Психологическое и физическое здоровье студентов (на примере Спасского филиала КГОБУСПО «Владивостокский базовый медицинский колледж»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:55, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы. Прогресс науки и техники предъявляет современному человеку высокое требование к его физическому состоянию и увеличивает нагрузку на психическую, умственную и эмоциональную сферы. Поэтому сегодня проблема здоровья студентов особенно актуальна, так как сохранение здоровья данной категории, улучшая их репродуктивное здоровье, это будет способствовать повышению уровня состояния популяционного здоровья.
Цель работы: исследовать психические и физические факторы здоровья студентов медицинского колледжа.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты исследования здоровья в психологии 5
1.1 Здоровье как предмет исследования психологии 5
1.1.1 Физическое здоровье 9
1.1.2 Психологическое здоровье 13
1.2 Критерии оценки физического и психологического здоровья в современной психологии 16
1.3 Факторы, оказывающие влияние на здоровье 24
1.4 Проблема исследования состояния здоровья студентов 27
2 Эмпирическое исследование здоровья студентов Спасского филиала КГОБУСПО «Владивостокский базовый медицинский колледж» 31
2.1 Цель, задачи и гипотеза эмпирического исследования 31
2.2 Описание методик для исследования здоровья студентов 31
2.3 Характеристика выборки и процедуры эмпирического исследования 35
2.4 Анализ результатов эмпирического исследования и интерпретация полученных данных 38
2.4.1 Исследование физического здоровья 38
2.4.2 Результаты исследования психологического здоровья 45
2.5 Статистическая проверка гипотез 50
Заключение 53
Список литературы 55

Вложенные файлы: 1 файл

0829752_D8A95_psihologicheskoe_i_fizicheskoe_zdorove_studentov_medicinskog.docx

— 326.54 Кб (Скачать файл)

АП = 0,011ЧП + 0,014САД + 0,008ДАД + 0,014В + 0.009МТ – 0,009Р – 0,27,

где АП – адаптационный потенциал, ЧП – частота пульса, САД – систолическое артериальное давление, ДАД – диастолическое артериальное давление, Р – рост (длина тела), МТ – масса тела, В – возраст.

Индекс массы тела (ИМТ) – величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и, тем самым, косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной (ожирение). Важен при определении показаний для необходимости лечения, в том числе применения препаратов для лечения ожирения.

Индекс массы тела измеряется в кг/м² и рассчитывается по формуле:

I=m/h2,

где: m – масса тела в килограммах, h – рост в метрах.

В соответствии с рекомендациями ВОЗ разработана интерпретация показателей ИМТ, которая представлена в приложении А. Дефицит массы тела определяется при ИМТ<18,5, нормальная масса тела определяется в интервале 18,5<ИМТ<24,9, избыточная масса тела 25,0<ИМТ<29,9, ожирение І ст. 30,0<ИМТ<34,9, ожирение ІІ ст. 35,0<ИМТ<39,9, при ожирение ІІІ ст. ИМТ>40,0.

В проблеме психологического здоровья вопрос о критериях оценки последнего является ключевым. По мнению А.А. Крылова особого внимания заслуживает критерий психологического равновесия. С его помощью можно судить о характере функционирования психической сферы человека с различных сторон (познавательной, эмоциональной, волевой). Аномалии в развитии личности наиболее ярко заявляют о себе в проявлениях ее дисгармонии, утрате равновесия с социальным окружением, т. е. в нарушении процессов социальной адаптации, сопряженных с социумом. Этот критерий органично связан с двумя другими: гармоничностью организации психики и ее адаптивными возможностями31.

По мнению В. Н. Мясинцева, уравновешенность человека и адекватность его реакции на внешние воздействия имеют большое значение в плане разграничения нормы и патологии. У человека неуравновешенного, неустойчивого фактически нарушено равновесие, гармоничное взаимодействие между свойствами, лежащими в основе его личностного статуса. Только у психически здорового, т. е. уравновешенного человека, мы наблюдаем проявления относительного постоянства поведения и адекватности его внешним условиям32.

По определению Всемирной организации здоровья можно выделить следующие критерии психологического здоровья:

1. Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психологического «Я»

2. Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

3. Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам

4. Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.

5. Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.

6. Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.

7. Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств33.

Одним из определяющих критериев психологического здоровья, довольно часто применяемых в современных психотерапевтических методиках разной направленности, служит сопоставление образов реального и идеального «Я» (представление о том, каким человек хотел бы быть). Высокую степень совпадения реального «Я» с идеальным принято считать хорошим показателем психологического здоровья. Для психически здорового человека неприемлемы идеи заброшенности, одиночества, пессимистические настроения. Он обладает достаточным запасом жизненных сил, позволяющих ему поддерживать духовную бодрость и придерживаться оптимистических идеалов34.

Современные западные психологи считают, что самоуважение и степень выраженности тревожности относятся к самым информативным показателям психологического здоровья. Позитивно настроенные люди, которые имеют ясные цели в жизни и, соответственно, не склонны мучить себя вечными сомнениями, неуверенностью, дурными предчувствиями и пессимизмом, имеют хорошие перспективы на укрепление и поддержание собственного здоровья35.

Наиболее полно перечень критериев психологического здоровья представлен в работе Н. Д. Лакосиной и Г. К. Ушакова. В первую очередь авторы относят к ним:

  • причинную обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность;
  • соответствующую возрасту человека зрелость чувств, постоянства места обитания;
  • максимальное приближение субъективных образов отражаемым объектам действительности;
  • гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;
  • соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражений;
  • критический подход к обстоятельствам жизни;
  • способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах;
  • адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду);
  • чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах;
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
  • самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов;
  • способность планировать и осуществлять свой жизненный путь36.

Итак, к критериям психологического здоровья в сфере психических состояний обычно включают: эмоциональную устойчивость (самообладание); зрелость чувств соответственно возрасту, совладание с негативными эмоциями (страх, гнев, жадность, зависть и др.); свободное, естественное проявление чувств и эмоций; способность радоваться; сохранность привычного (оптимального) самочувствия.

Из психических процессов чаще упоминаются: максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности (адекватность психологического отражения); адекватное восприятие самого себя; способность концентрации внимания на предмете; удержание информации в памяти; способность к логической обработке информации; критичность мышления; креативность (способность к творчеству, умение пользоваться интеллектом); знание себя; дисциплина ума (управление мыслями)37.

Особое значение среди критериев психологического здоровья личности придается степени ее интегрированности, гармоничности, консолидированности, уравновешенности, а также таким ее составляющим, как духовность (познание, стремление к истине); приоритет гуманистических ценностей (доброта, справедливость, и др.); ориентация на саморазвитие, самообогащение.

С позиций самоуправления здоровая личность характеризуется ярко выраженной целеустремленностью (обретением смысла жизни), волей, энергичностью, активностью, самоконтролем, адекватной самооценкой.

Социальное здоровье личности находит отражение в следующих характеристиках: адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация (равновесие) к физической и общественной среде, направленность на общественно полезное дело, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении.

С другой стороны, можно говорить и о характерных признаках психологического нездоровья, неблагополучия. Среди них есть наиболее типичные, и их тоже можно упорядочить в соответствии с приведенной выше логикой рассуждения.

Подобными свойствами личности являются: зависимость от вредных привычек; уход от ответственности за себя; утрата веры в себя, свои возможности; пассивность («духовное нездоровье»). К психическим состояниям обычно относят чувственную тупость; беспричинную злость; враждебность; ослабление как высших, так и низших инстинктивных чувств; повышенную тревожность. В сфере психических процессов чаще упоминаются: неадекватное восприятие самого себя, своего «Я»; нелогичность; снижение когнитивной активности; хаотичность (неорганизованность) мышления; категоричность (стереотипность) мышления; повышенная внушаемость; некритичность мышления.

В целом такая личность достаточно дезинтегрирована; ей присущи утрата интереса, любви по отношению к близким; пассивная жизненная позиция. В плане самоуправления она отмечается неадекватностью самооценки; ослабленным (вплоть до утраты) или, напротив, неоправданно гипертрофированным самоконтролем; ослаблением воли. Ее социальное неблагополучие проявляется в неадекватном восприятии (отражении) окружающего мира; дезаптивном поведении; конфликтности; враждебности; эгоцентризме (выливающемся в жестокость и бессердечие); стремлении к власти (как самоцель); вещизме и др.

1.3 Факторы, оказывающие влияние на здоровье

Факторы, влияющие на здоровье – комплекс причин и условий, обеспечивающих сохранение здоровья человека. В психологической литературе выделены и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на здоровье. Большинство из этих факторов носят социально–психологический, социально–культурный и социально–экономический характер.

К основным факторам физического здоровья человека относятся:

  1. уровень физического развития,
  2. уровень физической подготовленности,
  3. уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок,
  4. уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания38.

Физическое развитие – это биологический процесс становления и изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни (рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).

Физическая подготовленность – внешнее проявление уровня физической активности: уровня развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости) и степени владения двигательными умениями и навыками, необходимыми для успешного осуществления определенного рода деятельности человека (профессиональный труд, воинская служба, спорт и т. д.).

Функциональная подготовленность организма к физической нагрузке. Внешние проявления физической подготовленности человека обеспечиваются деятельностью (функционированием) костно–мышечной, дыхательной, сердечнососудистой, нервной и других систем организма. При этом организм в целом выполняет определенную работу, расходуя ту или иную энергию, и испытывает соответствующую физическую нагрузку. Состояние систем организма, их реакция на испытываемую физическую нагрузку определяют функциональную подготовленность (приспосабливаемость) организма к физической нагрузке.

Функциональную подготовленность отдельной системы организма оценивают с помощью так называемых функциональных проб, основная задача которых заключается в проверке функций (деятельности) системы с учетом ее реакции на воздействия определенной, дозируемой физической нагрузки на организм.

Адаптационные резервы в общем виде представляют собой возможности клеток, тканей, органов, систем органов и целостного организма противостоять воздействию различного вида нагрузок, адаптироваться к этим нагрузкам, минимизируя их воздействие на организм и обеспечивая должный уровень эффективности деятельности человека. Адаптационные резервы организма – это, по существу, критерий физического здоровья.

Факторы, которые оказывают влияние на психологическое здоровье, подразделяются на предрасполагающие, провоцирующие и поддерживающие. Предрасполагающие факторы. Эти факторы усиливают восприимчивость человека к психическому заболеванию и повышают вероятность его развития при воздействии провоцирующих факторов. Предрасполагающие факторы могут быть генетически обусловленными, биологическими, психологическими и социальными.

Психологическое здоровье имеет непосредственную связь с состоянием физического здоровья. Нарушения соматического здоровья могут вызвать кратковременное психическое расстройство или хроническое заболевание39.

Важное влияние на психологическое здоровье оказывают социальные факторы. Их можно подразделить на социально–средовые, социально–экономические, социально–политические, экологические.

В 80–е годы ХХ столетия эксперты ВОЗ определили 4 группы факторов, влияющих на здоровье, и их ориентировочное долевое (процентное) соотношение:

    • генетические факторы – 15–20%;
    • состояние окружающей среды – 20–25%;
    • медицинское обеспечение – 10–15%;
    • условия и образ жизни людей – 50–55%40.

Таким образом, формирование здорового образа жизни представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь. Обратная связь от наступающих в организме в результате следования здоровому образу жизни изменений срабатывает не сразу, положительный эффект перехода на рациональный образ жизни иногда отсрочен на годы. Так как здоровый образ жизни предполагает отказ от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (переедание, комфорт, алкоголь и др.) и, наоборот, – постоянные и регулярные тяжелые для неадаптированного к ним человека нагрузки и строгую регламентацию образа жизни, то далеко не все могут перейти на такой образ жизни.

1.4 Проблема исследования состояния здоровья студентов

Сегодня особенно актуальна проблема здоровья студентов, так как сохранение здоровья данной категории, улучшая их репродуктивное здоровье, это будет способствовать повышению уровня состояния популяционного здоровья.

Эта группа населения относится к числу наименее социально защищенных, между тем как специфика возраста и учебного процесса предъявляют повышенные требования практически ко всем органам и системам организма. В то же время в образовательных учреждениях практически не поднимаются вопросы оценки состояния молодежи и выделение наиболее распространенных и социально значимых для учебных коллективов заболеваний для выбора приоритетов в лечебно–профилактической деятельности.

Информация о работе Психологическое и физическое здоровье студентов (на примере Спасского филиала КГОБУСПО «Владивостокский базовый медицинский колледж»)