Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:55, дипломная работа
Актуальность темы. Прогресс науки и техники предъявляет современному человеку высокое требование к его физическому состоянию и увеличивает нагрузку на психическую, умственную и эмоциональную сферы. Поэтому сегодня проблема здоровья студентов особенно актуальна, так как сохранение здоровья данной категории, улучшая их репродуктивное здоровье, это будет способствовать повышению уровня состояния популяционного здоровья.
Цель работы: исследовать психические и физические факторы здоровья студентов медицинского колледжа.
Введение 3
1 Теоретические аспекты исследования здоровья в психологии 5
1.1 Здоровье как предмет исследования психологии 5
1.1.1 Физическое здоровье 9
1.1.2 Психологическое здоровье 13
1.2 Критерии оценки физического и психологического здоровья в современной психологии 16
1.3 Факторы, оказывающие влияние на здоровье 24
1.4 Проблема исследования состояния здоровья студентов 27
2 Эмпирическое исследование здоровья студентов Спасского филиала КГОБУСПО «Владивостокский базовый медицинский колледж» 31
2.1 Цель, задачи и гипотеза эмпирического исследования 31
2.2 Описание методик для исследования здоровья студентов 31
2.3 Характеристика выборки и процедуры эмпирического исследования 35
2.4 Анализ результатов эмпирического исследования и интерпретация полученных данных 38
2.4.1 Исследование физического здоровья 38
2.4.2 Результаты исследования психологического здоровья 45
2.5 Статистическая проверка гипотез 50
Заключение 53
Список литературы 55
Оглавление
Введение 3
1 Теоретические аспекты исследования здоровья в психологии 5
1.1 Здоровье как предмет исследования психологии 5
1.1.1 Физическое здоровье 9
1.1.2 Психологическое здоровье 13
1.2 Критерии оценки физического и психологического здоровья в современной психологии 16
1.3 Факторы, оказывающие влияние на здоровье 24
1.4 Проблема исследования состояния здоровья студентов 27
2 Эмпирическое исследование здоровья студентов Спасского филиала КГОБУСПО «Владивостокский базовый медицинский колледж» 31
2.1 Цель, задачи и гипотеза эмпирического исследования 31
2.2 Описание методик для исследования здоровья студентов 31
2.3 Характеристика выборки и процедуры эмпирического исследования 35
2.4 Анализ результатов эмпирического исследования и интерпретация полученных данных 38
2.4.1 Исследование физического здоровья 38
2.4.2 Результаты исследования психологического здоровья 45
2.5 Статистическая проверка гипотез 50
Заключение 53
Список литературы 55
Приложение А Индекс массы тела 58
Приложение Б Результаты антропометрических исследований 59
Приложение В Регистрационный лист методики САН (самочувствие, активность, настроение) 63
Приложение Г Шкала личностной и реактивной тревожности Спилбергера (C. D. Spielberger), адаптированная Ю. Л. Ханиным 65
Приложение Д Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена rs 68
Приложение Ж Алгоритм подсчета U – критерия Манна-Уитни 70
Тема: «Психологическое и физическое здоровье студентов (на примере Спасского филиала КГОБУСПО «Владивостокский базовый медицинский колледж»)
Актуальность темы. Прогресс науки и техники предъявляет современному человеку высокое требование к его физическому состоянию и увеличивает нагрузку на психическую, умственную и эмоциональную сферы. Поэтому сегодня проблема здоровья студентов особенно актуальна, так как сохранение здоровья данной категории, улучшая их репродуктивное здоровье, это будет способствовать повышению уровня состояния популяционного здоровья.
Здоровье человека – это его способность сохранять соответствующую возрасту и полу психофизическую устойчивость в постоянно меняющихся условиях внешней среды. В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»1. Главным составляющим здоровья человека являются его духовное и физическое здоровье, находящиеся в гармоническом единстве. Социальная составляющая отражает жизнь и отношения людей в обществе и является неотъемлемой частью духовного здоровья человека.
Физическое здоровье – двигательная активность человека, рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимальное соотношение умственного и физического труда, умение отдыхать.
Психологическое здоровье – понимание человеком своего внутреннего мира, его чувства и переживания, увлечения и интересы, способности и знания, отношение к себе, сверстникам, родным, самопонимание, саморазвитие в контексте гуманистического взаимодействия с окружающим миром, осознание своей индивидуальности.
Здоровье учащейся молодежи является необходимым условием обучения в медицинском колледже, между тем данные литературы свидетельствуют об увеличении заболеваемости студентов.
Цель работы: исследовать психические и физические факторы здоровья студентов медицинского колледжа.
Задачи:
Предмет исследования: теоретические аспекты здоровья студентов медицинского колледжа.
Объект исследования: психология здоровья.
Эмпирический объект исследования: студенты медицинского колледжа.
Основная гипотеза: психологическое здоровье имеет непосредственную связь с состоянием физического здоровья.
Дополнительная гипотеза: уровень здоровья студентов первых курсов отличается от уровня здоровья студентов последних курсов.
Методики исследования:
Исследования могут быть полезны всем заинтересованным в повышении уровня жизни и тем, кого волнуют проблема здоровья.
В настоящее время в современной российской науке одним из актуальных предметов исследования является здоровье человека. Показатель здоровья населения – один из компонентов индекса человеческого развития.
Существующие объективные представления о здоровье очень разнообразны и носят описательный характер. Поэтому прежде, чем говорить о диагностике здоровья, нужно для начала разобраться в современных представлениях о нем.
Длительное время понятие «здоровье» выводили из противопоставления с болезнью: отсутствие болезни означает здоровье. В «Толковом словаре русского языка» мы можем прочесть общеизвестное, определение: «Здоровье – это нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма» или «правильная, нормальная деятельность организма»2.
В древности здоровье понималось философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. В античном сознании здоровье соотносится с устойчивыми понятийными конструктами – «гармония», «красота», «соразмерность» и по аналогии с ними мыслится как определенное («правильное») соотношение. Например, в определении категории «здоровье» Платона находит отражение изначальная двойственность человека, и здоровье в данном случае предполагает более сложную взаимосвязь качественно различающихся, разнородных явлений телесной и душевной природы3.
Наряду с античной концепцией здоровья как внутриличностной согласованности широкое распространение и признание получила альтернативная модель, возникшая на стыке социологического подхода и биологических наук, и составляющая концептуальный базис современной медицины и психиатрии4.
П. И. Калью в работе «Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация» рассмотрел 79 определений здоровья, сформулированных в разных странах мира, в различное время и представителями различных научных дисциплин5. Среди определений встречаются следующие:
Согласно Калью, все возможные характеристики здоровья могут быть сведены к следующим концепциям:
Здоровье, в свете биологических концепций, созвучных теории Селье, непосредственно связано с сохранением постоянства внутренней среды организма, которое не должно нарушаться в процессе интенсивного взаимодействия с внешней средой7. Американский физиолог Уолтер Кеннон соотносил нормальную жизнедеятельность со способностью организма сохранять устойчивость или с такой»координированностью физиологических процессов, при которой поддерживается большинство устойчивых состояний организма». Кеннон ввел понятие «гомеостазис» (от древнегреческого homoios – одинаковый и stasis – состояние), которое можно также перевести как «сила устойчивости»8. Иными словами, биологической мерой здоровья можно признать способность поддерживать стабильность на психофизическом уровне в условиях непосредственного и активного контакта с окружающей средой.
До настоящего времени распространены попытки поставить знак равенства между понятиями «здоровье» и «норма»; понятие «норма» идентифицируется, как правило, со среднестатистической нормой, отражающей некую среднюю закономерность. Такой подход использует соответствующие нормативы, обеспечивая выделение лишь крайних состояний организма, определяемых как «еще здоровье» и «уже болезнь». Он не позволяет определить границы для диагностики переходных (пограничных) состояний, таких как «дезадаптация» и «предболезнь». Поэтому для характеристики здоровья недостаточно средних значений, отражающих состояние организма в покое, необходимо установление отклонений от среднего уровня9.
На сегодняшний день понятию «Здоровье» имеется уже более ста определений, но пока ни одно не является общепризнанным. Среди множества определений понятия здоровья в качестве основных признаков здоровья в них используют:
а) отсутствие болезни;
б) нормальное состояние организма и окружающей среды;
в) способность к полноценному выполнению социальных функций;
г) полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
д) гармоническое развитие организма;
ж) способность приспосабливаться к динамическим условиям окружающей среды;
з) жизнеспособность, как интегральный показатель жизнедеятельности.
Медицинские модели здоровья подчеркивают отсутствие болезней, нормальное функционирование организма. В биомедицинских моделях главным являются адаптационные и компенсаторные возможности человека, его способность приспосабливаться к меняющимся условиям, субъективное ощущение здоровья (оптимистически–действенное отношение к миру). Биосоциальная модель здоровья делает упор на эффективность ведущей деятельности (например, учебной или профессиональной), работоспособность деятеля. Ценностно–социальная модель подчеркивает моменты общения и взаимодействия людей, определяет необходимость личностной значимости (ценности) здоровья для каждого человека, обращает внимание на жизнеспособность и жизнетворчество.
Итак, говоря о здоровье можно выделить три различных её вида, которые непосредственно связаны между собой: психическое, физическое и социальное. На каждом из названных уровней здоровье человека имеет особенности своего проявления.
Психологическое здоровье в первую очередь зависит от головного мозга способности к мышлению и волевых качеств человека.
Физическое здоровье – это нормальное состояние органов и всех систем, что в купе и составляет здоровье организма.
Социальное здоровье определяется моральными принципами, которые и являются основой социальной жизни человека. Отличительными признаками социального (нравственного) здоровья является сознательное отношение к труду и деятельности коллектива, неприятие и неприязнь к привычкам, противоречащим моральным принципам. Человек полностью здоровый и психически, и физически может пренебрегать нравственными моралями и принципами (быть нравственно неполноценным).
Поскольку человеческая жизнь является Высшей ценностью общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье индивида в общественное богатство.
Физическое здоровье – важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека. Он обусловлен свойствами организма как сложной биологической системы. Как биологическая система организм обладает интегральными качествами, которыми не обладают ее отдельные составляющие элементы (клетки, ткани, органы и системы органов). Эти элементы вне связи между собой не могут поддерживать индивидуальное существование10.
Физическое здоровье обусловливается способностью организма к саморегулированию. Совершенная координация всех функций – следствие того, что живой организм представляет собой саморегулирующуюся систему. Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития, т. е. жизни. Это общее свойство биологических систем позволяет устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиолого–биохимические или другие биологические показатели (константы), например постоянство температуры тела, уровень артериального давления, содержания глюкозы в крови и т. д.
Поддержание степени упорядоченности проявляется в относительном динамическом постоянстве внутренней среды организма – гомеостазисе11.
Физическое здоровье – текущее состояние структурных элементов целостного организма (клеток, тканей, органов и систем органов человеческого тела), характер их взаимодействия и взаимосодействия между собой12. Материальную основу формирования физического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития организма человека. Она опосредована базовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах индивидуального развития организма (онтогенеза). Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом биологического развития человека (формирование его физического здоровья), а с другой – обеспечивают индивидуализацию этого процесса.