциями. |
10 |
Нарушитель трудовой дисциплины будет у нас держать ответ не только перед руководителем, но и всем коллективом. |
|
|
|
|
|
Нарушитель трудовой дисциплины у нас будет держать ответ лишь перед руководителем. |
11 |
Большинство критических замечаний мы высказываем друг другу тактично, исходя из лучших побуждений. |
|
|
|
|
|
У нас критические замечания чаще всего носят характер явных или скрытых выпадов. |
12 |
Появление руководителя у нас вызывает приятное оживление. |
|
|
|
|
|
Появление руководителя у большинства из нас особых восторгов не вызывает. |
13 |
В нашем коллективе гласность - это норма жизни. |
|
|
|
|
|
До настоящей гласности в нашем коллективе еще далеко. |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в вашем коллективе. Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо поставить знак «+» в пустой клетке против выбранного вами ответа.
1) Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?
Большинство членов нашего коллектива - хорошие, симпатичные люди |
|
В нашем коллективе есть всякие люди |
|
Большинство членов нашего коллектива - люди малоприятные |
2) Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?
Нет, конечно |
Скорее нет, чем да |
Не знаю, не задумывался об этом |
Скорее да, чем нет |
Да, конечно |
3) Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику:
Да |
Пожалуй, да |
Не знаю, не задумывался над этим |
Пожалуй, нет |
Нет | |
Деловых качеств большинства членов коллектива |
|||||
Личных качеств большинства членов коллектива |
4) Обратите внимание
на приведенную ниже шкалу.
Цифра 1 характеризует коллектив,
который вам очень нравится, а
цифра 9 – коллектив, который
вам очень не нравится. В какую
клетку вы поместите ваш
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
5) Если бы у
вас возникла возможность
Это меня бы вполне устроило |
Не знаю, не задумывался над этим |
Это меня бы совершенно не устроило |
6) Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам?
Нет, не мог бы |
Не могу сказать, не задумывался над этим |
Да, мог бы |
7) Какая атмосфера обычно преобладает в вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т.п. В какую из клеточек вы бы поместили свой коллектив?
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
8) Как вы думаете,
если бы вы вышли на пенсию
или долго не работали по
какой-либо причине,
Да, конечно |
Скорее да, чем нет |
Затрудняюсь ответить |
Скорее нет, чем да |
Нет, конечно |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Анкета
Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на вопросы, выбрав не более трёх человек из Вашего трудового коллектива, указав его фамилию и имя. При этом первый из выбранных Вами будет считаться наиболее предпочтительным, и т.д. по убыванию. Данная информация останется конфиденциальной. Укажите свою фамилию, имя и возраст. Спасибо!
Ф.И.__________________________
1. С кем из Вашего коллектива Вы охотнее всего бы работали в паре?
1 выбор ________________________
2 выбор ________________________
3 выбор ______________________________
2. Каких коллег Вы считаете наиболее ценными работниками?
1 выбор ________________________
2 выбор ________________________
3 выбор ______________________________
3. Будь Вы на месте руководителя кому из Ваших коллег Вы бы доверили самое важное дело?
1 выбор ________________________
2 выбор ________________________
3 выбор ______________________________
4. Если бы Вам предложили работу в другой организации на аналогичной должности, кого из Ваших нынешних сотрудников Вы бы хотели иметь в качестве коллег в новой организации?
1 выбор ________________________
2 выбор ________________________
3 выбор ______________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Таблица 1. - Метапрограммы поведения сотрудников
Название метапрограммы |
Характеристика метапрограммы |
Активность – рефлексивность |
Люди активного типа предпочитают действия размышлениям, сами проявляют инициативу и выдвигают предложения. Говорят уверенно, без колебаний. Их отличает неутомимость и неусидчивость. Рефлексивный сотрудник ждет, пока другие начнут действовать, пока ему предложат что-либо сделать. Такого сотрудника нужно постоянно направлять. Статистики подсчитали, что сотрудников рефлексивного типа в пять раз больше, чем активного |
Мотивация избегания – мотивация достижения – я хочу достичь – мне хотелось бы избежать |
Сотрудники с метапрограммой
«стремление» (ее еще называют «движение
к») концентрируют свои усилия на достижении
намеченных целей, они четко знают,
чего хотят. Мотивируются «пряником».
«Работай хорошо – получишь премию».
Такому человеку бесполезно объяснять,
что случится, если он не выполнит ежемесячный
план работы. Сотрудники с метапрограммой
«избежание» больше концентрируются
на проблемах, смутно представляют себе,
что они хотят, ищут безопасность,
мотивируются «палкой», страхом перед
чем-то. Такого человека бессмысленно
завлекать перспективами |
Внутренняя – внешняя |
Люди, которые являются авторитетом сами для себя и используют собственные критерии, имеют внутреннюю референцию (внутренний локус контроля). Внутреннереферентный скажет: «Я проанализировал ситуацию, взвесил все обстоятельства и принял решение о новой работе». Они с трудом принимают чужие мнения и суждения. Люди с внешней референцией
(внешним локусом контроля) предпочитают
выполнять указания других, они
переносят ответственность за
принятие решения на окружающих
(чаще всего из своей Встречаются люди, ориентированные на контекст. Это также внешняя референция, но связанная с обстоятельствами. Такой человек ссылается на отчеты, нормы, графики, сроки и т.п. |
Направление внимания на себя – на других |
Сотрудник с метапрограммой «сам» как бы замыкается на себе. Реакция, чувства и отношение окружающих его не интересуют. Разговаривая с таким человеком, чувствуешь отстраненность и холодность, его внимание целиком направлено на себя. Человек с метапрограммой
«другой» своими действиями старается
произвести впечатление на окружающих.
Внимание к собеседнику он выражает
позой, голосом и всеми мыслями.
Очень внимательно следит за реакцией
собеседника. Такой человек говорит
для Вас и слушает |
Стабильность – различие (метапрограмма принятия изменений) |
Сотрудник с метапрограммой «стабильность»
не любит изменений и новшеств.
Не понимает, зачем менять то, что
успешно применялось или Сотрудник с метапрограммой «различие» концентрирует внимание на отличиях, с трудом улавливает сходство, возражает против стабильности и постоянства. В разговоре часто употребляет слова «новое», «революционное», «передовой», «инновационный» |
Возможности – процедура (относится к стилю мышления и деятельности человека) |
Сотрудник с метапрограммой «возможности» стремится делать выбор, рассматривать различные возможности, варианты. Люди этого типа создают новые технологии, находят нестандартные пути решения задач. Сотрудник с метапрограммой
«процедура» ориентирован на
проверенные, установленные |
Ориентация на прошлое, настоящее, будущее |
Человек с такой метапрограммой в своих оценках и суждениях ориентирован на прошлое, настоящее или будущее |